Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

N21. Тесто-богатырь. .29.32.-.34.36.

Герой-богатырь сделан из теста (носит имя «Тесто»).

Ногайцы, турки, чуваши, башкиры, казанские татары, мари, казахи, киргизы, уйгуры, сибирские татары, буряты, центральные(?) центральные(?) якуты.

Кавказ – Малая Азия. Ногайцы [женщина раскатала тесто (камыр), накрыла скатертью, а когда сняла, там оказался мальчик Камыр-батыр; он вырос, взял у отца коня, отправился странствовать; встречает, берет в спутники нескольких дау, каждый говорит, что не он удивителен, а К.; один вырывает деревья, другой подбрасывает скалы, третий выпивает море; они поставили шалаш, по очереди готовят; всадник ростом в пядь, борода в 40 пядей все съедает, связывает своим волосом повара; когда очередь К., он привязал карлика между деревьями; тот вырвал их с корнем, след привел к колодцу, К. спустился на шелковой веревке; там три дочери карлика, одна подала К. сильной воды, он убил карлика, отправил девушек наверх, его спутники бросили веревку; К. пришел к старику; тот учит сесть на белого барана, но К. случайно сел на черного, тот сбросил его еще ниже; внизу старик советует убить аздага, который съедает птенцов птицы Каракус, та вынесет на землю; К. убил аздага, птенцы его спрятали; поднялся ветер (от крыльев птицы-матери), с неба посыпалось ледяное крошево (ее слезы); птица велит приготовить мяса и воды на 9 месяцев пути; последний кусок К. отрезал от бедра; птица его проглотила и выплюнула здоровым; К. казнил вероломных спутников, забрал девушек]: Капаев 2012: 209-218; турки [мотив известен]: Бараг 1988: 418.

