Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B98. Летучая мышь между зверями и птицами, ATU 222A.

.11.-.16.(.20.).21.-.29.31.32.(.33.).34.(.38.)..43.61.

Летучая Мышь пытается примкнуть то к зверям, то к птицам либо оказывается исключенной из числа как тех, так и других.

Дабида, квири, ньянга, бети-булу, танга, мпонгве, конго, бенга, саката, йоруба, игбо, хауса, акебу, бауле, амхара, арабы Алжира (плато Тиарет), арабы Туниса, мальтийцы, португальцы, испанцы, латиняне, голландцы, фламандцы, немцы (Померания, Мекленбург; {только?}), французы (16 в.; условно: север Франции), (Ниуэ), лепча, раванг, качин, моны, бирманцы, вьеты, панджаби, никобарцы, илокан, китайцы, лису, Древняя Греция, венгры, чехи, русская письменная традиция, калмыки, (абхазы), грузины, азербайджанцы, финны, вожане, эстонцы, латыши, литовцы, пруссы, казанские татары, (казахи), алтайцы, телесы, челканцы, хакасы, тувинцы, буряты, монголы Ордоса, ойраты, (японцы), кус, модок, шуар.

Бантуязычная Африка. Дабида [началась война птиц и зверей; звери стали одолевать, Летучая Мышь пошла к царю зверей, сказала, что у нее тоже зубы и грудное молоко; когда начали побеждать птицы, она сказала, что тоже летает; ее отвергли обе стороны]: Виноградов 1984, № Д6: 228; квири [Летучая Мышь пытается подружиться со зверями, затем с птицами; те и другие гонят ее, она уходит жить в пещеру, висит вниз головой, мечтая найти друзей]: Paulian 1940: 217-218; ньянга [звери собрались делать приношения духам предков; предложили Летучей Мыши отправляться к птицам; велели ей засмеяться, увидели зубы, оставили у себя; она ест вместе с ними; затем участвует в жертвоприношении у птиц; и теперь Летучая Мышь ест пищу и птиц, и зверей]: Котляр 1973: 214; (=2009, № 221: 142-143); лаади (лаари) [Летучая Мышь отказывается платить подать сперва чиновникам Слона, поскольку у нее крылья, а затем Орла, поскольку у нее зубы; те рассвирепели, Летучая Мышь спряталась; Бог наказал ее, закрыв задний проход; теперь она лишь пьет сок, а остальное отрыгает через рот, вися вниз головой]: Koutekissa, Koutekissa 2003: 7-9; конго : Анпеткова-Шарова 1975 (зомбо Анголы) [муж Летучая Мышь умер, жена попросила разыскать его родственников, позвать на похороны; птицы сказали, что у него нет клюва и уши не похожи на птичьи; мыши - что у него есть крылья, а у них нет; жена похоронила мужа одна, безродных людей называют летучими мышами (Нгембо)]: 11-13 (=2010: 233-234; пересказ в Котляр 2009, № 220: 142); Klipple 1992, № A249.1 (сонге) [во второй половине дня отец летучей мыши скончался; та стала копать могилу, но поняла, что до захода не успеет; стала просить солнце остановиться; этого не случилось и летучая мышь пообещала никогда больше солнца не видеть; поэтому летает лишь по ночам]: 346; бети-булу [Летучая Мышь приходит на пир к птицам, показывая свои крылья, и ко зверям, показывая зубы; не ходит на траурные собрания, показывая птицам зубы и крылья зверям; Страус и Лев договариваются ее разоблачить, оба не пускают к себе]: Binam Bikoï 1977: 72-74 (пер. в Поздняков 1990: 117-118); танга [мать Летучей Мыши при смерти; Антилопа: только Солнце сможет ее исцелить; Летучая Мышь встречает Солнце, тот велит прийти к нему домой утром; каждый день Летучая Мышь встречает Солнце, когда тот уже отправился в путь, а вернуться назад тот не может; мать умерла; животные отказываются ее хоронить, потому что у нее крылья, а птицы – потому что зубы; в итоге тело съели муравьи; Летучая Мышь решает, что во всем виноват Солнце; решает вечно оплакивать мать, ни с кем не дружить, выходить только ночью]: Nassau 1912, № 21: 163-165; бенга [мать Летучей Мышь заболела; Антилопа сказала, что только Солнце (Joba) сумеет ее вылечить; семь раз ЛМ встречал Солнце, но тот говорил, что, выйдя утром из дома, не может вернуться; мать ЛМ умерла; животные сказали, что хоронить ее должны птицы, а птицы - что животные; труп съели муравьи; Летучая Мышь решил не встречаться с Солнцем, раз тот не вылечил его мать]: Nassau 1912, № 21: 163-165 (=Jablow 1961: 82-84; резюме в Котляр 2009, № 223: 143, кратко в Collén 1979: 415); саката [в 1977 от приехавшего в Швецию саката записан текст, похожий на вариант бенга]: Collén 1979: 415-416.

