Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M57d4. Мороз-даритель. .28.29.31.32.34.

Человек получает награду от персонажа, который ассоциируется с морозом.

Украинцы (Полтавская), русские (Вологодская, Воронежская), терские казаки, поляки, словаки(?), латыши, литовцы, карелы, чуваши, мордва, прибайкальские(?) буряты.

Средняя Европа. Украинцы : Петников 1956 [мороз побил мужику просо, он идет Мороза искать; неузнанный Мороз дарит торбу, которая дает любую еду; богатый сосед выменивает ее на 6 ульев и плуг, но ничего не дает; мужик снова идет к Морозу, получает серебряную торбу; выменивает ее у богача на прежнюю; богач собирает гостей, из торбы выскакивают черти, всех мучают; гости выбили окна, убежали]: 202-203; Самсонова 1914 (Полтавская) [Бедная вдова не может прокормить детей, идет просить милостыню. Белый старик в черных ботинках спрашивает ее: «А що, бабо, мороз?», она отвечает, «Бог його помнож». Морозу понравилась искренность старухи, он не замораживает ее, дает с собой добра, она богатеет, строит новую избу, опекает нищих. Соседка выпытывает, как удалось ей разбогатеть. Отправляется на то же место, на вопрос мороза отвечает «дiдько його не возьме». Старик замораживает ее]: 317-318; русские : Афанасьев 1958(1), № 95 (Вологодская) [старшую дочь старика Марфу, падчерицу, старуха изводит работой, своих двоих балует; велит отвезти М. к сосне, выдать за Морозко; у сосны М. отвечает Морозко, что ей тепло, тот укутывает ее шубами, дает короб с подарками; утром старик привозит живую М.; старуха велит отвезти своих дочерей; те грубят Морозко, говорят, что им холодно, замерзают; старик привозит мертвых; старуха бранится, но мирится с падчерицей, выдает ее замуж], 96 (Курская) [старуха велит мужу отвезти падчерицу на мороз; Мороз дает ей шубу за умные речи, сундук приданого; собака гавкает, что старикову дочь везут в злате, в серебре, а старухину женихи не берут; старуха велит отвезти родную дочь, та замерзает; собачка гавкает, что старикову дочь женихи возьмут, а старухиной косточки везут; старуха плачет]: 140-143, 143-144; Барышникова 2007, № 38 (Воронежская) [Мачеха не любит свою падчерицу Наташу (угодливую девочку, которую все хвалят), приказывает мужу отвезти ее в лес, тот выполняет. Девочка расчищает землю от снега, сидит под дубом. Ночью к Наташе приходит Мороз-Красный Нос, спрашивает, холодно ли ей. Она говорит, что тепло, и что Мороза господь принес. Приходят Мороз Синий Нос и Мороз Седой Нос. Со всеми девочка почтительна, отвечает то же. Старший, Седой Мороз оставляет девочке пальто, шаль, калоши и сундук добра, девочка одевается. Мачеха печет блины на поминки падчерицы, заставляет собаку Наташи лаять о том, что ее везут мертвой и дает блин, но собака лает о том, что девочку везут живой и награжденной. Мачеха заставляет мужа отвезти на то же место собственную дочь Машу. Ночью девочка непочтительно разговаривает с Морозом, говорит, что его «черт принес», тот бьет ее в лоб, она замерзает в снегу. Мачеха снова печет блины, снова переучивает собаку. Мачеха видит замерзшую дочь, корит себя]: 162-165; поляки [много записей по всей Польше; бедняк (или двое братьев) решает отправиться к Богу, либо к черту, к Св. Петру, к ветру, который унес муку, к морозу; тот дарит столик-самобранку; осла (курицу, барана), из которого сыплются деньги и т.п., а в заключение дубинку или предмет, из которого выскакивают воины; два первых предмета подменяет кочмарь (сосед и т.п.), но вынужден их отдать, когда дубинка (воины) начинают его бить]: Krzyżanowski 1962, № 563: 184-185; словаки [бедный дровосек Марей заблудился, пришел к 12 месяцам; хвалит каждого; от старшего {явно зимнего месяца} получает сумку с неистощимой едой; жена М. уговорила продать ее пану; М. снова пришел к месяцам, те дали сумку, которая бьет кого надо; пану пришлось вернуть первую сумку]: Gašparíková 1993, № 291: 212-213.

