Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M188A. Шакал на троне. (.23.)

Персонаж требует, чтобы к нему обращались как к повелителю (обычно садится на кучу отбросов и требует, чтобы в нем признали царя). Одно из животных разоблачает его.

Синдхи, панджабцы, кумаони, пахари, непальцы.

Южная Азия. Синдхи [шакал просит красильщика выкрасить его синей краской (индиго); вколол в уши колючки акации, пришел к другим шакалам, назвался султаном, сел у пруда на трон из коровьих лепешек; позволил козам напиться лишь после того, как они воспели султана на золотом троне с драгоценными подвесками в ушах; то же с другими животными; старый баран попросил сперва дать ему напиться, а потом уже позволить произнести похвалу; поет, что вонючий шакал сидит на троне из дерьма с колючками в ушах; шакала бросился на него, но баран указал на приближающихся собак и шакал убежал в заросли]: Schimmel 1995, № 30: 203-204; панджабцы: Зограф 1976 [шакал нашел в куче мусора рваные чувяки, повесил их на уши, как отшельники вешают серьги, сел у озера на кучу обмазанных навозом костей, у приходящих попить требовал, чтобы они называли его царевичем, трон – золотым и серебряным; все так и делают; заяц просит сперва разрешить напиться, чтобы лучше воспеть хвалу; говорит про навоз и чувяки, скрывается в норе; шакал убежал]: 28-30; Steel, Temple 1884, № 17 [шакал нашел пару выброшенных башмаков, повесил их себе в уши, сделал трон из старых костей; каждому, приходящему на водопой, велит сказать, что царевич сидит на золотом и серебряном троне; все так и делают; игуана просит сперва разрешить напиться, чтобы лучше воспеть хвалу; говорит про чувяки и кости, скрывается в норе; шакал хватает ее за хвост; она просит разрешить обратиться к нему лицом, шакал выпускает хвост, игуана убегает]: 153-156; кумаони [лис нашел труп слона; когда подошли другие лисы, сказал им, чтобы те уважали его как убийцу слона; пусть едят слонятину, но почитают его царем; сел на трон из травы и тряпок; появились собаки, лисы обратились в бегство, а сидевший на троне оказался к нему привязан и был растерзан]: Upreti 1894: 127; пахари [шакал делает трон из костей, велит называть его раджой, а трон – золотым; игуана говорит, что он шакал, а трон из костей; шакал за ней гонится, хватает за хвост; игуана из норы велит ему сказать, «Ха»; шакал открывает пасть, игуана спасается]: Dracott 1906: 81-82; непальцы [лиса собирается съесть птенцов павлинихи; та называет ее «министром леса», предлагает прийти позже, когда дети вырастут, обещает объявить всем животным, что лиса – министр леса; когда лиса ушла, павлиниха спрятала птенцов, вырыла яму, прикрыла своим пометом, взлетела на дерево; убедившись, что ее обманули, лиса бросилась на павлиниху, упала в яму; павлиниха смеялась до слез, с тех пор у павлинов глаза красные]: Sakya, Griffith 1980: 46-48.