Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

D4B. Расплата за огонь. .12.-.13.27.29.

Похитивший или попросивший огонь и/или люди, получившие огонь, наказаны божеством.

Экои, пигмеи эфе, дараса, Древняя Греция, кумыки.

Западная Африка. Экои [огонь был на небе у создателя Obassi Osaw; вождь Etim 'Ne поднялся на небо, попросил огня, получил грубый отказ; мальчик обещал принести огонь; вошел в доверие к О., стал у него работать; жены О. попросили его зажечь лампу, он спрятал головню в лесу, ночью спустился с ней на землю; за кражу огня О. лишил его возможности ходить, он Lame Boy]: Talbot 1912: 370-371 (пересказ в Scheub 2000: 195-196).

Судан - Восточная Африка. Пигмеи эфе [человек заблудился, вышел к дому Tore, его мать спала, человек унес огонь; мать проснулась от холода, Т. догнал человека, отнял огонь; другой надел перья Ворона, полетел на небо, унес огонь, Т. его не догнал; мать Т. умерла от холода, Т. в наказание сделал людей смертными]: Trilles 1945: 171, также Schebesta в Abrahamsson 1951: 113; дараса [люди ели пищу сырой; когда старились, Бог снова делал их молодыми; попросили у Бога огонь; тот дал, но сказал, что теперь они должны умирать]: Abrahamsson 1951: 113.

( Ср. Австралия. Gippsland (восток Виктории) [1) живущий на облаках Bowkan рассердился на людей, забрал огонь; Зяблик украл его, вернул людям, у него осталось красное пятнышко на хвосте; 2) женщины не поделились с Bowkan рыбой, он забрал огонь; Ворона бросила в него черную змею, от страха тот выронил огонь, женщины снова его забрали]: Smyth 1878: 472, 478-479 в Maddock 1970: 192).

