Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K21A. Женщина возвращается с неба. .13.43.44.46.48.49.52.

Небожитель женится на земной женщине. Та стремится вернуться на землю и тайком от мужа спускается.

Занде, кутенэ, лкунген, клаллам, твана, снукуалли, пуяллуп, Пьюджит-Саунд, якима, коулиц, тимагами оджибва, оджибва, степные кри, шейены, арапахо, пауни, вичита, майду, вашо, лакандоны.

Судан – Восточная Африка. Занде [девушка решила уйти от отца и найти мужа; амулет (oracles) посоветовал ждать под деревом; когда начнется гроза, Гром спустится по веревке с неба и она сможет по этой веревке на небо подняться; на поднялась, пришла к жене Грома, та была с ней дружелюбна; Гром трижды разбивал ее на куски, но она сразу же становилась целой; Гром решил, что девушка в жены ему годится, поселил в отдельной хижине рядом с хижиной первой жены; отцу девушки амулет велел обратиться к сверчку, тот поможет вернуть дочь; когда Гром спустился на землю, сверчок по его веревке забрался на небо, проделал норку в хижину новой жены Грома; напустил комаров, так что Гром перешел в хижину первой жены; сперва женщина спустила вниз через нору сверчка своих детей; отвечала Грому, что шум потому, что она бьет комаров; затем полезла сама; сверчок сделал много ходов и Гром долго плутал; явился в дом отца своей новой жены и потребовал ее назад; отец: ты не заплатил за жену выкуп; Грому пришлось уйти]: Evans-Pritchard 1965: 73-74.

