Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

J58A. Трое волшебников у реки. .12.

Чтобы перейти реку, каждый из трех людей использует собственный колдовской способ.

Хауса, крачи, моси (?), бамбара, ваи, гола, биафада.

Западная Африка. Хауса [трое друзей по имени Царь Борцов, Царь Стрелков, Царь Творящих Молитву приходят сватать девушек; взяв жен, на обратном пути видят, что река разлилась; Царь Творящих Молитву молитвой раздвигает воды, переводит жену посуху; Царь Стрелков выстреливает серию стрел, которые ложатся на воду, перебегает по ним, держа жену, позади него стрелы уплывают по течению (arrows fell upon the stream in a streight, strong line from one bank to the other); Царь Борцов перепрыгнул с женой реку]: Jablow 1961: 101-102; крачи [трое остановились на берегу реки, плавать они не умеют; один сказал, что у него есть сандалии, в которых можно перейти реку посуху; у второго сабля, которой он разрубит воды, чтобы образовалась сухая тропа; у третьего нить – если ее бросить, они все перейду реку; кто из них самый сильный колдун?]: Cardinall 1931: 201; моси [отец с тремя сыновьями демонстрируют свои магические способности; один разделяет жезлом воды реки]: Frobenius, Atlantis, 8: 266 в Baumann 1936: 262; бамбара [трое юношей и три девушки перешли мелкую реку, а когда возвращались назад, увидели, что она разлилась; один юноша переплыл с девушкой на куске дерева, второй вобрал всю воду реки в кошелек, третий рассек воду ножом, перешел посуху]: Жуков, Котляр 1976, № 168: 421; ваи [трое братьев-близнецов – колдуны; один перешел реку по струе дыма из своей трубки, другой – по нитке из распущенного клубка, третий сделал мост из стрел, пуская одну вслед другой]: Ellis 1914, № 8: 191-192; гола [девушка отвергает женихов; лесной дух по пути одалживает у других различные части тела, приходит красавцем, девушка идет с ним, тот возвращает одолженное, девушка вынуждена жить в его логове; у матери девушки рождаются близнецы, отправляются искать сестру; у реки один делает мост из стрел, другой переправляется на клубах дыма; они приходят к сестре, живут у нее, их две большие собаки их охраняют; пока духа нет, братья насыпают петуху духа рис, чтобы тот не поднял тревогу, убегают с сестрой к родителям; дух снова является под видом красавицы, один из братьев берет ее в жены; жена ведет мужа в лес собирать плоды; когда муж залезает на дерево, принимает свой истинный облик, пытается дерево повалить; муж колдовством дерево восстанавливает; так несколько раз; прибегают собаки мужа, убивают мнимую жену]: Westermann 1921, № 20: 101-102; биафада [трое юношей должны перебраться через реку; один выстрелил из ружья, перелетел на пуле, другой ударил по воде саблей, вода разошлась, он перешел посуху; третий переправился на бурдюке; последний – самый искусный, т.к. бурдюк есть у каждого]: Мендельсон 1971: 96.