Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K148. Пропавшие жеребята. .16.29.30.33.34.

Кобыла каждую ночь или каждый год рожает жеребенка, каждый раз кто-то похищает его.

Валлийцы, калмыки, карачаевцы, балкарцы, осетины, луры, узбеки, хуфцы, туркмены, парья, казахи, каракалпаки, алтайцы, тувинцы, южноалтайские тувинцы, западные буряты, хоринские буряты, буряты Монголии, монголы Ордоса.

Западная Европа. Валлийцы [Пуихл, король Даведа, пировал в Нарберте; мимо проскакала дама на белой кобыле; посланный рыцарь не смог ее догнать; когда сам П. поскакал за ней, он легко догнал ее; это была Хрианон, которую ее отец хотел против воли отдать за Гваула; она хочет стать женой П., тот соглашается; приезжает к ней на пир; юноша обращается с просьбой, П. отвечает, что ни в чем ему не откажет; тот просит отдать ему Х. и пир, это был Г.; Х. говорит, что она приготовила пир не для него, а через год приготовит для него и станет его женой; учит П. прийти через год в лохмотьях, попросить наполнить мясом мешок, который она даст; он наполнится, лишь если знатный господин влезет в него и скажет, Довольно уж тут всего ; как только Г. влез в мешок, его завязали, воины побили Г., тот уступил Х.; она родила лишь на третий год; ночью ребенок пропал; ухаживавшие женщины решили подложить Х. растерзанного щенка, вымазали ей рот кровью, обвинили в том, что Х. съела своего сына; П. велит ей сидеть у коновязи рядом с воротами, рассказывать о своем преступлении, нести на спине каждого, кто захочет; в Гвент Ис Койде правил Тайрнион Турин Влиант; когда его кобыла жеребится, жеребенок каждый раз пропадает; Т. стережет, отрубает протянувшуюся к жеребенку из окна лапу; он выбежал из дома, а когда вернулся, у порога лежал младенец в шелковой пеленке; жена Т. бездетна, стала воспитывать мальчика, назвала Гури Вахлт Айрин, у него волосы как золото; ему дали спасенного в ту ночь жеребенка; Т. догадался, что это пропавший сын Х. и П., приводит его к родителям; ему дают имя Прадери, которое дала Х.; после смерти П. он наследует королевство]: Мабиногион 2000: 15-30.

Кавказ – Малая Азия. Калмыки : Басангова 2002 [лишь младший из трех братьев, Нусах Му ("скверный сопляк") ночует на могиле умершего отца, получает три волоска; если их сжечь, они превращаются в коней; хан выдает дочерей, неузнанный НМ трижды побеждает в соревнованиях; старшие дочери выбирают красивых витязей; младшая узнает НМ, выбирает его; хан отправляет их жить в дом из травы; неузнанный НМ громит напавших врагов, хан перевязывает его рану своей шелковой накидкой; раненого хана вылечит лишь мясо сайгака; только неузнанный НМ добывает сайгака, дает старшим зятьям ставший ядовитым верхний слой мяса в обмен на мочку уха и мизинец; от мяса старших зятьев хану хуже, от сваренного внутреннего мяса, которое подала младшая дочь, он выздоровел; черная туча уносит жеребят кобылицы; НМ стреляет, подбирает упавшее золотое кольцо; на крылатом коне пригоняет с неба табун, убив спавшего похитителя; старшие зятья сталкивают его в яму; он видит, как муравей лечит ногу, лечит свои сломанные кости той же травой; по хвосту волка поднимается на поверхность; хан понимает, кто такой его младший зять; казнит старших зятьев]: 106-114; Ватагин 1964 (оренбургские торгуты) [Зальта-Мерген-Баатр уязвим только во сне, спит три дня в месяц; медноклювая ведьма на козьих ногах и Ак-Сакал 377 лет стерегут его сон; Алачи-хан уговорил их пропустить его к З.; конь З. Золь-Цоохор спас его, унеся спящего; З. принял облик 15-летнего мальчика, вместо него приходит к дочери хана лизать ей перед сном пятки, использует для этого отрезанный собачий язык; пока спит, случайно на время принимает свой истинный облик, царевна решает выйти за З. замуж; отец поселяет их на краю улуса; велит зятьям выяснить, кто похищает жеребят; зятья видят, как родившегося уносит птица-гаруда, З. (все в облике пастушка) отсекает жеребенку хвост стрелой; хан посылает зятьев найти похитителя; в облике богатыря З. обещает старшим зятьям достать жеребенка из-за моря, за это отрезает с правой руки большой и указательный пальцы, срезает по ремню со