Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M197F. Черная борода, седая голова, ATU 921C. .15.16.23.27.28.30.31.

В диалоге обыгрывается тот факт, что в молодости борода черная, а в старости – белая. Обычно человек объясняет, почему его голова поседела, а борода нет: борода на 20 лет моложе.

Южная Европа. Итальянцы (регион не указан; условно – север): Cirese, Serafini 1975, № 921C: 234.

Западная Европа. Немцы (Нижняя Саксония, Швейцария), голландцы , фризы : Uther 2004(1), № 921C: 548; (ср. французы (Вогезы) [трех девушек последовательно спрашивают: из двух ваших ртов, какой старше? первая: верхний – в нем уже есть зубы, а в нижнем пока нет; вторая: нижний – борода уже выросла, а у верхнего нет; третья: верхний – этой ночью этот младенец еще сосал]: Kryptadia 1898: 387).

Южная Азия. Панджабцы [жрец спросил одного из прихожан, кто старше: он или его борода; жрец: твоя борода изменилась, став из белой черной, а ты остался прежним; когда же ты станешь меняться, отвергнув зло и приняв добро?]: Swynnerton 1908, № 14: 156.

Балканы. Болгары [как в определении мотива]: Даскалова-Перковска и др. 1994, № 921C: 330.

Средняя Европа. Чехи : Uther 2004(1), № 921C: 548; (ср. русские (только казаки-некрасовцы) [«Почему голова седеет вперед бороды!» – задает царь вопрос синоду; правильный ответ дает крестьянин («На голове волосы появились на 20 лет раньше»)]: СУС 1979, № 921E**: 233).

Иран – Средняя Азия. Пуштуны [как в определении мотива]: Лебедев 1958: 152-153.

Балтоскандия. Латыши [Почему волосы белее бороды]: Арийс, Медне 1977, № 921C: 332; литовцы [умный старик; «Почему твоя голова седая, а борода черная? – Потому что борода на 20 лет моложе]: Balys 1936, № *921C: 98; финны , датчане : Uther 2004(1), № 921C: 548.