Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

ГЛОССАРИЙ

Азяvм(местн. рус.) — верхняя одежда распашного (халатообразного) покроя. Кеты называли азямом традиционную одежду из сукна — котлям (см.).

Айсб — женское имя. В сказке Айса и ее старшая сестра противопоставляются представителям мира не-людей — брату и сестре Вихря.

Албтей (алатай; кет.) — берестяная покрышка — тиска (см.) — остова чума
(см.). Существовали «передняя» алатей (ею закрывали верхнюю часть остова с противоположной входу стороны жилища), отмеченная сакральным отношением, и «задняя» (покрышка над входом), с которой связаны представления об отрицательном для человека начале.

Блинское — поселок на Енисее.

Бллэл, аллэл бам (кет. бам — «старуха») — антропоморфная деревянная фигурка высотой 15–30 см; покровитель и охранитель семьи, очага. Женский мифологический персонаж. Ее изображения изготовлялись из крени (см.) растущего кедра. Отличались непропорционально большой круглой головой. Голова и туловище оклеивались мехом росомахи, белки, колонка, медведя. Аллэлам шили и периодически меняли одежду и обувь, их угощали, одаривали бусами, низками цветного бисера, прося благополучия, помощи в родах, лечении женщин, детей и т.д. Фигурки использовались для гадания. Наследовались по мужской линии, не должны были попадать к чужеродцам. При плохом обращении могли отомстить, но и хозяйка могла наказать своих аллэлов за нерадивость.

Бльба — мифический герой-богатырь, создатель природного ландшафта в регионе проживания кетов: его борьбой с Хоседам (см.) объясняется возникновение Енисея ниже устья Подкаменной Тунгуски, Осиновских порогов, скал и островов в устье Енисея. Сам Альба превратился в каменистый кряж на правом берегу Енисея; предполагается, что он, как и другие мифологические и легендарные герои, оживет после очередного потопа.

Альдунь (кет.) — изогнутый наподобие сабли нож на железном головном уборе шамана (см. корона). Шаман использовал его в качестве боевого оружия,
а также разрубал им встречавшиеся во время путешествий в верхнем мире препятствия — облака, льды, горы и т.д.

Аргиvш(местн. рус.; кет. итанг) — обоз из оленьих упряжек при перекочевке семьи или семейной группы на зимнем охотничьем промысле. Итанг безоленных кетов составляли следующие друг за другом на лыжах люди, тянущие с помощью грудной лямки, часто вместе с собакой, груженые ручные нарты. Кетское итанг («аргиш») означало также само расстояние, которое проходила группа от одной стоянки (см. стойбище, стан) до другой.

Аргишиvть — отправляться в путь, перекочевывать с места на место.

Ариvны — енисейскоязычный народ, расселявшийся в XVIII в. в долине Енисея севернее Красноярского острога.

Ассбны — енисейскоязычные обитатели низовьев Ангары в XVII в.

Байкиvт — поселок на правом берегу Подкаменной Тунгуски, районный центр Эвенкийского автономного округа Красноярского края. К Байкитскому району относятся подкаменнотунгусские (суломайские) кеты.

Бакариv (местн. рус.; кет. сасынг-тэсинг) — зимняя обувь с союзкой (вставка, закрывающая переднюю и боковые части головки) и высокими (до паха —
у мужчин, до колен — у женщин) голенищами. Типична для оленеводческих культур, известна у ненцев, энцев, нганасан, оленных хантов, манси и др. У кетов камусная обувь вместе с глухой меховой одеждой (см. сокуй) вошла в быт с распространением среди части их транспортного оленеводства самодийского типа (с середины XVII в.). Характерно, что в фольклоре человек, обутый в бакари, распознается как чужак.

Баклбниха — поселок на правобережье Енисея в Туруханском районе Красноярского края, где с 1960-х годов проживают кеты, переселившиеся из прежнего своего центра — Пакулихи, располагавшегося в верховьях одноименной реки.

Бблнины см. Бальдины.

Ббльбины см. Бальдины.

Ббльдины — фамилия елогуйских кетов из рода Кэнтаан (см.).

Бальнб (Бальнэ) — легендарный национальный герой. Вместе с братьями — Белйгыном (см.) и Туигытом (Тугетом; см.) — борется с тунгусами. Черемуховая палица — знак героя, а само имя героя связано с названием черемухи (кет. бальн). В предании Бальна выступает не только как воин, наделенный незаурядной силой, но и как глава сообщества родственников, ревнитель традиций. Некоторые сюжеты рисуют Бальну «мудреным» человеком, способным оказывать магическое воздействие на животных, рыб и таким образом обеспечивать пищей своих людей. Жена Бальны в преданиях выступает как смелая помощница. Родиной Бальны считается р. Елогуй; местные кеты Бальдины (см.) считают его своим предком, гордятся этим родством.

Ббнгдэхып см. Бангрэхып.