спины; крылатый конь З. перелетает внешний океан; белый змей поедает птенцов гаруды, которых она выводит раз в три года; З. убивает его, гаруда плюет З. в рот, делая трижды сильнее; она похищала жеребят, чтобы за ними однажды приехал богатырь; переносит З. с конем и жеребенком назад через море, табун плывет следом; зятья сбрасывают З. в яму; конь Золь-Цоохор велит собакам Хасыр и Басыр гнать в яму зверей, двум говорящим попугаям хозяина гнать в яму свежий воздух; прибегает к Номин-хану, позволяет себя запереть; дочь хана узнает о коне, просит разрешить покататься, конь уносит ее; у нее коса в 99 саженей, только по ней можно выбраться из ямы; З. берет девушку второй женой; на праздник по случают возвращения зятьев с табуном З. является в истинном облике; на пиру рассказывает, что было, предъявляет отрезанный хвост жеребенка, пальцы и кожу зятьев; велит стрелять вверх, стрелы зятьев убивают их; З. с женами возвращается домой, там пусто; приезжает к Алачи-хану, забирает украденных им жену, имущество; подговаривает жену (теперь она жена А.), чтобы ее ребенок плакал, просил отца сказать, где его душа; к роднику ходит олень, в нем три воробья; З. вспарывает оленя (тот благодарен, что избавил его от бремени), убивает воробьев; объединяет улусы; находит в степи своего бежавшего от А. сына, тот становится богатырем]: 39-60; карачаевцы и балкарцы : Каракетов 2001b, № 7 [жена Ëрюзмека вырывает у спящего три волоска, кладет под камень, из них рождаются трое богатырей - Соджукау, Созуркау, младший Сосуркау; кобыла Ë. каждую ночь жеребится, жеребят похищает трехглавый эмеген Батрас (он утром орел, днем человек, ночью эмеген); Б. умрет лишь если удивится; Сосуркау сдвигает тяжелый меч, море и реки покрываются кровью, Б. умирает], 8 [кобыла нарта жеребится еженощно, жеребенка уносит трехглавый эмеген Беттирсей улу Батрас; старший, средний сыновья засыпают на карауле; младший Сосуркау отрубает Б. головы, отрезает уши, головы и тело зарывает; жеребенок превращается в коня; С. не может зажечь трубку, огонь выкрали эмегены; конь переносит С. через море; С. берет огонь у ста эмегенов; те просыпаются, велят ему их накормить; он кладет под мясо отрезанные уши Б., эмегены впервые насыщаются; велят достать для них невесту из Чанты-Кала, посылают 12 эмегенов в помощь; он влезает через дымоход, просит эмегенов влезать по одному, убивает всех 12; кровь попадает на золотую грудь девушки; С. ее слизывает; в этом месте золото пропадает, а его язык делается золотым; С. также потерял чарык с левой ноги; хан отдает дочь Акбийче за ответившего на вопросы; это та девушка; С. пришелся впору чарык, золотой след оказался на его языке, С. рассказывает о происшедшем, берет А. в жены]: 347-348, 362-366; балкарцы []: Малкондуев 2017 []: 643-647; осетины (дигорцы) [Бэстасэр-Сила умер, оставил трех сыновей; младший Дзанболат трижды разбивает стрелой ушат ведьмы; та велит ему лучше искать похитителя оставленного отцом коня; Д. просит мать поджарить кукурузные зерна, зажимает ей их в руке, та признается, что есть лошадь, ежедневно рожающая жеребца; братья испугались, Д. отнимает жеребенка у вышедшего из земли семиглавого великана; К. выковывает для Д. шашку и булаву; Д. спускается под землю, убивает семиглавого и его жену, еще двух великанов, освобождает трех девушек; те велят бросить просо черным птицам (они рады, им и отрубей не давали), двум железным волкам двух баранов, смазать маслом дверные петли (раньше и сальными руками не смазывали); они пропускают Д.; тот убивает железного коня, войлочного человека, угоняет подземный скот; братья кладут шашку перед ложем Д., кричат, тот вскакивает, остается без ног; братья забирают скот и девушек; к Д. приходят безрукий и слепой, с ними их братья сделали то же; все трое похищают девушку, делают сестрой; ведьма сосет у нее кровь из пяток; Д. и его спутники застали ведьму, они и девушка влезли в ее утробу, вылезли здоровыми; убили ведьму, девушку отпустили; Д. нанялся к синопасу; пришел на свои поминки; одной расщепленной стрелой убил обоих братьев, их жен привязал к коням; наградил свинопаса]: Миллер 1902, № 3: 78-98.

