Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M74ab. Лиса в лодке. .35.-.37.

Плывя в лодке, сидя на нартах или на спине того, кто согласился ее нести, персонаж (всегда лиса) тайком поедает припасы, портит имущество и в соответствии со своими действиями дает названия различным урочищам. Спутникам лисы названия кажутся странными.

Манси, восточные ханты, ненцы, (южные селькупы, кеты), долганы, илимпийские эвенки (ингаригдовские), ербогаченские эвенки, байкальские эвенки, эвены, негидальцы, орочи.

Западная Сибирь. Манси : Лукина 1990, № 194 [Лис видит, как старик лодку делает, рядом мальчик; Лис советует положить мальчика под лодку, старик топором разрубил мальчика; люди сажают Лиса в лодку, т.к. тот знает землю; тот находит связку осетровых жабр, съедает; говорит, что плес называется Связка осетровых жабр; дальше Связка калачей, Полбуханки хлеба; пристали к берегу, Лис убежал в лес, превратился в мальчишку; старик принес его домой старухе; ночью мальчик стучит в окно, говорит, что его зовут ребенка крестить, сам съедает в амбаре жир в горлышке кринки; говорит, что ребенка назвали Горлышком; затем Серединкой, Донышком; мальчик предлагает лечь со стариком на печку, на ком жир выступит, тот и съел; мальчик обтер себя трухой, вымазал жиром старика; и живет теперь Лис счастливо и благополучно]: 501-502; Ромбандеева 2005, № 15 (д. Ломбовож) [трое братьев решают ехать свататься в землю Тункысь; сватом взяли с собой Сороку; Лис его хулит, берется сам показать дорогу в землю Т.; объясняет названия плесов: «Вскрытый берестяной кузов с яствами», «Распечатанный берестяной кузов с жиром», «Опусташенный берестяной кузов из-под жира»; просит пристать к отмели, а то у него высохнут когти; убегает, сказав, что про землю Т. и не слышал; братья; братья завязли в прибрежном иле, Сорока выклевал им глаза], 16 (д. Хошлог) [примерно как в (15)]: 179-187, 187-191; восточные ханты (р. Васюган) [лиса притворилась мертвой, мужики бросили ее в лодку; она отвечает, что плес зовется Голодный остров; омут – Мы тут раньше луки топили; перегрызла тетивы луков; новый плес – К голодному плесу-бору прибыли; ее выбросили из лодки]: Кулемзин, Лукина 1978, № 70: 49 (=Лукина 1990, № 94: 251); ненцы : Старцев 1930 (тундровые?) [лиса схватила ворона за крыло; тот велел ей съесть его целиком и предложил пойти на гору; там сказал лисе, чтобы она открыла рот и ждала, когда он залетит; лиса открыла рот, ворон сделал круг, налетел на лису и ударил ее клювом; лиса свалилась в реку; увидела остяков, плывущих в лодке; остяки сказали, что едут воевать; лиса села к ним, а когда остяки уснули, повернула лодку в обратную сторону; нашла в берестовых кузовах пищу, стала есть; один остяк поднял голову и спросил, какая река; лиса: «Берестовый кузов!»; остяк заснул, лиса подкралась к стрелам и разгрызла все места у железных и костяных вставок, все концы стрел; другой остяк спросил, какая река; лиса: «Стрела!»; остяк заснул, лиса подкралась к лукам и перегрызла их по середине; третий остяк спросил, какая река; лиса: «Река Лук»; поздно ночью лодка приплыла к чумам; лиса разбудила людей; каждый взял свой лук и стрелы; напали на спящих людей; те проснулись, началась битва; спавшие в чумах победили, затем узнали в убитых своих родственников; один из приплывших выжил, побежал к лисе с топором; та велела ему поднять топор повыше, чтобы она поставила голову на его колено; остяк разрубил свою ногу; лиса убежала; другие остяки хотели стрелять, но все луки и стрелы были непригодны]: 30-31; Терещенко 1949 [в лодке приплывают заморские воины; лиса предлагает взять ее – знает местность; пока они спят, лиса перегрызла стрелу; отвечает, что они проезжают устье реки стрел; перегрызла тетивы: устье реки тетивы; устье концов луков; лиса выскакивает на берег, луки воинов бесполезны]: 131-132; (ср. таймырские ненцы [лиса просит взять ее в лодку: будет толмачем для торговли с русскими; делает вид, что захворала; торговцы причалили, заснули; лиса отвязала лодку, уплыла с товарами; много наторговала, но ее заподозрили в краже, заперли; отдали имущество хозяевам, с лисы сняли шкуру]: Ненянг 1997: 134-136; южные селькупы (зап. И.