Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

F98. Бог и корова. .16.17.23.27.29.

Небесное антропоморфное божество спускается на землю и сходится с коровой.

Ирландцы, валлийцы, Шумер, Вавилония, Угарит, Древняя Индия, Древняя Греция, хетты, калмыки.

Западная Европа. Ирландцы : MacLeod 2011 [Dagda, «Добрый бог», забеременел речную богиню Boand; она предстает антропоморфным существом, но ее имя истолковывается как «Сияющая, белая, или благословенная корова»]: 51; Roberts 2016 [Dagda – главный солнечный бог, господин знания; он сошелся с богиней Boand, Белой Коровой, которая ассоциируется с луной; Млечный Путь – ее след, она опрыскала небо своим молоком, так появились звезды]: 11-12; валлийцы [He Gadarn («Hu the Mighty» – герой и законодатель бриттов, обитает на солнце; его символ – крапивник с распростертыми крыльями; символы его жены Ceridwen (в 14 в. Cariadwen, Iolo MS, p. 79) –лодка и корова; Hu связан с солнцем, его жена – с луной (received the homage due to the Sun / Moon); лунный серп – эмблема лодки Ceridwen]: Trevelyan 1909: 36-37.

Передняя Азия. Угарит [Моту велит Ба’лу взять с собой в загробный мир всё необходимое: облака, ветер и дожди, а также воинов и дочерей. Объясняет Ба‘лу, как добраться до мира мертвых (то же описание, что и выше, когда к Моту отправлялся гонец Ба‘лу). Перед входом в загробный мир находится поле; Ба’лу обнаруживает на нем корову. Ба‘лу многократно совокупляется с коровой, она беременеет и рожает ему сына. Совокупление происходит 77 или 88 раз. Лакуна. Гонцы приносят Илу известие о смерти Ба‘лу: он лежит мертвый на поле перед входом в загробный мир. Илу устраивает плач по Ба‘лу, вопрошает, что теперь станет с людьми, и заявляет, что, поскольку Ба‘лу умер, ему самому придется спуститься в загробный мир. Анат ищет Ба‘лу, обнаруживает его труп на поле перед входом в мир мертвых, оплакивает Ба‘лу. Просит богиню солнца Шапшу помочь и взвалить тело ей на плечи; Шапшу помогает, Анату тащит труп на гору Цапану. Анату хоронит Ба’лу и устраивает похоронную трапезу. Затем отправляется в жилище Илу и сообщает Асирату, что та может радоваться вместе со своими сыновьями: Ба‘лу мертв. Илу: нужно выбрать нового царя богов. Асирату предлагает, чтобы им стал Астару. Астару занимает трон Ба’лу, но оказывается, что ноги у него не достают до подставки, а голова – до верхней части сидения. Тогда Астару отказывается от царского статуса. Анат является к Моту и требует вернуть ей умершего Ба‘лу. Моту объясняет, что съел Ба‘лу, так как не смог утолить свой голод, не встретив людей). Тогда Анат закалывает Моту ножом, протыкает вилами, сжигает тело, размалывает жерновами, развеивает прах над полем, и его склевывают птицы (ниже в пересказе Моту говорится, что она развеяла прах над морем)]; Угарит : Гордон 1977 [Баал побеждает семиглавого Левиафана; Мот требует, чтобы Б. предстал перед ним в Подземном царстве; Б. испуган, природа становится бесплодной; прежде, чем сойти в преисподнюю, Б. совокупляется с телкой, она родила ему быкоподобного сына; сестра Б. Анат рассекает, сжигает, развеивает М., сеет его останки в поле; богиня солнца Шапш находит Б., тот снова сражается с М., начинается новый семилетний цикл]: 226-230; Иванов 1977 [(сходный эпизод в мифе об Алияне Ваале)]: 291; Угарит [перед тем, как войти в царство бога смерти Моту и умереть, бог-громовержец Ба‘лу оказывается на поле, граничащем с миром мертвых: там он видит телку и многократно совокупляется с ней, после чего она зачинает и рожает ему «мальчика»]: KTU 1.5 v 17–22, del Olmo Lete 1981: 221, Pardee 2003a: 267; Угарит [богиня Анат замечает корову и обращает на нее внимание Ба‘лу; после лакуны в тексте сообщается о том, что корова родила (или коровы родили) теленка; Анат сообщает Ба‘лу весть о появлении у него потомства; тот радуется]: KTU 1.10 ii 26 – iii 37, del Olmo Lete 1981: 470–474); Угарит [в трудном для понимания мифологическом тексте по отношению к богине Анат в контексте деторождения употреблен эпитет «Корова Ба‘лу»]: KTU 1.13: 29–30, del Olmo Lete 1981: 494; Вавилония [зачин заклинания для облегчения родов: бог луны Син увидел прекрасную корову по имени Геме-Син, полюбил ее и поставил во главе стада; в тексте говорится, что с ней спарился «яростный бык» (возможно, это эпитет самого Сина, согласно альтернативной интерпретации — бык из ее стада); корова зачала; когда настало время родов, забилась в родовых муках; подняла рев, который достиг небес и был услышан Сином; Син послал к ней на помощь пару женских защитных божеств; они совершили необходимые ритуальные действия; корова родила легко]: Veldhuis 1991: 8–15, Ayali-Darshan 2019: 9–11, 13; Вавилония [(сходный эпизод в аккадской мифологии в связи с богом луны Сином)]: Иванов 1977: 291; Шумер [мифологический зачин шумерского текста «Спор деревом с тростником»: бог неба Ан совокупился с землей; земля зачала и родила растения и продукты, потребляемые людьми; при описании земли в момент зачатия к ней применен эпитет «праведная корова»]: TCL 16, 53: 8; Wilcke 2007: 20, 46, Rubio 2013: 9–10; Вавилония [зачин заклинания для облегчения родов: бог луны Син увидел прекрасную корову по имени Геме-Син, полюбил ее и поставил во главе стада; в тексте говорится, что с ней спарился «яростный бык» (возможно, это эпитет самого Сина, согласно альтернативной интерпретации — бык из ее стада); корова зачала; когда настало время родов, забилась в родовых муках; подняла рев, который достиг небес и был услышан Сином; Син послал к ней на помощь пару женских защитных божеств; они совершили необходимые ритуальные действия; корова родила легко]: Veldhuis 1991: 8–15, Ayali-Darshan 2019: 9–11, 13; Шумер [мифологический зачин шумерского текста «Спор деревом с тростником»: бог неба Ан совокупился с землей; земля зачала и родила растения и продукты, потребляемые людьми; при описании земли в момент зачатия к ней применен эпитет «праведная корова»]: TCL 16, 53: 8; Wilcke 2007: 20, 46, Rubio 2013: 9–10; Шумер [брак Быка и Земли имеет в мифологии древнего мира сакральный смысл, поскольку с Быком отождествляется животворящее Небо; земля поэтому воспринимается как великая Корова, а их соединение (брак Энлиля и Нинхурсаг, Набу и Ташмет) порождает жизнь как таковую; все оплодотворители Земли – и Ан, и Энлиль, и Энки – называются am-gal, gu4-gal – "великий Тур" или "великий Бык"]: Емельянов 1999: 69-70;.

