Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I68. Раскрытие неба. .26.-.32.34.-.37.41.64.

В определенный момент небосвод раскрывается и видно, что происходит на небесах; обычно считается, что высказанное в это время желание исполнится.

Китайцы, сербы, черногорцы, болгары, македонцы, румыны, гагаузы, поляки, чехи, словаки, русские (Тульская, терские казаки), украинцы, урумы, абхазы, абазины, карачаевцы, осетины, кумыки, аварцы, терекеменцы, мегрелы, грузины, армяне, азербайджанцы, курды, персы, шугнанцы, туркмены, сету, эстонцы, литовцы, коми-зыряне, удмурты, мари, чуваши, казанские татары, башкиры, буряты, хакасы, северные и восточные ханты, центральные и западные (вилюйские) якуты, нивхи, тагиш, шипая.

Китай – Корея. Китайцы [на небе появилась трещина, а в середине ее – два глаза, похожие на лодки, с испускавшими яркий свет зрачками; это небо раскрыло глаза]: Юань Мэй 1977, № 742: 345.

Балканы. Сербы: Мошков 1901 [небо открывается на крещение]: 65; Потанин 1899 [человек высунулся в окно накануне Рождества, чтобы когда небо откроется, попросить у Бога золота с бочку; случайно попросил голову с бочку; голова стала большой, застряла в окне]: 505; Jанковић 1951 [небо открывается на Богоявленье, на Иванов день]: 25; болгары: Агапкина 2002 [на праздник (Рождество, Крещенье, Иванов день, реже перед Страстным четвергом и пятницей, Пасхой, Троицей, Юрьевым днем) небо открывается, человек может увидеть Бога и ангелом, загаданные в этот момент желания исполнятся]: 564; Даскалова-Перковска и др. 1994, № 775 [на Благовещение сирота, не мигая, стал смотреть на небо и пожелал, чтобы все, к чему он прикоснется, сделалось золотом или серебро; еда, домашние животные, жена тоже сделались металлическими], 775* [на Богоявление (Преображение) человек высунул голову в окно попросить котел золота; обмолвившись, попросил голову как котел; голова стала большой, застряла в окне]: 274, 274-275; Ненов 2004 [на Пасху (Възнесене, на Спасовден) небо открывается, Господь сходит на землю и забирает души умерших]: 75; Стойнев 2006 [в Богоявление, на Пасху, Троицу и др. небо раскрывается, видны рай и Бог; что в этот момент пожелаешь, то сбудется]: 206-207; македонцы: Ценев 2004 [на Воjордан небо открывается; тогда из источников вместо воды течет вино, а любое желание исполнится; один человек стал кричать, что желает большой славы, а Господь услышал, что главы, дал ему большую голову; одна женщина увидела раскрытие неба, когда сунула голову в окно, хотела попросить бочонок (шиник) денег, а сказала "шиник глава", у нее голова стала как бочонок, она не смогла ее вытащить из окна]: 28-29; Douma 1893 [накануне 6 августа (Преображение Господне) около полуночи небо раскрывается; в это время деревья и все растения склоняются к земле; лишь безгрешные люди могу это наблюдать, любое высказанное желание исполнится; (далее о трех глупых желаниях)]: 282-283; черногорцы, румыны [известно поверье относительно того, что небо разверзается и высказанные в это время пожелания исполняются]: Чурсин 1956: 157; румыны [раз в год на Пасху небо открывается]: Rusu 2009: 91; гагаузы [небо открывается на Пасху; некоторые видели сквозь отверстие горящие свечи]: Мошков 1901: 53 (=2004: 254).

