Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K27O. Игра в мяч. .35.36.39.40.42.-.50.52.56.62.68.74.

Противостояние героев и антагонистов развертывается в форме игры в мяч.

Иран – Средняя Азия. Дарды (калаши) [царь старится, но бездетен; факир дает два яблока; одно пусть съест с женой, она родит близнецов, старшего отдать ему; второе яблоко дать кобыле – родит жеребенка; когда братья стали подростками, факир забрал старшего; царь пытался отдать младшего, но факира не проведешь; старший взял коня и меч; предупредил брата, что если у того на мече выступит кровь, с ним беда; в своем доме факир дает ключи от 6 комнат, а в 7ую заходить запрещает; но юноша забыл о запрете и зашел; там ослабевшая старая женщина; просит зайти к ней завтра: факир уедет на 5 дней; утром рассказывает, что факир откармливает подростков и поедает; а она отказалась есть с ним, поэтому ослабела; питается птицами; факир попросит заглянуть танцевать у кипящего котла с 7 ушками; надо попросить его показать; и столкнуть в котел; затем растолочь его кости и осыпать ими кости съеденных: они оживут; так и случилось; 60-80 юношей и девушек ожили; юноша велел им пойти туда, откуда они родом; старуха же стала молодой; юноша обещал жениться на ней, но сперва ушел странствовать; увидел гнездо сокола; соколиха каждый год выводила птенцов, но под деревом был океан, из которого выходил дракон и пожирал их; птенцы плачут; дракон появился, юноша зарубил его мечом; соколиха хотела съесть юношу, но птенцы назвали его спасителем; соколиха дала ему одного соколенка в помощники; затем он освободил придавленную деревом львицу – дала львенка; юноша пришел в город; царь предлагает трем дочерям коснуться цветком того из собравшихся, кого те хотят в мужья; юноша надевал одежду, в которой выглядел как больной кожной болезнью; но младшая царевна увидела его в его истинном облике; и коснулась цветком мнимого больного; царь поселил их в хлеву, а старших дочерей с их избранниками – в михман-хане; посылает слугу подслушивать, о чем говорят зятья; старшие – ни о чем, младший хотел бы быть отправленным на охоту; юноша дал старшим зятьям фазанов, поставив за этого клеймо раскаленным кольцом на их ягодицы; себе оставил потроха; приготовленный из них суп оказался самым вкусным; но дочь подбросила туда кусок навоза: они же живут в хлеву; слуга подслушивает, что младший зять мечтает о новой охоте; тот велит льву и соколу добыть горных козлов, а от старших зятьев всю дичь отогнать; (тот же эпизод: клеймо от кольца на ягодицах); третий день: младший зять мечтает, чтобы царь предложил играть в поло; младший зять явился красавцем на своем коне; предупредил жену, что бросит мяч ее старшей сестры и она его ему вернет; затем средней; затем жене, но та должна мяч выбросить ; старшие зятья не могли играть, им больно сидеть на конях; младший выиграл; царь возвысил его, а старших зятьев унизил; в задней комнате была женщина, превращавшая людей в камни, обыгрывая их в кости; жена не велит туда заходить, муж пошел и пропал; младший брат увидел кровь на мече; соколиха, львица приняли его за старшего брата и снова дали по соколу, по львенку; жена приняла его за своего мужа, но он положил меч поперек блюда с рисом, который она принесла для еды, а затем в постель между ними; когда пришел играть к женщине, мышь опрокинула доску и юноша выиграл; велел оживить окаменевших; старший брат решил, что младший общался с его женой и убил его; узнав от жены про меч, старший вернулся к телу младшего брата; подошел факир; старший спросил, сколько лет ему суждено жить; узнав, что 50, попросил разделить пополам и отдать 25 лет младшему брату; царь разрешил братьям вернуться к их родителям; младший женился на той женщине, которая помолодела, благодаря старшему брату; увидев сыновей, родители помолодели; праздник и пир]: Petersen 2015: 197-205.

Западная Сибирь. Южные ханты (р. Конда, С. Патканов, 1888 г.) [бездетный старик поджег свои амбары, чтобы дым поднялся к Небесному Отцу и Небесной Матери – почему у него нет детей? Небесный Отец послал сына, тот дал три зернышка, пусть старик даст съесть жене; та родила мальчика, он быстро вырос, пришел в один из краев земли, медведь, волк его пропустили к старухе, та дала ему имя Подобно Осиновому Листу Верткий Муж (ВМ); он вернулся домой, лишь один жеребенок из табуна отца не согнулся под его рукой, он его взял; велит отцу высватать ему одну из трех царских дочерей; отца побили, прогнали; младшую дочь священника отдали без калыма; жена отказывается искать у него в голове – не искала даже в стороне, где Купец, Странник (КС); его летающий конь принес его к старухе; та говорит, что из города КС никто не вернулся; дала связку с 60 серебряными кольцами; следующая старуха дала клубок ниток, третья – белое полотенце; учит, как миновать гору человеческих костей, бросить кольца 60 воинам, проехать по мосту через море; воины выстрелили, лишь вырвали из хвоста коня три волоска; мать КС превратила ВМ в иглу, спрятала от сына; тот велит показать пришедшего, стал его братом, велит бить жену, когда она прилетит сорокой и вылезет из сорочьей шкурки, тремя серебряными прутьями; жена снова стала сорокой и улетела; КС не велит открывать седьмую комнату; в других – лягушки и ящерицы, в седьмой – девица, это сестра КС; ВМ взял ее в жены; идет сражаться с семиголовым менквом, велит жене, чтобы КС в это время не выходил из дома; рубит воинов менква, но тех все больше; тогда разрубил мужа, который высекал воинов из огнива как искры, уничтожил воинов, задел за что-то мечом; дома узнал, что КС вышел из дома – это он его задел, зачем выпустили? они нашли тело, положили в гроб; жена: теща хочет тебя убить; он вошел в дом тещи, провалился в нижний мир; там старик со старухой его усыновили; не велят пасти скот во владениях менква, он украл их глаза; но в той стороне лучше трава, ВМ гонит туда скот; зарубил одно-, двух- и т.д. -головых менквов; семиголовому не срубить головы, он вогнал его в землю, менкв просит взять его белое полотенце, обернуть вокруг шеи, тогда рубить; тогда ВМ срубил его голову; пришел к матери менквов, сражается с ней, подменил ковши с сильной и слабой водой; дочь старухи показывает, что старуху надо ударить ножом в подбородок; ВМ так и сделал, убил старуху; дочь велит сжечь ее, сметать в огонь лягушек и ящериц, которые из нее выползут; ВМ велит девушке прыгать через огонь – если раньше жила с мужчиной, она упадет в огонь; она упала, из нее тоже ящерицы, он их сжег; взял глаза стариков, вернул им зрение; те велели заготовить мясо, погрузить на спину жар-птицы; она принесла на землю, последние два куска он отрезал от икр ног; жар-птица их отрыгнула и приложила обратно; жена лежит между двумя мужчинами; ВМ хотел их зарубить, жена: это твои сыновья; ВМ разрубил младшего сына, окропил его кровью тело КС, тот ожил; оживил сына живой водой; брат жены (т.е. КС) устроил медную площадку для игр, ВМ устроил серебряную; каждый ногой пускает на своей площадке каменную глыбу; ВМ берет огниво, искры превращаются в мужей; когда пускает свой камень, тот ломает руки и ноги людям КС, разрывает их ; КС отпускает ВМ с женой (т.е. своей сестрой) домой к ВМ – он не может жить с богатырем, который сильнее его; по пути они заходят к тем трем старухам, жена превращает их в молодых; дома ВМ залез на крышу, смотрит в дом, там его родители ссорятся из-за искры; он налил воды или насыпал снега, погасив их огонь; те ругаются; он открылся, невестка превратила их в молодых; ВМ разбрасывает принесенные из другого мира щепки, они превращаются в населенный людьми город; вокруг изобилие]: Лукина 1990, № 88: 220-237.