Южная Азия. Древняя Индия (арии): Эрман, Темкин 1975, № 3 [обратившись в быка, Рудра вступил в брак с Землею, породив трижды семь сыновей; это Маруты, боги бури, дружина Индры]: 18-19; Elwin 1949 (Упанишады, Brihad-Aranyaka) [Atman разделил себя на мужчину и женщину, сошелся с женой; затем воплотился в быка, жена в корову; и т.п. все животные от лошадей до муравьев; так возникли все твари]: 282; West 2007 [в RV 1.160.3 Дьяус и Парвити описываются как бык и корова]: 184.

Балканы. Древняя Греция [Иó была дочерью Инаха (либо Пирена, либо Иаса), жрицей богини Геры; Г. засатала ее с Зевсом и тот превратил И. в белую корову, поклявшись в том, что с ней не сходился; Г. выпросила у З. эту корову, приставила к ней стражем всевидящего Аргоса; тот привязал ее к оливе в роще Микен; З. велел Гермесу украсть корову; тот убил Аргоса камнем; Гера наслала на корову слепня, убегая от которого Ио обошла многие земли и в Египте, вернув себе человеческий облик, родила сына Эпафа]: Апол. II,1, 3 .

Кавказ – Малая Азия. Хетты [Бог Солнца увидел внизу корову, им овладело желание, он спустился, сошелся с ней; корова родила мальчика, хотела его проглотить, но Бог Солнца не позволил, унес ребенка на небо, велел, чтобы птицы отнесли его в горы; там его нашел рыбак; велел жене сделать вид, что рожает; соседи поверили, что это сын рыбака (текст обрывается)]: Иванов 1977: 164-166 (Peled 2018: 88); хетты [бог солнца видит с небес пасущуюся корову; хочет с ней совокупиться; он спускается на землю в человеческом облике и заговаривает с коровой; после лакуны в тексте корова беременна; рожает «теленка», у которого оказывается всего две ноги; корова недовольна и собирается сожрать новорожденного; бог солнца спасает его и оставляет в горах; там его находит бездетный рыбак; радуется и забирает новорожденного домой; велит жене закрыться в комнате и кричать, имитируя роды, чтобы можно было выдать новорожденного за своего сына; текст обрывается]: CTH 363, Ünal 1994: 853–856; калмыки [У живших в безлюдной степи одиноких старика и старухи была корова, но не было быка. Старик сам вступает в связь с коровой. Рождается мальчик с большими рогами. Он отправляется на свершение деяний, которые могли бы принести пользу всем живым существам. Увидев, как владыка верхнего мира Хормуста в облике белого быка, сражается с владыкой злых сил Арахой, принявшим облик черного быка, мальчик сначала ранит черного быка, а затем убивает владыку злых сил. Супруга Арахи разрубает мальчика на семь частей. Хормуста поднимает его останки на небо, где они превращаются в созвездие Большой медведицы]: Бичеев 2005: 16; (ср. карачаевцы [есть выражение Жер бугъасы – желди ("бык земли – ветер")]: Джуртубаев 1991: 68).