Иран – Средняя Азия. Луры [каждый год морская кобылица царя рожает жеребенка, который скрывается в море; вопреки запрету царя, его сын хватает новорожденного жеребнка; тот не советует это делать: беды наживешь; жена царя предлагает себя царевичу; тот отказывается; жеребенок дважды предупреждает, что мачеха собирается его отравить; тогда, по совету старухи, царица притворилась больной, попросила мяса жеребенка; жеребенок договорился с царевичем; когда царь собирается зарезать жеребенка, царевич просит дать ему последний раз прокатиться; он вадится на своего деребенка и скачит к другому городу; конь дает волоски его вызвать, а в город царевич пусть пойдет без него; царевич принял облик бедного паршивца, стал жить у старухи; у царя 7 дочерей, у каждой свой ястреб; на кого тот сядет, за того выйдет царевна; ястреб младшей многократно садится на голову юноши; их поселили в тростниковой хижине; юноша не прикоснулся к царевне, положив между ними нож; царь от горя ослеп, ему посоветовали поесть мяса диких животных; мнимый паршивец тоже поехал на старой кобыле, но затем вызвал своего коня; добыв мяса, юноша отдал его старшим зятьям за разрешение поставить им на зады рабское клеймо; юноша произнес заклятье: пусть туши станут горькими, а вкусными только головы и копыта (trotter), которые он оставил себе; мясо не помогло, а отвар голов и копыт исцелил царя; напал соседний царь, юноша разгромил его войско; в награду попросил вернуть ему 6 рабов; царь увидел клейма; передал корону младшему зятю, но тот отказался; свадьба; они достигли исполнения своих желаний, пусть все друзья достигнут исполнения своих]: Amanolahi, Thackston 1986, № 10: 47-53; узбеки [кобылица Лали рожает Золотого, затем Серебряного жеребенка, оба исчезают в первую же ночь; у деда внук Бадал; когда должен родиться Вороной, дед велит ему сторожить, тень уносит жеребенка, но Б. отрубает коготь величиной с чинару, это был Черный див; Б. со старшими братьями едет на поиски; на распутье написано, «Пойдешь – вернешься», «Либо останешься жив, либо нет», «Совсем не вернешься»; Б. едет по третьей дороге, братья по первым; Б. приходит во дворец, там пленница Оккыз; сперва на Серебряном коне на мост въезжает Белый див (мороз), конь останавливается, Б. убивает дива; то же с Желтым дивом (жар, на Золотом коне); убивает Черного дива, который на Черном коне, тьма рассеивается, светит солнце; Б. скучает по дому, находит на базаре обежневших братьев, сажает на Золотого и Серебряного коней; братья кладут меч у дверей, кричат, что враги, меч отсекает Б. ноги; приходит безрукий бегун, хан отрубил ему руки; они находят слепого, его ослепил хан, забрал невесту; они ее вернули, она готовит, огонь погас, она увидела вдали дым, пришла за огнем к Адмауз Кампыр, та насыпала ей в подол зерен, по следу пришла, сосет ее кровь, грозит проглотить, если расскажет мужчинам; первым сторожит слепой, но АК заперла дверь; Б. хватает АК, заставляет всех вылечить; для этого АК глотает и отрыгает слепого, безрукого; не отрыгает Б.; побратимы ее рубят на части, воробей кричит «мизинец», в нем Б.; голова АК пытается укатиться, но ее рубят в куски; свадьба бывшего слепого с девушкой; Б. приезжает на свадьбу О. со старшим братом Б.; деде прогнал вероломных братьев]: Коновалов, Степанов 1986: 