Восточная Сибирь. Дальневосточные эвенки (учурские: Алданский район Якутии): Романова, Мыреева 1971, № 19: 219-224 [эпизод в длинном эпическом повествовании: предводитель авахов (жителей нижней земли) Сэлэргун-Сэвэендя явился на среднюю землю, убил девушку Дарпек-красавицу и стал сватать Секак-красавицу; биться с ним голыми руками вышел сначала Чагилган-богатырь, а затем сын солнца Дергэлдин; и Ч., и Д. не смогли одолеть С.-С.; биться с ним вышел брат Ч., Коколдокон, который был маленьким человеком с рукавицу; К. упрекнул Ч. и Д. в малой сообразительности и заявил, что позабавится с С.-С. с помощью мяча; Секак-красавица отыскала старинный стодесятипудовый чугунный мяч отца; местом битвы было огромное медное поле; К. предложил С.-С. попробовать поймать мяч ртом и сделал бросок; С.-С. поймал мяч ртом и лишился своих железных зубов; затем мяч бросил С.-С., К. поймал его руками и сделал новый бросок; С.-С. поймал мяч руками, но тот выскочил и, попав ему в печень, разорвал ее; К. подбежал к раненому противнику, стал его бить; К. был настолько ловок, что С.-С. никак не мог его ударить; в итоге К. оторвал С.-С. голову и стал ее играючи подбрасывать] (пересказ в Курилов, Варламова 1986: 50-55), 226-229 [эпизод в длинном эпическом повествовании: богатырь Коколдокон размером с рукавицу захотел взять в жены дочь сына неба Дюгирманди; Д. при встрече сказал, что ему нужен хороший друг, и предложил К. испробовать силы: 1) попрыгать на одной ноге по трем разметкам для прыжков, по которым он, Д., прыгал в молодости; 2) попрыгать на обеих ногах по его, Д., разметкам для прыжков; 3) попробовать его, Д., стодесятипудовый мяч; К. поднял мяч, положил его на колени, на печень, а затем бросил ввысь; после этого стал без устали прыгать по разметкам; Д. взял К. с собой на битву с предводителем авахов Сумуендей] (пересказ в Курилов, Варламова 1986: 55-58), 236-238 [эпизод в длинном эпическом повествовании: богатырь Коколдокон повстречал младшего брата Сэлэргун-Сэвэенди аваха Сэвэенде; К. предложил С. поймать ртом мяч, а затем взял стодесятипудовый чугунный мяч своего тестя Дюгирманди и сделал бросок; С. ловко поймал мяч ртом; К. предложил другую игру – увернуться от выпущенной из лука стрелы, – и выстрелил; стрела пробила С. колено, К. накинулся на него и перерезал ему горло] (пересказ в Курилов, Варламова 1986: 61-62).

СВ Азия. Чукчи : Бабошина 1958, № 62 [к хозяину стойбища приходит нерпа, приносит дров, на нее упала искра, жир сгорел, нерпа стал парнем; хозяин велит пригнать оленей; тот пригоняет, но не горбунка; парень нашел того, хотя горбунок пытался его забодать, получил половину стада; жители стойбища предлагают соревноваться, чтобы завладеть стадом; 1) бежать наперегонки; разрезали парня на части, но когда вернулись, он давно на месте; 2) играть в мяч; местный парень бросает каменный шар, пришедший его отбивает, сносит тому голову]: 151-152; Беликов 1982 [белый медведь похищает жену человека; тот приходит к медведям, они предлагают соревнования; 1) человек прыгает дальше медведя; 2) побеждает медведя в единоборстве; 3) играть в мяч головой моржа (увертывается, бросает голову, клыки пронзают медведя); 4) убивает копьем похитителя – медведя Кочатко; получает в жены медведицу, возвращается домой с двумя женами]: 24-27.

