Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M56A. Секрет крокодила. .47.52.58.59.

Слабый персонаж бьет крокодила, но тот невредим. Говорит, что был бы убит, если б удар попал в определенное место. В следующий раз тот же персонаж бьет по этому месту и убивает крокодила.

Юго-Восток США. Обычно вождь обещает удовлетворить просьбу Кролика, если тот принесет ему шкуру Крокодила; Кролик вызывает из воды Крокодила, бьет его, Крокодил убегает в воду; отрицая, что это был он, Кролик вызывает крокодила повторно; убивает ударом поперек бедер. Натчез [вождь животных всем дал их пищу: Белке желуди, Еноту, Опоссуму, Лисе хурму, птицам виноград, и т.д.; Кролик стал ждать под сикоморой, но падая, плоды разбивались; он стал просить у вождя другой еды; вождь обещал дать, если Кролик доставит ему, что ему нужно; Кролик говорит Крокодилу, что его вызывает вождь, по пути ударил, Крокодил убежал; Кролик убил олененка, напялил его шкуру, позвал Крокодила от имени Олененка; по пути Крокодил говорит, что если бы его ударили по спине, он бы умер; Кролик убивает Крокодила, приносит вождю шкуру; вождь велит Кролику воровать фасоль, посылает собак его гонять]: Swanton 1929, № 31: 255-256 (=1913, № 4: 197-198); туника [(два варианта); Бог велит Кролику принести змею; тот говорит Змее, что хочет ее измерить, привязывает к палке, приносит; принести зуб крокодила; Кролик приглашает Крокодила на танцы, бьет по зубам, когда тот открывает рот, приносит зуб Богу]: Haas 1950, № 14: 101-107; крики : Swanton 1929, № 64: 58-59; хичити [у Крокодила уязвим также затылок]: Swanton 1929, № 26: 104-105; семинолы [люди соглашаются дать Кролику жену, если он убьет Крокодила; Кролик дружит с Крокодилом, гуляет с ним, бьет палкой по спине, Крокодил убегает; Кролик превращается в Белку; Крокодил говорит, что у него уязвимы голова и зад; мнимая Белка бьет его палкой по этим местам, убивает; люди просят убить гремучую змею; Кролик убивает ее у ее норы палкой; люди просят срубить толстое дерево; Кролик видит, как Дятел долбит со всех сторон ствол; когда ствол становится тонким, Кролик валит дерево единым ударом; получает жену; ему советуют расчесать ей волосы на пробор, ударить топором точно по пробору, будет две жены; Кролик промахивается, девушка гибнет; Кролик убегает в лес]: Greenlee 1945: 144.