Н. Гемуевым, 1980, р. Кеть) [семь братьев-татар едут в лодке вниз по реке; спрашивают глухаря, умеет ли тот говорить (по-остяцки); тот отвечает, что клюет песок; значит, не умеет; спрашивают лису; она тявкает, братья решают, что лиса умеет говорить, взяли с собой; она перегрызла тетевы луков, сало «на себя навздевала»; сказала, что хочет на берег, унесла сало, прибежала к старику: хвост с салом отруби мне; старик: на чем? лиса: у дочери твоей на голове; имя дочери Тяреня; лиса выдернула хвост, старик отсек голову дочери; старик ставил самострелы, однажды убил лису, снял шкуру, тушку отдал собаке; поет в ее животе: старикова собака меня высрала, я уже разлдожилась; собака так и сделал; собачий кал поет; вороны, сороки, склюйте меня; они склевали, у них желудки расстроились]: Бауло, Тучкова 2016, № 1; кеты : Алексеенко 2001, № 144 (=Дульзон 1965, № 31: 105-107) [мышка нашла клейницу; люди: зачем тебе? мышка: для лодки; люди: какой речки устье? мышка: клейной речки; далее так же нашла иголку (иголочной речки устье), половину огилки (иголочного ушка речки устье; наперсток; люди: зачем тебе? мышка: будет шапкой от дождя], 145 (зап. Алексеенко, 1960, оз. Налимье) [Лиса советует Глухарю спать на земле; тот отвечает, что идет человек с собакой; лиса сразу же убежала; предлагает людям взять ее в лодку, прыгать на берег там, где скажет; перепрыгивает трясину, люди вязнут, она объедает им лица; находит в лодке сухой клей, грызет, говорит Медведю, что достала со дна, советует снять шкуру и нырять; грызет шкуру; убегает через заросли, голый Медведь ободрался, умер; Лиса ест жир]: 156-157, 257-259).

Восточная Сибирь. Долганы : Попов 1937 [Лиса убеждает птицу Мышелова, что олени и стойбище – чужие; тот убивает оленя из собственного стада, убивает жену и детей; позже видит, что Лиса своих детей не убивала, лишь прикусывала им уши; Мышелов заманивает Лису на тонкий лед; та проваливается, попадает к рыбьей матери, обещает вылечить, сказавшись шаманом, велит поставить ей палку, чтобы затем выбраться наверх на лед; говорит, что больная будет кричать; съела рыбу и убежала; садится на нарты к женщине, съедает суму с мясом, отвечает, что местность называется Полсумы, Донышко; Медведь хочет ее съесть, она обещает разжиреть, выспавшись; оба ложатся на край горы; ночью Лиса ложится с другой стороны Медведя, просит подвинуться, тот падает; говорит человеку, что ест свой пенис; тот отрубает свой, умирает; Лиса приходит к двум его женам, прячет лицо; в темноте, те пытаются рубить Лису топором, но разрубают живот беременной женщины; говорит Волку, что достает жир, опустив хвост в прорубь; волчий хвост примерзает, оторван; другие Волки говорят, что приходила Лиса, сломавшая зуб об острый олений желудок; много Лис сидит у костра; Волк вымазал зад в золе, стал смешно танцевать; все расхохотались, одна закрывала рот, Волк ее растерзал]: 28-33; Эргис 1967б, № 15 [В старину звери и птицы умели разговаривать. Однажды лисица попала в огонь и стала гореть. Дойдя до кончика хвоста, огонь погас. Летом на ней отросла шерсть, подобная пламени огня. Раньше до этого лисица была серая. Лисица подружилась с мышеловом, вместе стали охотиться. Она обманом застав­ляет мышелова убить своего оленя и свою семью. Мышелов решил отомстить. Летом идут на охоту, подходят к широкой реке. Мы­шелов перелетает, лиса бежит за ним и проваливается в воду. Она обманывает рыб, обещая вылечить их