Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M186. Бег наперегонки: еж – участник.

.14.-.16.27.-.29.31.32.

Участвуя в беге наперегонки, еж побеждает более быстрого соперника.

Западная Сахара [еж и орел], кабилы [еж и шакал], берберы шауи [еж и шакал], берберы зуав [еж и шакал], берберы района Матмата [еж и волк], Марокко [еж и шакал], арабы Алжира [еж и шакал], португальцы [еж и заяц], испанцы (Мурсия) [еж и заяц], каталонцы [еж и лиса], мальтийцы [еж и шакал], немцы [еж и заяц], фризы [еж и заяц], англичане [еж и лиса], валлийцы [еж и черт], сирийцы [еж и заяц], Ирак [еж и лиса], венгры [еж и заяц], болгары [еж и лиса], поляки [еж и заяц], украинцы (Гуцульщина, Закарпатье) [еж и заяц], белорусы [еж и заяц], адыги [еж и олень], осетины [еж и олень], латыши [еж и заяц], эстонцы [еж и заяц], казанские татары [еж и лиса], башкиры [еж и заяц].

Северная Африка. Западная Сахара [Еж и Орел договариваются бежать/лететь наперегонки; Еж заранее расставляет на дистанции других ежей; Орел признает поражение, просит разрешить ему увидеть голову Ежа; тот велит поднять его в воздух, тогда увидит; Орел видит голову Ежа, бросает его, Еж разбивается]: Aris, Cladellas 1991: 146-147; кабилы: Dähnhardt 1912 [шакал и черепаха договорились, что победивший в беге наперегонки может другого съесть; шакал бежит по открытой местности, черепаха – в лесу, выставляет на дистанции других черепах; шакал проиграл, в страхе убежал]: 66; Frobenius 1921b, № 4 [шакал и еж решили вместе выращивать бобы; приготовили горшок масла и горшок меда – вечером вернутся с работы и поедят; шакал: у соседа родился ребенок, придется идти дать ему имя; пошел туда, где были спрятаны горшки, съел масло и мед, наполнил горшки землей, сверху помазал остатками масла и меда; вернувшись, ответил, что ребенка назвали До Дна (bis auf dem Boden); во время сбора и обработки урожая шакал подстраивает так, что всю работу делает еж; предлагает разделить: шакалу бобы, ежу солома; еж возмущен; шакал спрашивает (своих) братьев, те говорят: кто быстрее добежит до амбара, тот и получит зерно; еж оставляет там своего брата; когда шакал подбегает, еж (т.е. брат ежа) говорит, что он уже добежал; звери присуждают бобы ежу; оба спорят, кто съел масло и мед; человек: ложитесь спать, положив под себя черепки; съел тот, у кого они будут вымазаны маслом и медом; под утро шакал встал и подменил черепки; еж обвинил его, шакал попытался его ударить и укусить, весь искололся; решил больше с ежом не связываться, урожай достался ежу]: 13-16; берберы района Матмата [волк и еж вместе обработали поле; стали спорить, кому достанется урожай; еж предложил бежать наперегонки, расставил на дистанции своих семерых детей, волк поверил, что проиграл]: Dähnhardt 1912: 68-69; Марокко [еж и шакал договариваются бежать наперегонки; еж ставит на финише свою жену, шакал падает замертво от усталости]: Dähnhardt 1912: 69; берберы шауи (восток Алжира), арабы Алжира [еж и шакал посадили лук, шакал взял корешки, еж вершки; на следующий раз посадили пшеницу, еж взял корешки, а шакал – зерно; тогда еж предложил отдать пшеницу тому, кто победит в беге; расставил вдоль дистанции других ежей; шакал признал свое поражение]: Dähnhardt 1912: 69; берберы зуав [еж и шакал посадили лук, шакал взял корешки, еж вершки; на следующий раз посадили пшеницу, еж взял корешки, а шакал – зерно; еж недоволен; шакал предлагает отдать пшеницу тому, кто быстрей добежит до кучи зерна; еж спрятал в ней брата, шакал признал свое поражение]: Dähnhardt 1912: 69-70.

Южная Европа. Португальцы [жаба и лиса (большинство версий), черепаха и лиса, либо еж и заяц договариваются бежать наперегонки; жаба (черепаха, еж) ставит на финише своего родственника]: Cardigos 2006, № 275C: 51; испанцы (Мурсия) [черепаха (либо еж) и заяц договариваются бежать наперегонки; черепаха (еж) расставляет других черепах (ежей) вдоль дистанции, заяц верит, что проиграл]: Hernández Fernández 2013, № 275C: 82; каталонцы [еж и лиса]: Oriol, Pujol 2008, № 1074: 209; мальтийцы [еж и шакал посадили репу; еж предлагает шакалу выбрать вершки, либо корешки, тот выбирает вершки, получает ботву; на следующий раз шакал выбирает корешки, получает корни пшеницы; они договариваются бежать наперегонки до горы и назад; еж расставляет своих трех братьев; шакал бегает, всегда видит ежа впереди, оставляет ежу пшеницу]: Dähnhardt 1912: 70.