Волга – Пермь. Чуваши: Григорьев 1971 [старуха лепит из теста сына, это Чуста-патар («тесто-богатырь»); он идет путешествовать; из дуба и осокоря освобождает Юман-патара и Тар-патара; карлик с огромной бородой каждый раз поедает еду, бьет повара; Ч. привязывает его бородой к дереву, тот срывается; Ч. спускается в подземелье, Ю. и Т. развязывают цепь; в медном дворце девушка учит подменить кадки с живой и мертвой водой, трехглавый змей побежден; в серебряном – 6, в золотом 9-главый; змей держит воду, Ч. убивает его; прячет орлят под травой, трехглавый змей не находит их, улетает; орлица выносит Ч. на землю; когда кончается мясо, Ч. дает ей свою плоть, орлица лечит его; он убивает Ю. и Т., женится]: 78-89; Эйзин 1993 [у стариков нет детей; ворожея советует слепить ребенка из теста; тот ожил, быстро вырос, это Чуста-батыр («чуста» – «тесто»); он пошел странствовать, слышит голос из дуба, затем из осокоря с просьбой освободить; Ч. разбил деревья, вышли Юман-батыр («дуб») и Тар-батыр («осокорь»); все трое остановились в каком-то доме, по очереди готовят; старичок с локоток с саженной бородой бьет повара, съедает быка; когда остается Ч., он привязал старичка бородой к дереву; тот оборвал бороду и сбежал; трое спутников пришли к другому дому, там заблудившаяся царевна; пришли к дыре в подземелье; Ч. стал спускаться, спутники развязали цепь; в подземном царстве медный дворец, девушка велит поменять кадки с сильной и слабой водой, Ч. убил трехглавого змея; то же в серебряном (шестиглавый) и золотом дворцах (девятиглавый змей); Ч. пришел в деревню, где змей не пускает к воде; Ч. убил змея, просит людей помочь выбраться; те советуют идти к дереву, на котором орлица; Ч. спрятал орлят, закрыв гнездо дерном, прилетевший змей не нашел его; орлица велит заготовить воды и мяса; последний кусок Ч. отрезал от своей ноги; орлица его отрыгнула и приложила назад; Ю. и Т. все еще ссорятся из-за девушки; Ч. их убил и женился на девушке]: 282-289; башкиры [рыбак поймал сияющую разноцветную рыбку; она велела накормить ее мясом сыновей, напоить кровью коней, косточки отдать собакам; старик удивился: у него нет сыновей; когда пришел домой, жена поднесла ему двух мальчиков: она вылепила их из теста и они ожили; когда мальчики съели рыбку, их головы покрылись такими же самоцветами, какими была покрыта сама рыбка; {позже сказано, что съевшие кости собаки родили щенков; про коней не говорится, но очевидно, что кобылы родили жеребят}; старший из братьев – Камар-батыр («тесто-богатырь»); велел отцу заказать для него чугунную палицу в 15 пудов; подбросил, подставил голову – палица разбилась; заказал более тяжелую – ею доволен; оставил брату стрелу: если из нее потечет кровь, с ним беда; приехал к старухе, та его накормила отравой, съела, голову повесила на стене; брат увидел кровь, отправился с собаками по следу К.; в избушке девушка, велит не есть того, что предложит старуха; брат К. победил старуху, заставил оживить К., та собрала останки, полила водой, К. ожил, убил ведьму, оставил брату ее богатства и девушку, сам приехал в город, где дэв требует ежедневно по девушке; очередь царевны; К. убил дэва, голову положил под чугунный сарай, туловище бросил в море, уехал; придворный на карауле заставил царевну назвать его победителем змея; К. явился на свадебный пир в облике нищего; запел, сбросил рубище; обманщик не смог приподнять сарай достать голову, его казнили; К. женился на царевне и унаследовал трон]: Бараг 1988, № 15: 116-120; казанские татары [=Ярмухаметов 1957: 10-13; =Замалетдинов 2008а, № 43: 149-152; бездетные старик и старуха слепили из теста мальчика, он ожил, его назвали Камыр («тесто»); силен, калечит сверстников; просит отца заказать кузнецу железную дубину, уходит странствовать; встречает, берет в спутники 1) бегуна (ходит со связанными ногами), 2) зажимающего ноздри пальцами (если дунет, поднимется буря), 3) старика с шапкой на одном ухе (если наденет на голову, поднимется вьюга), 4) стрелка (целится в глаз мухе за 60 верст), 5) еще старика, насыпающего горы; К. сватает дочь хана, тот требует 1) обогнать скорохода (бегун заснул, но стрелок его разбудил стрелой, бегун победил); хан пытается сжечь К. с друзьями в бане (старик надел шапку, стало холодно); хан пускает на К. воинов, дующий их разогнал, старик насыпал над ними гору; К. получил жену]: Баширов, Ярмухаметов 1956: 5-11; мари [бездетные старик и старуха слепили сына из теста (нöнчык), он ожил, стал Нöнчык-патыр; ему велят собрать гостей, Н. просит мужей прийти без жен; его послали за женами, он просит их прийти без детей; послали за детьми, он грузит детей на воз, поддевая вилами; от него решают избавиться, посылают за овцами на дальнее поле; он пригоняет волков; медведей вместо лошадей; притащил девушку-чертовку; отец велит ему уходить; Н. просит кузнеца выковать гирю, подбрасывает под облака; та, что в 150 пудов, разбилась о его голову, в 200 пудов выдержала; Н. встретил, взял с собой Тумо-патыра («дуб») и Кüртньö-патыра («железо»); они по очереди готовят; старик-карлик с бородой бьет, объедает повара; Н. повесил его за бороду на березе; он сорвался, ушел; патыры дошли по кровавому следу до камня, под ним яма; Т., К, боятся спуститься, Н. спустился, там три девушки, говорят, что отец вернулся без бороды, пошел в баню; Н. убил карлика, сжег в печке; отправил девушек наверх; когда сам поднимался, спутники обрезали ремень; Н. упал, войдя до пояса в землю; схватил за хвост волка, тот его вытащил; старушка жалуется, что змей закрыл воду, дает за девушек, очередь царевны; Н. убил змея; птица Арслан-кайык вынесла его на землю; там Т. хочет жениться на девушке из-под земли; та узнала свой перстень, данный Н.; Н. предлагает пускать стрелы вверх; стрелы Т. и К. их пронзили, стрела Н. вошла в масло; он стал жить с женой]: Тудоровская, Эман 1945: 39-49; мари [{текст литературно обработан, местами сильно искажен}; бездетная старуха лепит сына из теста, он оживает, становится Ненчык-патыр (Богатырь из теста); соседи жалуются, что он калечит в играх других детей; он идет странствовать; побеждает, берет в спутники Кюртне-патыр (Железный богатырь), Пюнче-патыр (Сосновый богатырь); они по очереди готовят; каждый раз карлик с длинной бородой бьет, объедает повара; НП сам наматывает его бороду на сосну; тот срывается, уходит в дыру в земле; там у трехглавого Аждаха трое похищенных девушек; трое богатырей спускаются следом; НП бросает карлика в озеро, он превращается в смерч; Аждаха собирается съесть орлиных птенцов, трое богатырей сражаются с ними, почти погибают; птенцы просят мать помочь, ибо богатыри попытались спасти их от Аждаха; Аждаха убит, орлица выносит всех на землю]: Акцорин 1984: 23-55.