Арктика. Азиатские эскимосы: Богораз 1949, № 12 [неудачливого охотника относит в море на льдине; Белая Медведица убивает для него нерпу, становится женщиной, он приводит ее домой; рожает двух сыновей; свекровь упрекает ее за то, что она съела жир, предназначенный для жировой лампы; она уходит, забрав сыновей; муж следует за ней в страну белых медведей; прежний муж Медведицы предлагает соревноваться; 1) поднять со дна камень (надев шкуру белого медведя, человек надолго поднимает камень и заодно убивает нерпу); 2) играть в мяч головой моржа (надев шкуру медведя, человек выигрывает); 3) сражаться; человек убивает медведя стрелой; живет с женой и детьми у медведей; состарившись, хочет вернуться к людям; его сыновья-медведи доставляют его на берег]: 161-176; Рубцова, Вахтин 2019, № 20 [человек жил с матерью без жены; однажды навстречу белый медведь, снял капюшон, под ним женщина; она стала его женой, родила сына, затем второго; мать человека недовольна тем, что она съела жир, называет медведицей; та надевает свой капюшон, берет с собой сыновей и уходит; узнав, в чем дело, муж отправляется на поиски; жена-белая медведица переправляет его и сыновей через две полыньи, они приходят к белым медведям; старшина хочет испытать человека, предлагает играть в мяч головой моржа; старик (т.е. отец жены-медведицы) предупреждает, что старшина собирается его убить; человек взял в рот камушек, выплюнул на летящий в него череп, тот треснул; теперь кататься с горы, внизу две дыры; медведь спустит сверху камень; но человек в одну отдушину упал, из другой выбрался; теперь – бороться; но человек перерезал ему копьем жилы ног, тот упал, человек его добил; человек с женой вернулся к матери]: 254-276; остров Св. Лаврентия [юноша, чей родственник над ним издевается, видит в пещере свет, находит там женщину; родственник предлагает поменяться женами, приходит в пещеру, убит женщиной; она – Белая Медведица, ведет мужа к своим людям; медведи с ожерельем были убиты охотниками и возродились; муж сестры жены предлагает соревноваться, жена учит, как выиграть; 1) нырнуть в море, достать со дна, подбросить тяжелые камни; 2) играть тяжелой головой моржа; человек выигрывает]: Slwooko 1979: 86-91; инупиат Берингова пролива : Curtis 1976(20) (мыс Принца Уэльского) [юноша долго не женится; видит незнакомую девушку, приводит к себе, та ставит условием, чтобы его мать не оскорбляла ее; у них сын; свекровь говорит, что невестка ест сырую ворвань, она Белая Медведица; жена уходит, муж приходит к Белым Медведям; тесть велит ему бросить бусину в рот его сыну, Медведи становятся дружелюбны; старшина вызывает человека на состязания, тесть дает ему свою шкуру; 1) играть в ледяной мяч (человек поддает его дальше всех); 2) кто нырнет на более длительный срок (человек тайком дышит, выигрывает); 3) охотиться на тюленей (выигрывает); человек остается с Медведями]: 157-160; Garber 1940, № 24 [ Тактак встречает на льду незнакомую женщину, женится, у них сын; мать Т. говорит внуку, что его мать ест как белая медведица; та забирает сына, уходит к белым медведям; Т. приходит к ним, они рады; ее отец помогает ему, дает медвежью шкуру; эти медведи – души убитых людьми; делятся на две партии, белых и в крапинку; Т. в партии белых; выигрывает игру в мяч (мяч из льда); первым добывает тюленя; остается с женой и детьми у медведей]: 195-203; Garber 1940, № 27 [сирота Сеетук живет с дядей, учится у него; жена дяди поедает все запасы, говорит мужу, что это делает племянник; дядя кладет С. в ящик, привязывает крышку, спускает в море; ящик пристает к берегу; С. освобождается, охотится, добывает все необходимое; кто-то пригоняет к его дому рыбу, оленей, волков (у них ценные шкуры); приезжают двое братьев с сестрой; та готова выйти за С., если он обгонит ее и победит злого соперника; С. сперва отстает, затем колдует, обгоняет; отец девушки дает ему шкуру белого медведя; С. побеждает соперника в игре в мяч (это большой камень); в нырянии в море; убивает стрелой, когда тот является в облике медведя; С. женится, тесть дает ему ястребиное оперение; С. летит в родное селение, поднимает дядю, бросает в море, перед этим сняв птичью одежду и сказав, за что собирается его убить; приносит труп дяди в селение, рассказывает свою историю; люди убивают жену дяди, хоронят вместе с мужем; С. возвращается к Ястребам, становится их вождем]: 204-215; инупиат северной Аляски : Hall 1975, № 114 [бедный юноша живет с бабкой; у богача есть столб с мячом наверху; кто залезет и снимет мяч, получит дочь богача; бедный юноша выполняет задание; мяч есть человеческая голова; богач велит ей подкатиться к тому, кто достал мяч; она подкатывается к юноше; тот получает жену; в доме юноши жена находит много мяса; на самом деле юноша был богат]: 343-345; Spencer 1959 [человек женится на женщине Белой Медведице; свекрови не нравится, что невестка ест много жира; та уходит к своим; в ее селении Ангусильюк убивает чужих, предлагая им соревноваться, забирает себе жен погибших; тесть и братья жены человека помогают ему; 1) играть тяжелым мячом из кости и льда (человек разбивает его); 2) добыть тюленей (человек первым вытаскивает тюленя); 3) А. превращается в моржа, землянка наполняется водой; человек гарпунит моржа; лечит противника; 4) надолго нырнуть (человек дышит через трубку; А. чуть жив); человек с женой и сыном возвращается к своим родителям]: 419-425.

СЗ Побережье. Беллакула [сын человека по имени Nutsxoasenem проигрывает все имущество и жену сыну Senxalolela ; люди оставляют проигравшего одного, лишь друг тайком сообщает, где спрятан огонь; снег гасит огонь; женщина велит покинутому следовать за ней, дает съесть полоску мяса с ее груди, восстанавливая его силы; они подходят к скале, дверь в нее то открывается, то захлопывается; юноша проскакивает; внутри праздник, эти люди – Волки; он женится на спасшей его Волчице; она говорит, что он не должен запачкать дымом ее одеяло; он сперва не знает, что это эвфемизм неверности; убивает много горных баранов, Волки приносят мясо; зовут его играть в мяч, жена говорит, что ее прежнего мужа убили во время игры; Волк готов перегрызть человеку горло, но тот отбрасывает мяч; больше в игре не участвует; у источника влюбляется в девушку; обещает жене, что это в последний раз; они идут жить к его родителям; его встречает прежняя жена; Волчица забирает сына, уходит; он ищет ее, став волком; Бобриха велит спуститься под воду; там он достигает страны Волков; сын радуется отцу, жена верит, что он ее любит; он остается с Волками]: Boas 1898: 103-108.

Побережье - Плато. Томпсон [у Койота четыре сына; они слабы, идут играть в мяч, убиты во время игры; Койот превращается в Лося, убивает множество игроков; убит, когда стрела попадает в его уязвимое место – адамово яблоко; его брат Лис его оживляет]: Hanna, Henry 1996: 43-48.

