Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K56f1. Дележ петухов, (ATU 1533.2).

.14.17.27.-.31.32.36.

Требуется разделить пять кур (гусей и т.п.) между шестью едоками (возможно другие цифры). Решение состоит в том, чтобы каждой паре участников дать по одной курице, а себе взять двух (две курицы и один человек – трое, два человека и одна курица – тоже трое).

Тунис, арабы Ливана, Ирака, болгары, русские (Карелия, Псковская, Воронежская, Орловская), украинцы (Галиция, Подолия, Черниговская, Екатеринославская), белорусы, адыги, балкарцы или карачаевцы, ногайцы, даргинцы, армяне, курды, персы, латыши, литовцы, эстонцы, (вепсы, казанские татары), башкиры, центральные(?) якуты.

Северная Африка. Тунис [богатый брат дровосека был жаден и не помогал ему. Как-то дровосек отнес на поклон к царю курицу. Царь приказал разделить ее между присутствующими. Царю дровосек отдал шею, гузку – царице, 2 сыновьям – по бедру, а дочерям – по крылышку. Объяснил: Царь глава народа, поэтому ему голова, царица – мать, поэтому ей гузка. Как говорили предки: «Гузка – девушке кобыла». Принцы – основа общества, поэтому им бедра, а принцессы выдут замуж и улетят из дворца, поэтому им – крылья. А что касается меня, то если мне позволено сидеть с вашим величеством и быть советчиком, то я возьму грудку. Царь его поблагодарил и одарил золотом. Брат дровосека захотел сделать то же самое. Купил 5 куриц и понес царю на поклон, но не смог их разделить между присутствующими. Тогда пришел дровосек и разделили их по принципу «нас трое». Царь его похвалил и велел брату отдать все свое богатство дровосеку]: Al-Aribi 2009, № 28 в Коровкина MS.

Передняя Азия. Арабы Ливана, Ирака [купец разорился; принес халифу курицу, тот велел ее разделить; купец отдал халифу голову, двум визирям крылья, а себе взял остальное; халиф щедро его наградил; соседка узнала, послала мужа отнести халифу пять кур и рис; тот велел разделить кур, пришедший не смог, его побили палками; жена рассказала об этом в бане; жена халифа (это был Харун аль-Рашид) пересказала мужу; тот вызвал обоих и велел разделить 5 яиц; купец дал жене халифа 3 яйца, а халифу и визирю по одному, т.к. у обоих два уже есть; сосед же дал халифу три, а жене халифа и визирю по одному; жена халифа велела наградить купца и избить соседа]: Nowak 1969, № 375: 320-321.

Балканы. Болгары [бедняк приносит богатому гуся или утку и просит дать взамен хлеба; богатый человт разделить подарок; бедняк отдает голову хозяину, зуку или шею хозяйке, ноги – сыновьям, шею – дочерям, остальное оставляет себе; получает и хлеб; другой бедняк приносит богатому пять гусей (уток), но не может их поделить; зовут снова первого; хозяину с женой – одну, того трое; сыновьям, дочерям – то же; бедняк берет себе двух – и нас трое]: Даскалова-Перковска и др. 1994, № 1533: 489-490.

Средняя Европа. Русские (большинство записей после революции; Карелия, Псковская, Воронежская, Орловская), украинцы (Галиция, Подолия, Черниговская, Екатеринославская), белорусы [Дележ гуся: бедный мужик несет барину гуся, ловко делит его на пятерых, оставляя себе большую часть; богатый подражает ему, но неудачно]: СУС 1979, № 1533: 312; белорусы [мужик просит у пана за гуся меру ржи; пан просит разделить на семерых; мужик: пану голова (он главный), пани – шейка (первая за паном), дочкам по ножке, чтобы легко танцевали, панычам по крылышку, чтобы красиво писали, мне – туловище; пан не поскупился дать ржи; брат мужика принес двух гусей, разделить не умеет, позвали первого; тот делит: пан, пани и голова (гуся) – святая троица; далее то же две дочки и ножка, двое панычей и крылышко, мужик и два гуся; пан отдал ему и гусей, и рожь, а его брата прогнал]: Василенок и др. 1958: 203-204; северные украинцы (Черниговская, Нежинский у.) [мужик принес барину утку, тот велит разделить; мужик: барину голову, его жене хвост, сыновьям ножки, дочерям крылышки, ему самому – остальное; барин его наградил; богатый принес пять уток, но не смог разделить; барин позвал первого мужика; одну пану с женой – трое, другую сыновьям – трое, дочерям – трое, ему самому две – тоже три; барин вновь его наградил]: Малинка 1902, № 72: 365-357; (ср. русские (ок. 1940, село Тойда Аннинского района (б. Бобровский уезд Воронежск. губ) [Бедная старуха подметает и находит овсинку, сушит, мелит на мельнице и варит вкуснейший кисель. Старик со старухой относят его барину в надежде на ответный дар. Барин сердится, говорит, что лучше бы ему принесли гуся. Старуха светит лучину, старик плетет лапти, они зарабатывают на гуся и относят барину. Барин заставляет поделить его. Тот предлагает барину голову – как главе дома, барыне гуску, т.к. она всегда дома, сыновьям – лапки – они бегают, дочерям – крылья – улетят замуж, а что осталось – старику со старухой. Барин соглашается]: Королькова 1941, № 13: 62-63).