Бангус (кет. банг — «земля») — особые специалисты (чаще — женщины), наиболее близким соответствием которым может быть рус. «колдун», «знахарь», «провидец». Сферой их действия считался земной мир, а помощниками — такие его обитатели, как крот, летучая мышь (в засушенном виде бангос давали их людям в качестве талисманов). Их действие в некоторых случаях (при лечении женских болезней, родах) признавалось более эффективным, нежели шаманское. Специального облачения и атрибутов бангос не имели.

Ббнгрэхып (Бaнгдэхып) — Сын земли, мифологический персонаж. Символ связи между нижним и верхним мирами. Покровитель шаманов и сам первый шаман. Известно о существовании мифологического цикла об этом персонаже, но зафиксированы только его фрагменты, а также несколько сказочных сюжетов
с этим героем. Иконография: антропоморфное изображение на наружной стороне обтяжки бубна [30, с. 177–178; 51, рис. 85, 88–90, 92].

Бангсйль (букв. «Земляной Олень») — фольклорно-мифологический персонаж, олень-важенка (см.). Ее образ принимает шаман, путешествующий в пределах среднего — земного — мира. Бангсель — название бубна (ездового животного) шаманов этой категории. В сказках мифологического характера Бангсель — Дочь неба (см. Есьтехунь) и жена Сына земли (см. Бангрэхып) — покидает его и в образе важенки возвращается к отцу — Есю (см.).

Ббнгусь — букв. «земляной чум», землянка (см).

Бебб см. бепь.

Белйген см. Белегин.

Белйгин (Белегын, Белеген) — младший брат легендарного Бальны (см.).

Белйгын см. Белегин.

Бельмб — искаженное название р. Вельмо, притока Подкаменной Тунгуски (см.).

Бепь (беба — зват. форма) — классификационный термин родства — мужья
и жены людей из класса бисеп, в который входят старшие сестры и братья говорящего.

Бесйм см. бэсем.

Бесяvмсм. бэсем.

Бильгйт — герой «военных» преданий, содержанием которых является месть сына за убитого юраками (ненцами) отца.

Бог — этому русскому слову обычно соответствует Есь (см.) — мифологический персонаж, верховное начало кетского пантеона, олицетворенное небо.

Бугдеденг (Бoгдэденг, Бoкдэденг) — букв. «люди огня»; название одной экзогамной (родовой) половины кетского общества; известна с XVII в. на реках Подкаменная Тунгуска и Бахта. Мифологический Каськет (см.) — человек этого рода.

Богдйй (Бoгдий) — см. Бодейгет.

Богдййгет (букв. «человек из рода богдей») — этноним, обозначающий принадлежность к экзогамной половине Богдеденг (см.).

Бугдэденг см. Богдеденг.

Букдэденг см. Богдеденг.

Большая ходьба (местн. рус.) — охотничий сезон, возникший с развитием товарного пушного промысла, начинался после зимнего солнцеворота и характеризовался кочевьем всей семьи.

Бубен (кет. хась) — один из главных шаманских атрибутов, материализованное выражение семантического образа шамана, а также степени его становления, связи с мирами, определенными духами-помощниками и покровителями. Как
и у ряда сибирских народов, у кетов бубен символизировал вселенную, а также ездовое животное шамана — оленя.

Булэм — женское имя; дочь старика Ириса (см.), ставшая женой кайгуся-медведя (см.).

Бунйевы — фамилия подкаменнотунгусских кетов, считавшихся выходцами
с р. Сым (см.). Уньгет (см.), женой которого становится лесной дух к
бйгусь (см.), — один из них.

Бэсйм (бесем, бесям) — кетское название распашной халатообразной одежды, матерчатый верх которой простеган вместе с подкладкой из заячьих шкур (кет. бэсь —  «заяц»). Носили ее преимущественно женщины, пожилые люди и дети. Длинные, запахивающиеся на левую сторону полы одежды закрывали ноги при сидении. Подкладкой бэсема могли служить сшитые в одно полотнище шкурки, снятые с беличьих голов.

Вбженка — уже телившаяся самка оленя, т.е. животное в возрасте не менее двух лет. Известна мифологическая важенка Бангсель (см.).

Варгбн (кет. пымыль) — язычковый музыкальный инструмент из дерева (березы) или кости. В фольклоре известен как инструмент героя (шамана, богатыря). Легендарный Бальна (см.) своей игрой привлекал рыб и животных, чтобы обеспечить людей пищей.

Вбрка (местн. рус.) — лакомое блюдо, крошево из вываренной в небольшом количестве воды жирной рыбы (осетровых, сиговых пород), смешанной с жиром. Продукт заготавливали впрок; могли добавлять толченую черемуху. Варка подавалась как угощение (например, на медвежьем празднике).

Век (местн. рус.) — идиома, употребляемая в значении «всегда», «постоянно», «долго».

Вельму — приток р. Подкаменная Тунгуска (см.).