Средний Запад. Восточные оджибва (тимагами) [одинокий юноша вырезает жену из дерева; она велит закрыть ее в вигваме на три дня; он подглядывает до времени, она уходит; он следует за ней; три старухи одна за другой указывают ему путь, дают кости рыси как амулеты; он поднимается на небо по стволу дерева; 1) жена предупреждает, что ее братья Белые Медведи станут играть с ним в мяч, гоня мяч вокруг всей земли; он заставляет Медведя выронить мяч, побеждает; 2) Медведи не могут сдвинуть скалу, он разбивает ее стрелой; 3) убивает сперва красную, затем синюю выдру; признан зятем]: Speck 1915d, № 9: 57-62; виннебаго [зап. Louis L. Meeker; создав землю, Ma-ona создал на небе человека Wah-reh-ksan-ke-ka ("человек с одной ногой"; М.); тот сох у огня (это было солнце), его нога треснула, М. его сбросил на землю; создал другого, Koo-noo-ha ("первый юноша"; К.); вместе с еще семью людьми они предки восьми родов (очевидно, их спустили на землю); братья по очереди преследуют зверя, пропадают; седьмой брат Nah-ghee-gho-no-neenk (Н.) приходит к дуплистому дереву; рядом шесть пар лыж; с неба спускается М., Н. ранит его стрелой, тот его бьет, уносит на небо; К. слышит его крики, приходит на небо к М.; тот снял кожи с шести братьев, заготовил их мясо для еды, Н. повесил мучиться, мстя за ранение, а для еды он мал; М. и К. соревнуются в игре в мяч (мяч надо поддавать дубиной); каждый бьет по голове другого, голова взлетает, возвращается к шее; на четвертый раз Ma-ona соглашается, чтобы голова Н. не вернулась; она превращается в Утреннюю Звезду, убитые братья – в облака; каждый брат взял в жены сестру другого, кроме Н., который не был женат]: Smith 1997: 105-110.

Северо-Восток. Сенека [жена не кормит собак мужа; разделывая мясо, порезала палец; сосет кровь, ей нравится вкус, она срезает и пожирает свою плоть; съедает свою маленькую дочь; гонится за собаками, пожирает людей в селении, преследует мужа; тот с собаками переплывает на плоту реку; она прыгает за ним, падает в воду, тонет; человек со своими тремя собаками останавливается в бедном жилище; вождь вызывает его 1) бежать наперегонки (пес в его облике побеждает), 2) играть в мяч (другой пес побеждает, отрезает вождю голову); человек становится вождем]: Curtin, Hewitt 1918, № 46: 231-236; тускарора [великан Akutręwe заманивает людей на свою площадку для игры в мяч; каменный мяч размером с голову человека надо прогнать сквозь отверстия в двух деревьях в противоположных концах площадки; ставка - жизнь, А. поедает проигравших; θhuhtyeręhskę делает так, что А. сразу же вывихнул ногу; прогоняет мяч через отверстия; А. предлагает стать его другом, но О. не согласен, отрубает ему голову]: Rudes, Crouse 1987, № 25: 367-37; малесит [Sakilexis (у всех других информантов Gluskap) приходит в селение; женщина Лесной Сурок рыдает, потому что его убьют; ему предлагают играть черепом шамана, который впивается зубами в того, в кого попадает; S. разбивает череп ударом ноги; ему предлагают бороться; противник стоит среди скал по коления в земле; S. желает, чтобы ноги того сломались, бросает тело на скалы; люди рады, что он избавил их от тирана; Хозяин Воды закрыл воду; S. грозит пронзить его огромное пузо, тот в страхе ломает запруду, выпускает воду]: Mechling 1914, № 6: 45-47.

Равнины. Тетон (оглала) [четверо братьев пропадают; их сестра глотает камень, рождает Юношу-Камень, рассказывает о его дядях]: Walker 1983: 94-99 [старухи дают ему перья различных птиц, черепаху; Бизоны зовут играть в мяч; птицы (возникшие из перьев) служат ему мячом; когда противники загоняют мяч в воду, он гонит мяч-черепаху; старая Бизониха просит выстрелить в нее, он ее убивает; помещает кости дядей в парильню, те оживают; став камнем, давит девушек-Бизоних; старый Бизон точит рога; отвечает, что хочет убить Юношу-Камня; тот сам его убивает; так убивает четырех Бизонов, затем многих других; Бизоны признают свое поражение], 140-146 [старший из четырех братьев уколол палец ноги; из нарыва родилась девочка, их сестра; Юноша-Камень получает в подарок мокасины-скороходы, волшебную одежду; по пути находит нож, топор, наконечник стрелы, молоток дядей; разбивает Катящуюся Скалу; чудовищная женщина говорит, что Живой Камень - ее хозяин; юноша отвечает, что это его отец; женщина превращается в старика; именно он раздавил дядей юноши; юноша оживляет дядей, давит старика; из того льется соленая вода (происхождение соленых источников и озер)]; вичита [игрок в мяч убивает проигравших; четверо братьев и их отец гибнут один за другим; старая мать братьев купается, беременеет; ее выросший сын идет играть, играет своим мячом; во время игры убивает противника, напустив с неба град; сжигает труп; жертвы восстают из огня, превращаются в ястребов]: Dorsey 1904a, № 39: 247-251.

Юго-Восток США. Чироки [у охотника три собаки; Маленькая Собачка говорит ему, что его жена их не кормит; он велит собакам сделать с ней, что они захотят; жена укусила свой палец вместо мяса, ей понравилось, она отрезала себе грудь, съела свою маленькую дочку, гонится за собаками; ее муж на плоту, оттолкнул ее, она утонула; человек с собаками поселился у стариков (old couple); те говорят, что у них злой вождь-игрок; Игрок предлагает соревнование в беге; Маленькая Собачка в человеческом облике побеждает; игра в мяч, Маленькая Собачка опять побеждает; охотник стал вождем]: Kilpatrick, Kilpatrick 1966, № 4: 418-420; ючи [Красная Медь предлагал соревноваться в стрельбе по катящемуся колесу, догонял, резал, забирал кровь; бабка говорит сыну Грома, что прежде, чем идти к Красной Меди, следует посетить отца; у дома отца юноша видит молодую женщину, та зовет Грома; тот отвечает, что если юноша его сын, пусть просидит четыре дня внутри скалы, затем пройдет над землей; на четвертый день скала взрывается, юноша выходит, идет над землей с громом и тучами; отец и сестра признают его, сестра раскалывает тучи топором, небо проясняется; догоняя юношу и касаясь его, Красная Медь не режет его, но сам тает, остается одна голова; Красная медь предлагает играть в мяч, ставит на кон свою голову; Красной Меди помогают все существа на земле, сыну Грома – все, кто летает; чтобы выиграть, Красной Меди надо бросить мяч в воду, а сыну Грома – в ворота неба; каждый раз, когда летающие существа готовы загнать мяч на небо, Кролик велит ему стать горячим, они роняют мяч; Летучая Мышь подталкивает мяч вверх; сперва Крокодил, затем Форель хватают мяч, он тонет; взбешенный Орел хватает Крокодила, швыряет его; Красная Медь отыграл свою голову]: Wagner 1931, № 17: 71-77; натчез [юноша Idzogociya стреляет птиц; видит девушку, подбирающую его стрелы; она соглашается повести его к себе, но предупреждает, что ее мать – людоедка; по пути они подбирают перья различных птиц и насаживают глиняный шарик на каждое; предупреждает не есть то, что предложит мать, дает ему кукурузу, которую есть можно; он так и делает; девушка предупреждает, что если ее мать храпит, это не значит, что она спит; когда та действительно заснула, дочь поставила вокруг ее лежанки перья с комочками глины на концах, и людоедка оказалась посреди озера с водоплавающими птицами; людоедка оказалась по грудь в воде; дочь убрала перья и вода исчезла; ее дочь помогает своему мужу 1) подстрелить енотов (теща убила бы зятя, если бы тот промахнулся), 2) застрелить большую рыбу (вода преследует его), 3) охотиться на журавлей (людоедка оставляет его на другой стороне реки; он строит мост из перьев); людоедка привела зятя к своему мужу и предложила играть в мяч; юноша вместе с Ветром, Торнадо и Громом играют в мяч против людоеда-тестя и его людей; среди играющих на стороне людоеда – экскременты и скользкие ямы на речном берегу (юноша и его люди должны поскользнуться); Ветер отрывает их от земли, Гром рвет на части; части тел подброшенных и расчлененных игроков людоеда падают на землю; их собрали в кучу и сожгли; после этого юноша с женой ушли на запад]: Swanton 1929, № 4: 219-222.