Туркестан. Казахи: Турсунов 1983 [Тобыктай на три месяца уезжает; если жена не родит за это время ребенка, он возьмет другую; она лепит из теста фигурку мальчика, тот оживает, его имя Нанберген (нан - "хлеб"); Т. собирает всех женщин, чье яблоко возьмет Н., та его мать; он берет из рук матери; вырастает богатырем; едет в горы Шурканды, где живут Темир-батыр и Су-батыр ("железо", "вода"); они назвали его Нан-батыр; друзья по очереди готовят; старичок ростом в пядь, с бородой с семь пядей бьет, объедает повара; Н. привязал его за бороду к березе; тот вырвал ее с корнем, ушел в трещину в земле; Н. спустился на аркане, изрубил бородатых человечков, освободил пленников и девушку; ее подняли первой, обрезали аркан, Н. упал, лекарь его вылечил; он вышел на землю, убил Т. и С., взял освобожденную девушку в жены]: 93-98; Coyaud 2012, № 94 (Синьцзян) [Тобыкбей на три месяца уезжает; если жена не родит за это время ребенка, он возьмет другую; она лепит из теста фигурку мальчика, тот оживает, его имя Нанбатыр (нан - "хлеб"); Т. собирает всех женщин, чье яблоко возьмет Н., та его мать; он берет из рук матери; вырастает богатырем; узнает, что в горах Шурканды живут Тимур-батыр и Су-батыр ("железо", "вода"), приходит к ним; они вместе охотятся, по очереди готовят; врывается худой старичок с длинной седой бородой, побеждает повара, все съедает; когда остается Н., он защемил бороду карлика в тополе; тот вырвал тополь, ушел; друзья прискакали к отверстию в земле; Н. спущен на веревке, внизу десяток таких же карликов пьянствуют, Н. их убил, взломал железную дверь, освободил сотни пленников, приготовленных карликами для еды; пошел дальше, убил того первого карлика, освободив девушку; спутники ее вытащили и бросили веревку; Н. увидел, как искалеченный муравей выздоровел, сделал то же {не сказано, съели ли муравей какую-то траву или выпил воды}; Н. выбрался на землю; узнал от пастуха, что Т. и С. не кормят похищенную девушку, хотят сделать ее женой; Н. отрубил Т. и С. головы, привел девушку в дом родителей]: 241-247; киргизы [бездетная старуха замесила тесто, просит Бога превратить тесто в ребенка; тесто превратилось в мальчика Тесто-великана; он силен, уходит странствовать; встречает, берет в спутники Тоолтона (силач), Суусулпана (ладонью остановит реку), Айалпана (ударив камнем о камень, может убить сразу всех зверей в горах); они по очереди готовят; приходит старуха с железным носом, просит углей, съедает мясо, бьет повара; когда очередь Тесто-великана, он сам бьет ее железным посохом, старуха скрылась в пещере, он за ней, там три похищенных дочери хана, он убивает старуху, возвращается к спутникам, предлагает, чтобы каждый взял по девушке; спутники хотят его убить и забрать всех трех, но Тесто-великан прогоняет их; приводит девушек к хану, получает трон, женится]: Леденёв 1987: 113-115; уйгуры [мотив известен]: Бараг 1988: 418.

Южная Сибирь - Монголия. Сибирские татары (ялуторовские, Тюменская обл.) [бездетные супруги молят аллаха послать им сына; старик велит слепить сына из теста, тот оживает, он Камыр-батыр; вырастает, больно хватает за руки других мальчиков, отец велит ему идти странствовать; он встречает, побеждает, берет в спутники Темир-батыра, Бакыр-батыра ("железный богатырь", "медный богатырь"); они поселились в доме в лесу, по очереди готовят; бородатый карлик приходит, все съедает; когда остается К., он хватает того, привязывает за бороду к дереву; карлик оборвал бороду, ушел в нору; побратимы нашли там трех похищенных карликом красавиц и драгоценности, каждый взял по жене, карлика больше не видели]: Томилов 1995: 153-155; буряты [мотив известен]: Бараг 1988: 418.

Восточная Сибирь. Центральные(?) якуты (место записи не указано, собрание И. Дедюкина) [на окраине большого города живут старик со старухой; старуха находит в тесте мальчика, называет Тесто-Богатырем; он встречает силача, которому царь велел вырывать пни, равнять овраги и горы; второго, которому велено наказывать людей розгами; богатыри по очереди готовят еду; старик с бородой в сто пядей, ростом в одну пядь съедает сваренное мясо у Наказания и Горы; Тесто его сам привязывает к столбу за бороду; тот срывается, уходит в провал в ущелье; Тесто спускается по веревке; умирающий бородач отдает ему двух дочерей; побратимы поднимают их наверх; когда поднимают Тесто, веревка обрывается; Тесто встречает пятерых удальцов (стрелок из лука, бегун, имеющий чуткий нюх, тонкий слух, выпивающий море); они идут сватать дочь Червя-царя; бегун ее обгоняет, засыпает, стрелок царапает ему стрелой нос; царь пытается сжечь их в чугунном амбаре, выпивающий море заливает его водой; они убивают Червя, Тесто женится на его дочери]: Сивцев, Ерофеев 1990: 122-127; Эргис 1967б, № 194 (сводное резюме двух текстов, места записи не указаны; центральные?) [Старик находит ребёнка, сделанного из теста. Тот вырос и стал могучим богатырём. Его отправляют в другое место. В дороге к Тесто-богатырю присоединяются богатыри Хайа и Наказ. Все они поселяются в пустом городе. Из нижнего мира появляется маленький старик с длинной бородой и вступает в бой с богатырями. Тесто-богатырь преследует его, спускается в нижний мир, забирает дочерей старика, а его самого оставляет в живых. Товарищи Тесто-богатыря вытаскивают девушек наверх, его же оставляют в ниж­нем мире. Тесто-богатырь присоединяется к богатырям (бегуну, слухачу, стрелку и способ­ному выпить море). Они отправляются свататься к дочери царя насекомых. Спа­саются благодаря богатырю, способному выпить любое количество воды. Убивают царя насекомых, Тесто-богатырь женится на его дочери]: 210.