Мезоамерика. Тотонаки [Кролик жалуется Богу, почему он такой маленький, а другие звери большие; Бог обещает сделать его большим, если он принесет слезы Крокодила и слезы Слона; тот говорит Крокодилу, что умер его дедушка, Крокодил плачет, Кролик собирает слезы в приготовленный сосудик, говорит, что эти слезы - лекарство; то же со Слоном; увидев принесенные слезы, Бог решает оставить Кролика маленьким; если он будет большим, то уничтожит всех животных; вытягивает Кролику уши]: Levy 1997: 294-311; чух [как на Юго-востоке США; Бог обещает сделать Кролика царем зверей; Кролик играет в мяч у реки; Крокодил выходит поиграть с ним; Кролик бьет его палкой; Крокодил говорит, что удар по хвосту был бы смертелен; Кролик выманивает другого крокодила, убивает ударом по хвосту]: Kunst 1915, № 1: 353; чоль [Кролик просит бабушку дать ему сандалии; та велит принести ей за это зубы Крокодила и Ягуара; Кролик обещает Крокодилу научить его читать и считать; бьет, когда тот выходит на берег; Крокодил спасается назад в воду; Кролик узнает, что душа Крокодила в его хвосте; снова выманивает его прежним способом, убивает; говорит Ягуару, что приближается буря; тот просит его привязать, чтобы не унесло; Кролик убивает Ягуара; приносит бабке зубы, получает сандалии]: García 1988: 58-59; акатеки [Кролик одолжил свою «шляпу» (рога) Оленю, тот не отдал; Король обещает Кролику, что тот получит рога, если принесет шкуры определенных животных; Кролик отвлекает внимание животных, играя на гитаре, затем убивает их; когда приносит Королю шкуры, тот не отдает рога, а вытягивает Кролику уши]: Peñalosa 1996, № 6: 31; канхобаль [Олень попросил Кролика одолжить ему рога, не отдал; тот пожаловался царю; царь обещал сделать Кролика высоким, чтобы рога лучше ему подходили; для этого тот должен принести 15 нош шкур; Кролик стал играть на гитаре для Змей; спрашивает Змею, где ее чувствительное место, чтобы не задеть; та отвечает, что на конце хвоста; Кролик убивает Змей, приносит царю; то же с Крокодилом; Обезьянам и Коати предлагает залезть в мешки взвесить, кто тяжелее; всех убивает, на Броненосце привозит шкуры царю; тот говорит, что если Кролик будет большим, он станет и вовсе опасен; вытягивает ему уши]: Peñalosa 1995b: 99-105; чоль , чух , мам , мопан , покомам , кекчи , цельталь , цоциль , тохолабаль , цутухиль , юкатек [Бог или царь обещает Кролику сделать его большим, если он принесет шкуры животных; Кролик обманом убивает животных, приносит шкуры, но ему лишь вытягивают уши]: Peñalosa 1996, № 74E: 53-54; чорти [Katata умер; его 5 сыновей Gavites не знают, кто их родители; младший, Kumix, купался в реке; у него был порез на ноге, рыбы подплыли на запах крови; а его старшие братья собрались его убить; приготовили яд из коры и вылили в реку; К. и рыбы умерли; рыб братья съели, а К. ожил, ибо был богом; лежал на берегу и плакал; плач услышала Sisimite (K’ech’uj); подобрала К. и стала воспитывать с намерением потом съесть; К. подрос, стал охотиться для Кечух; удивляется, почему принесенного мяса всегда не хватает; птичка спросила: это твой отец? К. попросил рассказать; птичка: твои родители на небе, а великан {муж Кучух} тебе не отец; потом К. увидел, как Кечух точит зубы съесть его; положил вместо себя в гамак пест; Кечух лишь сломала зубы; она вскрикнула и сказала, что лишь хотела его поцеловать; К. сжег ее в доме или (по другим версиям) посреди участка; она превратилась в большой белый камень; К. собрал пепел от ее сожженных волос и велел жабе выбросить его в море; К. ищет способ подняться на небо; ястреб не смог поднять; черный стервятник сильнее, но тоже не смог; К. их проклял, велев отныне есть падаль; стал маленьким и забрался в гитару на шее колибри; тот принес его в дом его матери; К. велел колибри питаться сладким нектаром; К. застал мать в хижине голой и босой; кукуруза в амбаре закончилась, все культурные растения и домашние животные погибли; К. сдела матери одежду из маленького полотенца, окурил копалом амбары, все наполнилось; она говорит, что К. похож на своего отца; он спрашивает, где вещи отца: меч, барабан, флейта, кольцо, одежда (и, по одной версии, ружье); мать: все похитили «дяди», hombres malos (это разные животные); в лесу К. отобрал барабан у обезьян; (те пережили потоп, а когда Бог спросил, как им это удалось, они ответили, что, благодаря им, а не Богу; он дал им хвосты и превратил в обезьян); броненосца К. бил, пока он не вернул надетых на него одежд отца К.; полосы на шкуре броненосца остались (по одной версии, от 7 ударов молнии); крокодил забрал меч отца К., положил себе в рот; К. выманил крокодила на берег бананами; вместе с кроликом стал бить его по голове – безрезультатно; кролик выведал, что уязвимое место крокодила в основании хвоста; крокодил отдал меч и теперь К. вызывает им дождь; кольцо отца великан нацепил себе на зуб; крыса стала щекотать нос спящего великана и тот вычихнул кольцо; теперь К. может победить убийцу отца – Бронзового Царя; его плоть и одежда из бронзы, 7 слоев; К. осыпал БЦ гнилым деревом, муравьи собрались, БЦ сбросил покровы, чтобы сбросить муравьев; после этого К. убил его молнией (т.е. своим мечом; муч и есть молния); К. решил вырастить урожай; стал бить в барабан (гром) и махать мечом (молния), вызвав ливень; К. узнал, что его братья возводят гору, чтобы забраться на небо к матери; если бы они это сделали, с неба спустились огромные орлы и уничтожили бы людей на земле; мать хотела, чтобы К. уговорил братьев; стала спускать его на веревке, дав с собой тростинку, наполненную ее молоком как доказательство, что К. послан ею; веревка оборвалась; К. упал; стал уговаривать братьев; в это время люди ходили, надев на себя деревянные клетки как защиту от орлов; братья: мы уже не можем сами срыть гору; К. велел им зарыться головой вперед и не смотреть; но они стали подсматривать и, когда К. взорвал гору грозой, стали жабами; их (жаб и четырех братьев) называют «жрецами, что вызывают дождь»; им (братьям) велено находиться стоя по 4 углам («дверям») мира; их также называют «Слепыми ангелами» (ослепли, когда К. разбил молнией гору)]: Hull 2009: 134-139 (=Braakhuis, Hull 2014: 452-454); чорти [Кролик попросил Создателя сделать его большим; тот велел принести шкуры оленя, змеи и водяной игуаны; у реки Кролик стал играть с кусками бумаги; Игуана вышла играть с ним, он ударил ее палкой по голове, она прыгнула назад в воду; на следующий день Кролик заговорил с Игуаной (притворившись, что он – не тот, что был вчера?), узнал, что смертелен для нее удар по хвосту; Игуана стал играть, Кролик ее убил палкой по хвосту, принес шкуру Создателю, но тот сделал большими лишь его уши]: Anónimo s.a.

Гвиана. Варрау [Кролик просит Бога сделать его большим; тот требует принести ему лапу ягуара и зуб крокодила; Кролик говорит Крокодилу, что того зовут старейшины (elders); ночью прячется у тропы, бьет Крокодила по спине палкой; утром Крокодил сообщает, что если бы то дерево упало ему на глаза, он бы умер; в следующий раз Кролик убивает Крокодила; говорит Ягуару, что приближается буря; тот просит его привязать, чтобы не унесло; Бог отказывается выполнить просьбу Кролика, лишь вытягивает ему уши, т.к. он слишком большой обманщик]: Wilbert 1970, № 182: 408-410; таулипан [человек предлагает Кайману заночевать на берегу реки; бьет его суком, делает вид, что сучья падают на обоих; Кайман говорит, что если бы удар пришелся ему по носу, а не по спине, он бы умер; в следующий раз человек бьет его по носу и убивает]: Koch-Grünberg 1924, № 49: 145.