Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

E5aa. Люди выросли как трава. .12.19.20.24.27.32.35.36.40.51.61.

Первые люди выросли из земли как деревья, трава, грибы.

Будума, Шумер, кума, остров Пасхи, о-ва Кай, болгары, македонцы, мари, коми, нганасаны, южные селькупы, лесные юкагиры, нетсилик, Западная Гренландия, микмак, тараумара, макуна.

Западная Африка. Будума [первые люди выросли из земли как деревья, а джинны и все сверхъестественные существа родились в воде]: Talbot 1911: 250 (цит. в Котляр 2009, № 129: 111).

Передняя Азия. Шумер [«Песнь о мотыге» (шумерский литературный текст, известный по старовавилонским манускриптам): «Владыка основал исконный порядок, / Владыка, чьи приказы навек неизменны, / Энлиль, чтобы семя страны проросло из земли, / Без промедленья отделил от земли небо, / Без промедленья отделил землю от неба. / Чтобы ростки [Букв.: головы] взошли в Узумуа [Букв.: (место), где выросла плоть], / Он провел межу в Дур-анки, / Ударил мотыгой, и день забрезжил <…> / В Узумуа он (землю) вскопал мотыгой, / За ограду он поместил ростки человечьи, / И пред Энлилем страна из земли пробилась. / Благостно Энлиль взглянул на свой люд черноголовый. / Возле него собрались Ануннаки / И пред ним смиренно стояли. / Мольбами снискали его благосклонность, / Людей у него для себя испросили. / Госпожа, что владык и царей порождает, / Нинменна положила начало деторожденью <…> / Восславил Энки мотыгу Энлиля, / Дева Нисаба предстала, когда выносилось решенье» (пер. Р.М. Нуруллина)]: Р.М. Нуруллин, личн. сообщ., 07.12.2021; Шумер , Аккад [произведение, озаглавленное его последним издателем, У. Лэмбертом «Одноязычный/двуязычный рассказ о творении», известно по нескольким табличкам; наиболее ранний манускрипт датируется старовавилонским периодом, происходит из Исина (ок. XVII в. до н.э.) и сохранился крайне фрагментарно; приведенный ниже перевод основан на ассирийских манускриптах, происходящих из Ашшура и Ниненвии (ок. VII в. до н.э.); кроме того, сохранился ассирийский фрагмент, точное происхождение которого остается неизвестным; таблички с текстом произведения хранятся в следующих музеях и коллекциях: Британский музей, Переднеазиатский музей (Берлин), Азиатская коллекция Восточного института (Чикаго); перевод опирается в большей степени на аккадскую версию (многие места шумерского оригинала не поддаются интерпретации): «Когда небо от земли отделилось, от своего верного друга, когда созданы были боги и богини, когда основали землю, землю сотворили, для земли и неба утвердили законы, когда насыпи соорудили, вырыли каналы, проложили русла(?) Тигра и Евфрата, (тогда) Ану, Энлиль, Шамаш и Эа, великие боги, и (все) Ануннаки, великие боги, в высоких чертогах воссели, между собою совет держали: “Теперь, когда утверждены предначертания неба и земли, сооружены насыпи, вырыты каналы, проложены русла(?) Тигра и Евфрата, что мы будем делать? Что мы сотворим? О Ануннаки, великие боги, что мы будем делать? Что мы сотворим?” Великие боги, те, что предстали (на собрании), и Ануннаки, вершители судеб, и те и другие Энлилю отвечают: “В Узумуа, что связует небо и землю, давайте богов Илла и Алла заколем, из их крови сотворим человека; пусть труд богов людским трудом станет; чтобы навеки они стали насыпи сооружать и рыть каналы, чтобы в их руки отдать мотыгу и корзину <…> чтобы праздники богов совершались, чтобы лили холодную воду <…> ты им дашь имена Уллегарра и Аннегарра” <…> Энул и Нинул своим чистым словом почтили богиню Аруру, что владычествует по праву; воплотили вместе(?) великий замысел (боги); умельцы один за другим, неумехи один за другим, словно ячмень, сами собой прорастали(?) <…> там, где созданы были люди, утвердилась в том месте Ниссаба» (пер. Р.М. Нуруллина)]: Lambert 2013: 350-360.

Меланезия. Кума [мужчина и женщина выросли из земли подобно растениям (конкретно – бобам) либо вышли из источника; у этого мужчины было трое сыновей]: Reay 1959: 36.

Микронезия – Полинезия. Остров Пасхи [Meke-Meke создал людей, выросших из земли подобно растениям]: Palmer в Williamson 1933(1): 73.