Западная Европа. Немцы [заяц презрительно отзывается о ногах ежа, тот предлагает бежать наперегонки; велит жене стоять на другом конце поля, ответить за него, когда заяц туда прибежит; заяц проигрывает]: Grimm, Grimm 1987, № 187: 543-545 (=Гримм, Гримм 1987: 421-423); фризы (много записей) [еж (улитка) и заяц (борзая) договариваются бежать наперегонки; еж ставит жену на финише, заяц бегает до тех пор, пока не падает замертво]: Kooi 1984, № 275A*: 306; англичане [еж и лиса бегут наперегонки, еж ставит жену на финише, лиса верит, что проиграла]: Dähnhardt 1912: 71; валлийцы (Radnorshire) [Davies сказал черту, что тому не обогнать ежа; решили бежать по борозде; Д. поставил двух ежей на противоположных концах борозды; измученный черт сдался]: Watkins 1932: 426.

Передняя Азия. Сирийцы [еж и заяц состязались в беге; заяц был уверен в победе и проспал весь день, а еж достиг финиша и победил]: Белов, Вильскер 1960: 162-163; Ирак [еж и лиса вместе обрабатывали поле; лиса хочет забрать урожай себе, предлагает отдать победителю в беге; еж выставляет на дистанции других ежей, лиса признает поражение]: Nowak 1969, № 19: 59-60.

Балканы. Венгры [еж договаривается бежать наперегонки с зайцем; расставляет вдоль дистанции других животных своего вида, заяц падает от изнеможения]: Kovacs, Benedek 1987, № 275A: 298; (ср. Kovacs, Benedek 1987, № 398E [еж и косуля договариваются бежать наперегонки вниз по склону; косуля прибегает первой, но внизу переворачивается и ломает шею]: 298); болгары [лиса и еж делят урожай; чтобы получить все, лиса предлагает бежать наперегонки; еж цепляется к ее хвосту, выигрывает]: Даскалова-Перковска и др. 1994, № 275: 85-86

Средняя Европа. Поляки [еж и заяц бегут наперегонки, еж ставит другого ежа на финише, заяц верит, что проиграл]: Dähnhardt 1912: 71; украинцы (Гуцульщина, Закарпатье), белорусы [Заяц и еж: состязаются в беге; еж совершает подмену, заранее послав жену или братьев на конец поля и поэтому выходит победителем]: СУС 1979, № 275A*.

Кавказ – Передняя Азия. Адыги: Алиева 1978, № 78 (бжедуги) [ежиха жила в сухом пне, старик бросил его в огонь, ежиха обещала совершить 3 курмена (жертвоприношения), если старик ее спасет; старик об этом не знал, но выбросил пень и залил его водой, т.к. пень дымил; ежиха привела медведя к дереву с пчелами; затем предложила спрыгнуть на нее, уклонилась, медведь разбился о пень (это два курмена: пчелы и медведь); ежиха предлагает оленю бежать наперегонки, расставляет на дистанции ежат; олень умер от напряжения; ворона хотела унести мясо, ежиха предупредила этого не делать – весь вороний род пропадет; ворона раскрыла рот, мясо выпало]: 350-352; Керашев 1957 [еж предлагает оленю бежать между двумя курганами; у другого кургана стави приятеля; олень бегал между курганами, пока не лопнул]: 311-312; Максимов 1939 [как в Керашев; олень ушел пристыженный]: 91-93; осетины [два ежа жили в дупле; дерево срубили, бросили в печь, ежи обещали возблагодарить Бога блюдом из легких оленя и медом на груди медведя; пошла вонь, хозяйка выбросила полено; еж предлагает оленю бежать до кургана: проигравшего можно зарезать и съесть; у кургана сидит другой еж; оленя зарезали, показали медведю, где мед; предложили положить соты на грудь и падать; медведь разбился]: Дзагуров 1973, № 13: 39-41.

Балтоскандия. Латыши [еж предлагает зайцу бежать наперегонки – выигравший вырвет у другого 10 иголок или усов; еж ставит на финише своего брата; они бегут туда, обратно и снова туда, каждый раз еж говорит, что, ожидая зайца, замерз; с тех пор у ежей над губой заячьи усики]: Алксните и др. 1958: 86-87; эстонцы [заяц говорит ежу, что тренируется в беге; еж: я уже натренировался; заяц предлагает бежать наперегонки; решает отдохнуть, проспал до вечера; за это время еж добрался до цели; с тех пор заяц избегает ежа]: Jakobson 1954: 22-24.

Волга – Пермь. Татары [лиса и еж решили бежать наперегонки; еж поставил ежиху на финише; лиса бегала туда и обратно, но каждый раз видит перед собой ежа]: Замалетдинов 2008а, № 12: 50; башкиры [еж предлагает зайцу бежать наперегонки; ставит ежиху на финише, выигрывает монету и молоко]: Бараг 1989, № 103: 414-416 (=Юхма 1990: 122-123).