Западная Африка. Акебу [Земля и Небо поссорились; тогда Небо отказался посылать дождь; Земля послала к нему Трясогузку с калебасой; та пала ниц, сказала, что Земля признает превосходство Неба; Небо налил в калебасу воды, поставил условием, чтобы Земля построила для своих детей дом; Трясогузка спустилась, калебаса лопнула, вода растеклась по всей земле; все люди и животные приняли участие в постройке дома; после этого ко всеобщей радости прогремел гром; Летучая Мышь отказалась строить; птицы ее погнали; теперь она скрывается и у нее нет своего дома]: Müller 1908: 274; йоруба [летучая лисица умерла; послали за птицами ее хоронить, но те сказали, что она им не родственник, если без перьев; послали за крысами, те отказались – она без хвоста; так и осталась непогребенной]: Ellis 1894, № 3: 252-253; йоруба , игбо [началась война птиц и зверей; птицы начали побеждать, Летучая Мышь тоже назвалась птицей; когда перевес оказался у зверей, стала доказывать, что и она зверь; те прогнали ее, птицы назад не приняли, теперь она выходит лишь по ночам]: Walker, Walker 1980: 26 (то же йоруба в ogumefu, Yoruba Legends, no. 11, p. 17 в Klipple 1992: 348, 249); игбо [сражаясь с птицами, звери заметили, что летучая мышь уклоняется от участия в битве и готова примкнуть к победителю; ее арестовали и посадили в тюрьму; после победы над птицами стали судить; ее защитник доказал, что у нее есть черты как зверей, так и птиц, поэтому ее право примыкать к любой из сторон]: Basden 1921: 281-282; хауса [летучая мышь отказалась платить налог льву, ибо умеет летать, и орлу, ибо у нее есть зубы; с тех пор живет одна и никому не платит налог]: Лаптухин 1964: 32-33; бауле [Летучая Мышь попросила ссуду у Матери-земли и у небесного бога Ньямье; когда Н. попросил вернуть долг, Летучая Мышь согласилась, но Земля упрекнула ее, поскольку у нее она заняла раньше; Летучая Мышь сказала Н., что ее ноги уже на пути к нему, но и к Земле она всегда прислушивается; поэтому висит ногами вверх, головой вниз]: Химмельхебер 1960: 60-61 (=Котляр 2009, № 222: 143; сикон [летучая мышь была красивым зверьком; но решив, что птицы живут лучше, попросила у Бога крылья; когда голодали звери, жила с птицами, когда птицы – со зверями; когда же она умерла, и звери, и птицы отказались ее хоронить, ибо птицы заметили у нее зубы, а звери – крылья]: Pinney 1973: 273-275.