Средняя Европа. Русские: Азимов, Толстой 1995 (Тульская, Чернский у.) [на Пасху в заутреню, «когда праведники встают из гробов», Млечный Путь опускается на землю и открывает им дорогу в царствие Божие]: 118; Колчин 1988 [иногда небо открывается во время грозы; на нем видна бывает огненная колесница, вдали видна синева второго неба; открывают и закрывают небо либо пророк Илья с ангелами, либо апостолы Петр и Павел; видеть открытое небо могут только святые и непорочные люди; на небе виден и дневной свет]: 3; Афанасьев 1994(3) [на первый день Пасхи отпирается небо, и в продолжение всей Светлой недели души усопших постоянно обращаются между живыми, посещают своих родственников и знакомых, пьют, едят и радуются вместе с ними]: 289; терские казаки [по временам, во время бури, грозы, грома и дождя все шесть небес открываются и праведники наслаждаются созерцанием седьмого неба, где находится Творец; грешники такой благодати лишены]: Востриков 1907: 12; украинцы: Абрамов 1914 (Новоград-Волынский) [молния – Илья на огненной колеснице с тремя ангелами; один поддерживает его, второй правит лошадьми, третий рассекает мечом облака; тогда открывается вид настоящего неба – огненного (молния); гром – Бог поражает злого духа огненной стрелой]: 381; Богатырев 2007 (Закарпатье) [когда небо ночью открывается, оттуда исходит сильный свет, как будто освещается дорога через все небо; тогда человек может просить себе царствие небесное либо богатство и пр.; но если попросит и то, и другое, не получит ничего]: 128; Теодорович 1899 (Моньки Староконстантиновского у. Волынской губ.) [молния – разверзающееся небо]: 529-530; Чубинский 1872 (Подольская губ., Проскуровский уезд) [за видимым небом есть еще шесть; иногда они отворяются и тогда "угодники Божии" видят сияние; через отверстие бывает видна фигура мужчины с мечом (предвещает войну) или сосудом (предвещает обильный урожай)]: 2-3; поляки (Келецкое воеводстство) [небо отворяется в полночь, когда поет райский петух и с его золотых перьев сыплются огненные искры; разбуженные искрами и его голосом, начинают петь петухи на земле]: Белова 2004a, № 207: 122; поляки, словаки [на праздник (Рождество, Крещенье, Иванов день, реже перед Страстным четвергом и пятницей, Пасхой, Троицей, Юрьевым днем) небо открывается, человек может увидеть Бога и ангелом, загаданные в этот момент желания исполнятся]: Агапкина 2002: 564; чехи [в полночь, когда родился Спаситель, раствряются небеса, и вся вода на земле превращается в вино; это поверье удерживается лишь среди самых набожных людей]: Громанн 2015, № 279: 68.