Калифорния. Синкион [Норка-отец с женой и младенцем в корзине переправляется через реку, его и жену проглатывает лосось, младенец из корзины выскальзывает на берег, бабка его подбирает; он вырастает, замечает шерсть во рту лосося; убивает его и других рыб, виновных в смерти родителей; Облачная женщина спускается с неба, соглашается сойтись с юным Норкой, везет его за море к своему отцу-Солнцу, матери-Луне и младшему брату Утренней Звезде; те всегда убивают ее женихов; Луна не смогла убить его веслом; Солнце дает трудные поручения; 1) принести камни толочь желуди; 2) дрова (сталкивает на него бревна); 3) Собаку (она убивала женихов, Норка приводит); 4) лососей (жена предупредила, какие опасны, Норка убил их); 5) послал к медведям; 6) на участок, на который погнал разных зверей; 7) игра в мяч (без подробностей); Норка нырнул, вытащил веревкой много лососей сразу; решил с женой и сыном навестить бабку; жена предупредила не оборачиваться; он обернулся; на месте сына – темное облачко, жены – большое белое облако; нашел бабку мертвой; предал сожжению; превратился в норку]: Nomland 1935: 172-174; мивок : Barrett 1919, № 6: 9-10 (горные мивок) [отец Сокола идет на юг; проигрывает игру в мяч местному вождю, сожжен заживо]; Gifford 1917, № 5 [без подробн., текст испорчен]: 306-310; Merriam 1993 (горные? мивок) [отец Сокола идет на юг через отверстие в другой мир, играет в мяч со Стервятником и чудовищным Ку-чу ; те выигрывают, отказываются взять деньги, медленно сжигают его; Сокол со своим другом Голубем и женой Уткой идут по следам отца; Огненная Ящерица посылает на них огонь; Утка создает зеленый тростник, только в нем огонь гаснет; они проскакивают сквозь отверстие, которое то закрывается, то открывается; Утке навсегда сплющило ноги; Сокол замечает ямы на месте игры; выигрывает, сжигает врагов; просит двух шаманов оживить отца из его обугленных костей; тот оживает, но не похож на себя; Сокол посылает его за гору к морю; с другом и женой возвращается в наш мир; убивает Огненную Ящерицу и других чудовищ]: 179-189; чукчанси йокутс [Сокол и его друг другой Сокол идут на север играть в мяч с людьми, убивающими проигравших; проигрывают, убиты; бабка рассказывает внуку Соколенку, как погиб его отец; тот идет по его следам; по дороге женится на Утке; игроки смеются над ним, показывают два висящих на дереве мертвых тела; те время от времени испускают жалобный крик; Соколенок использует вместо мяча собственную ключицу; выигрывает, преодолев все ловушки; бросает врагов в огонь; оживляет отца и его друга]: Rogers, Gayton 1944, № 15: 200-202.

Большой Бассейн. Северные пайют : Lowie 1924, № 11a [Многоножка всех обыгрывал в hand game и в футбол, убивал; остались две девочки и их брат-младенец; он растет, сестры делают ему лук, он приносит ящериц, змей; целится в птичку, та рассказывает, что все его родственники убиты, убийца высушил их сердца, их можно оживить; что из двух яиц проклюнутся птенчики, они отнесят мальчика по небу к Игроку, надо плюнуть ему на лоб; мальчик тут же становится взрослым; не должен садиться на одеяло игрока, не играть в hand-game, но в футбол; два яйца-птички станут невидимыми для Игрока Совой (оветит глазами тьму) и гофером (выроет яму, мяч Игрока пропадет в ней); Игрока надо будет сжечь; Ворона {мужчина} помог его сжечь как он всех сжигал (Ворона подпрыгивает, ибо его ноги были обожжены); зарытые в сыром месте сердца превратились в возродившихся людей], 11b [Ястреб проиграл Многоножке в футбол, был им сожжен; у него остались две дочери и сын-младенец; далее примерно как в 11a]: 229-231, 231-232; Steward 1936, № 28 (Оуэнс-Вели) [Kiao'nu всегда выигрывает, мучает и калечит проигравших; Медведя и Ворону сделал хромыми; мальчик Tuhuki'ni видит у матери лук, стрелы, игральный обруч и пр.; мать утверждает, что это ее имущество; он догадывается, что это вещи убитого отца; приходит к сестре отца, та говорит, что К. роет ямы, куда проваливаются соперники; тетя Лягушка и Дятел пошли с юношей; Журавль протянул им свою ногу как мост через реку, велел не садиться на накидку, которую предложит К.; Т. не ест отравленную пищу, не спит (чтобы не быть убитым во сне), не берет предложенную ему дочь К.; играет собственным мячом; жены Т. и К. сидят у огня; Лягушка льет на жену Т. воду, а жене К. жарко; с помощью Дятла Т. играет все лучше; Гофер роет ямы на пути К., Дятел загоняет его мяч в дупло; Т. выигрывает; сжигает Игрока и его жену, Медведь и Ворона возвращают свои глаза и когти; убивают людей К.]: 388-396; западные шошони [маленький Ястреб живет с матерью; целится в снегиря; тот спрашивает, знает ли он, что его отца убили; мать отказалась рассказывать, как это случилось; Ястреб сделал сеть: если порвется, меня убили; пошел искать убийц отца; женщина-гофер сказала, что убийцей был Hitoo (жаворонок); его собака – медведь; когда медведь бросился на него, Ястреб увернулся; пришел к дому Х.; тот делает пуддинк из человечьих мозгов, прикрыв орешками их орешками пиньон; поевшие мозгов умирали; но гофер предупредила Ястреба и он ел лишь орешки; Х. предложил бросать дротик сквозь катящееся кольцо; Ястреб выиграл; затем другая игра: гнать мяч; у Х. мяч – череп; мяч, данный Ястребу, вовсе не катится; Ястреб взял свой спрятанный мяч, выиграл; третья игра: съехать с высокой скалы по острому как нож лезвию; Ястреб не порезался; прыгнуть через веревку над костром; Ястреб перепрыгнул, Х. упал и сгорел; умирая, предложил Ястребу дочь, но тот убил всех его дочерей; из пасти медведя вытащил застрявшие в зубах волосы отца; дома положил их в постель матери; утром отец живой лежит рядом с матерью Ястреба]: Smith 1993: 147-150.