109-119; хуфцы [как только кобылица царя жеребится, жеребенка крадут дивы; царь последовательно посылает четырех сыновей стеречь; каждый из старших засыпает; младший Арпамишк разрезает мизинец и сыплет на рану соль; сражается с дивом, тот уносит жеребца, но одно копыто осталось в руке А.; он уходит на поиски; просит жену дива насыпать тому под ноги просо, если див в битве на мосту станет одолевать; черный див на черной лошади с черными собаками; поскользнулся на просе, А. сбросил его в воду, взял его коня – это тот жеребенок с оторванным копытом; женился на вдове дива, привез ее домой; аналогичный эпизод с белым, рыжим, серым дивами; каждую из вдов дивов А. оставляет одному из братьев; братьям завидно, что у А. жена и конь лучше; втыкают ножи, кричат А., что напали враги; тот натыкается на ножи, калечит ноги; к нему приходят жить слепой и безрукий; они похищают девушку в жены для А.; она домовничает, огонь гаснет, она приходит за огнем к ведьме, та варит человечину; ведьма дает огонь и спрашивает, где девушка живет; приходит, просит поискать у нее вшей, сосет кровь; А. видит, что жена худеет; учит ее незаметно привязать волосы ведьмы к гвоздям; ведьма проглотила девушку; А. заставляет изрыгнуть безрукого и девушку, проглотить и изрыгнуть слепого, те делаются здоровы; ей велят проглотить А., затем изрыгнуть; изрыгает после того, как ее жгут огнем; А. делается здоровым красавцем; они убили ведьму, разошлись, А. привел жену в дом родителей]: Соколова 1959, № 20: 73-83; туркмены [у падишаха три сына, у каждого кобылица рожает по жеребенку, жеребята похищены; братья идут по трем дорогам, младший Караджа -батыр – по той, откуда не вернешься; предлагает дэву бросать камни вверх; дэв бросает себе на голову, гибнет; К. приходит к трем похищенным пери, убивает трех дэвов; когда сражается с младшим, пери сыплют тому под ноги просо, а К. маш, дэв скользит, падает; К. приводит трех пери к братьям; те вешают у входа в юрту алмазный меч, К. отрезает себе ноги; к нему приходят безрукий Амет -слухач и слепой Быстроногий Вели , тоже искалеченные своими братьями; побратимы приводят себе молодуху, она варит плов; старичок с вершок, борода с два связывает молодуху волосом из бороды, съедает плов; молодуха говорит вернувшимся побратимам, что забыла сварить; то же, когда остаются первый, затем второй побратимы; К. сам связывает старика; отпускает, когда он возвращает калекам ноги, руки, глаза; К. притворяется стариком, приходит к жене; та говорит, что пропавший муж велел ей выйти за того, кто натянет его лук; он приходит джигитом, убивает братьев, рассказывает свою историю, возвращает жену]: Стеблева 1969, № 22: 54-66; парья [у падишаха была кобыла, которая жеребилась каждый день, и каждый раз ее жеребят уносил какой-то дэв; падишах велел старшему сыну последить ночью за тем, кто похищает жеребят; тот уснул и не заметил, кто унес жеребенка; на следующую ночь сторожить отправился средний сын; он порезал палец и посыпал рану солью, чтобы не уснуть; в полночь появился дэв; юноша его ударил; дэв упал; юноша взял жеребенка, а утром попросил отца испечь хлебец для жеребцов; отец это сделал, юноша взял хлебец, вскочил на коня и пропал; отец: «Куда он запропастился? Нет (его)...» {дальше запись обрывается}]: Оранский 1977, № 14: 164-165.