Кавказ – Малая Азия. Терские казаки [богатый брат живет в городе, ему во всем везет; бедный – в деревне, невезуч; жена советует сходить к богатому брату; тот напустил на него слуг; встречный мужик дал мешок гречихи и помог вспазать пашню; но утренний заморозок сгубил гречиху; бедняк пришел к Морозу; тот отругал сына за шалость, простил, дал бедняку короб, в нем еда по желанию; богатый уговорил продать ему короб, а полученные деньги у бедняка скоро кончились; теперь Мороз дал короб с плетьми; бедняк выменял его у брата на прежний, сказав, что в новом еще и вино подают; богач созвал гостей, все бежали побитыми; бедняк хорошо зажил]: Баранов 1899, № 4: 211-221.

Балтоскандия. Латыши : Арийс, Медне 1977, № 563 [ Волшебные стол, конь и дубинка . Ветер развеивает у парня муку (также: мороз вымораживает горох), он идет жаловаться, получает столик, который сам накрывается (также: парень получает дары за работу). Возвращаясь домой, парень ночует у хозяина (богатого брата), который подменивает волшебный столик обыкновенным, и парень снова отправляется к ветру жаловаться. Ветер дает ему коня, рассыпающего деньги, и дубинку в мешке, которая избивает вора. Парень получает обратно стол и коня], 564 [ Волшебная сума . Ветер развеивает у человека муку (мороз вымораживает горох, ячмень), и он отправляется в путь, чтобы найти и проучить ветер. Ветер дает ему суму (туес, бочку), добывающую еду. Барин отнимает суму у человека (ведьма подменяет). Человек опять идет к ветру и получает от него другую суму, из которой выпрыгивают вояки и избивают похитителя. Человек получает назад первую суму]: 302; литовцы [чтобы не заботиться о теще, зять оставил ее зимой в поле; подошел человек, спросил, холодно ли; та ответила, что пускай морозит, теперь его время; Морозу понравилось, он дал ей теплую и красивую одежду; узнав об этом, брат того человека, оставшийся жить с матерью, отвез ее в поле; она ответила: чтоб он подох, мороз; тот ее заморозил]: Кербелите 2014, № 112: 278-279; карелы [мороз заморозил рожь бедного брата, а поле богатого не тронул; бедный пришел к Морозу, тот дал ему рваный кошель, в котором любая еда; богатый брат уговорил продать кошель ему; бедный снова пришел в Морозу, получил красивый кошель; из него выскочили мужики, стали бить человека, он насилу загнал их назад; богатый купил и этот кошель, созвал гостей; мужики всех побили железными палками, (богач вернул старый кошель)]: Онегина 2010, № 38: 351-353.

Волга – Пермь. Чуваши [=Эйзин 1993: 78-79; старший брат богат, младший Иван беден; посеял горох, Мороз побил его градом; тот схватил его в лесу за бороду, Мороз дал старую сумку; дома из нее сыплются яства; старший брат уговорил поменять сумку на две скирды хлеба; Мороз снова побил горох градом, да в уплату золотую сумку; из нее выскакивают 12 драчливых солдат; И. поменялся с братом сумками, солдаты побили брата и его гостей, затем судей в суде, судьи оставили И. в покое]: Марченко 1993: 325-326; мордва (мокша) [старики посеяли горох, а мороз его побил; старик пошел к Морозу жаловаться; тот дал красный мешочек: надо тряхнуть и сказать «Давайте еду»; старик попробовал: только птичьего молока не хватает; накормили всю деревню, а потом старик продал мешочек богатому мужику за воз хлеба; когда хлеб съели, старик снова пошел к Морозу; тот дал платочек: махни и крикни «Выходите и бегите!»; старик пошел домой, попробовал, выскочили два молодца и избили его; дал старухе; молодцы забили ее до смерти, а затем убили и старика]: Маскаев 1966: 229-230.

Южная Сибирь – Монголия. Буряты (место не указано, записал А.И. Шадаев; впервые напечатано в сборнике «Меткая стрела», Иркутск, 1952; прибайкальские?) [мороз побил урожай бедняка, не тронув богача; бедняк приходит к ледяному дворцу, ест вволю, говорит, что снесет Морозу голову; тот дает суму, у которой можно попросить любые вещи; спьяну бедняк продал суму богачу; снова приходит к Морозу, тот дает суму с меднолицыми молодцами; богач ее покупает, зовет гостей, молодцы начинают всех бить, гости разбежались, хозяин выронил суму, бежал из дому]: Дугаров 1990: 213-215.