Судан – Восточная Африка. Амхара [когда Летучая Мышь увидела, что побеждают птицы, она попросила принять ее к ним, т.к. у нее есть крылья; когда стали побеждать звери, пошла к ним, сказала, что у нее есть зубы; звери ее не приняли, а птицы тоже прогнали, поэтому она прячется днем]: Reuss-Nliba, Reuss-Nliba 2018: 144 (=Ганкин 1979, № 1: 17); (ср. акебу [Земля и Небо поссорились; тогда Небо отказался посылать дождь; Земля послала к нему Трясогузку с калебасой; та пала ниц, сказала, что Земля признает превосходство Неба; Небо налил в калебасу воды, поставил условием, чтобы Земля построила для своих детей дом; Трясогузка спустилась, калебаса лопнула, вода растеклась по всей земле; все люди и животные приняли участие в постройке дома; после этого ко всеобщей радости прогремел гром; Летучая Мышь отказалась строить; птицы ее погнали; теперь она скрывается и у нее нет своего дома]: Müller 1908: 274).

Северная Африка. Арабы Алжира (плато Тиарет) [летучая мышь сперва полетала с птицами, затем поела с мышами и не знала, к кому примкнуть; Бог сделал ее похожей и на птиц, и на мышей]: Aceval 2005, № 120: 142; арабы Туниса [народ птиц жил в достатке, но на него напали лисы; одну птицу отправили к царю лис, тот в нее влюбился, женился; она сказала, что их потомков лисы не должны трогать; так родились летучие мыши; но как среди животных, так и среди птиц они чувствуют себя неуютно и летают лишь по ночам; по-арабски "летучая мышь – "маленькая ночная птичка"]: Ayadi 2008, № 47: 66-67.

Южная Европа. Мальтийцы [Адам вызывает птиц, летучая мышь отказывается явиться, ибо лишена перьев; он вызывает животных, летучая мышь говорит, что у нее крылья; наказана и теперь летает лишь по ночам]: Mifsud-Chircop 1978, № 289a: 23; испанцы , португальцы [Летучая Мышь в войне животных и птиц]: Goldberg 1998 и Martínez 1955 в Uther 2004(1), № 222A: 141 (в указателях Camarena & Chevalier 1997 и Cardigos 2006 этого сюжета нет); латиняне [пересказ басни Федра из «Адемаровской рукописи» (XI в.): «Вели войну пернатые с четвероногими, и то побеждали, то терпели поражения. А летучая мышь, чей перевес видела, к тем и присоединялась, опасаясь неверного исхода. Когда водворился прежний мир, обоим породам стал явен ее обман. И вот, осужденная за столь постыдное преступление, летучая мышь избегает света, скрываясь в черном сумраке ночи» (пер. М.Л. Гаспарова)]: Гаспаров 1962, № 54: 78.

Западная Европа. Французы (Cifarelli 1993, № 104, 16 в.), голландцы [Летучая Мышь в войне животных и птиц]: Uther 2004(1), № 222A: 141; немцы (в основном или исключительно север; Померания; Мекленбург; также фламандцы ): Dähnhardt 1912: 199-202.

( Ср. Микронезия – Полинезия. Ниуэ (прим.: жители Ниуэ считают летучих лисиц птицами, так что сюжет, скорее всего заимствован от европейцев) [птицы с переменным успехом воевали с ползующими животными; Летучая Лисица попеременно примыкала к побеждающей партии; с тех пор ее гонят все и она опасается появляться днем]: Loeb 1926b: 194-195).