Туркестан. Казахи (арало-иртышский водораздел) [богатырь Кобланды ограбил бая; сын того малолеток Караман предложил единоборство; после долгой борьбы Кобланды убил его, увел людей и имущество; остались старик под котлом и мальчик Талас-пай под соломой; лук Карамана носили два силача, Т. принес один; три лебедя каждый день терзают старика; Т. велит рассказать, надевает его одежду, стреляет в лебедей, падает перстень; приходит к паршивому пастуху, тот отвечает, что пасет коров Кадыр-кана; объясняет, что по его слову коровы, телята сами переправляются через море, привязываются, доятся; что он лижет пятки младшей из дочерей К.; Т. убил парня, надел его одежду, велел скоту делать, что нужно, пришел к К.; его дочери - те лебеди; сказался больным, чтобы остаться с младшей; стал гладить ей пятки языком коровы; отвечает, что да, его язык треснул; она дала меду, он стал гладить мягче; купался там, куда лебедями прилетели девицы; младшая узнала Т., взяла с собой спать; Т. объясняет, как дать знать хану, что дочерям пора замуж: пусть один хлеб сгорит, другой подгорит, третий испечется как следует; хан велел дочерям выбрать женихов, младшая взяла паршивого парня; хан заболел, нужно мясо сайгака; лишь паршивый убил, дал старшим зятьям, себе оставил потроза; только от них хан и выздоровел; птица алып кара-гус ("огромный черный орел") ежегодно уносит жеребенка крылатой кобылы; старшие зятья засыпают, паршивый отшиб стрелой хвост жеребенка, одно перо птицы; зятья унесли хвост, не смогли поднять перо, лишь паршивый его принес; трое зятьев едут искать птицу; паршивый приходит к семиглавой людоедке, та обещает помочь; птица села на дерева бай-терек, паршивый ее застрелил, лишь его конь смог везти тушу; девица-дочь птицы преследует, паршивый ее победил, взял в жены, отпустил пленников птицы; спас змею, та дала ему дар понимать речь животных; прибежала гнедая лошадь, это мать коня Т., она спаслась от Кобланды; Т. явился тестю в своем настоящем облике, тот дал ему половину скота, он вернулся к отцу (т.е. к старику, с которым жил после набега Кобланды); Т. с сыном поехали к Кобланды; оказалось, что их матери - сестры, они побратались; Ир-Косай, мстя за отца, напал, убил Кобланды; Т. с ним помирился, стал ханом]: Потанин 1916, № 11: 73-80 (=1972, № 6: 123-130); каракалпаки (Тахтакупырский р-н) [в табуне у бая была кобыла, которая рождала каждый раз троих жеребят; через 40 дней они становились скакунами, и каждый раз их крали; когда лошадей стерег старший сын, украли одного скакуна; когда средний – тоже; когда стерег младший по имени Жолай, скакуны сохранились; Ж. сказал отцу, что пойдет искать украденных; отец велел идти вместе с братьями; все трое пришли в место, где дорога разветвлялась на три пути; посредине стояла избушка, в ней оказалась маленькая книга; братья прочитали: «Одна дорога – дорога, по которой если пойдут, то не вернутся, а две дороги – дороги, по которым если пойдут, то вернутся»; Ж. пошел по первой дороге, братья – по двум другим; Ж. пришел к Кызыл-орде; она была домом воров, которые украли скакунов; Ж. стал драться с ворами; подошли жены воров, высыпали под ноги Ж. батман пепла, а под ноги воров – батман проса; воры поскользнулись и упали; Ж. их убил, забрал скакунов, прискакал к отцу; отец сказал, что старшие братья еще не вернулись; Ж. их нашел, привел к отцу; достигнул цели, устроил пир]: Баскаков 1951: 55-56.

