Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

J51B. Не хватает кусочка: возрожденный месяц. .52.62.

Месяц съеден либо умер и тело разложилось. Его возрождают, но небольшой части (косточки) не хватает. Это определяет особенности луны или особенности человеческой анатомии.

Масатеки, летуама, макуна, десана.

Мезоамерика. Масатеки [огонь был у женщины-людоедки; все звери пришли к ней на праздник, только кролик отказался; месяц был глупее солнца и на празднике его съели; собачка украла косточки, отдала солнцу; голова месяца находилась в горшке; звери пытались заставить женщину танцевать, но та не хотела, боялась, что месяц у нее украдут; но опоссум ее так развеселил, что она пустилась в пляс и собака унесла горшок с месяцем; а опоссум добежал до огня и унес огонь на хвосте; с тех пор у него хвост лысый; месяц и солнце – братья; солнце возродил месяца, но кусочек косточки пропал, поэтому луна бледная; раньше месяц был ярче солнца, а теперь солнце стал ярче; людоедка преследует солнце, чтобы отобрать месяц; иногда ловит, но солнце потихоньку от нее выбирается]: Portal 1986: 56-57

СЗ Амазония. Летуама [Месяц – сын Солнца; вокруг нет других женщин, кроме его сестры; сперва вводит пенис в отверстия в деревяшках, затем начинает ходить к сестре; та мажет его генипой, он от стыда умирает; его восстанавливают из костей, но одного пальца нет, съели лягушки; теперь у людей не шесть, а пять пальцев; Месяц стыдится своего отца и всегда отстает от Солнца]: Palma 1984: 36-39; макуна : Århem et al. 2004 [Месяц (Ũmakañi ñamigaü – "Ночное солнце") за отсутствием женщин совокуплялся с растениями; у него начала пухнуть нога; чтобы его вылечить, его сестра Meneriyo предложила сойтись с ней с условием, что это больше не повторится; но он стал тайком приходить к ней по ночам; забеременев, М. вымазала генипой лицо любовника узнать, кто к ней приходит; он не смог смыть краску, утопился в реке; отец послал сов искать сына, те не нашли; нашли братья Ayawa, не хватило шестого пальца; А. стали смешить рассказами всех животных; жаба не рассмеялась (видимо, палец был у нее в горле), поэтому у людей между большим и указательным пальцами шестого нет; Bakonea (младший непослушный брат) осмеивал Месяца, поэтому старший лишь на четвертый раз смог его оживить; его поместили в устье Амазонки, собрали пыль с его тела, она превратилась в мошек, кусающих, когда на небе луна; войдя в малоку, М. не приветствовала ожившего брата, но спросила Обезьяну, чем тот питается; Месяц сказал, что плодами caimo; М. попыталась его сорвать, ветка спружинила, забросила ее на небо; тогда их отец ушел жить в другую малоку, на развилке дорог поставил фигуру старухи; если М. станет над ней смеяться, старуха пошлет ее на тропу, где перо птицы utu, ведущую к шаману-людоеду ~Gãsũ; если нет, то на тропу к дому отца, где перо гуакамайо; птица mochilero увидела отражение М. в сосуде с водой, нашла М., очистила ее тело от мух, принесла веревку спуститься; веревка превратилась в лиану определенного вида; никого не найдя, М. спросила старуху, куда ушел отец, посмеялась над ней; та послала ее на тропу к ~Gãsũ; далее см. мотив J15]: 484-488; Trupp 1977 [Menery Yo, дочь Отца Мира, видит, как ее брат Umakanö (Месяц) делает в песке вагину и вводит туда свой пенис (на этом месте вырастают папайя и хлопок); она приглашает брата в свой гамак, но с тем, чтобы это было в первый и последний раз; но он продолжает приходить к ней; она мажет ему лицо краской; он не может смыть краску, от стыда топится; его оживляют и забрасывают на небо; не хватает шестого пальца, с тех пор его нет у людей; М. попадает к Ягуарам, съедена, ее сын Umawadö (Радуга) мстит за нее; цвета Радуги – его корона из перьев]: 50-56, 63; десана [вся еда у существа Balí bó; его жена – обезьяна-ревун; старший сын Doé (Вечерняя звезда), младший – Abé (Месяц); Месяц стал спать с женой Д.; Д. убил его, зарыл, отцу и жене не сказал; ББ стал птицей japu, стал летать над четырьмя женщинами, просить есть; услышал от них, как был убит Месяц; ББ нашел его, оживил, но пенис отрезан; сделал новый из древесного гриба "пенис луны"; Месяц вошел в дом, его брат запел, Месяц убежал в лес; все звери и птицы пришли плакать с ББ; все культурные растения исчезли; ББ пошел на юг искать новую жену, прежнюю оставил с Д.; отверг агути, тапира (тощие ноги, желтые глаза), остановился у отца двух дочерей; ему дали невкусную лепешку из лесных плодов; он дал им маниоковую, очертив круг, создал поле с маниоком; сестры нарушили запрет смотреть, как ДД все создает, у маниока появилась кожура; из мочи старшей вырос сорняк; старшая родила Вечернюю звезду, младшая – Утреннюю; ББ велел Утренней сходить за Д.; тот его привел, Д. принес маниок людям]: Kumu, Kenhiri 1980: 141-147.