Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M134B. Измерение волка. .28.31.32.

Когда хищник собирается съесть человека, тот просит разрешить его сперва померить и бьет (мнимым) измерительным инструментом.

Русские (Ярославская, Воронежская), литовцы, латыши, эстонцы, карелы, казанские татары, удмурты, мари, чуваши, башкиры.

Средняя Европа. Русские (место записи не указано) [волк говорит Христу, что хочет есть; тот велит съесть кобылу; та отвечает, что нельзя – у нее на это вид, пусть подойдет к задним ногам, лягает; тогда Христос велит съесть барана; тот предлагает прыгнут ему в пасть с разбегу, сбивает с ног; Христос велит съесть портного; тот просит дать его смерить – влезет ли в него; портной подошел сзади, схватил за хвост, долго бил, убежал, забрался на дерево; волки решили встать друг на друга, кургузый внизу; портной: больше всех достанется кургузому; тот бросился бежать, волки попадали, догнали и разорвали кургузого]: Афанасьев 1958, № 56: 80-81; русские (Воронежская, с. Большая Верейка, 1925) Швец отправляется в чужое село, встречает в лесу волка, тот хочет его съесть. Швец просит волка разрешить перед смертью обмерить его, тот поворачивается, и швец хватает зверя за хвост, избивает, отрывает хвост. Волк встречает лошадь, хочет ее съесть, она просит, чтобы волк прочел афоризм, написанный у нее на заду, волк наклоняется и лошадь лягает его. Он хочет съесть барана, тот соглашается сам прыгнуть в рот, но ранит волка рогами. Волк встречает лису, она сообщает, что вышла замуж за бурмистра, волк хочет посмотреть на него. Лиса соглашается показать мужа в обмен на барана, волк соглашается. В гостях у лисы сидит медведь, он забирается на дерево. Кот кричит, что ему мало мяса, прячется в листьях, волк шуршит листьями, кот решает, что это мышь и бросается на него, царапает. Волк и медведь выбегают из дома лисы напуганные. Петух слышит разговор волка и медведя, прибегает к лисе, кричит «точу, точу косицу, хочу резать лисицу!» Лиса с котом уходят из избы. Волк врывается туда, съедает петуха]: Барышникова 2007, № 20: 114-116; Смирнов 1917, № 170 (Ярославская) []: 445.

Балтоскандия. Литовцы [портной встретил волка; сказал, что сам залезет ему в пасть, но для этого должен его измерить; наступил на хвост, стал бить палкой; волк вырвался, привел десятки волков убить портного; тот залез на дерево; волки встали один на другого, драный внизу; портной кричит, что голому даст больше всех; тот волк бросился бежать, остальные упали и разбежались]: Кербелите 2014, № 8: 42-43; латыши [волк хочет съесть старика; тот просит волка разрешить его хвостом гробовую свечу отмерить; наматывает хвост на руку, бьет дубиной, хвост оторвался; прибежали другие волки, старик забрался на ель; волки забрались друг на друга; самому верхнему старик предложил, чтобы тот один его съел, тоже отрезал хвост, бросил вниз; куцый решил, что хвост – ему, выскочил, все волки упали; с тех пор у волков шеи не гнутся]: Алксните и др. 1958: 26-27; эстонцы [Волк жил с людьми, спал в овчарне, но все же был вечно голоден и намеревался что-нибудь украсть; женщина сказала, что даст ему теплый хлеб, сама дала раскаленный камень; он обжег пасть, убежал в лес, пожаловался Лесному отцу, тот разрешил ему жить в лесу, самому заботиться о пропитании; уходя, Волк может загрызть первого, кто выйдет навстречу; нищий, женщина уговорили их не есть; портной попросил разрешения сперва Волка померить – влезет ли он ему в живот; незаметно привязал поясом к дереву, бить мерной палкой; Волк вырвался, убежал, позвал других волков; портной забрался на дерево, волки забрались друг на друга, битый внизу; портной крикнул ему, что сейчас он еще получит, волк выскочил, остальные упали; теперь волки боятся людей, но убивают овец, т.е. тот пояс был сделан из овечьей шерсти]: Jakobson 1954: 148-152; карелы (тверские карелы) [волк спрашивает св. Георгия, что ему есть; тот посылает загрызть кобылу, но жеребенка не трогать; кобыла: есть ли у тебя разрешение? волк: от св. Георгия; кобыла: а у меня от св. Миколы, вот, взгляни; кобыла подняла хвост, волк подошел, она его лягнула; волк снова к св. Георгию, тот разрешил задрать барана; баран: прыгну сам тебе в пасть; ударил с разбегу рогами; на третий раз св. Георгий предлагает съесть портного с железным аршином; тот требует, чтобы волк сперва позволил его измерить; схватил за хвост, стал бить аршином; портной ушел и забрался на дерево; волк собрал других волков, позвал и медведя; медведь внизу, волки встали один на другого; портной чихнул, волк испугался, звери ушли]: Макаров 1963, № 40: 55-58.