Южная Сибирь – Монголия. Алтайцы [см. мотив K27; Караты-Кан дает Кускун-Кара-Матыр 'у трудные поручения; достать семерых жеребят, похищенных птицей Кан-Кереде; ККМ приезжает на небо, там на серебряном тополе гнездо Кан-Кереде; ее птенцов каждый год поедает семиглавая змея; один птенец плачет (его сегодня съедят), другой смеется; змея выходит из моря, ККМ отсекает ей головы стрелой; старший птенец протянул крыло, ККМ перешел по нему через море в гнездо; птенцы отвечают, что их родители прилетят с дождем (слезы) и ветром (взмахи крыльев), прячут ККМ под крылом; благодарные птицы отдают ККМ жеребят; затем Кан-Кереде спасает его; он уничтожает страну КК; берет дочь-птенца Кан-Кереде в жены]; Ютканаков, Токмашов 1935: 129-171; западные буряты (Нукутский р-н) [эпизод улигера: Алтай Гасу Мэргэн приходит в город Арын Саган хана в облике старика-странника; у хана есть девять дочерей и восемь зятьев; АГМ становится мужем младшей дочери; хану надоело мясо домашнего скота, он отправляет зятьев добыть изюбров; те не находят зверей; АГМ подстреливает изюбра, заговорив стрелу: «Пусть мясо станет ядовитым, а требуха – вкусным целебным лакомством!»; восемь зятьев просят отдать тушу, а требуху забрать себе; АГМ предлагает взамен туши отрезать по одному своему уху и отдать ему; зятья соглашаются; хан, съев мясо изюбра, заболевает; АГМ варит требуху и велит жене отнести кушанье отцу; хан выздоравливает; зятья отправляются на охоту, чтобы добыть марала с целебными потрохами, но не находят зверя; АГМ подстреливает изюбра, заговорив стрелу, чтобы мясо стало целебным, а требуха – отравленной; свояки просят отдать потроха; АГМ заявляет, что отдаст их, если свояки отрежут у себя по полоске кожи и отдадут ему; свояки соглашаются; хан ест изюбровую требуху и заболевает; АГМ велит своей жене отнести хану вареное мясо изюбра; тот ест мясо и выздоравливает; отправляет зятьев сторожить табун, поскольку в течение восьми лет жеребята большой белой кобылицы исчезают, а теперь она должна ожеребиться девятым; АГМ едет вслед за ними; свояки засыпают; АГМ видит, как две птицы похищают жеребенка, и посылает им вслед стрелу; птицы возвращаются, обещают отдать АГМ девятерых жеребят, а также коня для езды; роняют свое перо и улетают; проснувшиеся свояки просят АГМ отдать перо; он предлагает им в обмен на перо вырезать со своих спин ремни; свояки соглашаются, привозят перо хану; хан отправляет зятьев в поход за девятью конями; АГМ добирается до дворца Золто бурхана; тот дарит АГМ девять коней и коня Хилэн; АГМ спускается с горы; свояки выкапывают колодец, на дне которого железные колья; угощают АГМ арзой и хорзой; когда тот пьянеет, бросают его в колодец; АГМ повисает на кольях; свояки, забрав девятерых коней, возвращаются домой; АГМ говорит своему коню, что его может спасти дочь Хатан хана, которая оживляет мертвых; конь отправляется в земли Хатан хана; когда дочь хана садится на коня, тот делает так, что она к нему прилипает, и скачет к колодцу; девушка опускает на дно свои подвески и вытаскивает АГМ; тот возвращается домой, приходит на пир и стягивает со свояков их шапки; затем рассказывает об их коварстве; разгневанный хан прогоняет зятьев и восьмерых своих дочерей]: Бурчина 2007, № IV.11: 394-400; хоринские буряты [волк съел коня сироты; тот идет его искать; старик: когда победишь Шоно-хана («шоно» - волк), попроси отдать рыжую собаку и синий сундук; он так и сделал; возвращается в юрту – угол сундука подгорел, одна нога собаки сломана; на следующий день – второй угол, вторая нога; на четвертый – четыре; он бьет собаку; утром просыпается во дворце (возник из сундука), рядом красавица (та собака); Ш. зовет сыграть свадьбу; жена предупреждает не ступать на ковер (под ним яма), не садиться на кровать, ничего не есть; сирота коснулся еды пальцем, умер; 25-головый Хонгил Шара Шэбшэхэй положил его в гроб, бросил в море; жена мангадхаю: если выловишь гроб, положи на берегу; гроб находят три дочери хана, внутри младенец, быстро растет; каждый день кобыла хана жеребится золотым жеребенком, он пропадает; хан просит женихов дочерей