Верещбгино — поселок на правом берегу Енисея в Туруханском районе Красноярского края.

Верх (кет. утэ) — при пространственных обозначениях по горизонтали — юг; местность в верхнем течении Енисея, его притоков и вообще за пределами Туруханского Севера (по представлениям кетов, Москва и Петербург находятся «вверху»). Мифологически — сторона положительного начала, жизни (ср. низ).

Верхне-Имббтское — крупный поселок на правом берегу Енисея в Туруханском районе Красноярского края. С начала XVII в. известен как центр инбатской группы кетов и одно из первых ясачных зимовий Мангазейского уезда.

Верховскиvе, верховскиvе люди(кет. утрэренг, yтэденг) — люди, проживающие вверху (см.), приехавшие оттуда.

Вйтка (местн. рус.; кет. дыльтий) — лодка-долбленка, изготовленная из целого ствола осины. Незаменима в труднопроходимых местах и на мелководье. Бытовали ветки на одного, двух человек, на человека с собакой. Упоминающиеся в преданиях ветки из бересты этнографической действительности кетов не известны; они были характерны для соседей кетов — эвенков, селькупов, хантов. См. облас.

Вешалб (местн. рус.) — хозяйственное сооружение (перекладины на стойках) на стойбище. К ним подвешивали лыжи, охотничье снаряжение, упряжь.

Вурогово — старинный русский поселок на левом берегу Енисея на юге Туруханского района Красноярского края; известен как центр проживания сымской группы кетов-югов (см.).

Гагбра (кет. бит) — водоплавающая птица из семейства нырковых. В мифологии — дух-помощник шамана. В образе (шкуре) гагары легендарный шаман Дог (см.) спустил на землю своего сына. В снятой чулком шкуре гагары кеты хранили оставшиеся в семье от шамана-предка металлические подвески с его костюма; их подвешивали к священному жертвенному дереву (см. коксь оксь) или к «передней» сакральной олатине (см.) внутри чума.

Голиvцы(местн. рус.; кет. локтак) — широкие лыжи без подволоки (камусной обтяжки), изготовленные из ели. Использовались осенью, по мелкому снегу, но особенно весной, когда на снегу появлялся наст, обдиравший подволоку.

Голиvчкисм. голицы.

Голумо (от эвенк. гулoмо) — углубленная в землю коническая постройка с земляным покрытием; жилище курейских кетов, функционально соответствующее землянке-бангусь (см.).

Гонять, гнать (местн. рус.) — идти по следу, преследовать добычу (в преданиях — врага).

Даг бго, дах) — мифическая птица огромных размеров с железными когтями, символ верхнего мира (см. архаический миф о разорителе гнезд — № 121). Типологический аналог — орел. В шаманской мифологии известна особая категория шаманов — даг. Сферой их действия был верхний, сакральный мир. К.Доннер упоминает железное изображение птицы даг среди шаманских атрибутов, а также то, что эта птица при необходимости могла закрыть собой солнце [89, с. 81].

Дбго см. даг.

Дандэкн — мужское имя; охотник, получивший в жены лесную женщину-кайгусь.

Дбром (местн. рус.) — идиома, употребляющаяся в кетской лексике в значении «как бы не так», «нет уж», «хватит», «пустяк», «ничего» и т.п.

Дах см. даг.

Делйсь — букв. «Кровавое небо (бог)»; мифологическое олицетворение заката.

Делйсьтехэнь — Дочь Делеся (см.); фольклорно-мифологический образ, связанный с мотивом кровопролития, войны.

Денг, дэнг (кет.) — люди, народ.

Диvкий(местн. рус.) — дикий олень.

Диvлтак — имя культурного героя, обеспечившего «очеловечение» людей после того, как они стали использовать огонь.

Дисл — человек, встретившийся с представителем лесного мира не-людей и наказанный за нарушение этики отношений с этим миром.

Дог (Дого бат, Дох) — легендарный шаман рода Кэнтаан, местом жительства которого признавался левый приток Енисея — Елогуй, исконная территория кетов этого рода. Известен цикл преданий о путешествиях Дога в верховья Енисея к Томам (см.), на север — к Хоседам (см.), о переходе его с сородичами на небо, борьбе там с громами, о сыне Дога, которого он, пытаясь спасти от огня, «пустил» на землю в виде гагары.

Дого бат (кет. бат — «старик») — Дог-старик; см. Дог.

Дуотам (дотодам, доотадам, дуотем) — женское злокозненное существо, живущее в тайге, в горах. Пугает людей своим криком. Способна погубить человека, но и он, если не испугается, может справиться с ней, победить хитростью, умом, смелостью. Еще в 1987 г. верещагинские жители показывали яму на старой аэродромной площадке, где, считалось, жила доотам. Она покинула свое обиталище, испугавшись геологических гусеничных вездеходов и другой техники. Знакомые с русским фольклором молодые исполнители называют ее «бабой-ягой», но иногда доотам употребляется как замена запретного для произнесения имени Хоседам (см.).