Побережье - Плато. Кутенэ [девушка желает в мужья слабую звездочку; просыпается на небе рядом со стариком; он запрещает копать клубни под деревом; она копает, видит внизу родных; по веревке спускается на землю; на следующую ночь Звезда ее убивает]: Boas 1917, № 70: 247-249; лкунген [две сестры спят на улице; старшая желает в мужья яркий Юпитер, младшая - красноватый Марс; Звезды забирают их на небо; у Юпитера воспалены глаза; мужья не велят выкапывать корневища; старшая нарушает запрет, делает дыру в небосводе, видит дом; сестры спускаются по веревке, возвращаются к матери]: Boas 1895, № 2: 62-63; клаллам [две девушки спят на улице; старшая хочет в мужья яркую, младшая тусклую звездочку; звезды поднимают их на небо, тусклая оказывается красавцем; на небе горит жаркий огонь, сестры бросают в него водоросли, делается прохладнее; сестры проходят между толкучими скалами, минуют другие опасности; находят отверстие в небе; плетут веревку из кедровых лап, спускаются на землю]: Gunther 1925: 135-136; твана [две сестры желают звезды в мужья; просыпаются на небе; хотят вернуться; копают сквозь небо дыру, спускаются по веревке; одна из них рожает сына; две девушки, возникшие из лососевых молок, похищают его, подложив в колыбель гнилую колоду; шаман превращает ее в мальчика; Голубая Сойка пролетает под опускающимся и поднимающимся (небосводом?), его голова становится плоской; находит похищенного; тот уже взрослый мужчина, женат на своих похитительницах; морские рыбы, Кедр, Ель его дети; возвращается в земной мир; делает Ворона черным; убегает от людей, поджигающих землю; превращает плавающего ребенка в гагару, Оленя в оленя, Бобра в бобра, чудовище и менструирующую девушку в скалы, топит ведьму; превращается в Месяц, его брат (из гнилой колоды) - в Солнце]: Elmendorf 1961, № 5: 32-37; снукуалли : Elmendorf 1961, № 4 [одной сестре нравится яркая, другой тусклая звезда; у яркой красные глаза; мужья переносят сестер на небо; те прокапывают отверстие, спускаются по веревке на землю; одна рожает сына, другая дочь; звездный отец похищает сына из колыбели, положив взамен гнилую колоду; прячет младенца на севере за опускающимся и поднимающимся (небосводом?); многим птицам не удается, маленькая птичка приносит мальчика назад; сын звезды берет в жены звезду; та наполняет корзины женщин ягодами и кореньями]: 27-31; Haeberlin 1924, № 2 [одной сестре нравится белая, другой красная звезда; обе просыпаются на небе; у Красной Звезды воспаленные глаза; мужья запрещают выкапывать глубокий корень; после рождения мальчика у одной из сестер они выкапывают корень, в небосводе образуется дыра; сестры с мальчиком спускаются по веревке; просят слепую женщину-Жабу следить за ребенком; он украден; Голубая Сойка летит в страну лососей, проскользнув между толкучих скал; возвращается с мальчиком; он вырастает, создает реки, горы, животных; его имя Швек у ], 2a [как в 2, три сестры, младшая остается на земле; чудовищная женщина Скулли и две ее дочери похищают ребенка; его имя Арх-хаде, он позже становится Месяцем]: 373-375; пуяллуп [пятеро сестер спят под открытым небом; младшая хочет яркую звезду в мужья, старшая тусклую (остальные - промежуточно); просыпаются на небе; муж младшей - старик с больными глазами, старшей - молодой; сестры копают коренья, проделывают дыру в небе, спускаются по веревке из луба, возвращаются домой]: Adamson 1934: 356; Пьюджит-Саунд [две сестры копают корни папоротника, остаются ночевать в прерии; одна желает в мужья белую, другая красную звезду; когда проснулись, оказались на небе; белая звезда – старик, красная – молодой; мужья не велят выкапывать глубокие коренья; старшая сестра забеременела, младшая сидит у дымового отверстия, чтобы не видели, как она плачет из-за того, что у нее старый муж; когда мальчик подрос, он прокопал отверстие, оттуда ветер, мужья сразу почувствовали, но женщины успели закрыть отверстие; сплели веревку и спустились с ребенком; пока все качаются на веревке, а за ребенком смотрит старуха-жаба, лососи украли мальчика (это будущий Месяц); мать нашла в колыбели гнилое дерево, смочила пеленку, пять раз отжала, возник второй мальчик (будущее Солнце); желтый дятел отправляется искать Месяц, не может пройти между толкучих скал; то же другой дятел, ворон, скопа; голубая сойка пролетел; Месяц обещал сам прийти позже; вставил между скал палку, чтобы голубая сойка смог проскочить назад; Месяц женат на женщине, которая одна из лососей; его сын не хочет его отпускать; Месяц: идет новое поколение, а вы (т.е. лососи) будете едой; Месяц сперва ошибся, велел лососям идти вниз, лишь затем велел идти вверх; встречает людей, которые дерутся; Что делаете? – Деремся; он превратил их в птиц и камни; маленьких рабов превратил в бекасов; рыбаков и людей на болоте в два вида уток; людей на пляже в устриц; люди знают, что Месяц меняет природу встречных, хотят его убить; другие спорят о дне и ночи, одни хотят свет и тьму каждые сутки, медведь хочет, чтобы день и ночь длились по году; теперь медведь спит всю зиму; олень делает наконечник копья; Месяц: что делаешь? – Хочу убить Преобразователя; Месяц: будешь оленем, тебя станут есть; Норка спорит с Месяцем, кто кого; Норка не смог изменить Месяца, а тот превратил его в палку; он снова Норка; Месяц его разрубил – получились нынешние норки; четверо женщин таскают друг друга за волосы; – Тренируемся натягивать лук; Месяц превратил их в 4 вида съедобных растений; человека на озере сделал бобром; несущего лососей – выдрой; Дикий Кот жарит лососей, заснул; Месяц все съел, остатки ему в морду, теперь на ней полосы, он стал котом; 5 братьев играют: огонь, огонь! Все загорелось; тропа: сюда, мой внук! но колчан Месяца обгорел; за рекой старик Эхо; лишь повторяет: приведи лодку! Месяц сам переплыл, стал с Эхом бороться; птица: возьми корзины с потрохами Эхо, которые висят на стене землянки; Эхо стал эхом; голубая цапля использует свою голову в качестве молотка, т.к. камни и палки живые; Месяц сделал их камнями и палками, сделал Цаплю цаплей; Месяц всех собрал, чтобы определить, кому светить днем, а кому ночью; попробовал желтый дятел (yellow hammer), но света мало; ворон, койот, дятел – темно; колибри – лучше, но день очень короткий; младший брат Солнце предложил быть солнцем Месяцу, но слишком жарко, вода кипит; Солнце стал светить днем, Месяц – ночью; старуху-жабу теперь видно по ночам на диске Месяца; веревка, на которой качались, была до неба; Месяц: можете лезть; но Крыса ее перегрызла, Месяц превратил ее в крысу; камни на горе – превращенные люди; индейцы – родственники Месяца]: Ballard 1929: 68-80; Clark 1953 (пуяллуп) [старшая сестра рождает сына, возвратъившись на землю]: 143-146; коулиц [две сестры смотрят на небо; старшая хочет яркую, младшая тусклую звезду в мужья; просыпаются на небе; яркая звезда - молодой, тусклая - старик; мужья не велят женам выкапывать глубокий корень; те выкапывают, делают отверстие в небосводе, оттуда дует ветер; сестры спускаются по веревке из кореньев; старшая - с рожденным ею мальчиком; см. мотив A23]: Adamson 1934: 269-271; якима : Beavert 1974 [пятеро девственниц живут с дедом и бабкой; дед не велит спать на спине, глядя на звезды; две старшие делают это, младшая из двух хочет в мужья яркую, старшай – тусклую звезду; младшая X áfash просыпается рядом с молодым, старшая Y áslaams – со стариком; сестры копают коренья, одна проделывает дыру, видит землю; они плетут веревку из вьющихся растений; младшая спускается, старшая падает и разбивается, когда ее муж обрезал веревку; младшая рожает сияющего мальчика; это Полярная Звезда; Койот и другие хотят его убить, но он всех побеждает; смотрит на девушку, та беременеет и рожает; околоплодные воды стали содовыми источниками; она бросила в Полярную Звезду младенца, брошенное оторвало юноше ногу; стоя на одной ноге, Полярная Звезда всегда вращается на одном месте]: 188-192; Hines 1992, № 49 [мать посылает двух дочерей копать коренья; те спят на улице, младшая Яс-лум-мас желает в мужья красную звездочку, сестре Тах-пал-луг предлагает яркую; Звезды забирают обеих на небо; у Я. муж старик, у Т. молодой; мужья не велят копать глубоко при сборе кореньев; Т. копает, в образовавшееся отвестие дует ветер, мужья это чувствуют; сестры плетут веревку из корня орешника, спускаются на землю; у Т. ребенок, Золотой Мальчик (ЗМ); женщина с востока приходит, когда слепая бабка (мать сестер) укачивает младенца; подменяет его гнилой корягой; спускавшаяся с неба веревка, служившая качелями, тут же рвется; сестры вымачивают и отжимают dada (пеленки?), делают из них нового мальчика; Голубая Сойка добирается на востоке до места, где земля то поднимается, то опускается; пролетает в щель, лишь перья его хохолка задеты; ЗМ уже мужчина, делает стрелы, бросает в Голубую Сойку осколки кремня; тот рассказывает о происшедшем, ЗМ вынимает осколки из ран; жена оставляет их сына следить за отцом; тот оставляет отвечать за себя волос, вместе с Голубой Сойкой возвращается домой; становится Солнцем, сделанный из пеленок брат Месяцем; европейцы происходят от оставшегося на востоке сына ЗМ]: 141-146.