Кавказ - Малая Азия. Адыги [в княжеском доме Хожа (или др.) делит гуся так, что большой кусок достается ему самому; Иблис (соперник Хожи) пытается подражать ему, но терпит неудачу; {вероятно, мотив «нас трое» присутствует}]: Тхамокова 2014, № 1533: 206; балкарцы или карачаевцы [богатый сосед уговорил бедного отдать ему единственную курицу – взамен даст зерна; курица сварена, богач просит ее разделить; тот дает хозяину голову, хозяйке гузку, дочери – крылышки, сыну – шея, остатки тому, кто делил; хозяин доволен, дает курицу и подарки; узнав о награде, другой человек приносит пять кур, но не может разделить на четверых; зовут бедняка; тот говорит, что если к четверым людям добавить одну курицу, то станет пятеро, а к одному (т.е. к нему самому) четырех – тоже пятеро; богачу нравится, бедняк уносит кур, а принесший четырех кур остался ни с чем]: Алиева, Холаев 1983: 36-37; ногайцы [бедный работник принес хану гуся, чтобы ему больше платили; хан требует разделить гуся; бедняк дает голову хану, шею – ханше (пусть следует за мужем), каждой из дочерей по крылышку (улетят), сыновьям – ноги (опора хана), себе берет туловище; хан одарил бедняка; богатый сосед приносит 5 гусей, не может разделить их на 6 человек, зовут бедняка; тот кладет одного гуся между ханом и ханшей (теперь их трое), двух других – между дочерьми и сыновьями хана (тоже по трое), двух забирает себе (и их трое); хан снова одарил бедняка, богач остался ни с чем]: Ногай 1979, № 36: 156-157; даргинцы: Алиева 2013, № 31 [сын бедной матери принес единственную курицу в подарок богачу; тот велит ее разделить; юноша дает голову богачу, сердце – его жене, крылья – сыновьям, ножки – дочерям, остальное оставляет себе; получает в награду полмешка золота; сосед хочет получить больше золота, приносит пять кур; делить не умеет, одной из дочерей и ему самому ничего не досталось; богач зовет вчерашнего бедняка; тот одну курицу дает мужу с женой (трое), одну – двум братьям (трое), одну – двум сестрам (трое), двух оставшихся оставляет себе (тоже трое); получает еще полмешка золота; нукер говорит, что так богач разорится, идет отобрать золото; спрашивает бедняка, где середина земли; тот велит сперва отдать ему его коня, ружье и одежду; стреляет под ноги нукеру, тот убегает, приходит служить другому богачу; советует потребовать у первого богача полстада: оттого, что его жеребцы заржали, кобылы соседа принесли жеребят; богач вызывает прежнего бедняка; тот с пятью нукерами приходит в селение второго богача, велит перебить всех собак: они разогнали волков другого села; если это невозможно, то и кобылы не ожеребились из-за ржанья жеребцов; богач требует сшить шубу из железа, бедняк велит приготовить железные нитки; богач: ты еще безбород; бедняк: возьми длиннобородого козла; первый богач отдал бедняку свою дочь]: 144-147 (примерно то же Османов 1963: 39-41); Халилов, Османов 1989 [крестьянин принес в подарок хану гуся; тот спрашивает, какая часть вкуснее всего; крестьянин: кожа гузки; хан велит разделить гуся на шестерых; крестьянин: голова – хану, гузка – его жене, крылышки – дочерям, ножки – сыновьям, оставшееся – ему; хан одарил крестьянина; богач принес пять гусей, не смог поделить; позвали бедняка, тот делит: хан с женой и гусь – трое, дочери и гусь – трое, сыновья и гусь – трое, я и два гуся – трое; хан снова одарил крестьянина; богач зарезал для хана буйвола, сказал, что вкуснее всего шкура и хвост; хан обиделся, позвал бедняка, тот сказал, что сметана из молока буйволицы; хан снова его одарил]: 225-226; (ср. аварцы [молла Насреддин присоединился к двум всадникам, которые ехали красть баранов, вместе украли трех, Насреддину предложили делить добычу; два барана и молла – три головы, два вора и один баран – тоже три головы; воры признали дележ справедливым]: Османов 1972, № 60: 75-76); армяне [у бедняка последняя курица, он велел жене ее сварить и преподнес царю; тот велит разделить подарок; человек отдал царю голову, крылья – двум визирям, туловище взял себе, объяснил, почему; царь дал ему золота; другой визирь узнал об этом, принес жареного гуся, но не смог разделить; послали за бедняком, тот разделил прежним образом; визирь же заслуживает лишь 40 палок; их он и получил]: Арутюнян 1986: 143-145; курды [крестьянин зарезал последнего гуся, но в доме нет соли; решил отнести его аге, поменять на хлеб; ага велит разделить гуся; жене – шею, сыновьям – ноги, дочерям – крылья, глупому крестьянину – кости да кожа, т.е. все остальное; ага щедро оделил крестьянина; богатый крестьянин зарезал пять гусей, но не смог разделить; послали за бедным; одного жене и мужу – теперь вас трое; второго сыновьям (трое), третьего дочерям (трое), двух себе – тоже трое; ага опять одарил бедного крестьянина, прогнал богатого]: Джалил и др. 1989, № 255: 524-525.