Малайзия – Индонезия. Нгада [первые нгада, брат и сестра, вышли из земли подобно земляным червям, но затем у них появились лица, руки и ноги; от солнечного тепла их тела стали прочными, а сперва были мягкими; сперва они были глухонемыми и ничего не умели делать; пришли в деревню, у них появились рты и глаза]: Arndt 1937: 347; острова Кай : Bezemer 1904 [на небе трое братьев (старшего зовут Hian) и две сестры; младший Parpara потерял крючок старшего, тот велел вернуть; рыба сказала, что у другой что-то застряло в горле; принесла крючок; чтобы отомстить, П. поместил над ложем брата сосуд с пальмовым вином; вставая, тот не мог не задеть его, жидкость пролилась; П. потребовал, чтобы Х. все вернул; Х. стал копать, прокопал дыру; братья спустили в нее на веревке собаку; когда подняли, нашли на лапах песок; трое братьев и одна сестра стали спускаться по веревке; когда стала спускаться вторая, брат снизу взглянул на нее; она устыдилась, дернула за веревку, оставшиеся наверху люди ее вытащили; трое братьев с сестрой стали предками жителей острова; другие люди вышли из стволов мангров, из воды или из земли]: 415-416 (пересказ в Dixon 1916: 156-157); Knappert 1977b, № 2 [люди жили на небе, облака были их островами, синее небо – морем, где ловили рыбу; рыбак Parpara нашел на берегу бамбуковый сосуд с пальмовым вином; выпив вино, захотел еще, стал копать, прокопал дыру в небе, увидел внизу острова Кай, решил, что вино попало к нему оттуда; спустился по веревке со своей женой Bikel и четырьмя собаками в местность Wuat на Большом Кай; их потомки населили острова; другие обитатели островов считают, что 1) вышли из деревьев манго, 2) выросли из земли, подобно саговым пальмам, 3) вышли из моря и являются детьми дочери бога моря]: 128-129.

Балканы. Болгары [первое поколение - великаны, выросли из земли как грибы; сражались с летающими огненными змеями; если падали, ломались в пояснице; второе поколение - Педя-человеки, с большой бородой, волы для них как козы; прятались от дождя под листьями, чтобы капли их не убили; их глотали змеи, сгубили пчелы и муравьи; после этого Господь решил, что люди должны быть среднего размера]: Илиев 2001: 17-19; македонцы [Бог велел появиться людям; первые были великанами, выросли из земли как грибы; если они падали, то разбивались; когда драконы в облаках швыряли огненные стрелы, великаны накрывали головы камнем и не боялись; Бог их уничтожил, сделал карликов ростом в пядь, борода с локоть, их быки были ростом с козлов; этих карликов поедали змеи; тогда Бог вывел настоящих людей и велел им подпоясываться, дабы показать, что они среднего размера]: Ortenzio 2008, № 2: 29-30.

Волга - Пермь. Коми : Климов 2004 (пермяки) [первый человек родился, где трава и грибы; до потопа была жара; люди и все родились из семян земли; человек жил в мышиной норе]: 92; Лимеров 2005 [первый человек появился под грибом-красноголовиком; на верхушке травы появился первый человек, отсюда пошли люди; человек как хвощ вырос из земли]: 39-40; мари [из земли вышла студенистая масса, из этой массы произошел человек, другой человек был женщина]: Акцорин 1991: 31.

Западная Сибирь. Южные селькупы [остяки повылазили из кочки в земле]: Пелих 1972: 342 (то же Тучкова 2004: 72); нганасаны : Попов 1984 [(зап. Поповым в 1938 г., перепеч. в Воскобойников, Меновщиков 1951: 109-112); вода доходила до неба, на ней лежала Гагара; голос попросил ее нырнуть за землей; она испугалась, не стала нырять; Каменушка нырнула, всплыла на четвертый день с травинками, ягелем во рту; Гагару наказали, велев ей вить гнезда на воде, нести только два яйца; Каменушка гнездится на сухом месте, имеет много птенцов; с того времени, как появилась земля, люди стали появляться из земли; Нгуо создал солнце, гром с дождем, месяц, чтобы женщины высчитывали время родов]: 41-42; Симченко 1976 [к Земле-матери, которая была как огромная важенка, подошло Солнце-мать; наступила весна, из шкуры Земли-матери вылезли голые черви, это и были люди; в некоторых мифах они сразу же начинают добывать диких оленей; в других долго бедствуют, пока не научатся вести жизнь охотников]: 269.

Восточная Сибирь. Дальневосточные эвенки (учурские) [Торгандун и его младший брат Чаникол живут одни, не рождены женщиной; Т. понимает, что он не спустился с неба (иначе на шее была бы роса), не поднялся из нижнего мира (остался бы след на ногах), а вырос как трава]: Мыреева 2013: 41-43.

СВ Азия. Лесные юкагиры (с. Нелемное, Верхнеколымский р-н) [айви (душа, вселяющаяся в новорожденного) человека, став травинкой, поднялась из Нижней земли на Среднюю; ее съела мышь, мышь проглотил ленок, ленка – скопа; живая мышь выпрыгнула из живота ленка, сова схватила, съела ее, травинка выпала на землю, стала человеком; так человек спасся и живет]: Курилов 2005, № 36: 309.

Арктика. Нетсилик (Пэлли-Бэй) [первые люди вышли из земли, из травянистых кочек, похожих на человечьи головы]: Расмуссен 1935: 183; Rasmussen 1931: 209; Западная Гренландия [первые люди выросли из земли, погибли в потопе; нынешние происходят от великана и его дочери, зачатой им с землей]: Birket-Smith 1924: 440.

Северо-Восток. Микмак [ Мы пробились из земли как деревья, трава и цветы ]: Wallis, Wallis 1955: 144.

СЗ Мексика. Тараумара [люди вырастали из земли, когда та была еще плоская и мягкая; жили год и увядали подобно цветам; по другой традиции, спустились с неба, имея в ушах кукурузу и картофель; Тата-Диос (=Солнце) увел их в горы]: Lumholtz 1902(1): 297 (=Olmos Aguilara 2005: 251).

СЗ Амазония. Макуна [от мест, где восходит солнце, люди пришли под землей на верхний Апапорис и там выросли из земли как растения]: Hanke 1964: 69.