Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K76F. Юноша-теленок. .26.29.30.32.35.

Юноша, имеющий облик теленка, женится и затем превращается в красавца.

Китайцы (Цзянсу), корейцы, аварцы, армяне, горные таджики, язгулямцы, башкиры, южные селькупы.

Китай – Корея. Обычно Лягушонок. Южный и Северо-западный Китайцы (Цзянсу) [одна из трех жен в отсутствие мужа рожает сына; две других бросают его в воду, он не тонет; заворачивают в солому, дают съесть корове; та рожает теленка; злые жены хотят съесть его печень; человек дает им другую, покупает теленка; девушка хочет выйти за того, в кого попадет мячом, попадает в теленка; уводит его, он превращается в юношу; они женятся; злые жены наказаны]: Eberhard 1937, № 33: 54; корейцы [уезжая, Пак спрашивает двух жен, как они его встретят; Чхье-би обещает устроить праздник, Чэ – родить сына; в отсутствие П. Чхье-би похищает сына Ч., велит слугам бросить его в прорубь; дикие звери спасают его; бросить свиньям – он невредим; сварить в масле; остается кусочек, его съедает корова, рожает теленка с золотистой шерстью; П. возвращается, Чхье-би говорит, что Чэ кому-то отдала сына, П. заключает Чэ в погребе; Чхье-би притворяется больной, просит сердце теленка; старуха отпускает теленка, дает сердце собаки; теленок приходит в императорский город; император обещает отдать четвертую дочь за того, кто допрыгнет до гонга (старшие замужем за министром, генералом, мудрецом); теленок допрыгивает, получает принцессу, ночью превращается в человека; навещает отца, рассказывает свою историю; Чэ освобождена, Чхье-би заключили в погреб]: Шкуркин 1941: 21-42.

Кавказ – Малая Азия. Аварцы [злой дух превратил единственного сына хана в бычка; хан женил его, ночью бычок превращался в юношу; он попросил жену не рассказывать об этом; та рассказала матери, мать бросила бычью шкуру в огонь; юноша-бычок улетел голубем, велел жене искать его на небесах; девушка с тех пор смотрит в небеса, а голуби живут на крышах и чердаках, опасаясь залетать в дом]: Халидова 2012, № 198: 219-220; армяне [=Назинян 2014: 25-29; дервиш дает бездетной старухе три яблока, велит есть их три дня; та съедает сразу, рожает бычка; он просит высватать царскую дочь; выполняет задания: создать золотой поднос с золотом, несшитое платье, принести невесту домой, чтобы голова не видела солнца, ноги не касались земли; по ночам делается красавцем; жена сжигает бычью шкуру; муж превращается в голубя, улетает; жена идет следом, превращается в голубку, находит мужа на дне моря, там счастлива с ним]: Ганаланян 1965: 66-71.

Иран – Средняя Азия. Горные таджики [теленок старухи просить сосватать ему шахскую дочь; сперва старуху бьют, затем визирь предлагает поставить условием, чтобы на небе подрались два барана, а на улице сразу выросли саженцы; теленок идет к родителям на гору Коф, те выполняют условия; после свадьбы теленок превращается в красавца; жена сжигает телячью шкуру]: Розенфельд, Рычкова 1990, № 7: 47-48; язгулямцы [бедняк нашел на горном склоне яйцо, оставил в кладовой, появился теленок; бедняк с женой умер, теленок остался с матерью бедняка; наполняет кладовую продуктами; велит высватать ему царскую дочь; царь хочет повесить старуху, визирь советует дать теленку трудные поручения; 1) тенистые яблони вдоль дороги; 2) мельница с отделениями для зерна и мяса; 3) желоба на крыше, по одному течет масло, по другому молоко; 4) три двора полны золота; к утру все готово, свадьба, теленок превращается в человека]: Грюнберг, Стеблин-Каменский 1976, № 22: 241-243 (=Эдельман 1966, № 7: 197-199).

Волга – Пермь. Башкиры [бык велит старику-хозяину высватать за него ханскую дочь; старика бьют; после третьего раза хан соглашается; ночью бык снимает шкуру, невеста счастлива, сжигает шкуру; муж велит лить из амбара молоко, идти с железным посохом за молочным потоком; улетает белой птицей; дочь хана приходит к старшему брату мужа, он посылает к среднему, к младшему, старший дает еды для злой коровы среднего, средний – для злых гусей младшего; все четверо братьев собираются, четвертый (все еще в образе быка? или людоеда?) кормит и прячет девушку; старшие говорят, что меду, мяса не хватило; старший советует девушке завернуться в шелк, когда четвертый брат станет ее казнить; она отказывается, готова отвечать; муж принимает человеческий облик, все счастливы]: Бараг 1989, № 22: 125-128.

Западная Сибирь. Южные селькупы [у стариков сын-бык (Пыка и); старик дважды сватает его за царских доego крайней мере с эпохи бронзы.ского происхождениячерей; каждый раз царь велит отрубить ему голову, П. облизывает тело, оживляет, посылает снова; третья младшая дочь согласна; П. приезжает красавцем, строит дворец; старшие сестры из зависти сожгли бычью шкуру, он исчез в виде вихря; невеста побывала у трех сестер П., младшая помогла его найти, удержать, зашив в коровьи шкуры; когда на нем 7 коровьих шкур лопнуло, он вновь стал человеком]: Тучкова 2004: 254-255.

 

Продолжение в 174.doc