Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика





О проекте
О семинаре
Конференции
Участники
Публикации
Персональные страницы
  И.Г. Матюшина
  Е.М. Мелетинский
  С.Ю. Неклюдов
  Е.С. Новик
  А.А. Панченко
  И.А. Разумова
  О.Б. Христофорова
Библиографии
Учебные курсы
Интернет-ресурсы по фольклору
Гранты
Библиотека фольклориста
Указатели
Поиск по сайту
New!
Книги:

Б. Малиновский
Научная теория культуры

Н.К. Козлова
Восточнославянские былички о змее и змеях. Мифический любовник. Указатель сюжетов и тексты Online!

В.С. Кузнецова
Дуалистические легенды о сотворении мира в восточнославянской фольклорной традиции Online!

Легенды Новой Франции: из собрания Жан-Клода Дюпона Online!

И.Ф. Амроян
Типология цепевидных структур Online!

И.В. Силантьев
Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике Online!

О.Б. Христофорова
Логика толкований Online!

А.В. Юдин
Ономастикон русских заговоров Online!

И. Утехин
Очерки коммунального быта





Руководитель проекта:
С.Ю. Неклюдов
Администратор:
А.С. Архипова
Дизайн и HTML-верстка:
А.В. Козьмин

Сайт создан в рамках проекта Московского общественного научного фонда "Виртуальные мастерские в общественных науках"

с 25.02.2001 по 25.05.2001 данный проект поддерживался Советом по международным исследованиям и обменам (АЙРЕКС) из средств, предоставленных Корпорацией Карнеги - Нью-Йорк.
Rambler's Top100
Rambler's Top100


<< На главную страницу

М.М. Красиков

Интернет как парта (Студенческая эпиграфика в сети)

Студенты, несомненно, самая компьютеризированная на сегодняшний день часть молодежи. Жизнь в «сети» для большинства из них – столь же неотъемлемая грань бытия, как и жизнь реальная. Масса учебных и неучебных проблем разрешается простым прикосновением к клавишам. Локальная сеть, объединяющая обитателей общаги, – это не просто возможность безграничной коммуникации (комната на четверых, где стоят четыре «компа» и где люди время от времени общаются друг с другом не «вживую», а по «аське» – самое обычное явление даже в провинциальных городах), но и средство выживания, особенно в период «студенческого ада» – сессии. А форум – «палочка-выручалочка», «мозговой штурм», причем весьма оперативный, той или иной проблемы, осуществляемый «незримым сообществом?»

Естественно, что в Интернет не мог не перекочевать и богатейший студенческий фольклор. Справедливости ради надо сказать, что письменная фиксация и даже публикация его началась в России еще во второй половине ХІХ в. (записи песен). В советское время очень популярны были, особенно в девичьей среде, рукописные альбомы (куда заносились преимущественно песни, пожелания, паремии); студенческие анекдоты с нач. 1990-х годов успешно печатаются в популярных изданиях (газетах, журналах), издаются в сборниках, но до недавнего времени все-таки основным способом распространения студенческого фольклора являлась устная традиция.

Тем не менее сегодня Интернет в силу огромного числа пользователей для многих молодых людей стал главенствующим, а то и единственным источником получения информации, фольклорной в частности. Во «всемирной паутине» можно найти практически все жанры студенческого творчества: здесь и студенческие песни – как широко известные с середины ХХ в., так и имеющие привязку к конкретным вузам, специальностям и до конца понятные только в соответствующих кругах. Огромное место занимают в сети студенческие анекдоты (они же порой «закачиваются» в мобилки). И, разумеется, в Интернет просто не могли не попасть «прикольные стишки», которые имеют как устную традицию (они действительно передаются из уст в уста и из поколения в поколение), так и письменную (написанные или процарапанные на партах, стенах, перилах лестниц, туалетных бачках, лекторских кафедрах и порой на самых невероятных предметах практически во всех вузах и общежитиях, ежегодно закрашиваемые студентами же во время летних отработок, они возрождаются, как феникс, уже в первые сентябрьские дни, причем наиболее активно теми же руками, которые всего лишь неделю назад их так безжалостно уничтожали).