Большой Юго-запад. Тива (Пикурис) [олень предупреждает охотника, что Солнце станет бороться с ним; Солнце отрезает голову человеку, уносит на небо, забирает жену убитого; его два сына бегут к родителям отца; дед сообщает, кто убил их отца; велит резать ивовые прутья, делает внукам клюшки для игры в мяч; пара Крыс (Woodrat) дает братьям палочки усыпить Солнце; четыре бабочки дают белую, черную, желтую, синиюю краски; братья раскрашивают черную птицу, делая из нее Орла; он приносит их на небо, учит, как надо играть в мяч с Утренней Звездой; тот играет головой их отца; братья ломают все клюшки Утренней Звезды, он умирает; Орел спускает братьев и их мать на землю; голову отца кладут в темный чулан, отец оживает]: Harrington 1928: 313-323; навахо [с неба спустился божественный игрок Naqaílpi ("Обыгрывающий"); кусок бирюзы служил ему талисманом; пуэбло проиграли ему имущество и самих себя; проиграли две драгоценные раковины, Солнце попросил Н. отдать их ему, тот отказался, Солнце разгневался на него; бог Qastcèyalçi пришел рассказать об этом юноше-навахо, велел прийти на собрание; там среди игроков были Ветер, Тьма, Летучая Мышь, Большая Змея, Птичка, Гофер, а также животные, подчинявшиеся раньше Н., но выступившие против него; Тьма незаметно проник к спящему Игроку, вернулся, сказав, что тот раскаивается; Ветер не поверил, но вернулся с тем же известием; Н. ставит части своего тела против частей тела юноши; ставит своих жен; у того нет жен, но двое юношей надевают женскую одежду, выдают себя за жен героя; 1) 13 щепок надо подбросить, они должны упасть белой, а не красной стороной вверх; Летучая Мышь прячется под потолком, приготовив 13 щепок белых с обеих сторон, бросает их вместо подброшенных; 2) гнать обруч (Змея прячется в обруче, гонит его, куна надо); 3) повалить дерево, налетев на него (Гофер подгрызает корни дерева, которое толкает герой); 4) гнать мяч за определенную линию (Птичка вместо мяча); животные Н. велели Ветру дуть посильнее, чтобы оправдать перед Н. свое бездействие; герой выигрывает, помещает Н. на тетиву, выстреливает им в небо, он прилетает к богу Луны; тот дает ему тех домашних животных, которые ныне у мексиканцев, возвращает на землю в Мексике; он стал богом мексиканцев]: Matthew 1889: 90-94.