Доотам бам (кет. бам — «старуха») — доотам-старуха; см. доотам.

Доотэм бам см. доотам.

Дoотэт (дутэт) — мужское злокозненное существо, муж доотам (см.).

Дуотэт бат (кет. бат — «старик») — доотэт-старик; см. доотэт.

Дорога образовалась (открылась) — фольклорный образ, обычно означающий доступность персонажу какого-то иного, чем его собственный, мира.

Дуси (мн. ч.; рус. адапт. кет. досьн) — антропоморфные культовые фигуры. Березовые (реже — еловые) бревна или жерди длиной от 0,5 до 5 м, оканчивающиеся острой, грубо высеченной головой. Зарубками изображалось лицо
и семь пар косых ребер. Стояли на родовых священных местах — холай (см.). Число их увеличивалось при очередном ежегодном посещении места сородичами. Считались сыновьями одноименной хозяйки места — Холай (см.) и защитниками рода (семьи), которому принадлежало священное место. В отличие от круглоголовых культовых изображений из дерева (см. аллэл) одежда досям не полагалась (ср. «голые доси мерзнут» — [7, с. 104, 105]). Своей семантикой связаны с широким кругом «речных» символов.

Дотет см. доотэт.

Дoтот см. доотэт.

Дутэт см. доотэт.

Дох см. Дог.

Йккыт(кет.) — гром; считался живым существом женского начала, живущим
в южной части неба. Мифологический образ неопределенен — крылатое существо с копытами (иногда более четко — конь, лось); птица. Известен сюжет (№ 14) об упавшем с неба громе, съев который голодавшие мужчины и женщины забеременели; мужчины умерли, а женщины родили людей, которых стали называть еккаденг — «грома люди» или бокдэденг — «огня люди» (см.). Легендарный шаман Дог (см.) сражался с громами. Возможно, здесь прослеживается мотив межродовых противостояний, конфликтов.

Елйц — мелкая рыба частиковой породы. Массовый промысел этой рыбы загородкой — котцом (см.) имел существенное хозяйственное значение, так как позволял заготовить впрок рыбные продукты — жир, порсу (см.).

Елогэй — левый приток Енисея; с начала XVII в. известен как место расселения кетов-инбаков.

Ельцувый см. елец.

Йльчиксм. елец.

Енисейск — в начале XVII в. казачий форпост на Енисее; ныне город районного значения в Красноярском крае.

Енисййцы — арины, котты, ассаны, пумпоколы, юги (см.), носители родственных кетскому аринского, коттского, ассанского, пумпокольского, югского (сым-
ского) языков.

Ербтник см. еретик.

Ерйтик (ерaтник; местн. рус.) — злокозненный персонаж, насылающий порчу; иногда — покойник, бывший при жизни злым колдуном, знахарем и т.д.

Есь (кет.) — верховное начало кетского пантеона, бог (см.) и одновременно — обожествляемое небо. В окончательном формировании образа Еся-бога возможно влияние православной мифологии. Компонент есь — отличительный признак лексики, выражающей небесные природные явления или признававшиеся таковыми их олицетворения и персонификации (см. Делесь, Усесь).

Есьтехэнь — Дочь неба (бога), персонаж мифологического цикла.

Есьтехы:п — Сын неба (бога), персонаж мифологического цикла.

Запур (местн. рус.) — рыболовная ловушка, перегораживающая реку (см. котец).

Затылочная жена («походная», «ходовая» жена) шамана — дочь Хоседам (см.). Считалось, что она сопровождает и помогает шаману при его путешествиях
в земном мире, однако известны сюжеты, где она вместе с Хоседам строит козни своему мужу. Изображение ее в виде антропоморфной фигуры в женской одежде находилось в изголовье постели шамана (отсюда название «затылочная жена», «затылочный дух», кет. тыхытын кынсь).

Землянбя (кет. сирис) — злое женское лесное существо, являющееся людям
в одежде из медвежьей шкуры. Сюжеты с «земляной» выражают идею необходимости соблюдения поведенческих норм, принятых в коллективе людей.

Землянка (кет. бaнгусь; см.) — углубленное в землю каркасное стационарное жилище кетов. Каркас составляли наклонные бревна, опирающиеся на две пары центральных опорных стропил. Неглубокая прямоугольная яма имела раскоп со стороны входа. Покрытием служили плашки, еловые стволы, расколотые пополам бревна, засыпанные землей, дерном. Для отапливания жилища сооружался чувал (см.). В землянке кеты жили в холодное время года — с осени и до начала основного этапа охотничьего сезона — так называемой большой ходьбы (см.). Две-три землянки располагались, как правило, на берегу реки или озера. В землянке размещались одна или несколько родственных семей.

Земляныvе(звери, птицы и т.д.) — т.е. относящиеся к среднему (земному) миру.