Волга – Пермь. Татары: Баширов, Ярмухаметов 1956 [волк собирается съесть портного; тот просит разрешить померить волка – поместится ли он у него в животе; бьет железным аршином; волк: зачем надо было снимать мерку, я мог бы съесть портного и не в один прием]: 123-124; Замалетдинов 2008а, № 26 [вол хочет съесть лошадь, та просит вырвать золотой волосок у нее из хвоста, лягает волка; волк: где ты видел золотой волос на хвосте?! бык просит снять золотые часы у него с шеи, бодает (то же); коза говорит, что она муэдзин, просит разрешить забраться на крышу, зовет хозяина; волк хочет съесть личу; та говорит, что она учительница, предлагает обучать волчат; съела их; сказала, что скоро придут; предлагает поесть муки с жернова, пускает воду; волк: когда это лиса бывала учительницей?; лиса обещает волку баранов, велит спрятаться в скирде, поджигает, волк обгорел; хочет съесть человека; тот обещает сшить голому волку одежду; забил до смерти железным аршином]: 74-78; Ярмухаметов 1957 [волк встретил на дороге портного, собрался съесть; портной: надо сперва узнать, помещусь ли в твоем желудке; волк разрешает себя измерить, портной его бьет аршином; волк: и зачем я согласился, мог же его сразу съесть!]: 47 (=1970: 237); удмурты [волк хочет съесть гусей, они отвечают, что запачкались, надо вымыться, уплывают; свиньи просят сперва разрешить им спеть песенку, на крик бегут мужики; баран советует открыть рот, бодает, выбив волку зубы; конь советует уцепиться ему за хвост, у волка обломались последние зубы; портной: не знаю, умещусь ли в твоем животе, дай тебя померить; мерит и бьет аршином; залез на ель; волк приводит других волков, они становятся друг на друга, тот волк в самом низу; портной чихнул, волк вспомнил про аршин, метнулся, все волки попадали]: Кралина 1960, № 24: 74-76; мари: Бакулевский 1973 [волк хочет съесть мужика; тот предлагает сшить ему шубу; для этого с волка надо снять мерку; волк ложится, мужик начинает его бить палкой; волк верит, что теперь у него теплая красная шуба; хочет съесть барана; тот говорит, что сам прыгнет ему в пасть; разбежавшись, бодает; волк верит, что проглотил барана; лошадь велит прежде, чем ее съесть, пересчитать волосы у нее в хвосте, лягает волка; собака просит ее не есть, а зовет на свадьбу; волк поет под столом, его не нашли; затем вышел плясать, его стали бить, еле ушел]: 39-42; Wichmann 1931, № 8 [волк собирается съесть портного; тот предлагает сперва сшить ему одежду и для этого снять мерку; хватает за хвост и бьет аршином; волк хочет съесть барана, тот предлагает прыгнуть ему в рот, бодает с разбегу; хочет съесть быка, тот просит волка сперва встать к нему задом, тоже бодает; хочет съесть кобылу, та предлагает начать сзади, убивает, лягнув]: 166-167; чуваши: Чувашские сказки 1937 []: 120-121; Эйзин 1993 [волк хочет съесть портного; тот предлагает сшить ему шубу, снять мерку; держит за хвост и бьет железным аршином; лошадь предлагает показать интересную картинку, лягает копытом; баран – прыгнуть в пасть, бодает с разбега; свинья – спеть песенку, визжит, сбегаются люди; собака – привести на пир; в подполье волк пьет и ест, начинает петь; его убили]: 39-40; башкиры [волк хочет съесть купца, тот предлагает сначала его измерить – поместится ли он в брюхе; бьет железным аршином; коза просит разрешить прокричать перед смертью азан, его хозяева бьют волка; жеребенок говорит, что под хвостом у него билет, чтобы волк его не ел, лягает волка; каждый раз волк спрашивает себя, зачем он сделал, разрешил то-то и то-то, есть надо было]: Бараг 1989, № 110: 426-428.