Кавказ – Малая Азия. Урумы («греки г. Мариуполя»; судя по фрагментам оригинальных текстов и другим имеющимся в заметках лексическим материалам, это урумы, а не румеи) [в ночь, предшествующую Ивану Купале, «небеса открываются» {без подробностей}; женщины и девушки осуществляют этой ночью приготовления к гаданиям]: Марков 1892: 410; абхазы: Когониа 2017 [если увидишь, как разверзлось небо, исполнятся пожелания; бывает, что человек от отчаяния проклянет себя «Пусть не доживу я до рассвета!» и т.п., и если это попадет на момент откровения, проклятие его исполнится]: 128; Чурсин 1956 [иногда небесный свод разверзается; это дано увидеть счастливчикам; надо быстро сказать, Лари, уари, хази, джхуари ("Собака, люди, сыворотка, пленка мамалыги, оставшаяся на дне и стенках котла"), тогда исполнится любое желание; в это время может застыть водопад; один человек попросил себе коз, их оказалось так много, что он воскликнул, Боже, убей меня; тут же умер]: 156-157 (пересказ в Зухба 1995: 51); абазины [во время летнего солнцестояния в полдень или в полночь вода во всех реках на мгновение застывает; высказанное в этот момент желание исполнится, но сделать это надо мгновенно и нельзя высказывать несколько желаний]: Кунижева 2012: 172-173; карачаевцы: Джуртубаев 1991 [в ночь на 22 июня на небе раскрываются "божеские врата", вода в реках останавливается, расплавляются камни и "засыпает" все живое; если человек уследит этот момент и выскажет желание, оно исполнится; вар.: врата раскрываются в любое время года ночью перед человеком с чистой душой; (примерно то же в Джуртубаев 2007: 453)]: 139; Каракетов 1995: 136 [когда раскрываются небесные своды, то нужно что-нибудь пожелать, желания исполнятся; открывается небо только благородным людям], 182-184 [был определенный день, когда открывались небесные своды и родниковая вода переставала течь, а вместо нее появлялся змей; при восходе солнца он превращался в огненное колесо, убивал врагов народа; старая собака подкралась и съела его кожу; они стали сражаться; появился мальчик, отрубил собаке голову; чтобы родники не иссякли, этот мальчик являлся каждый раз в ночь с 21 на 22 марта; в конце июня небесные своды открываются во второй раз, на землю исходит свет]; осетины [небо иногда открывается; кто заметит, желание исполнится; надо высказать два хороших желания и одно обязательно плохое; Давид Бегизов в молодости, будучи церковным причетчиком, однажды увидел, как небо вдруг запылало разными цветами; свеча в церкви сама собой загорелась и осветила все селение; три желания исполнились: он приобрел достаток, все сыновья его живы, а дочери умерли]: Чурсин 1925a: 82; аварцы [известно поверье относительно того, что небо разверзается и высказанные в это время пожелания исполняются]: Чурсин 1956: 157; кумыки [9, 10 или 18-го числа уразы мир озаряется чудесным светом; все воды в эту ночь высыхают; кто увидит этот свет, может попросить у Бога исполнения трех желаний; одна женщина пошла на мельницу, с ней маленький ребенок; увидела свет, пожелала, чтобы голова беренка стала с мельницу; затем, чтобы с просо; третьего желания не успела произнести, ребенок остался с маленькой головой]: Дебиров 1884: 26; аварцы [вдова ждала пятнадцатую ночь Рамадана, чтобы загадать три желания; 1) пусть голова моего сына станет большое (стала как котел); 2) Ой, нет, пусть станет маленькой» (стала размером с зерно); 3) Пусть будет, какой была]: Dirr 1920, № 15: 85-86; терекеменцы [терекеменцы, как и все мусульмане, верили в гадир гедже (счастливый вечер), лейлат ал-кадр (ночь предопределение); мольба, обращенная к богу в этот вечер, будет удовлетворена; таким вечером считали 27-е числа рамазана; в определенный час этого вечера вода в реке останавливается, тогда можно просить о чем угодно; один мельник это увидел, попросил бога сделать его большеголовым (в смысле авторитетным); у него стала огромная голова; попросил сделать голову маленькой, стала как у птички; едва успел попросить сделать такой, какой голова была]: Гаджиева 1990: 195; мегрелы [иногда случается, что раскрывается небо; если кто увидит и в этот момент попросит чего-нибудь у Бога, то все будет услышано и исполнено]: Степанов 1903, № 191: 147-148; грузины: Джанашвили 1893, № 9 (ингилойцы) [раз в год вода, земля, огонь, воздух, всякая тварь, ангелы и пр. впадает в сон; в это время отворяются двери неба, показывается лучезарный Бог; кто, глядя на него, помолится ему, получит задуманное]: 150-151; Джапаридзе 1896 (рачинцы) [иногда раскрывается небо на несколько секунд; заметивший это получит все, что пожелает в этот момент]: 149; Мамаладзе 1893 (Гурия) [иногда небо раскрывается на секунду, кто заметит и пожелает что-нибудь, обязательно сбудется]: 115; Машурко 1894 [в сентябре и октяюре в 4 утра на 10 минут открывается небо; если попросить, желание исполнится; одна старушка попросила долгой жизни и жила до тех пор, пока не сделалась с мизинец]: 375; Степанов 1894 [раз в семь лет небо раскрывается; кто увидит, получит все, что пожелает]: 79; армяне: Бунатов 1893 [в ночь Вознесения и Нового года в продолжение одной секунды во всех реках вода останавливается; кто успеет в это время зачерпнуть воды, в кувшине она станет золотом]: 180; Ганаланян 1979, № 855 [в ночь Вознесения в заветный час деревья и светила приветствуют друг друга, все тихо, светло, загаданное желание исполнится], 856 [раз в году две звезды-супруги встречаются, все радуются, можно попросить желаемого; один человек хотел сказать, "Пусть моя лопата станет золотой", но случайно сказал "деревянной"; так и стало], 857 [раз в году в Вознесение открывается дверь Мгера; М. на огненном коне делает круг по небу; кто увидит, желание того исполнится], 858 [в ночь, когда встречаются звезды Лейли и Меджнун, застывают все воды; кто принесет в это время кувшин воды из Тигра и не обернется, у того вода станет золотом]: 274, 274, 274, 275; Лисицян 1992 (Нагорный Карабах, записи 1920-х гг.) [бога могут видеть лишь праведники, когда небо раскрывается; оно это делает под великие праздники (например, Вознесения) или в сильную грозу, когда за оглушительными раскатами грома сверкают мечи-молнии (с. Сос); если кому посчастливится в это время заглянуть внутрь неба и выразить какое-либо желание, оно непременно исполняется]: 168; азербайджанцы [известно поверье относительно того, что небо разверзается и высказанные в это время пожелания исполняются]: Чурсин 1956: 157; курды [в последнюю среду ("ахыр чершембе") перед Новруз-Байрамом вода в реках и ручьях останавливается, вся природа засыпает, небо открывается; кто увидит это явление и успеет высказать пожелание, оно исполнится]: Чурсин 1925b: 16.