И:дат(Ы:дат) — имя старика (упоминается только в названии текста, рассказанного З.Н.Дибиковой), дочь которого терпела побои от мужа и была отмщена братом Силеке (см.).

Илиvмка(местн. рус.; кет. асель) — большая лодка с крытой берестой частью, используемой для жилья. На илимках кетские семьи отправлялись осенью по притокам Енисея к местам охотничьего промысла. Передвигались бечевой или под парусом (весной, вниз по течению). На зиму илимки вытаскивали на берег.

И:льгет — герой «военных» преданий, содержанием которых является месть сына за отца врагу-соблазнителю и женщинам, предавшим мужа и отца (№ 113). Имя встречается и в общем значении — «человек земли, вселенной» (№ 38 ).

Иниvт (И:ньгет) — персонаж архаичного мифологического цикла о Каськете (см.). Известны иниты — семья (родовая группа?) Иньгета.

И:ньгет — возможно, «относящийся к инитам» (этимология не ясна); см. Иниvт.

И:рис — имя старика, дочь которого вышла замуж за лесного духа — медведя-кайгуся (см.).

Кбйгусь — мифологический персонаж, обеспечивающий промысловый успех. Хозяин (хозяйка) промысловых животных, законодатель охотничьей этики, обрядовых и поведенческих предписаний, регулирующих отношения людей
с объектами промыслового мира. Ипостаси: 1) женское существо, мать белок, соболей; выступает как в зооморфном, так и в антропоморфном обличье; 2) медведь (медведица), в распоряжении которого находятся звери. Брачная связь кайгуся с человеком — условие промыслового успеха. Изображением кайгуся служили шкурки редкой расцветки (белка-альбинос, пестрый соболь
и т.д.) или антропоморфная фигура, обтянутая такой шкуркой.

Кблбэсэм см. кэ;лбэсам.

Кблмесэм см. кэ;лбэсам.

Каменная сторона — высокий и каменистый правый берег Енисея.

Камлание в темном чуме(кет. унат, унат кусь) — особый вид шаманского ритуала. Действо, которое В.И.Анучин определил как «чистейший спиритический сеанс» [33, с. 31], осуществлялось для общения живых с умершими. Камлание происходило в темное время суток и года в специально сооруженном чуме или обычном, но тщательно закрытом от проникновения света жилище. Роль шамана сводилась к созыву и сбору ульвей (невидимый двойник, жизненная субстанция — «душа» человека). Присутствующие спрашивали их об обстоятельствах и причине смерти, о посмертном существовании. Те отвечали «голосом шамана» (или стуком в котел, в который, считалось, они собирались) и в свою очередь задавали вопросы о жизни родственников. Предполагалось, что шаман в это время находился в бессознательном состоянии («спал»). Во время сеансов в темном чуме рядовые люди могли общаться со своими духами-охранителями. Сакральное чувство камлания в темном чуме не вызывали, отношение к нему точнее всего выражает определение самих кетов — «игра» [28, с. 118–119]. Обряд этот известен у ряда сибирских аборигенов, в том числе у ближайших соседей кетов — селькупов.

Кбмус (местн. рус.; кет. сась) — шкура с ног копытных (оленя, лося) с гладким коротким ворсом. Использовался на лыжные подволоки (см.) и для шитья обуви. Высоко ценился в кетской среде, был предметом обмена и подарков.

Кaмыс см. камус.

Кас — река на левобережье Енисея.

Кбськет (сымск. Хбсингет) — фольклорно-мифологический персонаж, в том числе архаичного цикла о разорителе гнезда. Широкий круг внешних параллелей — америндейских, обско-угорских, самодийских, южносибирско-тюрк-
ских. Образец северносибирского трикстера [55; 83; 85]. Имеется этнографическая информация о к
бскетах — «песчаных людях», живших между Подкаменной Тунгуской и Ангарой, занимавшихся рыболовством, добычей косуль.

Кат — смычковый музыкальный инструмент.

Кйллог (рус. адапт. кет. къль елук — «кривой Елогуй») — левый приток Енисея
и поселок, где проживает группа елогуйских кетов.

Кеты (рус. адапт. кет. кет — «человек, мужчина»; мн. ч. дэнг) — этноним.

Кёгл — имя старухи с Подкаменной Тунгуски, сосватавшей невесту сыну на р. Елогуй и задумавшей погубить ее после его смерти.

Клейница — см. хиттын.

Кокн ульс (кет.; букв. «река соснового бора») — р. Келлог.

Кокура — нижняя часть ствола дерева с корневищем.

Коксь оксь — жертвенное дерево (чаще — кедр), ставившееся на священном месте и возле чума шамана. Символ шаманского чума и мирового дерева, соединяющего нижний и верхний миры; от него начинался подъем шамана в верхний мир.

Кулбасам см. кэлбэсам.

Кулмасам см. кэлбэсам.