Мезоамерика. Тараски [Cupantzieeri (Sol despojado de los cabellos {"Солнце, с которого сняли скальп?}, или, возможно, точнее Apantzieeri ("игрок в мяч") идет играть в мяч с Ahchuri-hirepe (La noche que apresura, "Быстро наступающая ночь"), проигрывает, принесен им в жертву в Xacona ("Дом ночи"); после его смерти у него рождается сын Sira-tatáperi, на охоте собирается из лука застрелить игуану; та просит не убивать ее, рассказывает о судьбе отца; С. находит, выкапывает труп отца, несет его на закорках; в пути навстречу взлетает стая перепелок (codornizes), он кладет труп на землю, чтобы подстрелить птиц, труп превращается в оленя с хвостом и гривой (crines a la cerviz), убегает направо, возможно, туда, откуда потом появились те, кто позже пришли (испанцы)]: Relación 1989: 259 (пересказ и интерпретация в Corona Núñez 1957: 20-22 [по Seler, имя Sira-tatáperi означает "главный корень или ствол, из которого, подобно боковым побегам, проросли люди"; в Cuitzeo, Мичоакан, до сих пор в темные ночи играют горящим-тлеющим мячом из сухого корня магей; на рисунке из кодекса (fig.1) изображена площадка для игры мяч, обрамленная звездами, и два игрока, видимо, играющие солнцем]; немец. пер. в Krickeberg 1928: 169); уастеки [юноша Сердце Кукурузы (СК) жил с бабушкой, постоянно играл мелодии (видимо, на флейте); эти звуки раздражали большого судью на другом берегу; он дважды посылал сказать, чтобы СК замолчал; на третий раз велел его привести; лодкой выплыл крокодил, СК пнул его ногой, он скрылся в воде, позвал черепах, те образовали цепь, СК перешел по ней через реку; выслушал судью, вернулся, вновь стал играть; его вновь привели, судья велит 1) вымыть дом (быстро моет), 2) вымыть там, где пчелы, осы, шершни, все они черные (вымыл, покрасил все желтым, насекомые стали в желто-черную полоску); 3) играть в мяч с судьей железным мячом; СК бросил мяч до неба, он упал судье на голову, тот умер]: Relatos Huastecos 1994: 76-95; тепеуа [неким персонажам не нравится игра музыканта; они приглашают его на праздник, кормят, предлагая все новые порции; он больше не может; они зовут его играть в мяч, убивают своими железными мячами; его беременная жена хочет сделать аборт, ребенок из чрева велит подождать, родить его там, где она купается; она рождает и хоронит мертвого младенца; на его могиле вырастает кукуруза; женщина готовит лепешку, она горьчит, женщина выбрасывает ее; черепаха кладет ее себе на спину, лепешка превращается в мальчика; младенец испачкался, с тех пор на панцире черепахи виден рисунок; Черепаха делает ему стрелы, но велит не стрелять бедных рыб; мальчик просит скорпиона отнести его к его настоящей матери; под крышей дома находит музыкальный инструмент своего отца; противники снова слышат игру, зовут игрока к себе, чтобы подвергнуть его тем же испытаниям, что и его отца; его кормят на убой, но он заранее просит землеройку продырявить сосуды с пищей; во время игры он отбивает мячи, убивая противников; троих щадит за то, что те показывают, где кости его отца; оживляет отца, несет домой, запретив открывать глаза; на того падает лист, он открывает глаза, превращается в оленя; сын дает ему платок – хвост; велит крокодилу открыть пасть, вырывает ему язык; просит Сан-Педро пропустить его с матерью (на небо?); мать превращается в святую розу ; змея шевелится, производя гром, молнию, облака, дождь; юноша размахивает языком крокодила, вызывая более сильную грозу; Громы приводят юношу к Сан-Педро ; тот признается, что пропустил его с его матерью; велит разделить его оружие между Громами]: Williams García 1972: 87-92; горные тотонаки [девушка отвергает женихов; музыкант превращается в блоху, проникает к ней, прицепившись к одежде; ночью становится мужчиной; играет на скрипке; четыре Грома слышат игру, велят его расстрелять; женщина рожает мальчика, он умирает; она хоронит его, на могиле вырастает кукуруза; женщина делает хлеб из зеленых початков; он горек, она выбрасывает его в реку; его едят рыбы, Черепаха уносит кусок на спине; кусок превращается в мальчика; когда он вырастает, она оставляет его на берегу; Крокодил хочет его проглотить; юноша велит ему открыть пасть, отрезает язык, разрубает на четыре части; кладет их с речной пеной в четыре тростинки; куски языка превращаются в молнии; юноша вызывает из могилы отца, несет на спине, велит не бояться; падает лист, отец пугается, превращается в оленя, убегает; мать юноши делает горшки; он разбивает их стрелами; говорит ей, кто он; предрекает, что ее будут называть бабкой всех существ; он играет на скрипке и арфе, как отец; Громы посылают Муху, затем Стервятника, Ястреба найти музыканта; юноша прячется во флейте; на второй раз Муха находит его; Громы предлагают соревнования; 1) игра в мяч (не могут убить юношу мячом); 2) кто быстрее съест фасоль и кукурузу (муравьи уносят кусочки пищи изо рта юноши); 2) кто быстрее выпьет много воды (Крот делает дырку в сосуде юноши, вода выливается); 4) парильня (веники Громов увяли, веник юноши покрылся цветами); юноша дает Громам молнии, велит устраивать грозы и ливни (ранее туч не было); юноша - кукуруза, возрождается ежегодно]: Ichon 1969, № III: 63-69; киче [братья Хун-Хун-Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу приглашены играть в мяч в Шибальбу ; спускаясь в нижний мир, переходят реку крови и реку гноя, но не пьют из них; на перекрестке красной, черной, белой и желтой дорог выбирают черную; приветствуют деревянные изображения владык Ш., а не их самих; садятся на раскаленную скамью; принесены в жертву; голову ХХА вешают на тыквенном дереве; Шкик , дочь одного из владык Ш., приходит к дереву, беременеет от слюны головы ХХА; отец посылает Сову ее убить, та приносит ему сгусток красного сока в форме ее сердца; Ш. приходит к матери ХХА, рожает близнецов Хун-Ахпу и Шбаланке ; сыновья старухи Хун-Бац и Хун-Чоуэн кладут их в муравейник, на чертополох, но те невредимы; ХА и Ш. просят ХБ и ХЧ достать с вершины дерева подстреленных ими птиц; велят дереву стать высоким; превращают забравшихся в обезьян; те могли бы жить с бабкой (и превратиться снова в людей), если бы она не рассмеялась, видя их гримасы; после третьей попытки обезьяны навсегда убегают в лес; братья велят топору и мотыге самим расчищать участок под огород; ночью все птицы и животные леса восстанавливают растительность; братья сторожат, обрывают хвосты кролику и оленю; хотят убить Мышь; та сообщает, что бабка прячет от них принадлежности для игры в мяч их отца и дяди; отослав бабку за водой и велев насекомому продырявить ее кувшин, они посылают Мышь перегрызть веревку, за которую к крыше подвешен сверток с мячом, перчатками и пр.; владыки Ш. слышат, как братья играют, зовут их играть; бабка посылает Вошь передать внукам это приглашение; Жаба глотает Вошь, Змея Жабу, Сокол Змею, приносит приглашение; братья переходят реки крови и гноя, минуют перекресток дорог, посылают москита укусить по очереди всех владык Ш.; каждый спрашивает другого, кто его ужалил, обращаясь по имени; москит сообщает имена юношам, предупреждает, что первые фигуры - деревянные; близнецы не садятся на раскаленную скамью; 1) проводят ночь в Доме Тьмы, освещая его перьями красного попугая и поместив светлячков на концы сигар (тем выполнив требование вернуть лучины и сигары в целости); 2) побеждают в игре, играя своим собственным мячом; 3) проводят ночь в Доме Ножей (обещают Ножам мясо всех животных); 4) приносят охраняемые двумя Ласточками цветы четырех цветов (посылают срезать их муравьев; владыки Ш. наказывают Ласточек, разорвав им рты); 5) проводят ночь в Доме Льда (жгут сосновые ветки); 6) в Доме Ягуаров (бросают им кости); 7) в Доме Огня (не сгорают); 8) в Доме Летучих Мышей, имеющих острые лезвия; братья прячутся в своих духовых трубках; ХА выглядывает, ему отрезают голову, вешают ее на площадке для игры в мяч; Шб. заменяет брату голову черепахой; во время игры владыки Шиб. гонятся за кроликом, приняв его за мяч; в этот момент Шб. возвращает голову брата; владыки Шиб. велят братьям броситься в подземную печь; их кости смололи, бросили в воду; на дне юноши снова возродились из порошка; приходят к владыкам Шиб. под видом бедных стариков, режут друг друга на части и воскрешают; владыки Шиб. просят и их в шутку принести в жертву; братья убивают их, но не воскрешают; братья находят ХХА, но он слаб, лепечет что-то невнятное; его оставляют в Шиб.; братья поднимаются к небу, один получает Солнце, другой - Месяц]: Пополь-Вух 1959: 32-78.