Иран – Средняя Азия. Персы (Маркази) [человек приносит деревенскому старосте пять гусей и должен их разделить; делит так: староста и его жена + гусь, это трое; двое сыновей старосты + гусь – тоже трое; двое дочерей + гусь; сам человек + два гуся – тоже трое]: Marzolph 1984, № *1663: 241.

Балтоскандия. Латыши [мужику нужен лес для избы, он принес барину гуся; хозяину – голову с шеей, он мудрый и властный; крылья – барыне с дочкой, чтобы их луши в небесах полетали; ножки – сыновьям, чтобы были прилежными и ловкими; себе взял остальное; барин доволен, дал леса; старик принес барину шесть гусей, не умеет поделить; прежний мужик: барин с барыней и один гусь – трое; оба сына и один гусь – тоже; барыня с барышней и один гусь – тоже; я и два гуся – тоже трое; барин дал мужику еще леса, а старик ушел ни с чем]: Алксните и др. 1958: 461-462; литовцы [старик отнес барину гуся, чтобы попросить хлеба; голову барину – он всему голова; гузку – хозяйке, лапки – сыновьям, крылышки – дочерям, себе тушку; барин доволен, наградил деньгами и хлебом; богатый мужик принес пять гусей; разделить не может, позвали бедного; тот делит так, чтобы было по три; барин с барыней и один гусь; сыновья и гусь; дочери и гусь; он сам и два гуся; снова награжден, а богатый отправлен нни с чем]: Лёбите 1965: 344-345; эстонцы (Йыхви; сюжет редок) [у крестьянина много гусей, принес одного барину, тот попросил поделить; голову – барину, ножки – сыновьям, крылышки – дочерям, гузку – барыне, ему самому остальное; барин смеется, подарил денег; сосед позавидовал, принес пять гусей, не смог поделить; вызвали первого мужика; тот – чтобы было по три; двое сыновей и гусь; две дочери и гусь; барин с барыней и гусь; я сам и два гуся; вернулся домой с двумя гусями, а сосед с убытком]: Mälk et al. 1967, № 123: 401-403.

Волга – Пермь. Башкиры [бай жалуется Ерэнсэ-сэсэну, что сварили на шестерых пять гусей, не могут поделить; бай, жена и гусь – трое, двое сыновей и гусь – трое, две дочери и гусь – трое, два гуся и Е. – тоже трое; другой бай просит поделить одного гуся; голова – мужу, шею – жене, ножки – сыновьям, крылышки – дочерям, туловище никому не нужно, Е. его забрал]: Бараг 1990, № 4: 27-28.

Восточная Сибирь. Центральные (?) якуты (из архива С.И. Боло, место записи не указано) [богач принес тойону 5 гусей, тот велит разделить с умом; у тойона жена, два сына, две дочери, богач не в состоянии разделить; тойон позвал бедняка; тот одного гуся отдает тойону с женой (теперь их трое), по одному сыновьям и дочерям (тех тоже по трое), себе берет двух (опять трое); тойон наградил бедняка, прогнал богача]: Илларионов и др. 2008, № 35: 357-359.