Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

J1. Герои-мстители (в целом).

Первоначально мотивы раздела J рассматривались как специфичные для одного конретного сюжета, основанного на мотиве «дети мстят за смерть родителей» и содержащего ряд специфических эпизодов. В действительности между мотивами-эпизодами нет жестких фабульных сцепления. Независимо от того, существует ли историческая связь между различными версиями героев-мстителей у американских индейцев, сюжет представляет интерес постольку, поскольку демонстрирует такую структуру в индейском фольклоре, которая по сложности сопоставима со структурой волшебной сказки и при этом отлична от нее.

За последние 40 лет в раздел J были включены мотивы, которые в Америке не встречаются и с сюжетом героев-мстителей не связаны. За пределами Южной и Центральной Америки типичная сюжетная схема героев-мстителей встречается эпизодически как вариация нарративов, основанных на мотиве "месть за смерть отца или матери".

Русское название герои-мстители предложено мною [Березкин 1983: 193], но сам сюжет был известен еще П. Эренрайху [Ehrenreich 1905: 46-55] и Х. Тельо [Tello 1923a: 108-150]. Анализом южноамериканского мифа занимались П. Вильяр-Кордова [Villar Cordova 1933] и А. Метро [Metraux 1932; 1946a)]; Г. Кюне [Kuhne 1955; 1967] первым после П. Эренрайха рассмотрел мезоамериканские версии. Американистам некоторые варианты мстителей известны под названием близнечного мифа . Исследователи называли данный сюжет важнейшим мифом Гвианы и сопредельных стран [Goeje 1943: 97] и основным мифом верховьев Шингу [Carneiro 1989].

П.С. Поулисон [Powlison 1972b) предложил применить к сюжету мстителей идеи В.Я. Проппа, однако использовал не метод Проппа, а конкретную схему волшебной сказки, с сюжетом мстителей не совпадающую. Та же ошибка характерна для других попыток структурного описания америндейских и эскимосских мифов [Baer, Hertle 1974; Kleivan 1971]. Метод В.Я. Проппа результативен при описании любых сложных фабул, но каждая из них требует выделения специфичных именно для нее типов персонажей с присущими им функциями.

В мифе о мстителях выделяется шесть ролей . Нижеследующее описание предполагает ситуацию одно действующее лицо = одна роль , но на всех ролях могут быть также два или более участника. Вместо одного героя нередко действует пара, откуда распространенное выражение близнечный миф .

(1) Жертва (отец или мать героя; реже оба родителя или группа существ). Функция: умереть, либо (чаще) быть убитым или пострадать от антагониста.

(2) Покровитель (отец героя или иной могущественный персонаж). Функция: покинуть героя и/ли его мать (в начале сюжета); встретить его (в конце сюжета); помочь уничтожить антагониста.

(3) Герой. Функция: уничтожить антагониста, обычно с целью отомстить за смерть жертвы; успешно спастись от антагониста бегством.

(4) Антагонист. Функция: убить (нанести ущерб) жертве (реже: наносить ущерб герою при том, что жертва гибнет по иной причине), быть убитым (или повергнутым) героем или помощником.

(5) Воспитатель. Функция: вырастить героя в своем доме.

(6) Информатор. Функция: сообщить герою неизвестные тому факты о судьбе жертвы (редко: недостойном поведении антагониста/воспитателя по отношению к самому герою).

Роли (1), (3), (4) обязательны, роли (5) и (6) в редких случаях могут отсутствовать, роль (2) факультативна. Роли (1) и (6) и особенно часто (4) и (5) могут исполняться одним и тем же действующим лицом. Биологический отец или мать героя могут выступать в ролях как жертвы, так и антагониста (убийство супруга) и/ли воспитателя.

Образцовая фабула. Жертва убита антагонистом ; герой вырастает в доме воспитателя , полагая, что это и есть дом его родителей или же ничего не зная о судьбе одного из родителей; информатор (обычно маленькое животное или птица) открывает ему глаза; герой убивает антагониста и иногда встречается затем с покровителем . Часто герой убивает (наказывает) и воспитателя , что объясняется явными или возможными родственными/дружескими отношениями между воспитателем и антагонистом . Вообще образ воспитателя варьирует в пределах всего спектра от антагониста до покровителя . В данном разделе каталога сперва перечисляются все версии мифа о мстителях (мотив J1), а затем характеризуются отдельные мотивы (J2-J63). Все они могут встречаться и вне схемы мстителей.