Тибет – Северо-Восток Индии. Лепча : Stocks 1925, № XVI [отказываясь платить налог царю птиц, Летучая Мышь показывает зубы, говорит, что она Крыса; не платит царю Крыс - у нее крылья; оба царя договорились ее убить, но она сказала, что ее родственники отомстят; ее оставили в покое и только она не платит налогов]: 371-372 (ср. № IX [два брата-Солнца всходили по очереди, был нестерпимый жар; Жаба (съедобный вид) вызвался убить Солнце, сделал стрелу из петушьего гребешка (Celosia L ., амарантовые), убил ею старшего брата; младший накрылся черным покрывалом, стало темно; черные песты превратились в змей, деревянные ступки в тигров; осветить мир старались светляки и дерево, у которого низ листьев белый, оно вывернуло их наружу; но этого недостаточно; половина людей погибла от змей и тигров; люди, животные и сам верховный бог Rum безуспешно просили Солнце вернуться; лишь когда Летучая Мышь, подвесив себя к концам лука за ноги и нос, крикнул через нос, что мир погибнет от холода, Солнце выглянул, т.к. с ним еще никто не говорил через нос; увидев висевшего на луке Летучую Мышь, улыбнулся; тут же стало жарко и Летучая Мышь упал, поломав кости; поэтому его ноги не похожи ни на птичьи, ни на звериные, а нос вывернут; Жабу решили наказать, иначе Солнце не будет светить; ему обрубили большие пальцы, поместили в холодное место; убитое Солнце стало Месяцем; в седьмой, восьмой и девятый месяц нынешнее Солнце садится раньше, говорит, что устал; но на самом деле красный петуший гребешок в это время вырастает на полную высоту и Солнце опасается быть застреленным]: 363-365); раванг [солнце светило слабо, люди и животные решили собрать мзду, чтобы Солнце согласилось быть ярче; лишь Олень и Летучая Мышь не участвовали, поэтому теперь выходят лишь по ночам; сборщикам дани от зверей Летучая Мышь показала крылья, а от птиц – шерсть; ее наказали тем, что теперь она висит вниз головой и летает лишь ночью]: LaPolla, Poa 2001: 25; качин (Тибет) [на небе было девять солнц, все живущее гибло от жара; услышав, как их ругают, все солнца скрылись; звери и птицы решили поднести им дары; Летучая Мышь доказывала, что она не птица (имеет зубы), не зверь (летает), не внесла своей доли; ей (и Летяге) не разрешили пользоваться солнечным светом]: Тишков 1957: 99 (=Лин Лин, Устин 1959: 175-176).

Бирма – Индокитай. Моны [птицы провозгласили своим королем мифическую птицу Хинта, звери – Льва; летучие мыши отказались платить подать Хинте, прикинувшись крысами, Льву – показав крылья; Лев признал, что они бедны, но наказал, велев отныне висеть вниз головой]: Западова 1977: 214-215; бирманцы [когда царь послал собрать налог с летучих мышей, те притворились крысами, а когда собирали с крыс, сказали, что они летучие мыши; налог с них так и не взяли]: Аунг 1957: 46-47 (=Aung 1948, № 26: 58-59, =Aung 1948, № 26: 58-59); вьеты [летучая мышь не приходит на юбилей царя птиц, говоря, что у нее четыре лапы; не приходит к царю зверей – у нее крылья]: Landes 1886, № 126: 306.

Южная Азия. Панджаби [звери хотят выбрать царем Льва, птицы - Ястреба; стали драться; сперва победили звери, летучая мышь сказала, что и она кормит детенышей молоком; затем одолели птицы, Летучая Мышь сказала, что и она летает; в итоге решили, что на земле будет править Лев, а в небе

Ястреб, Летучую Мышь все прогнали]: Быстров и др. 1962: 189-191.

Малайзия – Индонезия. Никобарцы [во время войны птиц и зверей Летучая Мышь примыкает к тому лагерю, на чьей стороне перевес, доказывая птицам, что и она похожа на птиц, зверям – что она зверь; ее разоблачили, прокляли, велев висеть на ветках вниз головой, спать днем, бодрствовать ночью]: Roy 2001, № 18: 40-41; (ср. манггарай [Змея предложила Летучей Мыши воевать; через три дня привела всех змей, а Летучая Мышь - всех птиц; сражение длилось месяц, птицы победили]: Burger 1941, № 5: 262-263).

Филиппины. Илоко {=илокан?} [звери стали воевать с птицами; Летучая Мышь отвечала и тем, и другим, что подумает, уклоняясь от битвы; после заключения мира обе стороны стали гнать от себя Летучую Мышь]: Eugenio 1994, № 229: 376.