Культуты — семь мальчиков, волшебным образом возродившихся в бездетной семье из семи глиняных чашек, помещенных в раскачиваемый котел (символ возрождения, пересотворения).

Кумель — прилегающая к корню часть дерева; нижний конец бревна.

Кунэнг — родовое подразделение кетов Кэнтаан (см.).

Копыvлсм. копылья.

Копыvлья(ед. ч. копыvл) — парные стояки, соединяющие в ручных нартах и оленьих санках полозья и поддерживающие настил.

Корона шаманская — головной убор из железа и меди в виде обода, соединенного одной-двумя перемычками. Являлся знаком доступности шаману верхнего мира. Детали на короне — ответвления рогов, фигуры птиц, изображения облаков — символизировали образ, принимаемый шаманом при перевоплощении, или среду, где осуществлялись его действия. Отогнутый наподобие сабли отросток спереди изображал оружие шамана (см. альдонь).

Косбч (местн. рус.) — мужская особь тетерева.

Кусес — кетское название р. Пакулиха, левого притока Енисея.

Котйц (местн. рус.) — рыболовная ловушка в виде загородки из тонких еловых жердочек, скрепленных кедровым корнем (см. запор), и собственно котца
с плетеной мордой (см). Использовались в период открытой воды и подледно. Важная роль летнего котцового лова, когда заготавливали рыбные продукты (порсу, юколу, рыбий жир) впрок, нашла отражение в народном календаре кетов («котцов месяц»). Одним котцом поочередно могли пользоваться несколько семей, составлявших население стойбища (иногда уже изготовленные продукты поровну делились между ними).

Котлбм — распашная одежда из цветного сукна, одинаковая по покрою в мужском и женском вариантах; носили с поясом, украшали цветными бейками. См. азяvм.

Котляvмсм. котлaм.

Котты — енисейскоязычный народ, обитатели правобережья Енисея в бассейне Ангары. М.А.Кастрен в середине XIX в. встретил пять последних коттов, помнивших свой язык.

Крень (местн. рус.) — часть ствола наклонно растущей ели, кедра, лиственницы, естественный изгиб которых удобен для изготовления полозьев нарт и санок, древка лука, других изогнутых деталей.

Крохбль — утка семейства нырковых.

Кулйма (местн. рус.) — ловушка давящего типа на мелких зверьков; у кетов по-
явилась под воздействием охотничьей культуры русских.

Куньт — имя человека, своей сексуальной силой напугавшего семь злокозненных доотэм бам (см.).

Кургбн (местн. рус.) — колдобина, яма с оставшейся от весеннего разлива водой.

Курййка — 1) правый приток Енисея на севере Туруханского района Красноярского края; в бассейне этой реки расселена самая северная — курейская группа кетов; 2) поселок на левом берегу Енисея напротив устья р. Курейка.

Курьяv (местн.) — старое русло реки, старица.

Кынч — сказочный богатырь остяков, военный предводитель, вождь. Кетское соответствие слову «вождь» — кын’с’ (кынсь, кыньс, кынч) употреблялось также в общем значении «дух» и «русский» [15, с. 50; 41, с. 60]. Использованием слова кынч в значении «вождь» могли выражаться неординарные качества вожака (предводителя) — предвидение, способность понимать магические знаки и т.д.

Кынь (кет.) — непереводимое слово, характерное восклицание злокозненной кэлбэсам (см.).

Кырыvн — имя отца девушки с Елогуя, отданной замуж на Подкаменную Тунгуску за сына старухи Кёгл (см.).

Кыт — кетское название лука (см.), употреблявшегося как охотничье и боевое оружие.

Кэvлбэсам (кaлбэсэм, кoлбасам, кaлмесэм, кoлмасам) — злокозненный женский персонаж. Частое русское соответствие при переводе — «чертовка», «лесная баба», «баба-яга». Ее отличительный признак — четырехпалость. Живет рядом (иногда вместе) с людьми, обманывает их, может погубить. Распространенный персонаж сюжетов, где ее антиподом является женщина хунь (см.). В.Н.Топо-
ров видит в этих сюжетах трансформацию архаических прототекстов (см. Усесь), а имя и мифологему Калмесэм считает енисейским заимствованием из древнеиранского источника (Ахура-Мазда) [83].

Кэнтбан (Кэньтан) — название второй экзогамной (родовой) половины кетского общества (ср. Богдеденг). Этноним известен с начала XVII в. для одной из групп кетов, живших на р. Елогуй (см.).

Кэтэv — фольклорное обращение к человеку рода Кэнтаан (см.).

Лббаз (местн. рус.) — хозяйственная постройка для хранения вещей и запасов продуктов. Лабазы сооружались на стойбищах и в тайге — на охотничьих угодьях. Имели различную форму и устройство — в виде открытого настила на столбах, свайного амбара с двускатной крышей и т.д. — в зависимости от срока и сезона использования.

Листвень — распространенное местное название лиственницы.

Лиvтисьсм. лиvтысь.