сторожить; они засыпают, найденыш стреляет в спустившуюся тучу, на землю падает перо птицы; найденыш отдает его женихам, за это отрезает каждому ухо; хан посылает за птицей; найденыш видит гнездо, один птенец смеется, другой поет третий плачет; пока отец и мать Хан Гароди летают, птенцов съедает огненный змей (плачущего съест сегодня, поющего завтра, смеющегося послезавтра); они специально воруют золотых жеребят в надежде, что сильнейший из людей пойдет их искать; найденыш убивает змея стрелой, Хан Гароди отдает 9 жеребят; найденыш отдает их женихам, за это вырезает с их спин ремни; они сбрасывают его в яму; конь ее раскапывает, оживляет найденыша своей слезой; он приходит к хану, показывает ремни; хан вешает женихов живыми на сук на корм воронам; найденыш громит войско Ш., раздавил его самого, зажал в расщелине на корм насекомым; 4 месяца боролся с Хонгил Шара Шэбшэхэем, сын найденыша вырос, пришел на помощь отцу, тело ШШШ сожгли]: Баранникова и др. 1993, № 5: 93-109; тувинцы [у Эр-Сарыг конь Эге-Шырбан; мать просит не ехать на заход солнца, его отец уехал и не вернулся; ЭС едет, убивает стрелой чудовище; в это время три диких гуся пролетают над юртой, спрашивают, дома ли ЭС, привязан ли его конь ЭШ; мать так удивилась, что порезала нос ножом; гуси опять летят, Эс ранил одного в лапку; едет на поиски; просит старика разрешить зарезать одного верблюда; тот: если хан узнает, то будет плохо; но разрешает; другой пастух с телятами; просит ЭС гнать их к хану; у реки они разбежались; ханша: неужели трудно сказать "Ханский скот, переходи реку вброд"; ЭС говорит, телята переходят; у хана веки до носа, он поднял одно пальцем, велел слуге подать сыворотку; ханша: коровы не доены; ЭС доит, они не дают молока; ханша: "Неужели трудно сказать, лейся, лейся, богатство хана"; молоко полилось; ночью хан велит лизать ему пятки; ЭС отрезал язык у туши коровы; хан спрашивает, почему жесткий; Эс говорит, что от сыворотки; хан велит накормить ЭС сливками; ЭС отрезает язык дохлой собаке, хану понравилось, он уснул; ЭС женится на младшей дочери хана; хан велит семерым зятьям спасти жеребенка; кобыла раз в три года рожает, птица Хан-Херети уносит; зятья спят, ЭС стреляет, птица роняет светящееся перо; хан велит принести саму птицу; ЭС едет в нижний мир, на острове три тополя, на них гнезда с птицами; из озера вылез мангыс, птенцы закричали; ЭС забрался в горло мангысу, распорол его, выскочил; полил дождь, прилетела птица ХХ, ЭС просит ее вернуть жеребят; она велит заготовить еды, бросать ей в полете; они долетели, ХХ выпускает из ноздрей 9 коней; ЭС встретил старших зятьев, сел на ковер, провалился в яму, зятья увели коней; конь ЭС прибегает к его жене, все рассказывает; жена вытаскивает его; хан велит всем выстрелить вверх; стрелы зятьев убивают их, ЭС невредим; получает половину скота, с женой возвращается к матери]: Хадаханэ 1984: 59-65; южноалтайские тувинцы [бездетная старуха подцепила черпаком лягушонка, тот обещал стать ей сыном (это был младший сын бога Гурмусту); старик кормит его мясом; ночью в юрте радуга, к утру лягушонок превращается в мальчика; он пасет коз; велит просватать за него младшую дочь Хараатай Хаана; первый раз старика убивают, сжигают, Лягушонок его оживляет; во второй хан требует, чтобы по левую руку росло сахарное дерево, а по правую золотой тополь с золотой кукушкой; Лягушонок превращает в них свои меч и ножны; получает жену; ей он кажется юношей в белой юрте, чужим – лягушонком в хижине; трое зятьев едут на охоту, лишь Лягушонок настрелял дичь; зятья отбирают мясо, оставляют ему потроха; но его блюдо самое вкусное; хан просит найти, кто похищает жеребят; их утаскивает птица Хан Гэрди, у которой змея пожирает яйца; Лягушонок убивает ползущего к двум птенцам змея; их мать проглатывает и отрыгает его; возвращает коней, предупреждает, что зятья приготовили для него накрытую ковром яму; он сам сбрасывает их в яму; отрубает головы хану, ханше, их дочерям, это были мангысы и мангысихи; он уезжает]: Таубе 1994, № 20: 196-202; буряты Монголии (близки хоринским) [Цолоо Ж., Гантогтох