Китай – Корея. Китайцы : Быстров и др. 1962 ["Минцзянь вэньсюэ", 1957, № 5, Приложение, Этиологические легенды, III; Сорока и Ворона поссорились из-за зернышка, стали драться, зернышко потеряли; его подобрала и съела Летучая Мышь; сказала Вороне, что Сорока ее обзывала; затем Сороке, что Ворона ее обзывала; Сорока и Ворона стали врагами; Феникс собрал всех птиц; Сорока с Вороной начали ругаться; Феникс велел рассказать, как было, каждая призвала в свидетели Летучую Мышь; все раскрылось; Летучая Мышь стала жить под карнизом жилища человека, вылетая лишь по ночам, чтобы не встречаться с птицами; петь перестала, чтобы ее не услышали]: 267-269; Ting 1978, № 222A [довольно популярный сюжет: ссылка на несколько источников, которые, видимо, описывают именно ханьский фольклор]: 223; лису [сборщику налогов с птиц летучая мышь отвечает, что она не птица, а с животных – что не зверь; те и другие ее после этого прогнали; она должна спать, вися в пещерах вниз головой, и выходить лишь по ночам]: Dessaint, Ngwâma 1994: 203-204.

Балканы. Древняя Греция [летучая мышь падает на землю, ее хватает ласка; летучая мышь молит о пощаде; ласка отвечает, что не может ее пощадить, так как от природы враждует со всеми птицами; летучая мышь говорит, что она не птица; ласка отпускает мышь; мышь вновь падает на землю; ее хватает другая ласка; мышь просит не убивать ее; ласка отвечает, что не может сохранить ей жизнь, так как у нее вражда со всеми мышами; мышь убеждает ее в том, что она не мышь, а летучее животное; ласка отпускает мышь]: Гаспаров 1968, № 172: 114; венгры [во время войны птиц и зверей сперва показалось, что звери одерживают победу и летучая мышь к ним примкнула; после смешательства стервятника, победили птицы; летучую мышь наказали: вырвали перья и изгнали из рядов птиц; с тех пор летучая мышь летает только ночью]: Kovács 1987, № 222A: 291.

Средняя Европа. Чехи [Летучая Мышь в войне животных и птиц]: Uther 2004(1), № 222A: 141; русская письменная традиция : Тарковский, Тарковская 2005, № 44 [«Зрелище жития человеческого» А.А. Виниуса (1674 г., десятки списков последней четверти XVII в., печатное издание 1712 г., зачитанное и вновь переписывавшееся в том же XVIII в.), которое является переводом-пересказом сборника басен «Theatrum Morum», изданного Э. Саделером в 1608 г. в Праге на немецком языке: между птицами и четвероногими животными шла война; нетопырь подумал, что звери побеждают, и перешел на их сторону; увидев, что птицы прогнали зверей, постыдился своего поступка, ушел ночью от зверей и стал скрываться от птиц]; № 25 [«Езоп» симбирского ротмистра Петра Кашинского (1675 г., из двух дошедших до нас списков один датируется 1684 г., а другой – первой третью XVIII в.), который состоит из трех книг и является свободным переводом басен из сборника «Przypowieśći Aezopowe, z Łacińskiego na Polskie z pilnośćią przełozone. Przydane są k temu przypowieśći z Gabryela Greka y Laurenthego Abstemiusa», изданного в Кракове около 1600 г.: когда была война между птицами и зверями, «ночная пьтичка», увидев, что идет ровный бой, присоединилась к зверям; птицы обратились за помощью к орлу и ту «пьтичку» осудили как изменника; с тех пор она летает не днем, а ночью (кн. 1: «Притча Езопа Францкого»)]: 322, 373; (ср. русская письменная традиция [«Притчи, или баснословие, Езопа Фриги» Федора Гозвинского (1607 г., более 20 списков XVII – начала XVIII в., в том числе «Книга, глаголемая Езоп»), которые являются переводом младшей редакции басен Эзопа, изданных около 1479 г. Боном Аккурсием в Милане: нетопырь упал на землю, кот {в греч. оригинале – γαλῆ ‘ласка, куница, хорек’} его поймал; нетопырь стал молить о пощаде; кот сказал, что не может его отпустить, т.к. воюет со всеми птицами; нетопырь, ответил, что он не птица, а мышь, и был в результате отпущен; когда упал снова, его поймала кошка; в ответ на мольбы о пощаде, она сказала, что враждует с мышами; нетопырь заявил, что он не мышь, но нетопырь (вариант: «птица есмь, а не мышъ»), и тем самым спасся]: Тарковский, Тарковская 2005, № 105: 244, 291).