Лиvтысь (литись, лютысь) — лесной дух (аналогия русскому лешему); злокозненное существо, распространенный персонаж сказочных сюжетов и бытовых (преимущественно охотничьих) рассказов. Образ недостаточно индивидуализирован.

Лоб — шкура со лба оленя, лося. Особая прочность позволяла использовать ее
в качестве подошвы зимней обуви. В сказках на шкуре со лба катается дочь злой кэлбэсам (см.).

Лопатка (кет. хбтбул) — шаманский атрибут. Использовалась как орудие гадания и в качестве колотушки к бубну. Колотушка начинающего, камлающего еще без бубна шамана была из сырого (гнилого) дерева, в дальнейшем ему полагалась колотушка из кедра, обтянутая с тыльной стороны мехом. Наружная сторона колотушки разделялась на две различные по цвету части — красную (небо, верхний мир) и черную (земля, нижний мир). После смерти шамана наследовалась родственниками по мужской линии.

Лупать (местн. рус.) — одежда, мягкое имущество (сумки, подстилки из оленьей шкуры и т.д.).

Лук (кет. кыт) — орудие охоты, окончательно вытесненное огнестрельным оружием только в 1930-х годах. Кетский сложный лук (состоит из двух частей: верхней — березовой и нижней — из лиственничной крени) славился на Енисейском Севере, был предметом обмена с другими народами. В «военных» преданиях лук используется в качестве боевого оружия. Стрелы различались формой наконечников и материалом (железо, рог, дерево) в зависимости от назначения.

Люди белого света (кет. кыныренг), «чистые люди», «светлые люди» — определение «мира людей», противостоящего «не-людям». Часто выступает в значении «кетский народ», «кеты».

Люvтысьсм. лиvтысь.

Мадэйка — адаптированное русское название поселка на берегу озера Мундуйское (см.).

Малая ходьба (местн. рус.) — начальный этап охотничьего сезона (с осени до середины декабря), когда женщины, дети и нетрудоспособные оставались на стойбище в землянках (см.), а охотники осваивали ближайшие угодья, возвращаясь домой ежедневно или с одной-двумя ночевками в тайге (ср. большая ходьба). В народном календаре кетов этот период известен под названием табеинг (табанг — «лес»), которое переводится обычно как «пешая охота».

Маленькая ходьба см. малая ходьба.

Мангэтиха — верхнее и среднее течение левого притока Енисея — Сургутихи.

Мурда — плетенная из тальниковых прутьев рыболовная ловушка, использовалась как часть котца (см.) и самостоятельно.

Мудреный, мудрый — распространенное выражение: не рядовой, обладающий особыми качествами, непредсказуемый и др.

Мундэйское озеро — озеро за полярным кругом в бассейне р. Курейка, место расселения курейских кетов.

Налим — хищная рыба. Кеты добывали ее преимущественно котцом (см.) подледно осенью и в начале зимы (до образования очень толстого льда). Суще-
ствовали определенные предписания и запреты, связанные с культом налима. Мифологическая Хоседам (см.), спасаясь от Альбы (см.), превращается в налима. В быту прочная шкура налима использовалась для изготовления непромокаемых мешочков, в которых держали порсу (см.) и другие продукты.

Нарта ручная (кет. ут суль) — средство перевозки груза. При перекочевках
в тайге на нартах перевозили малолетних детей, больных и старых. В помощь человеку в нарту впрягали собак. Соединение частей в нарте (полозьев, копыльев, настила и спинки) было не пазовым, как в оленьих санках, а привязанным (использовались расщепленный кедровый корень и ровдужные ремни), что обеспечивало ей особую подвижность и проходимость через бурелом, в чаще и т.д. Женские, более крупные нарты отличались от мужских четырех-
копыльностью и наличием особой спинки-задника — суклам (см.). У хозяйки семьи задник нарты был украшен резьбой с мифологическим сюжетом (изображение вселенной), и это свидетельствовало о ее высоком социальном положении. Такая нарта называлась «чум кормящая четырехкопыльная». Переходила по наследству невестке.

Наст — осевший после оттепели и отвердевший от мороза снег. При ходьбе по насту кеты пользовались лыжами без меховой подволоки — голицами (см.). Короткое время наста (ночь, утро) люди использовали при возвращении
с охотничьих дорог на берег к землянкам (см.).

Низ (кет. тыхэ/тыгэ) — при пространственном обозначении по горизонтали — север; местность в нижнем течении Енисея, любой реки. Мифологически — сторона отрицательного начала, мира мертвых, самой Хоседам (см.). Ср. верх.

Низовскуй человек, низовскиvе люди(кет. тыхыренг) — живущие в низовьях Енисея и любой другой реки; люди с севера (например, ненцы). Тыхырам (букв. «Низовская мать») — подставное имя Хоседам (см.).

