Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M170A. Грешник-верблюд. .13.27.29.33.

Хищник обвиняет травоядного в грехах и съедает его.

Амхара, Древняя Греция, греки, болгары, македонцы, курды, казахи.

Судан - Восточная Африка. Амхара : Ганкин 1979, № 18 [лев, леопард, гиена, осел собрались обсудить, почему нет дождей; видимо, кто-то из них согрешил; леопард: съел козу; гиена: цыпленка; все согласны, что это не грех; осел: пока хозяин разговаривал со своим приятелем, пощипал немного травы; лев, леопард и гиена разорвали грешника], 28 [леопард и гиена просят гверецу отпустить им грехи; та отказывается, они ее съедают; исповедуются павиану: они всего лишь съедали ослов и козлов; павиан отказывается отпустить грехи, гиена и лев связывают его, хотят убить; он просит только не бросать его в овраг; они его развязывают и бросают, павиан корчит им рожи; осел предлагает им попросить отпущения грехов у мартышки; та просит сперва помочь ей достать забытую в пещере вещь; с помощью леопарда спускает гиену на веревке с обрыва, оставляет там; дает леопарду раскаленный камень, завернутый в жир, леопард погибает; вытаскивает гиену, говорит, что леопард хочет убить их обоих; незаметно пришивает хвост гиены к шее леопарда; увидев леопарда, гиена бросается бежать, падает в пропасть, разбивается]: 30-31, 41-46.

Балканы. Древняя Греция [Perry 1952, № 452; волк предлагает ослу исповедаться перед смертью; если осел окажется греховнее, то волк его отпустит; волк рассказывает о своих жертвах; осел не может вспомнить греха; рассказывает, как случайно съел листок с хозяйского огорода, где овощи; волк называет преступление чудовищным и убивает осла, разыгрывая справедливость]: Гаспаров 1968, № 427: 194-195; греки [лиса предлагает волку нагрузить лодку оливами, заманить в нее осла, съесть; прежде, чем отправиться в плавание, надо исповедоваться; волк легко отпускает грехи лисы, а она – грехи волка (съеденные животные); осел признается, что когда на него нагрузили салат, он съел листик; волк и лиса хотят убить его за подобное преступление; осел просит волка сперва посмотреть, что за письмо отец осла оставил ему на копыте; лягает волка, лиса сама прыгает в море, оба тонут; лодка с оливами досталась ослу]: Megas 1970, № 9: 10-11; болгары [во время бедствия (буря на море, голод) животные (медведь, волк, лиса, осел) решают съесть самого грешного, исповедываются; осел оказывается главным грешником (съел немного хозяйского сена; ел салат без соли)]: Даскалова-Перковска и др. 1994, № *20: 44; македонцы [волк, леса и осел поплыли по морю; началась буря; решили выбросить за борт того, у кого грехов больше; волк: сколько я съел лошадей, овец и волов! лиса: а я кур, уток и гусей; осел: однажды съел листик салата; волк и лиса: без уксуса? осел: без; его бросили за борт]: Mazon 1936, № 86: 311.

Кавказ – Малая Азия. Курды [лиса верблюду и волку: будем каяться в грехах; волк и лиса говорят, кого они съели; верблюд: я только ел колючки; лиса и волк: ты будешь наказан; верблюд просит сперва вынуть гвоздь у него из копыта, лягает волка, тот ослеп, лиса убегает]: Джалиль и др. 1989, № 179: 488-489.

Туркестан. Казахи [волк, лиса, осел каятся в грехах; волк рассказывает, как съел свинью с поросятами, лиса – курицу с цыплятами, умиляются доброте друг друга; осел: я украл пучок соломы из попоны; за это преступление волк и лиса его убивают]: Бозинген 1984: 81-83.