Самый известный сайт, специализирующийся на коллекционировании данного вида студенческих произведений, http://parta.km.ru, впечатляет богатством информации, весьма репрезентативен, и все-таки он не сравнится с самой заурядной студенческой партой (особенно находящейся в конце аудитории) по интерактивности и тематическому разнообразию текстов и рисунков. На сайт не попадают групповые «ники» (с соответствующей оценкой, например, ТМ-35 – the best), номера телефонов (свои, чужие, реальные, вымышленные – часто с недвусмысленными сексуальными предложениями, которые, впрочем, не стоит принимать за чистую монету), любовные признания (с непременными сердечками), оценки преподавателей (К. – пидар, сука, лошара… и т.п.), рисунки разной степени художественности, часто шаржированные, отклики на волнующие политические и спортивные события, фигурные изображения любимых музыкальных групп, имена кумиров, непременно сопровождаемые позитивными или негативными приписками последующих «сидельцев» (отстой!, yo! и т.п.), просто крики души изможденного грызением науки работяги – юного инвалида умственного труда (Домой, хочу домой!, Скучно!, Эх, пива бы щас! – вплоть до совсем апокалиптических: Перерыва не будет!!!, Пиздец!). Вот этой прелести живой жизни и сиюминутности на parte, конечно, не сыщешь. Но стишки и прочие рефлексии, составляющие любимый предмет цитирования в молодежной среде (пишут ведь на партах исключительно из просветительских побуждений – потому что нравится: пускай и другие «потащатся»!), делают виртуальную «парту» вполне приближенной к реальной.

Мы остановимся преимущественно на анализе названного выше сайта, хотя подобные тексты можно встретить и на многих других. Понятие «эпиграфика» трактуется в сети весьма произвольно. Например, после заглавия «Надписи на стенах» может идти свод «детских садистских стишков» про «маленького мальчика». Некоторые из них действительно могут встречаться на стенах и партах, но частотность появления таких граффити невелика.

Итак, какова же тематика студенческой эпиграфики в сети? Собственно, «профессиональная» тема здесь явно не является ведущей, чего не скажешь о надписях на настоящих партах. Впрочем, многие «классические» образцы здесь приведены (здесь и далее сохраняем грамматику и синтаксис оригинала), например:

Нарисована могила с надгробием. На табличке надпись: «Здесь… было зверски убито время!!!» (ДПИ, прислал(а): Клив http://superparta.ru/index.php?id=phil) или:

Если хочешь стать солдатом,

обругай декана матом.

(АГТУ, GWOZD, http://parta.km.ru/read/parta7.html)

Возьми меня море и е*ни об скалы –

как я зае*ался решать интегралы.

(АГТУ, GWOZD, http://parta.km.ru/read/parta7.html)

Пока я в лекции вникал,

Мой х?* свернулся в интеграл…

(http://ess.km.ru/pages/parta.htm)

Легче съехать жопой с терки,

Чем учиться на пятерки.

(http://parta.km.ru/read.parta7.html)

Аналогичный текст с вариантом: «Лучше съехать попой с терки…» прислал GWOZD (там же).

Если препод на пару не придет

Студент от радости умрет.

(http://ess.km.ru/pages/parta.htm)

В «колЛЕКЦИЮ» надписей попали и известные во множестве вариантов анафорические двустишия:

Лучше вскрыть на жопе вены,

Чем дождаться перемены.

***

Лучше спать на куче лома,

Чем с девчонкой с эконома.

***

Лучше спать на куче шлака,

Чем с девчонкой с МузПедФака.

***

Лучше съесть ведро навоза,

Чем учиться на ФизВоза.

(http://ess.km.ru/pages/parta.htm)

Среди приведенных текстов встречаются и традиционные дразнилки студентов разных специальностей, и замешанный на черно-юморном садомазохизме протест против учебы, и, конечно же, знаменитая студенческая эротика, выражаемая преимущественно обсценной лексикой, но, что примечательно, в Интернет-публикации идущая со звездочками, «собачками», процентами и прочими значками в середине крамольных слов. В сущности, именно эротика доминирует на данном сайте и, как правило, гиперэротичные тексты попадают в регулярно составляемые «горячие» двадцатки и десятки (top’ы) «самых-самых приколов».