Иран – Средняя Азия. Персы [известно поверье относительно того, что небо разверзается и высказанные в это время пожелания исполняются]: Чурсин 1956: 157; шугнанцы (зап. от жителя кишлака Тусён Махбатшоева Магриби, 80 лет) ["Я увидел собственными глазами раскрытие неба, когда учился в 7-8 классах. У нас не было казана и мы хотели купить его взамен барана. Ночью мы отправились в Хорог. В районе нынешнего Ботсада вдруг будто раскрылось небо с востока на запад и стало светло. На небе появились разные цвета (зеленый, красный, желтый и т.д.). Это явление продолжалось минут пять. Обычно твердят: Кто увидит раскрытие неба, исполнятся все его желания"]: Юсуфбеков 2009; туркмены [самая счастливая ночь в году – "кадыр гидже" 27 числа месяца рамазана; в эту ночь бог принимает всякое прошение, почему спать не ложатся, а проводят время в молитве; в эту ночь благочестивым людям является пророк Хызыр]: Толстов 1931: 303.

Балтоскандия. Сету [на Крещение (Ristipäev) небо раскрывается, легко ходить, все здоровы]: ERA II 194, 349(25); эстонцы (Ранну) [иногда небо раскрывается, видно, что там]: ERA II 208, 575(10); литовцы [человек видит раскрывшееся небо, не догадывается что-нибудь попросить]: Кербелите 2001: 463.

