Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K56ab. Девушка снимает рубашки, змей – кожи, (ATU 433B). .15.16.29.31.

Девушка выходит за монстра. В брачную ночь он велит ей снять рубашку, а она ему – кожу. У нее больше рубашек (или заранее надетых кож), чем у него, поэтому она остается в живых, а монстр делается красавцем.

Португальцы, французы (Гиень), армяне, турки, датчане.

Южная Европа. Португальцы [бездетная королева рожает животное (змею, ящерицу, жеребенка, ягненка и пр.); этот сын вырастает и хочет жениться, но каждую девушку, которую отдают ему в жены, утром находят мертвой; одна перед брачной ночью надевает семь рубашек; снимая очередную рубашку, невеста требует, чтобы жених сбросил одну из своих кож; сбросив последнюю, жених-монстр превращается в прекрасного юношу]: Cardigos 2006, № 433B: 105.

Западная Европа. Французы (Гиень) [у королевской четы сын-монстр; он хочет жениться; королева приходит к бедной женщине, у которой три дочери; уговорила отдать дочь за большие деньги; старик спрашивает девушку, куда та идет, но та грубо огрызается; утром девушка съедена; то же со второй дочерью; третья любезна со стариком; он велит ей надеть белое, фиолетовое и синее платья; когда монстр потребует их снимать, надо велеть и ему сбрасывать кожу; когда сбросил третья, жених стал красивым юношей и лег в постель с невестой]: Delarue, Tenèze 1964, № 433: 115-116.

Кавказ – Малая Азия. Армяне [в сказке, записанной Араком Бахатьряном в 1860 г., невеста, отправляясь к своему мужу по имени Ōc-manuk («змеиный сын») надевает ежовую кожу; они спорят, каждый требует, чтобы другой снял свою кожу; в результате змей превращается в человека и они становятся супругами; мотив встречается во многих версиях]: Martirosyan 2009: 525; турки: Eberhard, Boratav 1953, № 106 [дервиш дает падишаху яблоко, чтобы его жена забеременела; при родах умирают одна за другой все повитухи; одна женщина посылает падчерицу в надежде, что та погибнет; девушка идет на могилу матери и спрашивает у нее совета; прийдя во дворец, видит ящик и в нем змей; позже змей убивает всех учителей, которых к нему посылают; снова зовут ту девушку; по совету покойной матери, та надевает на себя 14 ежовых кож; в брачную ночь последовательно их снимает, а жених каждый раз тоже должен сбросить кожу; сбросив 14-ую, превращается в юношу; (далее рассказ на другой сюжет)]: 126; Дмитриев 1967, № 36 []: 220-225.

Балтоякандия. Датчане [после свадьбы король с королевой находят на кровати записку: им суждено оставаться бездетными; старушка учит королеву оставить на ночь в саду кружку вверх дном; утром под ней будут алая и белая розы; если съесть алую, родится сын, если белую – дочь; королева съела обе и родила виверна (двулапый дракон); тот велит королю признать его сыном, иначе все уничтожит; затем велит его женить; выбрали принцессу, утром она мертва; то же со второй; третья невеста – дочь пастуха; старушка велит перед брачной ночью надеть 10 одежд; жених скажет: прекрасная дева, сними одежду! надо в ответ: король виверн, сбрось slough! у него их лишь 9; сбросив последний, он превратится в кучу мяса; надо бить березовыми прутьями, смоченными в уксусе, затем вымыть в молоке и завернуть в 9 простынь; после этого заснуть; когда девушка утром проснулась, рядом красавец; когда муж на войне, жена родила близнецов; Красный Рыцарь подменил письмо: двух щенков; подменил письмо от мужа: сжечь жену и отродье; королева-мать спрятала детей, отправила невестку подальше из замка; прилетели журавль и лебедь, выдавили молоко у нее из груди, отпили, стали принцами; король вернулся, Красного Рыцаря поместили в бочку с гвоздями, привязали к лошади и погнали ее; женщина пожелала вернуться к королю, хотя оба принца тоже ее желали; (далее на p. 465-475 еще 11 односюжетных версий; согласно одной, герой не виверн, а змей)]: Holbek 1987: 460-465.