Кавказ – Малая Азия. Калмыки : Басаев 2004, № 159 [птицы и звери вели войну, Летучая Мышь примыкала то к тем, то к другим в зависимости от того, кто побеждал; в итоге обе стороны прогнали ее, она вылетает из убежища только ночью]: 259-260; Басангова 2017, № 30 [летучая мышь ничего не отдает хозяину смерти; когда к ней является хозяин смерти крылатых, она выставляет когти – ведь я из когтистых; а когда приходит хозяин смерти когтистых, прячет когти и выставляет крылья; они не забирают ее детенышей, поэтому летучих мышей много]: 81; грузины [Летучая Мышь в войне животных и птиц]: Uther 2004(1), № 222A: 141; (ср. абхазы [Летучая Мышь (ЛМ), Колючка и Зимородок сговорились заняться торговлей; ЛМ удалось занять денег у птиц; они накупили за морем тканей, взвалили на спину Зимородка, поплыли домой; шторм сбросил груз со спины Зимородка; ЛМ и Колючка стали требовать от того, чтобы он вернул груз от рыб; с тех пор Зимородок ловит рыбу, Колючка расплодилась повсюду, чтобы задержать тех, кто с тканью пойдет или на ком окажется одежда из их ткани; Летучая Мышь прячется днем от птиц-заимодавцев]: Гулия 1909: 33-34 (перепеч. в Бгажба 2003: 101); азербайджанцы (сел. Карадаглы, 1909, зап. Лопатинским) [Лев потребовал дань с Летучей Мыши, та показала крылья и объяснила, что она птица и платит дань Орлу; посланцам Орла показала зубы и сказала, что платит Льву; с тех прячется, опасаясь, что звери и птицы потребуют от нее квитанцию об уплате]: Багрий 1930(3): 31.

Балтоскандия. Вожане [зверям стало обидно, что птицы хватают еду на лету и с земли; началась война птиц и зверей; Летучая Мышь поддерживала то тех, то других, смотря по тому, кто одерживал верх; птицы прогнали ее; теперь она может летать лишь с наступлением темноты, днем же птицы ее заклюют]: Ariste 1962, № 1: 5-6 (пер. в Конькова 2009: 101); латыши [ Летучая Мышь в войне птиц и зверей всегда присоединяется к тем, у кого лучше идут дела]: Арийс, Медне 1977, № 222A: 265; литовцы [когда звери и птицы воевали друг с другом,, летучая мышь служила обеим сторонам; поэтому ее никто к себе не принимает]: Кербелите 2001: 85; пруссы [птицы воевали с животными; летучая мышь, желая быть на стороне победителей, примыкала то к одной, то к другой стороне, то утверждая, что она птица, то доказывая, что мышь; после заключения мира обман раскрылся, и птицы и звери ее прогнали; поэтому летучая мышь днем прячется]: Reusch, Sagen des preuβ, Samlandes S. 40f, 1863 в Dähnhardt 2012: 199; эстонцы (1 запись, Вильяндимаа) [во время войны между зверями и птицами летучая мышь примыкает то к одним, то к другим и лишается доверия обеих сторон]: Kippar 1986, № 222A: 149; финны : Uther 2004(1), № 222A [Летучая Мышь в войне животных и птиц]: 141.

Волга - Пермь. Казанские татары [шла война между птицами и четвероногими животными; когда птицы стали побеждать, летучая мышь примкнула к ним; когда побеждать начали животные, она переметнулась на их сторону; по окончании войны был подписан мирный договор, а летучая мышь была отвергнута и птицами, и животными]: Гилязутдинов 2015, № 277: 273-274.