Балканы. Древняя Греция [Прометей разрезал тушу быка; в одну сторону положил мясо и потроха, завернутые в шкуру и покрытые бычьим желудком, в другую – белые кости, покрытые жиром; предложил Зевсу сделать выбор; Зевс выбрал жир, затем увидел под ним кости и разгневался; с тех пор люди сжигают на алтарях для богов лишь кости; после того, как Зевс решил ни за что не давать людям огонь, Прометей украл его, «спрятавши в нарфексе полом»; когда Зевс увидел у людей свой огонь, он разгневался и приказал Гефесту и Афине создать «подобие девы стыдливой» {Пандору, имя которой в «Теогонии» прямо не названо}; от этой девы происходят женщины, живущие на земле; Прометея Зевс приковал к «средней колонне» и послал к нему орла; тот ежедневно пожирал печень Прометея, за ночь она вырастала вновь; впоследствии Геракл убил этого орла и освободил Прометея]: Hes. Theog. 521-616; [трагедия «Прометей прикованный», приписываемая Эсхилу и поставленная не позднее 430 г. до н.э.: Прометей похищает у богов огонь, отдает его людям; Гефест по приказу Зевса приковывает Прометея к скале; Гермес предупреждает Прометея, что каждый день к тому будет прилетать орел, чтобы выклевывать печень]: Aesch. Prom.; [«Аргонавтика» Аполлония Родосского (первая половина III в. до н.э.): «Вот уж плывущим явилась вдали извилина Понта, / И постепенно стали расти высокие кручи / Гор Кавказских. Там к нерушимым скалам прикручен / Медными узами был Прометей, и питал он своею / Печенью птицу большую. Орел прилетал беспрестанно. / Вечером вдруг орла увидали герои в испуге. / Над кораблем к облакам пролетал он высоко. Но все же / Парус стал колыхаться от веянья крыльев широких. / Птица такая несхожа по виду с орлом поднебесным, / Быстро крыльями машет она, подобными веслам. / Громкий стон Прометея затем услыхали герои; / Печень орел пожирал, куски вырывая. От вопля / Весь Эфир содрогнулся. А вскоре орел возвращался / Тем же путем, и опять увидали кровавую птицу» (пер. Н.А. Чистяковой)]: Apoll. Rhod. II. 1238-1251; [«Вырос этот цветок оттого, что упали на землю / Капли божественной крови того Прометея страдальца, / Тело которого рвал на куски орел сыроядный. / Ростом в локоть растет цветок по склонам Кавказским, / На корикийский шафран похожий яркостью цвета» (пер. Н.А. Чистяковой)]: Apoll. Rhod. III. 846-850; [«Историческая библиотека» Диодора Сицилийского (I в. до н.э.): «Прометея, который передал людям огонь, Зевс заковал в цепи и насылал орла, пожиравшего его печень. Геракл же, видя, что Прометей покаран за благодеяния, оказанные людям, убил орла стрелой из лука и, убедив Зевса унять свой гнев, спас благодетеля всего человечества» (пер. О.П. Цыбенко)]: Diod. Sic. IV. 15. 2; [«Прометей, смешав землю с водой, вылепил людей и дал им тайно от Зевса огонь, скрыв его в полом стебле тростника. Когда Зевс узнал об этом, он приказал Гефесту пригвоздить тело Прометея к Кавказскому хребту. Хребет этот находится в Скифии. Там, прикованный к скале, Прометей простоял связанным очень много лет, и каждый день орел, прилетая, выклевывал ему лопасти печени, которые за ночь отрастали вновь. Такое наказание Прометей нес за то, что украл огонь, пока позднее его не освободил Геракл, о чем мы расскажем в главе о Геракле» (пер. В.Г. Боруховича)]: Apollod. Bibl. I. 7. 1; [Геракл «на Кавказе застрелил из лука орла, клевавшего печень у Прометея: этот орел был порождением Ехидны и Тифона. Геракл освободил Прометея, возложил на себя вместо снятых оков венок из оливы и предоставил Зевсу Хирона, который согласился стать смертным вместо Прометея» (пер. В.Г. Боруховича)]: Apollod. Bibl. II. 5. 11; [«Мифы», приписываемые Гаю Юлию Гигину, жившему на рубеже эр, но датирующиеся, скорее всего, I-II вв.: «Нереиде Фетиде было предсказано, что ее сын будет сильнее отца. Никто, кроме Прометея, не знал этого, а Юпитер захотел возлечь с ней, и Прометей обещал Юпитеру, что он предупредит его, если тот освободит его от оков. Тот пообещал, и Прометей дал ему совет не сочетаться с Фетидой, чтобы не родился сильнейший и не сверг Юпитера с царства так же, как он сам сделал с Сатурном. Тогда Фетиду отдали в жены Пелею, сыну Эака, и послали Геркулеса, чтобы он убил орла, который терзал сердце Прометея, а когда орел был убит, Прометей через тридцать тысяч лет <казни> был освобожден с горы Кавказ» (пер. Д.О. Торшилова)]: Hyg. Fab. 54; [«Люди прежде просили огонь у бессмертных и не умели долго сохранять его. Потом Прометей принес его в стебле фенхеля на землю и показал людям, как сохранять его, засыпав золой. За это Меркурий по приказу Юпитера приковал его железными гвоздями к утесу на горе Кавказ и приставил к нему орла, который выедал его сердце – сколько он днем съедал, столько ночью отрастало. Этого орла через тридцать тысяч лет убил Геркулес и освободил Прометея» (пер. Д.О. Торшилова)]: Hyg. Fab. 144; сербы [Св. Савва подошел к огню, рядом с которым были черти, стал мешать посохом жар до тех пор, пока посох не начал тлеть, и ушел; увидев погоню, ударил посохом о камень и огонь оказаося в камне; убедившись, что посох холодный, черти ушли назад]: Троновиħ 1930: 24 (цит. в Лома 2008: 212).

Кавказ – Малая Азия. Кумыки [Балтатёш («топор на груди») охранял деревья, чтобы люди не взяли трут и не развели огонь; какая-то птица тоже не пускала к деревьям; зимой, когда он желал согреться, Б. сам давал людям, который выклевывала птица, сам Б. сделать трут не мог; один человек украл трут; за это птица выклевала ему глаз и печень]: Халидова 2012, № 58: 78.