Знаменательно, что многие из приведенных тут текстов фиксировались нами в разных вариантах в институтах Харькова, Киева, Донецка1, некоторые имеют аналоги в пермских записях К. Шумова в его известной публикации, посвященной студенческим эротическим граффити2, однако, есть и весьма оригинальные сочинения, вроде таких:

Как увижу я Маринку,

Сердце бьется об ширинку.

(АГТУ, GWOZD, http://parta.km.ru/read/parta7.html)

***

Без родительских оков

Познаю я мужиков.

Но души моей маразм

Не дает понять оргазм…

(СГАП, прислал(а): sable, http://superparta.ru/index.php?id=poem)

Встречаются среди данных текстов пародии на рекламные слоганы (столь любимые КВНщиками), например:

Чтобы х* стоял столбом,

Жуй жвачку Бом-Бибом.

Если он стоять не может,

Даже Сникерс не поможет…

(СГУ, там же)

Пародийными являются и стихотворения, начинающиеся узнаваемо-лирическими строчками (настраивающими на романтическо-элегический лад) и резко продолжающиеся крутой эротикой или намеренно сниженным прозаизмом. Например:

Ты ушла, любви не замечая,

Обманула, гадина, меня.

Так пусть тебя еб*т собака злая,

А не такое солнышко, как я!

(СГАП, прислал(а): sable, там же)

Очень близкий вариант был зафиксирован нами 7 лет назад от студентки Харьковского мединститута как одна из типичных надписей в ее вузе.

Приведем еще примеры:

Бывают дни, когда опустишь руки,

Нащупаешь головку и…

Привычными движеньями руки

Начнешь спасение от скуки.

(ЛИСИ, прислал: jaroslav, там же)

***

Ветер дует с юга,

И луна взошла.

Что же ты, подруга,

Ночью не пришла?

 

Не пришла ты ночью,

Не пришла ты днем.

Думаешь мы дрочим –

Нет, других еб*м.

(СГУТи КД, прислал: Диман, там же)

Данное восьмистишие весьма популярно среди харьковских студентов и нередко встречается на партах, в частности, в Политехническом институте. Как и такой текст:

Люблю я женщин в белом.

А впрочем какая разница?

Поставил ее раком к дереву

И в задницу, и в задницу.

(КубГТУ, прислал(а): Toper Harley, там же)

А вот пародия на известный шедевр Пушкина:

Я вас хотел,

Хочу еще быть может,

В душе моей угасло не совсем.

Но пусть оно вас больше не тревожит.

Вставайте раком,

Я присуну всем.

(КГТУ, прислал: Sergey, там же)

Пародируются иногда и «Вредные советы» Г. Остера:

Если хочешь много ласки,

Много секса и любви –

Сделай что-нибудь плохое,

Чтоб потом тебя еб*и.

(СГУ, там же)

Как пародию на «рабочую поэзию» 1920-х гг. можно воспринимать такое четверостишие:

Мне не надо на небе туч,

Ты одна у меня в этом мире.

Хочешь, я подарю тебе ключ

19х24

(БВВАУЛ, прислал(а): OBOZ, там же)

Пародией на «декадентскую» лирику начала ХХ ст. является следующее современное стихотворение:

Я жду давно,

Но до сих пор вас нет.

Я на диване время коротаю.

В одной руке держу я ваш портрет,

Другой рукой о вас одной мечтаю.

(надпись на парте, прислала: Несчастная, там же)

Замечателен текст (не встречавшийся нам вне сети), пародирующий на уровне ритмики и кумулятивного сюжета детскую классику («Робина-Бобина», стихи К. Чуковского и др.) и заканчивающийся псевдо-философским резюме:

Я узнал, что у меня

Есть огромная фигня!

