Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

J3. Зачатие из-под земли. .50.67.52.

Женщина зачинает сына или близнецов непонятным для нее образом; причина в том, что когда она сидит на земле, мужской персонаж-(животное) пробирается под землей и снизу оплодотворяет ее.

Большой Юго-запад. Гофер; близнецы - будущие жертвы . Мохаве : Kroeber 1972, № 18: 100; марикопа [мужчина-Гофер появляется перед девушкой на другом берегу реки; она купается, четырежды что-то чувствует; рожает близнецов; все птицы и животные претендуют на отцовство; она признает лишь Гофера; пока матери нет, младенцы встают из колыбели, убивают куропаток; она делает им луки и стрелы, они убивают все более крупную дичь; рассказывает об орлином гнезде на скале; см. мотив J4]: Spier 1933: 367-396; диегеньо (ипай), юма : Kroeber 1972: 110; хопи (Орайби) [девушка отвергает женихов; горбун Кокопеле живет у своей бабки; роет ход к месту, где девушка регулярно отправляет естественные надобности; просовывает из-под земли ей в вагину свой длинный пенис; она рожает мальчика; мужчины решают бежать наперегонки, надеясь, что ребенок возмет цветы из рук победителя; К. прибегает последним, но мальчик берет цветы у него; отец велит дочери выйти за К.; тот – качина, в изобилии снабжает едой семью и все селение; колдуны из Дерьмовой Кивы завидуют, зовут К. к себе, намереваясь убить; женщина-Паучиха дает ему зелье; тот осыпает им колдунов, они все делаются горбатыми, бьют друг друга; вскоре умирают; К. с женой приходят жить к его бабке; у них много детей]: Titiev 1939: 91-94 (=Slifer, Duffield 1993: 127-128); западные керес (Акома) [двое братьев Dapopo жили рядом с Masewi (старшим из близнецов – богов войны); дочь М. отказала обоим (как и всем прочим юношам); старший Д. посоветовал младшему прорыть ход к месту, где девушка каждый вечер справляла нужду; сперва младший, затем старший Д. спрятался там, забеременел девушку; та не знала, что происходит, но ей понравилось, она продолжала приходить на то же место; родила близнецов от обоих Д.; М. созвал всех мужчин; Д. подходят последними, близнецы берут цветы лишь из их рук; Д. приходят жить в дом девушки]: Titiev 1939: 94-95 (=Slifer, Duffield 1993: 129).

Боливия – Гуапоре. Чиригуано : Cipolletti 1978, № 2 [Tatú-tunpa (Броненосец) забеременел девушку, прорыв под нее нору; родители стали ее ругать, она ушла в лес; близнецы из живота матери стали просить у нее цветы, та рассердились, они перестали указывать дорогу, женщина пришла к слепой матери ягуаров; та спрятала ее под крышей; молоко капнуло из груди женщины, ягуары ее нашли, съели, старуха попросила себе внутренности лечить глаза; близнецы быстро выросли; Мать Ягуаров сказала, что те убивают горлинок для убийц их матери; близнецы стали убивать по одному возвращавшихся в дом ягуаров, отрубая им головы; двуглавому отрубили одну, другая осталась, он убежал, Луна его спрятала в сумке, ответила близнецам, что у нее его нет; Ягуар стал ее есть, Луна попросила близнецов вернуться, те отказались]: 51-54; Metraux 1932: 154-158 [ Тату-тунпа спустился с неба, забеременел девушку; она не знала, как это произошло; Т. обещал ей вернуться через месяц; мать велит ей убираться к мужу; близнецы из чрева указывают ей дорогу; она собирает для них цветы, им нужно еще; она отказывается, они замолкают; она приходит в дом Ягуаров; Ягуариха прячет ее в закроме с кукурузой; Ягуары находят ее, съедают; беззубая Ягуариха просит отдать ей матку; когда варит, близнецы садятся на край горшка; она вырастила их, дала лук охотиться на птиц; Ягуары просят близнецов научить их тоже охотиться; не могут научиться; близнецы заманили их сперва перейти неглубокое, а затем глубокое озеро; все утонули, спасся лишь двуглавый Небесный Ягуар; близнецы сделали цепочку из стрел, поднялись на небо; двуглавый Ягуар поднялся за ними; съел луну и солнце, из их крови возникли новые луна и солнце; это затмения солнца и луны; однажды съест, появятся огромные летучие мыши, убьют людей; некоторые спрячутся под кожаными плащами (?); ночью горшки, растения, камни, станут петь, танцевать, нападут на людей; головни зазеленеют, не станет огня; люди сперва будут добывать огонь с помощью мате, он кончится, останутся в темноте; будет землетрясение, все погибнет; солнце вернется, начнется другая эпоха], 158-165 [женщина не выпускала дочь из дому, чтобы изолировать ее от мужчин; Rei (похож на Aguara-tunpa, Лиса) попросил ее в жены, мать отказала; он сказал об этом своему брату Tatú-tunpa (Броненосец); тот прорыл нору под девушку, забеременел ее, затем вошел к ней; мать услышала разговор, обнаружила, что дочь беременна; дочь ушла; ребенок из ее чрева указывает дорогу к своему отцу, просит срывать цветы; когда калебаса полна цветов, мать сердится, зачем их так много; сын замолкает, не указывает дорогу, женщина приходит к матери ягуаров; та ее спрятала, пришли сыновья-ягуары, один попросил мать вынимать у него блох, молоко женщины капнуло на него, Ягуар ее нашел, ягуары съели ее, отдали потроха матери; та спрятала близнецов, они настреляли ей голубей, велели сказать сыновьям, что она наловила птиц в силки; Ягуары не верят, старуха показывает близнецов, говорит, что сама родила их; голуби объясняют близнецам, что ягуары съели их мать; близнецы приносят ягуарам плоды, говорят, что нашли за рекой; Ягуары согласились переправляться на тростниковой лодке; младший потянул раньше времени, лодка поплыла вниз, все утонули, но одна беременная спаслась; братья стали стрелять в небо, сделали цепочку из стрел; ягуар успел съесть младшего; старший вернулся, оживил его из капель крови; старший стал Солнцем, младший – Месяцем; иногда ягуар Yawarowi поедает Месяц; когда новолуние, Месяц забирает кровь женщин; когда три дня не виден, он с Солнцем]; Nordenskiöld 1912 [на празднике Броненосец роет нору под сидящую на земле девушку, делает ее беременной; она приходит к норе Броненосца, оставляет в ней своего младенца; тот больше не дается ей в руки; ее уводит и ослепляет Двуглавый Ягуар; ее отец ловит сетью ее сына; юноша охотится на птиц, одна из них советует ему лучше искать свою мать; он убивает одного за другим хищников из семейства кошачьих; последним из дома выходит Двуглавый Ягуар; прячется под передником Луны, ест Луну; сын Броненосца делает матери новые глаза из глины]: 271-273.

Чако. Чороте [девушка отвергает женихов; Броненосец подкапывается под место, где она сидит, оплодотворяет ее без ее ведома; люди не знают, кто отец мальчика; тот сразу же вырастает и говорит, что он сын Броненосца; становится хозяином рыбы, владельцем пруда внутри бутылочного дерева; первой рыбу попробовала его бабка, затем и другие люди]: Wilbert, Simoneau 1985, № 39: 67-69.