( Ср. Туркестан. Казахи [состарившись, Сулеймен-патша собрал птиц, попросил дать по перышку, чтобы сделать себе мягкую постель; все дали по перышку, а летучая мышь - все свои перья; С. сделал ее первой среди птиц; чтобы другие ее не дразнили за то, что она голая, он велел ей летать по ночам, когда птицы и люди ее не видят]: Бозинген 1984: 44).

Южная Сибирь – Монголия. Алтайцы : Гарф, Кучияк 1978 [как в Садалова; посланец птиц – ястреб, зверей – лиса; летучая мышь боится лисы, поэтому у нее ноги отсохли, а не желая встретиться с ястребом, днем не летает]: 66-67; Каташ 1978 [когда царь птиц Кан-Кередэ потребовал алман (дань) от птиц, Джарканат (летучая мышь) сказал, что он не птица, потому что у него есть клыки; когда стал собирать алман царь клыкастых животных Арслан-Кан, Джарканат сказхал, что он – птица, что имеет крылья; все птицы платят алман Кан-Кереде; все клыкастые животные платят алман Арслан-Кану; Джарканат отбился от того и другого: никому дани не платит]: 92; Садалова 2002, № 7 [когда к Летучей Мыши пришел сборщик дани от царя птиц Орла, та ответила, что она зверь, а не птица; сборщику дани от царя зверей Льва ответила, что она птица, взлетела, не заплатила дани]: 92-93; телесы [как у Садаловой]: Потанин 1883, № 2: 169; челканцы [Летучая Мышь была проклята богом, не явившись, когда вызывали всех птиц и зверей; в первый раз сослалась на то, что высчитывала тяжесть камней и рыб; рыбы оказались тяжелее, поскольку к ним были причислены продолговатые камни; во второй раз бог созвал зверей, летучая мышь опять не явилась; сказала, что считала мужчин и женщин – женщин больше; бог: я мужчин сделал больше; летучая мышь: но если прибавить к женщинам мужчин с женским умом, то женщин больше; бог хотел схватить летучую мышь, но она сказала, что не зверь и улетела; когда чиновники собирают дань со зверей, летучай мышь причисляет себя к птицам, а когда с птиц – то ко зверям; поэтому она ни к кому не примыкает]: Кандаракова 1988: 159-161; хакасы [летучая мышь сумела обмануть царя зверей, доказав, чято она птица, и обвела вокруг пальца царя птиц, доказав, что она зверь; с тех пор хонгорцы используют {сушеную} летучую мышь во время суда, чтобы так же искусно оправдаться]: Бутанаев 2003: 76; тувинцы [хан птиц собирал дань; летучая мышь ответила, что она собака, показала зубы; сборщикам хана зверей ответила, что она птица, улетела; с тех пор никому не подчиняется и не показывается на глаза; боится колючего караганника – если колоючка вопьется в крыло, погибает]: Алексеев и др. 2010, № 18: 61-63; буряты [птицы избрали царем орла; летучая мышь отказалась подчиниться, ибо у нее есть зубы; когда мыши избрали царя, сказала, что у нее крылья; за это птицы и мыши велели ей летать только ночью]: Потанин 1883: 174; монголы (Ордос) [волк победил ворону; летучая мышь сказал ему, что она тоже зверь, будет союзником; когда ворона победила волка, летучая мышь сказала вороне, что она – птица; волк с вороной помирились, узнали о том, что летучая мышь говорила каждому, прогнали ее; с тех пор летучая мышь робка, прячет лицо, вылетает лишь по ночам]: Mostaert 1937, № 30 в Соловьева 2014; ойраты (Синьцзян) [мотивам B98 и I76B соответствует сказка «Летучая мышь» из сборника «Betege caγān boqširγo», изданного в 1981 г. в Урумчи в серии «Фольклор ойратов Синьцзяна» {без подробностей; требуется проверка оригинала}]: Убушиева, Дамринжав 2020: 18.