Я шагаю с ней по свету

И люблю и ту и эту –

И Маринку, и Наташку,

И Марго и эту Машку,

Олю, Таню, Ксюшу, Любу,

Василису завтра буду…

И Оксану и Светлану,

И на Юлю строю планы,

И Лариску и Анжелу,

И Катюшу между делом;

Веронику, Аню, Женю,

Хоть она и в положеньи,

И Полину и Варвару,

И начальницу Тамару,

Бабу Клаву, бабу Зину

И Данилу и грузина

И свою собаку Глашку,

И кота и черепашку,

И тропинку и лесок,

В поле каждый колосок.

Все живое, неживое –

Это все мое родное!

Всех люблю на свете я –

Вот концепция моя!

(МАДИ, прислал(а): bkmz, там же)

Стихотворение «Я узнал, что у меня есть огромная семья…» современного автора, послужившее основой для остроумной переделки, очевидно, входящее в школьную программу, стало популярным после декламации его ребятенком в культовом фильме «Брат-2». Фразу «Я узнал, что у меня есть огромная семья…» в последние годы нередко можно встретить в журналистских заголовках.

Попадают, конечно, в эту коллекция и гарики (произведения Игоря Губермана), давно ставшие фольклорными, вроде знаменитого «В лесу раздавался топор дровосека…». Время от времени их выцарапывают и на студенческих партах.

Алкогольная тема в сетевой коллекции, как и в эпиграфике на партах, по популярности не уступает эротической. В сущности, почти все тексты на данную тему, приведенные на сайте, встречались нам в письменном виде вне сети, за исключением таких:

Дети в школу собирались,

Брились, брились, похмелялись…

(МГАПИ, прислал: Евгений, http://superparta.ru/index.php?id=drunk)

***

Поднимем бокалы и сдвинем их разом,

И выпьем за ум, заходящий за разум!

(МЭИ, там же)

***

Сколько водки не бери – выпьет все

Студент МАИ!

Московский Алкогольный институт имени Апохмелидзе

(МАИ, там же)

Весьма оригинальна переделка классики советской песни:

Мы рождены, чтоб пить и веселиться,

Чтоб жизнь прожить не хуже королей,

Чтоб 300 раз напиться и свалиться,

Поднявшись снова закричать – НАЛЕЙ.

(БВВАУЛ, прислал(а): OBOZ, там же)

Заметим, что песня «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» послужила основой и для «Гимна химиков» (его нет на сайте), лейтмотивом которого тоже является призыв к «неумеренному потреблению спиртных напитков».

Весьма замечателен в сетевой подборке такой апофеоз алкоголизма:

Блюю я в воду с парапета,

Смотрю на небо – солнце там.

В зубах дымится сигарета.

Привет! Мне хорошо, а вам?

(СГУТиКД, прислал Диман, там же)

Ну а «классикой жанра» являются следующие произведения. Например, известная переделка стихотворения А. Барто:

Даже если спирт замерзнет,

Все равно его не брошу.

Буду грызть его зубами,

Потому что он хороший!

(СГУ, там же)

Или такие тексты:

Водку холодную я обожаю,

Теплую водку просто люблю.

Но если водка работе мешает –

Брось ее на х… работу свою!

(СГУ, там же)

***

Водка холодная пьется отлично,

Водка согреет душу твою!

Но если водка мешает учиться –

Брось ее на х… учебу твою!

(СГУ, там же)

***

Все может быть,

Все может статься –

Машина может поломаться,

Девчонка может разлюбить,

Но чтоб студент наш бросил ПИТЬ!

Вот этого не может быть!

Мы ПИЛИ, ПЬЕМ И БУДЕМ ПИТЬ!!!

(РГППУ, прислал(а) :venom, там же)

Причина популярности «алкогольных» текстов – вовсе не поголовная «зависимость» студентов, а характерное для российской народной культуры (и для российской, и для европейской студенческой субкультуры тоже, разумеется) осмысление права на выпивку как права на свободу, нерегламентированное поведение. Симптоматично, что в Украине есть даже водка «Свобода. Оригінальна», рекламируемая так: «Глоток Свободы...» Акцентированные девиантность и пансексуализм, как и склонность к «черному юмору», стремление «смеяться, когда нельзя» (М.Цветаева) – непременные атрибуты фольклорного имиджа студента.

