Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L108G. Отмыть черного. .31.32.

Персонаж черен и должен сидеть в воде, пока не побелеет. Антагонист уносит его.

Сету, литовцы, мордва.

Балтоскандия. Сету [пока родителей нет, брат с сестрой решили сварить кашу из углей; сестра попробовала, почернела, брат положил ее в море отмокать; утром спрашивает с берега, побелела ли сестра, та отвечает, что еще нет; Черт (vanapagan) услышал, позвал сам, девушка отвечает, что это не голос брата; на четвертый раз наточил язык так, что девушка не поняла обмана, ответила, что побелела; брат не дождался ответа, знахарь сказал, что его сестру унес Черт; брат поет под окном дома Черта, сестра что-то слышит, Черт отвечает, что это скрип колеса (он делал повозку); в следующий раз брат поет, зовя сестру его хоронить, у него зубы насторону; сестра выходит, Черт верит, что ее брат умер; решает по этому случаю сварить пиво; нет посуды, предлагает сварить у него во рту; сестра привязала его, налила в рот кипяток, брат вскочил из могилы, бросил в рот Черта раскаленные камни, тот умер; брат привез сестру домой]: Normann, Tammpere 1989: 58-62; литовцы: Кербелите 2014, № 60 [старики сшили мешок, складывали туда разные вещи, включая сажу; возникла девочка Чернушка; старушке посоветовали выкопать подвал и налить туда молодка: пусть Ч. сидит пока не побелеет; мать пришла, велит высунуть пальчик – он еще черный; пришла лауме, сказала низким голосом; в следующий раз сказала высоким голосом, Ч. высунула пальчик, лауме принесла к себе, откормила, велела дочке зажарить; лиса советует попросить ведьмину дочку сесть в тележку, чтобы ее покатать; та села, лиса отрубила ей голову; ведьмы съели мясо, Ч. с березы кричит, что они съели дочь ведьмы; лауме нашли в кровати голову дочери, стали рубить березу; пока отдыхали, лиса затупила топоры; отнесла Ч. к родителям], 84 [у стариков дочка Агуонеле («маковка»), черная как семена мака; мать отцу: отнеси в колодец – отбелится; мать носит А. еду, просит высунуть руку – еще черная; велит не высовывать, если чужой голос; волк велит кузнецу подковать ему язык, А. думала, что зовет мать, волк ее унес; волка и А. позвали на свадьбу, вырыли яму с углями, велели подвинуться, волк упал, мать убила его кочергой]: 136-138, 186-188.

Волга – Пермь. Мордва: Померанцева 1973 [Яраска родился черным; мать посадила его в колодец, велела сидеть, пока не побелеет; каждое утро мать зовет его, спрашивает, побелел ли он; Я. отвечает, что побелел до щиколотки, колен, пояса; Медведь слышит, спрашивает вместо матери, Я. отвечает, что голос грубый; Медведь дважды перековывает у кузнеца себе язык; Я. принимает его за мать, отвечает, что побелел до шеи; Медведь приходит на следующий день, когда Я. побелел полностью, вытаскивает его, уносит; люди отбили Я., привели к матери]: 19-21; Цыганкин 1963 (эрзя; с. Паракино Большеберезниковского р-на Республика Мордовия) [Муж с женой. У них три дочери, младшая самая умная и красивая. Старшие завидуют красоте младшей, Маши. Муж и жена посылают дочерей в лес за земляникой: кто раньше всех наполнит свою корзинку, ту выдадут замуж. М. быстрее всех наполняет земляникой корзину. Старшие сёстры отнимают у М. ягоды, убивают её, хоронят, машину землянику делят пополам. Дома говорят, что у М. ещё не наполнены корзинки, она осталась собирать землянику. На том месте, где похоронили М., вырастает красивая ива. По этим местам едут три брата, срубают веточку, делают дудочку. Когда дуют в неё, слышится чистый голос: «Ой, браток, братишка, не трогай ты меня, не трогай ты меня, у меня очень болит голова». Братья удивляются, через некоторое время подходят к селу, останавливаются около того дома, где жила М., начинают играть. Сёстры слышат песню, вырывают у братьев дудочку, бросают в печь. Дудочка не сгорает, превращается в воробышка, улетает в трубу, падает в колодец. Мать М. слышит песню, видит, как братья бросаются к колодцу. Мать подходит к колодцу и поёт: «Чернявая, чернявая, побелела или нет?». Девушка из колодца отвечает: «Только головушка моя побелела». Мать уходит. Голос матери слышит медведь, приходит к колодцу, поёт грубым голосом: «Чернявая, чернявая, побелела или нет?». «Уйди, бестолковый медведь», – отвечает Маша. Приходит мать и снова спрашивает Машу. Мать и медведь приходят несколько раз – обмануть Машу не удаётся. Наконец, когда Маша белеет совсем, мать вытаскивает её из колодца. Через несколько дней справляют свадьбу: выдают замуж Машу за одного из братьев, которые сделали дудочку, старших сестёр выгоняют из дому]: 101-104.