Волга - Пермь. Коми-зыряне: Налимов 1903 [иногда Йен раскрывает небо, показывая людям свое жилище; в это время небо ярко лучится (северное сияние)]: 81; Konakov 2003 [если во время раскрытия неба задумать желание, оно исполнится; то же у северных русских и удмуртов; у зырян есть также поверье, что раскрытие неба предвещает беду]: 135; удмурты: Владыкин 1994 [в небе иногда открываются особые двери, ворота; в это время исполняются все просьбы людей]: 72; Кельмаков 1978, № 6 [если ночью небо озаряется светом, это открывается небесная дверь; если в это время что-нибудь пожелать, желание исполнится; женщина вместо «сделай счастливой» сказала «сделай бородатой», у нее выросла борода; мужчина вместо «дай пчел» сказал «дай бороду» у него выросла борода до колен; нищий попросил закрыть все его дыры (в одежде), у него закрылись отверстия в теле, он умер]: 119-120; мари: Акцорин 1991, № 27 [когда раскрывается небо, видно как Гусь и Серп борются; Серп побеждает, разрезает Гуся; при раскрытии неба информант в юности видел там деревья, всадника], 28 [в небе открылись ворота; Юмо сидел на тучке, играя на гуслях; с тех пор люди стали ему молиться]: 60; Тойдыбекова 1997 [когда открываются небесные врата, на небе видно людей; у Бога можно попросить, что хочешь; женщина не догадалась попросить детей, осталась бездетной]: 98; чуваши: Ашмарин 2003 [северное сияние удается видеть лишь счастливому человеку; оно появляется ранним утром, переливается как блеск молнии, быстро гаснет; если кто увидит и успеет попросить что-либо, то все это сбудется; иные с испуга не успевают попросить; один человек попросил закрыть все прорехи, у него закрылись рот, ноздри, глаза]: 299-300; Егоров 1995 [время от времени Турă раскрывает небесные ворота (кавак хуппи) и обозревает землю; тогда можно выпросить у Т. все, что угодно; обычно выпрашивают недоуздок, что оборачивается стадами скота]: 121; Holmberg 1927 [если падает звезда, в небе открывается дверь, загаданное в это время желание исполнится]: 336; башкиры [күк ҡабағы асылыу ‘раскрытие небесного свода, купола’; күк ҡапыhы асылыу ‘открывание небесных ворот’; купол неба открывается избранным; загаданные в это время желания сбываются]: Хисамитдинова 2010: 159; казанские татары: Воробьев, Хисамутдинов 1967 [как земля, так и небо время от времени открываются; открытие небесных врат могут видеть только достойные люди; просьбы и моления людей бывают приняты лишь в случае, если в это время небесные врата открыты]: 314; Месарош 2000 (1906-1908 гг.) [каждый год один раз (по другой версии – три раза в год) на мгновение открывается небесный свод, «небесные врата», и в это время что ни пожелает чело­век, Аллах выполнит его просьбу; ночью девушка пошла с коромыслом за водой на реку; пока шла, думала про себя, как было бы хорошо, если бы Аллах взял ее на луну; в это мгновение раскрылись «небесные врата», и Аллах выполнил ее просьбу; с тех пор на луне виднеется несущая воду девушка с коромыслом]: 75-76.

Южная Сибирь - Монголия. Буряты: Потанин 1883, № 41 [когда бывает "открытие неба", аларские буряты думают, что следует произнести определенные стихи, и небо даст, что пожелаешь]: 207; Хангалов 1958b [у видимого неба есть особая дверь, которую западные тэнгрины и заяны, находящиеся на небе, изредка отворяют и смотрят на землю, чтобы увидеть, не случилось ли на земле какого-нибудь несчастия между людьми; если на земле случится несчастие, т.е. болезни и сильная смертность, то тэнгрины и заяны принимают против этого меры; если кто-нибудь из земных людей увидит, что небесная дверь отворилась, то он будет очень счастлив; если же этот человек попросит чего-нибудь у тэнгринов, то его просьба будет исполнена, потому что тэнгрины и заяны не отказывают; когда небесная дверь (тэнгрин удэн) отворится, то на земле делается необыкновенно светло; из небесной двери виден чудный белый свет; вся земля сияет необыкновенным светом, но это, по словам бурят, продолжается не долго]: 419-420 (прим. 1); 1960 [изредка тэнгэрины открывают дверь неба; если человек это увидит и загадает желание, оно исполнится; если дверь открывается с южной или западной стороны, это хорошо, если с северо-востока, то плохо]: 13; хакасы: Бутанаев 1975 [когда происходит соединение Плеяд с Луной и ночное небо вдруг озарится (например, вспыхнет метеор), надо лечь на спину, достать из-за плеча руками землю, сказать, Тöнис бай полым (Буду богат как бай Тенгиз); затем, не отрывая рук от земли, найти первый попавшийся камешек и спрятать его у себя; некоторые жили ожиданием такого момента]: 234 (=2003: 46); Катанов 1907, № 74 [луна, меняя свою фазу, проливает иногда на мгновение сильный свет; надо лечь на спину, бросить через плечо комок земли, камень или что-то еще, пожелать богатства; если приберечь этот камень и другим не рассказывать, станешь богат]: 583.