Средний Запад. Тимагами оджибва [одна девушка хочет в мужья белую звезду, другая красную; они просыпаются на небе; белая звезда - старик, красная - молодой; старуха сидит на отверстии в небе (Плеяды); предлагает девушкам сплести веревку; мужья помогают им спуститься; они попадают на вершину дерева; обещают выйти за того, кто спустит их на землю; Медведь, Рысь не могут, Росомаха спускает; они посылают его принести привязанную к ветке ленту, убегают; ночуют у Дятла, тот не спит с ними; три вида уток не могут перевезти их через реку; Поганка перевозит, берет в жены; они узнают, что Поганка - шут, Гагара - вождь; уходят к Гагаре; Поганка бросает в рот спящей Гагаре раскаленные кремни, убивая его; привязывает к животу мешок с кровью кролика, имитирует самоубийство; люди раскрывают обман, гонятся за Поганкой; он превращает их в уток]: Speck 1915d, № 5: 47-53; оджибва [две Глупые Девушки смотрят на звездное небо, желают Звезды в мужья; просыпаются на небе, мужья рядом; старуха помогла им бежать, спустив в корзине через отверстие; по своей невнимательности, они оказались в гнезде ястреба; Росомаха спустил их, они его обманули, убежали; попали к Нырку; тот выдал себя за Человека с Вампумом, Гагару; они подсмотрели, как их муж выполняет роль шута в доме Гагары и ушли к Гагаре; Нырок убил его, сунув спящему в горло раскаленный камень, бежал в море; люди велели пиявкам высушить море, но Нырок вспорол им животы кремневым ножом; море вылилось назад, и все утонули]: Jones 1916, № 15a: 371; оджибва [две глупые девушки смотрят на звезды, одна хочет спать с белой, другая с красной звездой; оказываются на небе, красная звезда – молод, белая – старик; старуха показывает им отверстие, они видят свое селение, хотят домой, плетут веревку, она коротка, они спускаются в пустое орлиное гнездо на дереве; Медведь, Бизон, Койот отказываются их спустить; Росомаха спускает, копулирует с ними, помещает назад; так долгое время; приходит жена Росомахи; девушки обещают ей горячего любовника, она меняется с ними местами, они убегают; Росомаха совокупляется со своей самкой; они решают, что оба одинаково уродливы и должны жить вместе]: Erdoes, Ortiz 1984: 158-161; степные кри [старшая сестра желает в мужья яркую, младшая тусклую звезду; обе просыпаются на небе; муж младшей юн, старшей сед; на ночь звезды уходят из дома; старуха советует сестрам выкопать корень, растущий там, где лежит бизоний помет; под ним дыра в небе; сестры спускаются по веревке; старуха велит старшей завязать глаза, не открывать, не достигнув земли; та подглядывает, веревка рвется, сестры падают на вершину дерева; Медведь, Рысь не могут их снять, не желают их в жены; Росомаха снимает, но старшая сестра падает, ломает ногу выше колена; сестры превращают Росомаху в росомаху; ночью у костра старшая отрезает себе ногу, заостряет обломанную кость, называет младшую Мой Супруг ; Синица велит младшей бежать на север; Медведь, Рысь, Великий Змей не могут помочь их, старшая сестра убивает их своей острой ногой; одноногий человек рубит на озере проруби; соглашается помочь младшей сестре, когда та называет его братом ; убивает старшую сестру, уронив на нее камень; см. далее рассказ Бизон Похищает Женщину ]: Bloomfield 1930, № 34: 326-332.

