Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

D13i1. Показавший зубы разоблачен.

.21.24.32.35.36.37.39.43.48.62.

Особенности персонажа можно определить по его зубам. Рассмеявшись и показав зубы, персонаж выдает себя.

Мотив d13g («Мясо на зубах»): Раи, кеты, орочи, удэгейцы, нанайцы, лесные и тундровые юкагиры, квинолт, верхние чехалис, помо, кауилья, летуама, макуна.

Мотив d13i (Мотив «Сломанный зуб»): Долганы, центральные якуты, илимпийские, сымские и западные эвенки, эвены, негидальцы, нанайцы, орочи, удэгейцы, уильта, юкагиры.

Другие ситуации: вемале, мари.

Малайзия – Индонезия. Вемале [солнечный бог Tuwale заметил следы подпиленных зубов на плоде манго; нашел сестер Dapie (луна) и Siloo; чтобы заставить их рассмеяться, велел муравью укусить себя за гениталии, стал корячиться, девушки рассмеялись, Т. увидел, что подпиленные зубы – у Д.; родители не согласились на брак, т.к. у Т. кожная болезнь, привели вместо дочери свинью; Т. утащил Р. под землю; на следующий день она появилась в виде луны; Т. постоянно преследует Р. на небе, а когда настигает и вступает с ней в брак, происходит солнечное затмение]: Knappert 1977b, № 12: 193-194.

Тибет – Северо-Восток Индии. Раи (Camling): Ebert, Gaenszle 2008, № 1а: 53-65.

Волга – Пермь. Мордва : Евсевьев 1964, № 18 [старик три года в лесу, нагнулся попить, Ведява схватила за бороду; отказывается от жеребца, амбара, мельницы, требует отдать то, что он дома не знает; старик приходит домой, навстречу трехлетняя дочь; она выросла, у нее один зуб серебряный; она залепила его воском, пошла к Ведяве; навстречу старики, зубы как лучины, глаза как ковши, не узнали девочку; дальше безобразные старухи, девочка рассмеялась, глядя на них, воск отвалился, старики и старухи побежали за девочкой; та бросила кленовый гребешок (кленовый лес), брусок (гора), щетку; выросло дерево, девочка на него забралась, старики и старухи стали грызть; девочка просит сестру на небе спустить нитку; та отвечает, что сперва вспашет поле, посеет коноплю; уберет коноплю; намочит коноплю; сомнет; спрядет; спустила нитку, сестра забралась, дерево рухнуло; старики и старухи стали грызть друг друга; муж сестры на небе – медведь, она спрятала девочку под кучей мусора; медведь стал есть мусор, не доел, не нашел девочки; сестра превратила девочку в жар, спрятала в углях; медведь стал есть угли, не доел; спрятала в сундуке, медведь хочет съесть сундук, сестра велит отнести сундук к ее родителям; по дороге медведь хочет открыть, девочка из сундука: вижу, вижу; медведь оставил сундук во дворе, дочка вернулась к родителям]: 150-154; Самородов 1978 [(=Померанцева 1973: 69-75); старик наклоняется пить, Ведява хватает его за бороду; он обещает отдать то, что дома не знает; возвращается через три года, его встречает дочь; вырастает, идет к В.; у нее передний зуб серебряный, его заливают воском; мать дает гребень и щетку, отец – оселок; старики и старухи спрашивают, не видела ли она девочки Серебряный зубок; она смеется, воск отваливается, они гонятся за ней, она бросает предметы; гребень превращается в лес, оселок в гору, преследователи прогрызают препятствия; щетка превращается в дерево, девочка забирается на него, просит живущую на небе сестру спустить нитку; та последовательно отвечает, что вспашет поле, посеет коноплю, замочит кудель, спрядет; спускает нить, когда старики и старухи перегрызают ствол; на небе прячет сестру от мужа-Медведя; тот ест угли, не находит спрятанной; сестра сажает ее в сундук, велит отнести родителям; Серебряный зубок из сундука говорит, Вижу каждый раз, как Медведь хочет открыть сундук; отец находит в сундуке дочь]: 262-268; Paasonen 1941 [по пути с чужбины старик наклонился попить, черт хватает его за бороду, велит обещать отдать то, что дома не знает; дома встречает дочь, у нее передний зуб серебряный, его заливают воском; родители решают послать ее к ее старшей сестре; в она встречает молодых чертей, затем чертей средних лет, отвечает, что не видела девочки с серебряным зубом; смеется над старыми, воск отваливается, черти гонятся, девочка последователь бросает назад части прялки; вырастает липовый, кленовый, березовый лес, черти их прогрызают; когда бросает пряслице, вырастает оловянная гора, девочка забирается на нее, зовет старшую сестру, которая на небе; та последователь отвечает, что уже пашет поле, сеет, собирает, треплет коноплю, вьет веревку и т.п.; черти почти перегрызли гору, девочка забирается по веревке к сестре, та последователь прячет ее от своего мужа-Медведя, сделав иглой во мху, угольком среди углей, мусоринкой в куче мусора; Медведь это ест, но не находит девочки; сестра превращает девочку в горошину, прячет в пироге, велит Медведю отнести гостинец ее отцу; Серебряный зубок из короба говорит, Вижу каждый раз, как Медведь хочет съесть пирог; у дома на Медведя напали собаки, он убежал, отец нашел дочь; дома Медведь ищет жену, чтобы съесть; она на крыше велит ему открыть рот, бросает туда жернов, Медведь умирает]: 282-291.