Западная Сибирь. Восточные ханты (р. Васюган) [мой отец видел, как небо открылось зимой, оттуда огонь падает; нужно было подол подставить, тогда бы счастье было; моя мать видела, как небо открылось, там крест был; потом была большая война]: Кулемзин, Лукина 1978, № 204: 179; северные ханты (Казымские, д. Юильск) [Торум-отец иногда открывает свою небесную дверь; в это время с неба льется яркий свет, видны фигуры Т. и его жены]: 64 (цит. в Исламов 2006: 45): Молданов 1999; ханты (без уточнения групп) [Бог выполнит все желания, когда раскрывается дверь неба]: Holmberg 1927: 336.

Восточная Сибирь. Западные (вилюйские) якуты [было распространено поверье о «раскрытии неба», когда среди ночи вдруг становится ослепительно светло; при таком явлении молились и просили у неба или бога всего, чего желали, в том числе детей: «Надели нас золотым ножом, надели нас золотыми ножницами»; нож означает мальчика, а ножницы—девочку]: Попов 1949: 261 (=Эргис 1974: 136); центральные якуты [«У якутов существует поверье о раскрытии неба. Говорят: “рай открылся”. Самое раскрытие продолжается не более минуты. В это время молятся, кланяются и просят у бога всего, чего желают, и все по желанию дается. Очевидно, понятие об открывающемся рае заимствовано от русских, но самое представление о способности неба раскрываться основано на более старинных представлениях. Млечный путь – халлаан сиигя, т. е. небесный шов»]: Пекарский, Попов 1928: 3-4.

Амур – Сахалин. Нивхи ["Если нивх увидит, как неожиданно треснуло небо, то он должен мгновенно упасть и мгновенно схватить рукой то, что под нее попадется; он должен успеть встать, пока небо не сомкнулось; то, что он своей рукой захватил, он должен принести, хоть в рубашку завернуть, хоть в инау {ритуальные стружки} завернуть, и положить"; потом он (в дар) убивает четное количество собак, инау с колокольчиками делает, духам кидает, жухов кормит. "Когда так сделает, разбогатеет"]: Крейнович 1987: 115-116.

Субарктика. Тагиш [иногда слышен треск, будто лед треснул, это образовалась трещина в небе; там видны мужчины, некоторые без головы, если им отрубили головы; танцующие женщины; те, кто смотрят на это, вскоре умирают; надо налить в лодку воды и смотреть на отражение; постепенно трещина закрывается]: McClelland 2007, № 94: 426-427.

Восточная Амазония. Шипая [Marušawa, сын Кунаримы (Kuńarima), разбил сосуды, из которых хлынула вода и в ней мужской и женский Pai (водные духи и одновременно Громы); Pai просит у К. траву, чтобы нарисовать на плечах и руках полосы-молнии; К. не дает, П. сам находит ее; когда его враг Выдра гонится за ним, он мечет в нее молнию; небо ненадолго раскалывается и виден верхний мир]: Nimuendaju 1920: 1029.