мать, но съедает ее, а сама взбирается наверх по палке, которую поставили рыбы. Лиса встречает женщину и просит подвезти ее до чума. По дороге она начинает есть мясо, которое везет в суме женщина. «Как называется эта местность?» — спрашивает женщина. Лиса отвечает: «Обшивки». Едут дальше. «Как называется эта местность?» — «Полсумы». Едут еще дальше. «Какая это местность?» — Донышко!» — отвечает лиса и, съев все мясо, выпрыгивает из санок. Лиса встречает медведя, сталкивает с обрыва, поедает его мясо, а жир привязы­вает к хвосту. Встречается с человеком, обманывает его, он умирает. Встречается с волком. Заставляет его опустить хвост в прорубь, чтобы набралось на нем много жира. Волк оторвал хвост и решил отомстить лисе. Волк смешит лисиц и по обломанному зубу узнает обманщицу. Тогда он накинулся на лису и разорвал ее]: 364; илимпийские эвенки (ингаригдовские) [Лиса садится в лодку к трем женщинам, обещает назвать реки, горы, мимо которых они проплывают; потихоньку съедая мясо, называет реки «Вязки» (верхние завязки от сумки, в которой мясо), Уздовая, Вшивая; велела пристать, побежала, люди за ней, она на дерево, его подожгли, лиса просит огонь, «Хоть с рукав оставь»; он оставил, теперь у лисы хвост длиной с рукав]: Василевич 1936, № 7: 12-13; ербогаченские эвенки [Лиса садится в лодку к двум женщинам, обещает назвать урочища в устьях рек, мимо которых они проплывают; потихоньку съедая мясо, называет реки Верхняя, Средняя, Нижняя; велела пристать, побежала, люди за ней, она на дерево, его подожгли, лиса просит, «Хоть с рукавицу оставьте»]: Василевич 1936, № 5: 11-12; западные (? «тунгусские») эвенки [Лиса предлагает Кукше разбойничать; пока та спит на дне лодки, приводит ее назад к чуму Кукши, тот убивает свою родня, кукша стала маленькой и красной от стыда; Лиса предлагает женщинам поплыть туда, где много рыбы, с собой надо взять муки; делает вид, что спит, ест муку, велит женщинам будить ее, если буду проезжать устья рек; говорит их названия: Не начинала, Убавила маленько, Все равно, Половина, На дне осталось, Кончила; убежала, с тех пор эвенкийские женщины не любят лисиц]: Воскобойников, Меновщиков 1951: 172-175; западные эвенки (Подкаменная Тунгуска) [мужья ушли на промысел, велели женам через пять дней привезти продукты на речку; жены забыли, куда надо плыть, лиса сказала, что знает; потихоньку ест саранку; сообщает названия речек, мимо которых они плывут: Немножка, Половинка, Всейка; просит вынустить ее, убегает; лиса залезла на ель, женщины ее подожгли, с тех пор шерсть лисы пожелтела]: Суворов 1956: 56-57; байкальские эвенки (север Забайкалья) [лиса говорит медведю, что больна, тот соглашается ее понести, велит держаться за сумку; спрашивает, какая это речка; лиса: развязывающая; затем: дообручная; пустая; предлагает заночевать; обещает принести дров, а сама убежала; медведь набрал в штаны гнилушек, навстречу лиса; он не знает, это та или другая; велит собрать всех лис, он научит ловить мышей; стал смешно шаманить, гнилушки посыпались из штанов, лисы захохотали, но одна прикрывает лапами рот, т.к. беззубая; медведь догадался, о какое мясо она обломала зубы; бил до крови, с тех пор лисы рыжие]: Пинегина 2019: 30-31; байкальские эвенки (Бурятия) [лиса предлагает женщинам показать им речку, где много рыбы; велит взять с собой в лодку запас муки, без нее рыба не ловится; делает вид, что дремлет, просит будить, когда будут проезжать устья речек, она скажет, как они называются; лиса ест муку; сперва отвечает, что речка называется Не начинала, затем Убавила маленько, Все равно, Половина, На дне осталось, Кончила; велит причаливать, убегает, якобы у нее болит живот; поэтому женщины не любят лисиц; однажды загнали на дерево, та просит его не поджигать; прыгнула через огонь, с тех пор стала красной]: Воскобойников 1958: 43-45; эвены : Большакова, Чайко 2015 [лиса предлагает старику пасти его оленей; перед перекочевкой старик велит жене лису накормить, а сам идет за оленями; там лишь набитые ягелем шкуры; старики сами потащили нарту с рыбой по льду реки; лиса вызвалась помочь, делает вид, что подвернула ногу, ее положили на нарту, она потихоньку ест рыбу; говорит, что ущелье называется Половинка; следующее – Конец; старики пришли на место – ни лисы, ни рыбы, лишь сломанный лисий зуб; старик велит старухе сшить ему штаны и созвать всех зверей попрощаться, будто он умирает; в штанах дырки, внутри труха, старик; старик стал прыгать, посыпалась труха, все смеются, а одна лиса прикрывает рот; старуха схватила лису за хвост; та велит держать ее за кончик хвоста, а то солнце спрячет; лиса вырвалась, лишь клок шерсти остался, с тех пор кончик хвоста лисы белый]: 41-45; Новикова 1987: 4-5 [соболь говорит женщинам, что поможет им приехать к своим амбарам, пусть только мяса в дорогу возьмут побольше; в лодке делает вид, что засыпает, тайком ест мясо; женщины спрашивают, как называются речки, мимо устья которых они проплывают; соболь: Начальная, Половинка, Конечная; когда доел, просит пристать, забрался на лиственницу; женщины стали рубить дерево, пилить кожемялкой; соболь: топор – сломайся, кожемялка – сломайся; они сломались; женщины подожгли лиственницу, соболь просит огонь его пощадить; тот пощадил, но сделал соболя маленьким, раньше он был с человека], 17-21 [у зайчихи 10 зайчат; лиса каждый день требует отдать одного детеныша; зайчиха жалуется орлу; тот советует попросить лису сперва пободаться с деревом; она бодается, ее рога их травы сломались; лиса спрашивает, кто научил зайчиху так ответить; узнав, что орел, хватает его спящего; орел сломал лисе ногу, забросил на остров; она плачет, налим спрашивает, в чем дело; лиса просит, чтобы все налимы выплыли на поверхность, она их сосчитает; считая, она перешла по их спинам на берег; просит старика подвезти ее в нарте; тот спрашивает, как называются реки; Начальная; Средняя; Конечная; лиса взяла топор, пошла за дровами; топор бросила, убежала; мешок с продуктами оказался пуст, в нем два лисьих зуба; старик созвал птиц и четвероногих, набил в штаны гнилушек и мха, зажег, через отверстия пошел дым, все засмеялись, старик узнал беззубую лису, стал ее бить; она попросила не бить, обещала привести ему в жены дочь Каганкана; вошла в юрту К., велела отдать дочь, иначе сделает так, что К. не сможет спать и ходить; привела девушку старику в жены; нанялась пасти оленей старика; когда старик пришел посмотреть, от оленей одни кости; старик кричит жене, чтобы ловила лису за хвост; лиса объясняет, что он просит привязать ей к хвосту кусок жира; медведь говорит, что боится рябчиков, лиса – что самострела; медведь пошел впереди, стрела попала ему в живот; лиса вызвалась лечить, вытащила кишки, медведь умер; однажды сама попалась на самострел].

Амур - Сахалин. Негидальцы [Лиса предлагает человеку помочь тащить нарту с рыбой; притворяется, что сломала ногу; просит положить ее у мешков с рыбой; отвечает, что проехали речки Начальную, Среднюю, Конечную; хромая, идет в тайгу за дровами, бросает топор, нагадив на него; в мешке человек находит обломанный лисий зуб; кладет в штаны мелких птиц и зверушек; шаманит в доме лисиц, птицы и звери выпархивают и выпрыгивают; все смеются; одна Лиса прикрывает рот; просит охотника пощадить ее, обещает привести ему жену; старик пьет воду из проруби, Лиса пригибает его голову к воде; отпускает за обещание отдать дочь; приводит ее человеку]: Хасанова, Певнов 2003, № 64: 129-131; орочи [лиса садится к людям в лодку, незаметно съедает жир; определяет название ручья по имени «Начало», «Середина» и «Пустота»]: Аврорин, Лебедева 1966: 129-131.