Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

02. Магия, смех, песни

Корякские рассказы раскрывают многие черты эмоциональной жизни этого народа. В традиционной культуре  коряков  формы  проявления  эмоций достаточно строго регламентировались и определялись временем года или суток, конкретной ситуацией, а также полом и социальным статусом человека. Taк, во время семейной ссоры жене не полагалось размахивать руками и смотреть на мужа: считалось, что гневный взгляд женщины мог "распугать зверей" и лишить охотничьей способности не только мужа, но и

с.216.

несколько поколений потомков-мужчин. Существовали запреты, связанные со смехом и плачем. Запрещалось, например, плакать по умершему ночью, а также при проводах его на кладбище или на место сожжения: "неизвестно, чья рука тебе слезы вытрет". Бытует понятие "грешный смех", таковым считается смех на природе ("кочки и сопки могут подумать, что над ними смеются"), особенно смех в горах, смех, связанный с пищей и пр. Распространены поверья о том, как нарушения этих запретов влекли за собой несчастья: эпидемии, смерть и пр. Неограниченное проявление эмоций разрешалось на праздниках, а также при рассказывании и слушании сказок, забавных историй про Кутхиняку. На этих ритуальных церемониях (рассказывание сказок также являлось своеобразным ритуалом, включавшим театрализованные действия) многими гранями раскрывалась смеховая культура коряков. По воспоминаниям 45-летней жительницы пос. Лесная, ее всегда удивляло, что ее родители, рассказывая или слушая сказки, веселились,как дети, как просто и естественно они при этом говорили о вещах, которые у русских считаются непристойными. Традиции сказочной культуры сохраняются до сих пор.

Говоря об эмоциональной жизни коряков, нельзя не коснуться их музыкальной культуры. Еще С П. Крашенинников отметил, что коренные обитатели Камчатки имеют "к музыке великую склонность". Этот замечательный дар характеризует и современных коряков. Одним из способов духовного и эмоционального самовыражения являются у них песня и танец. Почти у каждого коряка есть своя личная песня, и даже, если ее нет, считается что она живет в человеке, и ей еще не пришло время родиться. О рождении песни так рассказала 44-летняя жительница

с.217.

с. Лесная: "Мама мне говорила раньше: "У каждого коряка своя песня есть. Она внутри, она у тебя появится". И я убедилась в этом: она появилась у меня, когда в моей жизни случилось несчастье и мне стало очень плохо. Я даже не заметила, как она во мне родилась, и вот она стала рваться-рваться из меня. Я целый день ходила и что-то мычала-мычала. И мама мне сказала: "Иди на Камарку (священную сопку - Е.Б.) и попробуй там спеть. Если эта песня тебе поможет, значит это твоя песня, ты с ней будешь жить. Ты ее будешь петь, когда тебе тяжело. Будешь петь одна. Иди туда". Так родилась моя песня. Когда у человека нет своей песни, он свою душу изливает в танце. Это тоже ко мне пришло недавно".

В рассказах коряков отражены их традиционные представления о человеческом теле, анатомии и физиологии человека. Сохранилось отношение к частям собственного тела как к одушевленым предметам: на них обижаются, сердятся. Показателен рассказ одного старика о том, как несколько раз его подводила левая рука. Собственную ногу некоторые используют для гадания. Глаза, пальцы, волосы, ногти у коряков (как и многих других народов) считаются орудиями магии. Так, считается, что мизинец и безымянный палец левой руки, сложенные вместе, предохраняют от колдовства, подобными оберегами служат кал и моча. Записано предание о том, как женщины научились кормить детей грудью, а также интереснейшая легенда о происхождении менструации. До настоящего времени у коряков сохраняются элементы культа менструации: "В землю и в огонь нельзя бросать ее, нельзя обиду ей делать, девушка бессмертная, она красавица. Если исчезнет, то не будет никогда людей". По сообщениям пожилых корячек, "когда навсегда уходит она от

с.218.

женщин", они совершают омовения менструальной кровью лица и всего тела "ради здоровья, ради семьи, чтобы семье здоровье оставить".

Таковы некоторые сюжеты корякских биографических рассказов, записанных мной в Корякском а.о. в 1995 году. Помимо приведенных в данном обзоре материалов, рассказы содержат информацию о взаимоотношениях между представителями разных поколений и полов в корякских семьях (в том числе семьях полигамных и национально неоднородных), о положении ребенка в семье (в этом плане особенно информативны рассказы самих детей), о преступности и насилии в корякских общинах, о праздничной культуре и пр. По материалам, собранных мной во время экспедиций на Камчатку в 1984, 1985, 1995 гг. планируется подготовить ряд статей, а также серию монографий, каждая из которых будет посвящена отдельной личности и анализу различных форм ее устного и письменного самовыражения.

Примечания

1 Батьянова Е.П.   Архаические элементы в этническом самосознании коряков // Ранние формы религии народов Сибири. Материалы III советско-французского симпозиума. СПб., 1992, С. 11-19.

с.219.