Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M114H. Построить дом в воздухе. .12.23.27.30.

Властный персонаж велит построить висящий в воздухе дом. Человек находит остроумный выход из ситуации.

Сонгаи, хинди, Древняя Греция, таджики, узбеки, язгулямцы, белуджи.

Западная Африка. Сонгаи [жестокий правитель велит сыновьям убивать престарелых отцов; один юноша спрятал отца; правитель собирает молодых, велит построить дом от земли до неба; отец советует сыну спросить правителя указать то место между землей и небом, где будет находиться его резиденция; услышав вопрос, тиран понимает, что отец юноши жив, ему стыдно, он отказывается от затеи]: Hama 1967: 261.

Южная Азия. Северная Индия, Уттар-Прадеш, хинди: Crooke 1895, № 478 (Lucknow district) [Акбар велит Бирбалу построить дом ни на земле, ни на небе; дочь Б. обещала уладить дело; научила попугаев кричать: подавайте кирпич и раствор! Бирбал выпустил попугаев, те стали кричать то, что выучили, Б. сказал, что каменщики готовы; А. рассмеялся]: 177; Бескровный, Челышев 1978 [Акбар предлагает Б. построить дом в воздухе; тот просит время подготовить строительные материалы; велит дочери научить попугаев необходимым словам; позвал А., тот распахнул дверь дворца, попугаи вылетели и стали кричать: бери кирпичи, неси краску и т.п.; Б.: как только каменщики и плотники соберут материалы, начнут строить; А. наградил Б. за остроумие]: 57-58.

Балканы. Древняя Греция («Жизнеописание Эзопа», XXI-XXIII, 101-123) [юноша оболгал Эзопа перед царем Вавилона Ликургом и тот приказал его казнить; но начальник стражи спрятал Э. в тюрьме; в это время царь Египта Нектанебон прислал Л. письмо: «Я задумал построить башню, чтобы она не касалась ни земли, ни неба; пришли людей и человека, который ответил бы на мои вопросы; если ответит, буду платить тебе дань»; Л. сожалеет, что Э. казнен, другие же не могут решить задачи; начальник стражи сказал, что Э. жив; Л. счастлив; Э. велел откармливать четырех орлов и учить их поднимать в воздух мальчиков; прибыв в Египет, остроумно отвечает на вопросы Н.; орлы с мальчиками взлетают, мальчики кричат: подавайте балки, глину и кирпичи; Н. признает свое поражение, но добавляет, что его привезенные из Греции кобылицы выкидывают, услышав ржанье жеребцов из Вавилона; Э. начинает бить кошку: ночью она побывала в Вавилоне и задушила там петушка; если кошка не может за ночь добраться до Вавилона, то и кобылы не могут слышать жеребцов; гелиопольские жрецы: на свете храм, в храме столб, на столбе 12 городов, над каждым в кровле 30 балок, вокруг каждой бегут две женщины; Э.: храм – мир, столб – год, города – месяцы, балка – сутки, две женщины – ночь и день; жрецы советуют попросить Э. назвать то, что никто не видел и не слышал; Э. пишет от имени Н. долговую расписку: он должен царю Л. 1000 талантов, срок уже прошел; Н. заплатил Эзопу дань за три года; Л. поставил ему золотую статую]: Гаспаров 1991: 71-79.

Иран – Средняя Азия. Таджики [падишах заболел; лекарь: пусть поймают белую газель, зарежут в присутствии падишаха, дадут ему выпить крови; царевич отправился с воинами, увидел бедную девушку, обещал прислать сватов, привел газель, но от ее крови не легче; лекарь: у нужной газели на шее ожерелье, на ножках кольца, ее стерегут 40 пери; царевич увидел газель, но главная пери, Нигора, велела сначала выполнить условия: 1) бежать с газелью до Балха и обогнать ее; 2) построить дворец между небом и землей; 3) просидеть 7 дней в раскаленном тонуре и сварить там плов; если выполнишь, станем твоими рабынями, а если нет, уморим в темнице и бросим тела змеям; 40 пахлавонов бежали, не обогнали газель, брошены в темницу; дочь пастуха Нулсанам {та, которую вначале увидел царевич?} надела мужскую одежду, пришла к старику; к его троим сыновьям прилетели три голубки, превратились в пери, стали женами сыновей, див их унес, сыновья отправились на поиски и пропали; во сне какой-то старец учит Г. ударить тремя мечами друг о друга, появится конь, приехать к пещере, спуститься на веревке, див в это время спит, взять перстень у него из-под языка, после этого див станет слугой; трое юношей у пещеры спустили Г., та взяла перстень, велела диву вернуть похищенных юношам и затем отнести их всех к отцу юношей; юноши стали помощниками Г.; старший обогнал газель; див поднялся в небо, а Г. сказала пери: пусть теперь диву подают камень и раствор; пери: второе требование выполнено; третий юноша Бахрпахлавон просидел в тонуре, сварил плов; главную пери Нигору Г. отдала своему брату, остальных – освобожденным из узилища пахлавонам; падишах выздоровел, царевич женился на Г., получил трон, брата Г. назначил визирем]: Османов 1989: 371-379; узбеки [падишах велит визирю найти зодчего, который построит дворец в воздухе; знаменитый зодчий решил спасти визиря и пришел с ним к падишаху; сказал, что глину для постройки воздушного дворца надо замешивать лишь на воде, принесенной в сите; падишах отказался от своей затеи]: Шевердин 1984: 148-150; язгулямцы [две старшие жены царя оклеветали младшую, т.к. она красивее их; царь выгнал ее, она родила мальчика; визирь об этом узнал, решил его извести – только он может построить воздушный замок; мать отправляет сына, велит не бояться; старик дает ему удода; мальчик выпускает удода, тот взлетает, кричит, чтобы ему подавали песок и камни; никто не может; мальчик говорит царю, что тот его отец; визиря и завистливых жен привязали к хвостам лошадей]: Грюнберг, Стеблин-Каменский 1976, № 62: 465-467; белуджи [царь прогнал одну из трех жен; она родила, сын вырос; узнал, что он царевич; услышал о том, кто царь обещает награду тому, кто построит дворец в воздухе; получив деньги, велел свозить строительный материал; сам же проводил время в разговорах с путниками, которые проходили мимо; однажды мимо шел другой царь, они пошли вместе; юноша предлагает поймать пару кобыл и поехать верхом; царь никаких кобыл вокруг не видит; дальше предлагает понести друг друга; царь отказывается; юноша просит, чтобы царь сперва зашел в караван-сарай и позвал его, а потом уже пошел бы к себе; говорит дочери, что шел с сумасшедшим юношей; дочь объясняет, что юноша предлагал сделать посохи, скрасить дорогу рассказами; люди должны были слышать голос царя, не думать, что он пришел тайком; царь отдал дочь юноше, а приданым сокола; юноша прибыл к царю, пожелавшему строить воздушный дворец, сказал, что привел архитектора, выпустил сокола; пусть человек, ни разу не совершивший проступка, первым подаст соколу кирпич; таких не нашлось; юноша: моя мать совершила лишь незначительный проступок, почему же царь ее так наказал; царь обнял сына и вернул его мать]: Dames 1892, № 7: 525-527.