Великие равнины. Северные шейены [две девушки смотрят на звезды; первая хочет в мужья яркую звезду, вторая обычную; дикобраз заманивает первую на дерево, оттуда на небо, превращается в мужчину средних лет, берет девушку в жены; велит не копать белый клубень; та выкапывает его, видит в отверстие свой дом на земле; спускается по травяной веревке; она коротка, девушка падает, разбивается; женщина-Жаворонок находит в ее чреве мальчика, воспитывает; он приходит к своей бабке по матери; дает водному чудовищу себя проглотить, режет его изнутри, выпускает проглоченных людей; в другом селении белый Ворон отгоняет бизонов от охотников, люди голодают; Падающая Звезда прикидывается мертвым бизоном, ловит Ворона, коптит его до смерти в дымоходе; женится]: Grinnell 1921: 308-312 в Edmonds, Clark 1989: 188-192; пауни : Dorsey 1904b, № 16 (скиди) [две девушки спят на улице; одна пожелала в мужья яркую звезду; просыпается на небе, с ней человек средних лет; он просит ее копать коренья на холмах, но не в долине; она нарушает запрет, сквозь отверстие видит свой дом на земле; плетет веревку из сухожилий, спускается со своим маленьким сыном; ее муж бьет ее молнией; она падает мертвой, сын остается жив; с тех пор у него на лбу рисунок звезды; он крадет кукурузу и тыквы с огорода колдуньи; она счастлива стать его воспитательницей; ее муж-змей хочет его съесть; юноша бросает перед собой в дом мешок с кукурузой, змея кусает мешок; он убивает змею, труп превращается в мужа колдуньи; юноша убивает пум, медведей, змей или приводит их к колдунье живыми; та отпускает их; он приходит в селение; возвращается на небо, став звездой]: 60-65; 1906, № 13 (киткехахки) [две девушки спят на улице, одна желает звезду в мужья; просыпается на небе; рожает сына; муж велит быть осторожной, копая коренья; она копает, продырявливает небо, делает веревку из сухожилий; спускается, взяв с собой сына; повисает, не достигнув земли; муж убивает ее камнем, она падает на землю; сын сосет грудь мертвой матери, затем приходит к старухе, у которой внук тех же лет; бабка не велит им ходить в определенную сторону, они идут, молния убивает угрожающих им чудовищ; медведя; они делают чучело, пугают им бабку; еще один монстр (не описан); сами убивают пум и других опасных зверей; приходят к людям; Звездный Юноша пропадает (вероятно, вернулся на небо)]: 56-58; арапахо [Месяц слышит, как одна девушка выражает желание выйти за него замуж, а другая хочет в мужья яркую звезду; его брат Солнце предпочитает Лягушку, т.к. та не морщит глаза, смотря на него; Месяц превращается в дикобраза, девушка следует за ним, лезет на дерево, попадает на небо; Солнце приносит Лягушку; жены соревнуются, кто громче жует; Лягушка хрустит угольками, текут черные слюни; она прыгает на грудь Месяцу; Месяц предупреждает жену не рыть глубокой ямы, копая коренья; та роет дыру в небе, видит родное селение; плетет веревку из сухожилий, лезет по ней вниз; см. мотив J18]: Dorsey, Kroeber 1903, № 134: 321-329; вичита [девушка смотрит на небо, хочет звезду в мужья, предпочитает яркую тусклой; просыпается рядом со стариком; ей не велят сдвигать с места камень; она нарушает запрет, видит в отверстие землю; вьет из травы веревку, спускается; веревки хватает лишь до вершины дерева; Стервятник сажает девушку себе на спину, приносит к ее родителям; с тех пор люди не считают по ночам звезды]: Dorsey 1904a, № 57:298-299.