Г. Арван гурван ноёдын дуун. Уб. 2007: 489; русская и монголка съели по розовому цветку и родили по сыну; старший оставил младшему стрелу – если заржавеет, беда; полетел на коне, увидел юрту, став воробьем, заглянул в верхнее отверстие; слышит, как сидящие говорят о дочери хана-Солнца Ширэн Дун; все стада – ее; юноша расспрашивает пастуха, как он ест, спит, пригоняет телят; узнает в пастухе младшего брата; тот женится на ШД, а ее отцу не сказали; в его табуне жеребенок с золотой грудью, серебряной спиной, Гаруда его украла; кобыла снова должна родить, 33 богатыря снова уснули; старший брат схватил Гаруду за хвост, та выпустила жеребенка; у самого хана-Солнца украла младшую жену; старший брат находит первого похищенного жеребенка и жену хана; та говорит, что если Гаруда в хорошем настроении, то перед ее прилетом идет мелкий дождь, а если сердита, то сильный град; сначала прилетит гриф, затем сама Гаруда; юноша застрелил грифа, затем Гаруду, освободил пленников; привез живой воды, вылечил сына хана; хан помиловал 33 богатырей, простил дочь за то, что вышла без его ведома; старшему брату отдал вторую дочь]: Егупова 2012: 21-23; монголы Ордоса [Ондей, лучший из людей, безмерно богат скотом; кто-то похищает жеребят, которых ежегодно рожает его кобыла; он собирается подарить жеребенка Хормусте; кобыла рожает, но желтая радуга уносит его; О. пустил стрелу, жеребенок упал, кобыла его вылизала; упал также длинный желтый лама; сказал, что воровал жеребят по приказу бурхана; О. выкопал глубокий колодец, опустил туда Длинного, посадил на отверстие быка и верблюда, велев не вставать, даже если их станут бить и хворостина и палка сломаются; уехал осматривать стада; жена О. слышит песню, подходит к колодцу; Длинный советует предложить животным травы и воды – О. им об этом не говорил; животные встали, Длинный выбрался, женщина привела его к себе; говорит, что к мужу более не вернется; Длинный советует притвориться больной, попросить сердце чудовищной змеи; О. взял своих собак Арджу и Барджу, павлина и попугая, отправился на поиски; приехал к черной юрте, перед ней золотая и серебряная коновязи, О. привязал кобылу к золотой; девушка позвала в дом, старуха накормила и воздала почести; доехав до горы, за которой змей, конь учит закрыть глаза, конь поскачет, издавая гром, змей от страха закроет пасть, надо выстрелить, из пасти выйдут проглоченные люди, затем вставить стрелу, войти в змея, отрезать сердце; у змея верхняя губа вровень с горой на западе, нижняя губа вровень с горой на востоке; когда О. вытащил сердце, кровь потекла, вызвав потоп; доехав до юрты, О. потерял сознание; старуха велит дочери бросить змеиное сердце в пропасть, подменить сердцем быка; дома Длинный советует женщине скормить сердце змея мужу – оно ядовитое, он умрет; О. не умер; Длинный советует вновь сказаться больной, попросить мозг 12-голового черного мангуса; О. едет к черной юрте, там другие девушка и старуха; старуха велит девушке сварить гостю быка, мозг сохранить отдельно; конь растоптал мангуса, О. собрал мозг; старуха велит дочери подменить мозг мангуса мозгом быка; жена лишь сделала вид, что ест мозг; напоила мужа до бесчувствия; Длинный вылез из сундука, разрубил О. на части; кобыла, павлин, попугая и обе собаки схватили и унесли куски; жена родила сперва сына О., а затем сына Длинного; животные охраняют разрубленное тело О., Наран Гхо (дочь старухи из белой юрты) их нашла, мать дала волшебный предмет оживить О.; дает ему в жены дочь, дает новое имя Шудург Мерген Чагадай Хан (Чагадай Мерген); Длинный улетел на небо; ЧМ (т.е. бывший О.) приехал, когда дома лишь его сын; открылся ему; вынул мясо животного из котла, сварил сына Длинного; спрашивает жену, хочет ли она жить с пятью джингами или с тем, кого не любит; та: с джингами; он привязал ее к пяти лошадям; когда кобыла ЧМ заржала, ее сын, на котором на небе сидел Длинный, примчался, неся седока; Ш. разрубил его на 5 частей и сварил; живет с женой, ее матерью и своим сыном; по приказу Хормусты, стал сыном Чингиса, стал императором]: Mostaert 1937, № 1 в Соловьева 2014.