Льяносы. Гуаяберо [вначале везде вода; Вамек поджигает воск, он растекается по воде, образуется земля; В. делает растения и животных; Ламан ленив; В. посылает его за водой; он видит отражение двух сидящих на ветке женщин; они плюнули, он привел их домой; им нравится В., они ушли к нему; В. играет с женами в мяч; Л. приносит попугая-змею, та принимает облик мяча; В. укушен в затылок; через три дня оживает; его бабка недовольна, отказалась согреть воды сполоснуть ему рот; В. уходит на небо, за ним туда его бабка; Л. уходит под землю вместе с духами ойню ]: Schindler 1977a: 221-222.

СЗ Амазония. Уитото : Pereira 1980(2) [ягуар Гаймо - любовник жены Хитомы ; убивает его; его вдова рожает близнецов Монаро Хитома и Фисидо Хисема ; они спрашивают мать об отце; она сперва отрицает, что он у них был, затем говорит, что сгорел, упал с дерева и пр.; они пробуют на себе огонь, падение с дерева и пр., но невредимы; видят, как катится чудовищный мяч-людоед; мать говорит, что он съел отца; Ф.Х. сталкивается с мячом, гибнет; затем оживает; братья убивают стрелами Гаймо ; собираются сжечь свою мать]: 482-492; Preuss 1921, № 9 [Kud Buneima привел себя в транс, выпив сок табака, пошел играть в мяч с людьми Dyaroka, мячом ему оторвало голову, его приготовили, съели; его сыну Мадьяри Бунейма предложили поесть мяса отца; тот вместе с братом добывают волшебное средство, убивают противников; видят, что мать оплакивает их смерть; мать говорит им, что посадила маниок и его едят грызуны; братья поймали грызуна в ловушку, по ране на ноге узнали мать – она и была грызуном; они ее кремировали, плакали; поднялись на небо достать волшебное средство людей диарока; спустившись, пошли к дереву падали, их позвало на помощь племя муинане, т.е. дерево разбивало людям головы; орел сидит на вершине, кричит, "Мы едим МА!"; черви на дереве поразили молниями брата МБ; их моча полилась ручьем; тогда МБ поднялся на небо, принял имя Hítoma (Солнце); из гнезда колибри на пальме достал яйцо, в нем оказался его брат, его имя теперь Юноша-колибри; ночью брата обглодали жуки; Х. стал твердым как камень, убил жуков, но один спасся; Х. ушел под землю]: 314-330.

Южная Амазония. Намбиквара [мать юноши уходит за маниоком в другую деревню; он спит на улице, желает двоих звезд в жены; те спускаются в селение, поднимают его на небо; братья звезд зовут его играть в мяч; убивают, попав мячом в колено или голову, съедают; они так всегда поступали с зятьями; сестры превращают плоды в диких свиней; братья идут охотиться на них, пропадают; сестры велят другим женщинам готовиться варить мясо; каждая случайно гибнет (рубит себя топором, падает в огонь, в воду, укушена собакой и пр.); их дети убивают друг друга, играя; сестры размышляют о лучшем способе самоубийства; решают не топиться, не прыгать в глубокую яму, не быть укушенными змеей; прыгают в костер с дерева; дым от их сгоревших тел превращается в 1) Малое и Большое Магеллановы Облака; 2) младшая сестра в Малое Облако; старшая в Большое (часть ее тела, что обгорела сильнее) и в Угольный Мешок (часть, что обгорела слабее)]: Pereira 1983, № 90: 113-117; иранше : Pereira 1985, № 15 [двое братьев спят под открытым небом, желают две звезды в жены; две девушки-звезды спускаются, спят с ними; братья говорят друг другу, что каждый видел во сне тощую жену; звезды (обидевшись?) исчезают; возвращаются; не едят мясо птиц Crypturellus parvirostris (падающие звезды превращаются в этих птиц); велят юношам закрыть глаза, поднимают их на небо; жена старшего предупреждает, что у тапиров на небе длинные ноги, надо целиться выше; он убивает тапира; младший промахивается, братья звезд съедают его самого; жена предупреждает его не играть в мяч; ядовитый мяч бросают ему в дом; он поддает его головой, умирает (вар.: идет играть, убит тяжелым мячом); вдовы превращают плоды в диких свиней; братья звезд идут по следам, понимают обман; они и их дети бросаются в костер, превращаются во все виды обезьян в зависимости от того, кто как обгорел; вдовы говорят оставшимся старикам и старухам приготовиться к варке мяса; все они случайно погибают (падают в воду, ранят себя топором, и пр.)]: 84-91 (=1974: 39-40); Moura 1960 [Звезда спускается к двоим юношам, спит с ними, поднимает их на небо; один охотится, убивает зверя стрелой; другие звери съедают и добычу, и охотника; второй юноша играет со Звездами в мяч, убит тяжелым мячом, съеден; супруга убитых лжет Звездам, будто видела много диких свиней; те не находят свиней, бросаются в огонь, превращаются в обезьян разной окраски; на небе остаются только Звезды-женщины]: 58-59; камаюра [юноша решил жениться на дочери Ягуаров; та спрятала его в доме; он подсматривал, как Ягуары борются, играют каменным мячом; тренируется с женой; жена дает ему вату заткнуть нос, потому что тесть, когда входит, выпускает удушливые газы; тесть с тещей проверяют, нет ли на теле зятя изъяна (если хоть царапина, то съедят); борются с ним, играют в мяч, он всегда побеждает, выигрывает луки, ожерелья и пр.; брат жены приходит из другого селения, с ним другие ягуары; Белка всегда побеждает, но уклоняется бороться с юношей; говорит, что Ягуары будут вызывать его на соревнование до тех пор, пока не съедят; Белка советует уходить; когда жена на сносях, юноша возвращается в родную деревню; Ягуары приходят туда и убивают его; это история происхождения борьбы хука-хука и игры в мяч]: Seki 2010: 413-443.

Южный Конус. Арауканы [старый Atapay играет в мяч против крылатого Conatraro, всегда выигрывает; в его команде Pishmaihuile, Comcüimahuile, большой Орел, малый Орел и птицы менчолонко ( Fringilla matutina ); Caimeñtraro и los Tiuques – в противоположной; A. хочет избавиться от П.; когда П., устав от игры, выходит из дома по нужде, Conatraro (далее Traro – Т.) связывает его и уносит на край мира; птицы менчолонко отвлекают внимание Т., гарцуя на лошадях, освобождают П., тот отрезает Т. голову; из его глаз делает шары для игры, из крыльев – вехи для игры; приходит к А. под видом убогого старика; А. взял себе жену П., та узнает мужа; П. играет и выигрывает, бросает мяч в тестикулы А.; тот кричит от боли, прыгает в воду, исчезает; П. возвращает жену, делится богатствами А. с Орлами и Comcüimahuile]: Pino Saavedra 1987, № 25: 76-80.