Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L108F. Выманивание со дна. .31.32.

Персонаж (девушка, мальчик) оказывается в воде, антагонист выманивает его на берег, подражая голосу отца, брата или сестры.

Сету, мордва, чуваши, башкиры.

Балтоскандия. Сету [пока родителей нет, брат с сестрой решили сварить кашу из углей; сестра попробовала, почернела, брат положил ее в море отмокать; утром спрашивает с берега, побелела ли сестра, та отвечает, что еще нет; Черт (vanapagan) услышал, позвал сам, девушка отвечает, что это не голос брата; на четвертый раз наточил язык так, что девушка не поняла обмана, ответила, что побелела; брат не дождался ответа, знахарь сказал, что его сестру унес Черт; брат поет под окном дома Черта, сестра что-то слышит, Черт отвечает, что это скрип колеса (он делал повозку); в следующий раз брат поет, зовя сестру его хоронить, у него зубы насторону; сестра выходит, Черт верит, что ее брат умер; решает по этому случаю сварить пиво; нет посуды, предлагает сварить у него во рту; сестра привязала его, налила в рот кипяток, брат вскочил из могилы, бросил в рот Черта раскаленные камни, тот умер; брат привез сестру домой]: Normann, Tammpere 1989: 58-62.

Волга – Пермь. Мордва : Померанцева 1973 [Яраска родился черным; мать посадила его в колодец, велела сидеть, пока не побелеет; каждое утро мать зовет его, спрашивает, побелел ли он; Я. отвечает, что побелел до щиколотки, колен, пояса; Медведь слышит, спрашивает вместо матери, Я. отвечает, что голос грубый; Медведь дважды перековывает у кузнеца себе язык; Я. принимает его за мать, отвечает, что побелел до шеи; Медведь приходит на следующий день, когда Я. побелел полностью, вытаскивает его, уносит; люди отбили Я., привели к матери]: 19-21; Цыганкин 1963 (эрзя; с. Паракино Большеберезниковского р-на Республика Мордовия) [Муж с женой. У них три дочери, младшая самая умная и красивая. Старшие завидуют красоте младшей, Маши. Муж и жена посылают дочерей в лес за земляникой: кто раньше всех наполнит свою корзинку, ту выдадут замуж. М. быстрее всех наполняет земляникой корзину. Старшие сёстры отнимают у М. ягоды, убивают её, хоронят, машину землянику делят пополам. Дома говорят, что у М. ещё не наполнены корзинки, она осталась собирать землянику. На том месте, где похоронили М., вырастает красивая ива. По этим местам едут три брата, срубают веточку, делают дудочку. Когда дуют в неё, слышится чистый голос: «Ой, браток, братишка, не трогай ты меня, не трогай ты меня, у меня очень болит голова». Братья удивляются, через некоторое время подходят к селу, останавливаются около того дома, где жила М., начинают играть. Сёстры слышат песню, вырывают у братьев дудочку, бросают в печь. Дудочка не сгорает, превращается в воробышка, улетает в трубу, падает в колодец. Мать М. слышит песню, видит, как братья бросаются к колодцу. Мать подходит к колодцу и поёт: «Чернявая, чернявая, побелела или нет?». Девушка из колодца отвечает: «Только головушка моя побелела». Мать уходит. Голос матери слышит медведь, приходит к колодцу, поёт грубым голосом: «Чернявая, чернявая, побелела или нет?». «Уйди, бестолковый медведь», – отвечает Маша. Приходит мать и снова спрашивает Машу. Мать и медведь приходят несколько раз – обмануть Машу не удаётся. Наконец, когда Маша белеет совсем, мать вытаскивает её из колодца. Через несколько дней справляют свадьбу: выдают замуж Машу за одного из братьев, которые сделали дудочку, старших сестёр выгоняют из дому]: 101-104; чуваши [три дочери старика дважды спрашивают у Солнца, чье лицо чище и белее, Солнце отвечает, что младшей; сестры сталкивают младшую в реку, говорят отцу, будто Солнце назвало младшую самой грязной, она осталась мыться; мать идет к реке, дочь отвечает, что ее душит змея, давит жернов; после этого девушку зовет Медведь, она не откликается; Медведь отточил язык у кузнеца, зовет тонким голосом, девушка повторяет слова про жернов и пр.; Медведь вытаскивает ее из реки, приводит женой; она рожает сына, Медведь несет их навестить родителей, уходит до среды; родители ставят под полом колья; жена предупреждает его не входить, он входит, падает на колья; жена остается с родителями]: Эйзин 1993: 33-35; башкиры (Асалыкул Архангельского р-на Башкортостана) [Старик и старуха, у которых были дочь Фатима и женатый сын. Однажды Фатима и невестка отправляются на реку полоскать бельё. Они вздорят. Рассердившись, сноха сталкивает Фатиму в реку. Наступает вечер, а Фатимы нет. Родители спрашивают у снохи о дочери, та молчит. Отец ищет дочь, подходит к реке, зовёт и спрашивает, на земле она или на небе. Фатима отвечает из-под воды: «Нет меня на земле, отец, нет меня в небесах, отец. Чёрны волосы мои корнями ивы спутаны. На дне реченьки лежит белолицая, белолицая твоя доченька. Принеси, принеси багор дочь свою вызволить». Отец приносит железный багор, но не может вытащить дочь из-под воды и возвращается домой в печали. На берег приходит старший брат. Фатима отвечает ему точно так же, он бежит за багром, пытается вытащить сестру, но у него не выходит. Это слышит медведь, подходит к берегу, пробует позвать Фатиму, но та не откликается на медвежий голос. Тогда он идёт к кузнецу, чтобы тот подточил ему язык, и пробует ещё раз, отцовским голосом. Фатима отзывается, медведь слышит голос девушки, приносит багор, вытаскивает её и уносит к себе домой, женится. Фатима тоскует по родному дому, но медведь её не пускает. Тогда девушка заставляет медведя отнести ее родителям мешок с гостинцами, которые она напекла, сама незаметно забирается в этот мешок, поставив на крыше завёрнутую в своё платье. Медведь идёт и оглядывается, думает, что это Фатима на крыше. Испугавшись собак, медведь бросает свою ношу и убегает. Девушка бежит к родному дому, но ночью дверь ей не открывают. Она идёт в хлев к овцам и остаётся там ночевать. Ночью её съедают волки. От Фатимы остаётся только пучок чёрных волос. Из найденных поутру волос девушки брат делает струны для своей скрипки; скрипка поет голосом Фатимы: «Не дави смычком на струны – голова моя болит. Не сжимай меня руками – весь мой стан огнём горит. Не открыл мне братец двери – слёзы лить теперь велит». Когда брат бросает скрипку наземь, перед ним предстаёт живая Фатима]: Бараг 1989, № 7: 63-65.