( Ср. Япония. Японцы (лишь 1 версия из района Киото; явное европейское заимствование) [лиса и барсук разорили гнездо птицы uguisi, в нем было три яца; угуису пожаловалась орлу, тот – царю зверей льву; началась война птиц и животных; птицы посылают разведчиками трех комаров; те узнали, что если лиса поднимет хвост, это будет сигналом наступать, а если опустит, то отступать; птицы велят пчелам кусать лису в основание хвоста, когда та попытается его поднять, и в спину, когда попытается опустить; войско зверей в замешательстве, стороны прекращают войну; во время сражения летучая мышь каждый раз старалась примкнуть к победителям и была всеми изгнана; с тех пор вылетает из пещеры лишь по ночам]: Ikeda 1971, № 222: 53-54.

Побережье - Плато. Кус [все небольшие четвероногие сражаются с птицами; летучие мыши воюют на обеих сторонах; теперь их преследуют те и другие; они боятся появляться при свете дня]: Jacobs 1940, № 5: 232-233; модок [птицы и звери воюют; в первом сражении победили звери; Летучая Мышь спряталась и замешалась среди них; в следующем победили птицы, Летучая Мышь уверяет, что была с ними; так переходила из лагеря в лагерь; в конце концов птицы и звери велели ей жить одной и не иметь друзей]: Curtin 1912: 213.

( Ср. Юго-Восток США. Чироки : Duncan 1998 [животные и птицы решают разрешить свой конфликт, играя в мяч; животные отвергают Мышь как негодную; птицы делают ей крылья, выигрывают благодаря ей]: 236-239; Mooney 1900 [животные вызывают птиц играть в мяч; Летучая Мышь и Летяга хотят быть на стороне птиц; им делают кожаные крылья; они помогают птицам победить]: 286-287; ючи [Красная Медь предлагал соревноваться в стрельбе по катящемуся колесу, догонял, резал, забирал кровь; бабка говорит сыну Грома, что прежде, чем идти к Красной Меди, следует посетить отца; у дома отца юноша видит молодую женщину, та зовет Грома; тот отвечает, что если юноша его сын, пусть просидит четыре дня внутри скалы, затем пройдет над землей; на четвертый день скала взрывается, юноша выходит, идет над землей с громом и тучами; отец и сестра признают его, сестра раскалывает тучи топором, небо проясняется; догоняя юношу и касаясь его, Красная Медь не режет его, но сам тает, остается одна голова; Красная медь предлагает играть в мяч, ставит на кон свою голову; Красной Меди помогают все существа на земле, сыну Грома – все, кто летает; чтобы выиграть, Красной Меди надо бросить мяч в воду, а сыну Грома – в ворота неба; каждый раз, когда летающие существа готовы загнать мяч на небо, Кролик велит ему стать горячим, они роняют мяч; Летучая Мышь подталкивает мяч вверх; сперва Крокодил, затем Форель хватают мяч, он тонет; взбешенный Орел хватает Крокодила, швыряет его; Красная Медь отыграл свою голову]: Wagner 1931, № 17: 71-77).

( Ср. Большой Юго-Запад. Западные керес (Акома) [дочь вождя Кочин выходит за акок , духа зимы; наступает суровая зима; дух лета Миочин дает К. кукурузу; зовет на помощь летних, Ш. - зимних птиц и животных; щит М. – летучая мышь, щит Ш. – сорока; М. побеждает, снег тает, М. получает К.; М. и Ш. делят год на две части; южные животные и птицы закоптились от дыма и стали черными; северные были обожжены молниями и побелели (виды животных не названы)]: Pradt 1902: 88-90 (перепеч. в Edmonds, Clark 1989: 241-243).

Западная Амазония. Шуар [птицы воюют со зверями; Летучая Мышь говорит птицам, что он зверь, а зверям – что птица; после сражения все вместе пируют; Летучую Мышь прогоняют, велят днем скрываться от всех]: Barrueco 1988: 47-48.