Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M186A. Лиса и налим. .34.-.37.

Лиса бежит вдоль берега реки, а налим плывет в воде. Лиса его окликает, а он всегда далеко впереди (обычно расставляет на дистанции других налимов, но в негидальском тексте мотив соревнования опущен).

Тувинцы, нганасаны, западные и байкальские эвенки, якуты, негидальцы.

Южная Сибирь. Тувинцы [лиса была черной; предложила налиму соревноваться в беге вверх по течению; налим расставил других налимов вдоль берега, каждый отвечает лисе, что он впереди нее; лиса от стыда покраснела и осталась красной]: Ватагин 1971, № 34: 193-194 (=Пермяков 1972: 35).

Западная Сибирь. Нганасаны [лиса предлагает налиму бежать наперегонки; он договорился с другими рыбами; когда лиса на бегу окликала налима, каждый раз слышала его голос впереди себя; умерла от усталости]: М. Момзикова, презентация в ЕУСПб 26.11.2015 со ссылкой на Долгих.

Восточная Сибирь. Илимпийские эвенки (Тура) [Пташка предлагает Лисе попрыгать по льду озера; Лиса проваливается; на дне мать сорог хворает; Лиса предлагает вылечить, велит вывести ребят вон, съедает Сорогу; предлагает Налиму бежать наперегонки; за того каждый раз отвечают другие налимы, находящиеся впереди; Лиса едет на санках со старухой, съедает жир; велит старику привести оленей на кормовище; сама убивает, съедает их; старик кричит старухе, чтобы та убила лису; Лиса объясняет, что он велит привязать ей жир на хвост; убегает; старик пустил собаку, Лиса в нору, старик зажег огонь, Лиса велела огню оставить ей хвост хоть с рукав длиной; тот оставил]: Василевич 1936, № 1: 7-8; эвенки (Подкаменная Тунгуска) [налим предлагает лисе плыть и бежать наперегонки; расставляет вдоль берега других налимов; от бега у лисы из черной шкуры искры засверкали, желтой стала]: Суворов 1956: 64-65; каларские эвенки (север Забайкалья) [Лиса обещает срубить дерево, если птичка не сбросит ей птенца; Рябчик объясняет, что Лисе нечем рубить; Лиса ловит Рябчика, показывает птичке; та, Вот летят Гуси, похвастайся им добычей, Лиса открывает пасть, Рябчик улетает; Лиса договаривается бежать наперегонки с Налимом; тот расставляет вдоль реки своих родственников, Лиса проигрывает]: Пинегина и др. 1952: 17-18; эвенки Бурятии: Воскобойников 1958: 41-42; 1960b: 28-29; баунтовские эвенки (Бурятия) [лиса предлагает налиму бежать к вершине речки: она будет на каждом мысу его окликать, а он пусть отвечает; лиса надеялась срезать дистанции между мысами; налим расставил повсюду других налимов, лиса проиграла; речку с тех пор называют Налимьей]: Воскобойников 1958: 41-42 (Воскобойников, Меновщиков 1951: 170-171); якуты [лиса и налим состязались в беге; налим победил, расставив у финиша своих друзей; щука об этом сказала; судьи велели его сечь, его хвост сузился; Налим: скоро придут люди, не найдут в костях мяса, что они будут есть? судьи велели Тайменю отдать Налиму часть мяса и поменяться печенью; с тех пор у налима большая печень]: Эргис 1967, № 64: 173 (~Сивцев-Омоллоон 1976: 32-34).

Амур – Сахалин. Негидальцы [лиса велит летяге бросить ей на съеденье детеныша, грозит забодать ее; летяга отдает одного за другим четырех детенышей; дедушка-сова объясняет летяге, что рога Лисы травяные; летяга больше не отдает детенышей, Лиса бросается на дедушку-сову, тот сам несет ее над землей, бросает в море; лиса говорит нерпе, что поет песни, которые пели при сватовстве ее родителей, что ее народ многочисленен как звезды; спрашивает, сколько родственников у нерпы; считает высунувшихся из воды нерп, перебегает на материк по их телам; встретила налима; лиса бежит по берегу, налим плывет; лиса его окликает; он сперва откликается через одну излучину {т.е. впереди}, затем через две; лиса пришла туда, где старушка оставила сушиться черемуху; лиса съела черемуху, заснула; старушка пришла, убила лису ножом, сняла шкуру, сделала шапку; волк предложил сторожить шапку, пока старушка кормит щенков, уносит шапку; ворона предлагает вернуть, старушка спрашивает, как та будет говорить с волком; карр-карр, старухе не нравится; птичка: чвик-чвик, старушка согласна; птичка влетела в зимник, там зайцы, лисы, волки, вороны, хорьки и старик со старухой; мамаша-крестовка камлает; птичка: чвик; старик: это хороший шаман, пусть наденет нашу шапку; птичка надела и улетела, принесла старушке; та дала ей для носика рукодельный ножичек, в лапки иглу]: Цинциус 1982, № 24: 132-135 (перепеч. в Санги 1989: 274-277).