Конечно, в коллекции сетевой эпиграфики не могли не появиться столь популярные в студенческой среде тексты с капрологическими мотивами (хотя данные произведения сочиняются и бытуют не только среди студентов, как и ряд приведенных выше изречений). Вот пара образчиков:

«Человек – это фабрика по перепроизводству качественных продуктов питания в некачественные удобрения» (МЭСИ , прислал(а): MerryStudent, http://superparta.ru/index.php?id=phil)

***

Над седой равниной моря,

Над крутой вершиной скал

Гордо реял буревестник

И метал на скалы кал.

Глупый пингвин очень злится,

Что несбыточны мечты.

Он не может, хоть и птица,

Гордо какать с высоты.

(АГТУ, GWOZD, http://parta.km.ru.read/parta7.html)

Вот такая переделка «Песни о Буревестнике». Ничуть не менее жестоко «товарищи потомки» обошлись и с нежной лирикой другого русского классика:

В минуту жизни трудную,

Когда я сс@%ь хочу,

В обитель эту чудную

Я соколом лечу.

(http://ess.km.ru/pages/parta.htm)

На Интернет-парту попали и философские (или тяготеющие к таковым) афоризмы и остроты, нередко процарапываемые и на вполне реальных партах, например:

Жизнь – это болезнь, передающаяся

половым путем

со 100% летальным исходом.

(СГУ, http://superparta.ru/index.php?id=phil)

***

Самая любимая игра человечества –

В ящик.

Хоть раз, но сыграет каждый.

(СГУТиКД, прислала: Самая Лучшая, там же)

Тут же и творения О.Хайяма (в частности: «Ты лучше голодай…»), и знаменитое:

-Бог умер!

Ницше.

-Ницше умер!

Бог.

(ГУУ, там же)

Рефлексии по поводу писанины на партах также присылаются на сайт. Например, такая пародия на известный рекламный текст:

Надпись на парте: «Здесь могла быть ваша надпись»

(http://ess.km.ru/pages/parta.htm)

Или такое впечатляющее поэтическое произведение:

Дело дрянь, когда на ФАКе

Расплодилися писаки,

У которых полны сраки,

Но зато башка пуста.

Этим тварям ох*енным

Я заткнул бы здоровенным

Волосатым многочленом

Шаловливые уста!

(ПГУ, прислал:Yarick, http://superparta.ru/index.php?id=poem)

Обратим внимание на то, что в финале речь идет об «устах» - т.е. первичной признается все-таки – сознательно или бессознательно – устная традиция.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать: эпиграфические надписи, попадающие в Интернет, весьма репрезентативны и являются прекрасным материалом для исследования студенческой субкультуры, поскольку представляют собой своего рода хрестоматию (компендиум) студенческого фольклора, однако обыкновенная аудиторная парта, покрытая обыкновенными надписями и рисунками, не менее информативна и более обращена к локальным реалиям внутривузовской жизни, обобщающие же тексты (от пародийных виршиков до ироническо-философских изречений) распределяются даже в пределах одной группы крайне неравномерно: есть знатоки студенческого фольклора, но большинство хорошо помнит 10 – 15 текстов, хотя в пассивной памяти хранит их раза в 2 больше. Интернет представляет собой почти идеальный вариант коллективной памяти, общее хранилище, откуда молодой человек может почерпнуть неизвестный «прикольный стишок» и вернуть его в «естественную среду обитания» – написать на парте во время скучной лекции или рассказать на перемене друзьям (вариант – послать SMS-кой), что чаще всего и делается. Т.о. «интернет-парта» является лишь промежуточным звеном (и отнюдь не обязательным) в цепочке бытования студенческих граффити.

Примечания:

1.     Подробнее см.: Krasikov M. Ukrainian Student Subculture As Mirrored in Epigraphi//Етнічна історія народів Європи: Зб. наук. праць. Вип. 18. Київ, 2005. – С. 73-79.

2.     См. Шумов К.Э. «Эротические» студенческие граффити. На материалах студенческих аудиторий Пермского университета//Секс и эротика в русской традиционной культуре/Сост. А.Л. Топорков. – М., 1996.