Западная Сибирь. Кеты : Алексеенко 2001, № 90: 164.

Восточная Сибирь. Долганы : Попов 1937: 28-33; Эргис 1967, № 9: 163; центральные якуты : Илларионов и др. 2008, № 3 (1938 г., Кобяйский район, центральная Якутия): 119-123; Эргис 1964-1967(1), № 6: 48-51; западные эвенки (киренские) Пинегина и др. 1952: 18-19; западные эвенки (Подкаменная Тунгуска, зап. в 1923 г.): Ошаров 1936a: 10-11 (=1936b, № 3: 277); илимпийские эвенки (п. Тура, зап. 1980 г.): Васильев 1936, № 5 (зап. 1907 г.): 258-262 (перепеч. Булатова 1985: 154-160); Ермаков 1988: 16-17; илимпийские эвенки (хатангские) Васильев 1909 в Василевич 1936, № 5: 260; ербогаченские эвенки : Василевич 1934: 11; сымские эвенки : Василевич 1936, № 42 (Чиромбу): 45-51; Лукина 2004, № 3.23: 82; западные эвенки (ангарские, Каменка): Петрова 1936, № 8: 154-155; эвены : Данилов, Данилова 1991: 23-26; Новикова 1987: 8-17, 17-21.

Амур - Сахалин. Негидальцы : Хасанова, Певнов 2003, № 64: 129-131; нанайцы : Киле 1996, № 5: 77-85; Чадаева 1990: 52-56; орочи : Аврорин, Лебедева 1966, № 56: 204-206; Березницкий 1999, № 19 [(=2002, № 2: 106; 2003, № 23: 448; 2005, № 50: 477-478): 151; удэгейцы : Арсеньев 1995: 179-180 (перепеч. в Березницкий 2002, № 3: 107; в Лебедева и др. 1998, № 109: 476-477)], 180-181 (перепеч. в Березницкий 2002, № 4: 107-108; в Лебедева и др. 1998, № 110: 477-478); Кормушин 1998, № 30: 148-164; Подмаскин, Киреева 2010: 156-157; уильта : Воскобойников, Меновщиков 1951: 371-272.

СВ Азия. Лесные юкагиры : Иохельсон 1900, № 94 (р. Коркодон): 201-206 (перепечатано в Курилов 2005: 201-206); Жукова, Прокопьева 1991 (с. Нелемное Верхнеколымского улуса Якутии), № 19, 16: 157, 157-158; тундровые юкагиры : Курилов, Варламова 1986 (вероятно, тундровые): 19-26; Санги 1989: 427-428; Bogoras 1918, № 11 (русифицированные, вероятно, тундровые, с. Походск, Нижнеколымского р-на): 67-69.

Побережье - Плато. Квинолт : Farrand 1902, № 1: 81-82; верхние чехалис : Adamson 1934, № 58: 121-124.

Калифорния. Помо : Barrett 1933, № 98: 370-372; Williams 1954: 65-67; кауилья : Hooper 1920: 365-366.

СЗ Амазония. Летуама : Palma 1984: 157-161; макуна : Århem et al. 2004: 509-517.

Продолжение в 122.doc