Калифорния. Майду [записанные с интервалом в 50 лет тексты практически идентичны]: Dixon 1912, № 10 [после танцев по случаю совершеннолетия две девушки спят на улице, видят во сне мужей-звезд; старшая хотела в мужья яркую красную звезду, младшая – голубую; утром не прокололи себе уши, не выкупались, чтобы смыть зло; на следующую ночь оказываются на небе с мужьями; Красная ест только сердца, Голубая - жир; каждая рожает ребенка; жены говорят мужьям, что дети хотят играть с сухожилиями, плетут веревку из сухожилий, спускаются; мужья обрезают веревку, женщины разбиваются; братья находят их, кладут в воду, они оживают]: 183-189; Shipley 1991 [мать дочери: если видишь во сне что-то плохое, надо проткнуть мочки ушей и выкупаться, тогда плохое не сбудется; две девушки увидели во сне людей-звезд, но не выкупались в реке; они лежат и смотрят на звезды; одна хотела бы оказаться рядом с яркой красной, другая – с голубой звездой; утром оказались на небе рядом с мужьями; младшая упрекает старшую, что это все по ее вине; каждая рожает ребенка; они говорят мужьям, что дети хотят играть с сухожилиями; сплели веревку; оставив детей, полезли вниз; дети стали плакать; один из мужей пошел узнать, в чем дело, увидел веревку и обрузал ее; женщины упали и умерли; один из братьев нашел их; их положили в воду и к утру они ожили; младшая рассказывает, что красный муж ел лишь сердца, а голубой – жир; каждый из людей-звезд ест лишь какую-нибудь одну пищу]: 141-146.

Большой Бассейн. Вашо : Curtis 1976(15) [дед двух сестер отвергает все виды растительной пищи, которую они собирают; они уходят, ложатся под открытым небом; младшая хочет в мужья белую звезду, старшей предлагает красную; звезды забирают сестер на небо; красная оказывается Солнцем, белая - Месяцем; младшая сестра (жена Месяца) говорит, что ее муж не охотится, а кусает мясо как койот, оно плохое; старшая приглашает ее к себе; копая коренья, младшая тыкает палкой в муравейник, проделывая дыру, сестры видят внизу своего деда; старшая просит мужа, чтобы тот собирал сухожилия, которыми хочет играть их ребенок; они плетут веревку, начинают спускаться; ребенок обижен, что мать его не берет, сообщает отцу, Солнце обрезает веревку, обе женщины падают, гибнут]: 154-156; Dangberg 1927, № 5 [дед ловит рыбу, хорошую ест сам, второсортной кормит двоих внучек; те решают уйти; ложатся, любуются звездами; старшая говорит, что желает в мужья яркую, младшая – что тусклую ("с маленькими глазами как у нее самой"); Звезды забирают их на небо; одна рожает ребенка; один муж приносит жене оленину, другой под видом дичи дает свои собственные почки; вопреки запрету, сестры пробуют еду друг у друга; копают клубни лилий; Звезды запрещают женам копать луковицы на муравейнике; они выкапывают, делая дыру в небе; видят сверху своего деда, тот все зовет старшую по имени (Hélida); спускаются по веревке из сухожилий; их ребенок плачет; мать отвязывает его, он летит назад к небу; рассказывает Звездам о побеге; один из мужей обрезает веревку; женщины падают на деда, убивая его]: 433-439 (=1928: 90-98).

Мезоамерика. Лакандоны [ Кин Чоб женится и приводит жену на небо, где он живет; велит своей первой жене сторожить новую; земная женщина спускается, муж обрезает веревку, женщина падает, разбивается]: Boremanse 1989: 88.