Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K164. Собака – друг, жена – нет, ATU 921B.

.14.-.17.27.-.28.31.32.34.

Жена человека его предает, а собака ему верна.

Арабы(?) Алжира, арабы Египта, итальянцы, немцы, голландцы, фризы, валлийцы, сербы, хорваты, болгары, венгры, русские (Олонецкая, Новгородская), украинцы (Гуцульщина, Галиция, Подолия, Киевская, Полтавская), белорусы, чехи, словаки, (абхазы, осетины), финны, вожане, восточные саамы, латыши, литовцы, башкиры, тувинцы.

Северная Африка. Арабы(?) Алжира (1 запись, Sahykod 1987, № 3: 28-34), арабы Египта (много записей): El-Shamy 2004, № 921B: 595.

Южная Европа. Итальянцы: Uther 2004(1), № 921B: 547-548.

Западная Европа. Немцы, голландцы, фризы, валлийцы: Uther 2004(1), № 921B: 547-548.

Балканы. Болгары [1) человек думал, что его лучший друг – жена, а та оказалась врагом, лучшим же другом оказалась собака; по совету слуги, человек ударил собаку, а потом позвал и она пришла; ударил жену, а та вернулась к отцу; чтобы ее вернуть, слуге пришлось распространить слух, будто хозяин снова женится; 2) черт обещает женщине кошель золота, если та убьет мужа; когда та заносит руку с ножом или топорм, черт будит мужа; собака же при приближении черта к хозяину стала выть и не подпустила его]: Даскалова-Перковска 1994, № 921B: 330; сербы, хорваты, венгры: Uther 2004(1), № 921B: 547-548.

Средняя Европа. Русские (Олонецкая, Новгородская), украинцы (Гуцульщина, Галиция, Подолия, Киевская, Полтавская), белорусы [Кто лучший друг: человек думает что лучшим другом является жена; черт показывает ему, что жена легко может изменить мужу и даже соглашается убить его; лучший друг – собака]: СУС 1979, № 921B: 233; чехи, словаки: Uther 2004(1), № 921B: 547-548.

(Ср. Кавказ – Малая Азия. Абхазы, осетины [Uther 2004(1) ссылается на Бязыров 1958, № 28. Такого сюжета в этой публикации нет; абхазский вариант в Шакрыл 1975, № 70 не отвечает определению сюжета).

Балтоскандия. Латыши [самый верный друг человека – собака; при приближении опасности она будит своего хозяина; жена не будит]: Арийс, Медне 1977, № 921B: 332; литовцы, финны, вожане: Uther 2004(1), № 921B: 547-548; восточные саамы [человек видит дьявола, привязанного к дереву вниз головой; тот объясняет, что его привязал другой дьявол; обещает мешок золота, но просит потом прийти с тем, кто человеку вернее всего; человек привел жену, дьявола нет; человек заснул, дьявол принес золото; предложил жене убить человека – все деньги достанутся ей; та поднесла нож к горлу мужа, дьявол его разрубил, объяснил, что жена ему не верна; человек ее побил; однажды на охоте привязал собаку и заснул; собака увидела дьявола, которые нес мешок золота, стала лаять; дьявол: собака вернее жены]: Ермолов 1959: 78-79.

Волга – Пермь. Башкиры [царь боялся, что достигший 70 становится мудрецом и будет ему опасен, поэтому стариков сбрасывали со скалы; зять царя спрятал отца в сундуке; царь велит зятю явиться, взял одного друга и одного врага; отец: возьми жену и собаку, побей обоих и увидишь, что собака вернется и станет ласкаться, а жена нажалуется отцу; так и случилось; царь передал власть зятю, тот запретил убивать стариков]: Бараг 1990, № 39: 99-101.

Южная Сибирь – Монголия. Тувинцы [дух-хозяин местности велел охотнику привести друга; тот привел жену; дух предложил той убить мужа, тогда даст богатство; жена хотела убить, но собака ее отогнала; она и есть друг]: Алексеев, Донгак 2006, № 5: 9.