Ноговиvцы(кет. киненг) — деталь одежды, закрывавшая голень и половину бедра. При коротких натазниках являлись необходимой составной частью традиционного мужского и женского костюма. Летние ноговицы были из ровдуги (см.), зимние — из сукна или камусов (см.). До конца XIX в. ноговицы использовались вместе с короткой кожаной обувью — черком.

Нюняvм — персонаж «военных» преданий, сюжетом которых является месть сына за отца (см. Ильгет, Силеке, Сясинкусь).

Няvкольда — адаптированное русское название озера в верховьях р. Мангутиха. Одно из мест расселения сургутихинских кетов.

Ублас(обласук; рус.) — лодка-долбленка, изготовленная из одного ствола дерева, или берестянка. Название, более распространенное к западу от Енисея; в Туруханском регионе чаще употребляется слово «ветка» (см.).

Одеяло (местн. рус.; кет. усенть) — спальный мешок из оленьей шкуры.

Улан — кетское название птиц — сойки, кукши [41, с. 82].

Олбтина (рус. адапт. кет. албтэй) — шест остова чума.

Ульгит — имя героя мифологического предания и родовой этноним — название подразделения кетов Кэнтаан (см.), переселившихся на Курейку (Ольгыт — Серковы).

Ордб — народ, племя, род (в зависимости от контекста).

Оселук — брусок или кремень для затачивания и правки лезвия ножа, отказа (см.) и т.д. Часто упоминается в сказках в качестве волшебного предмета, создающего преграду преследующим людей злокозненным персонажам.

Осиновские пороги — узкое место на Енисее в южной части Туруханского района вблизи пос. Ворогово (см.). Горный кряж здесь образует высокие щеки на обоих берегах, течение реки стремительное, с водоворотами. Считалось, что ущелье прорубил легендарный Альба, боровшийся с Хоседам. Подплывая
к порогу, кеты останавливались и осуществляли умилостивительные действия по отношению к Улемам (Мать-река, Мать-вода) — бросали в реку угощение, подарки (монеты, бисер и т.д.).

Острогб (кет. ель) — орудие рыбной ловли. Трезубый железный наконечник
с жальцами на зубцах, насаженный втулкой на длинную рукоять. Острогой лучили рыбу (тайменя, хариуса, налима, щуку) в темное время на порожистых мелких местах. Для освещения использовали факел из бересты. В шаманской мифологии острога — оружие шамана;  ее изображение из железа могло быть на парке (см.) шамана.

Остякиv (кет. остыган) — старое название кетов, данное им русскими служилыми людьми в XVII в. по аналогии с угроязычными обскими остяками-хантами.
В 1920-х годах утвердилось новое наименование — кеты (от кет — «чело-
век»), ставшее самоназванием народа.

Остяцкий скребок(кет. сюнгт) — орудие труда, используемое при обработке шкуры (для соскабливания мездры). Состоит из березовой рукояти и собственно скребка — плоской железки с расширяющимися, противоположно загнутыми концами, заточенными по рабочему краю. Скребок вставлен поперечно
в отверстие посредине рукояти. Женщина скребет шкуру движением от себя попеременно то одним, то другим концом скребка. Кетские скребки пользовались успехом у селькупов, эвенков. В фольклоре нашло отражение известное
с давних времен кузнечное мастерство кетов.

Откбз (местн. рус.; кет. аттэс) — орудие, заменявшее топор и служившее для охоты на крупного зверя. Состоял из черенкового железного прямоспинного ножа-наконечника и длинной (до 2,5 м) рукояти из березы. В фольклорных тек-
стах упоминается и как боевое оружие.

Пбкулиха — адаптированное русское название левого притока Енисея, а также бывшего поселка в среднем течении этой реки. Жившие здесь кеты ныне сосредоточены в приенисейском поселке Бакланиха (см.).

Пальмб (местн. рус.; кет. усь) — орудие охоты на крупного зверя, известное также под названием «рогатина». Представляла собой массивный нож с широким (25–35 см) железным обоюдоострым лезвием, насаженным на длинную (1,5 м и более) рукоять. Чаще всего пальма использовалась при подъеме медведя из берлоги; в фольклоре фигурирует как боевое оружие.

Пальниvvк(местн. рус.; кет. куп) — боровая птица, мужская особь тетерева
(см. также кос
бч). В шаманстве — дух-помощник; изображения пальников на шестах стояли на священных местах — холай (см.).

Панцирь — защитные доспехи воинов из железа. Панцирем в текстах называется также одежда из плотно прилегающих друг к другу щитков и кольчуга из нескольких рядов скрепленных металлических колец. Неполное одеяние воина выражают такие обороты, как «полпанциря», «два кольца». По этнографическим данным, кеты находили железные доспехи (отдельные их детали) на местах, считающихся полем прежних сражений. Интерес представляют данные
о плавильной печи, в которой выплавляли железо для панцирей. Защитная одежда из железа могла быть и у женщин — жен военных предводителей.

Пбрка (кет. хaгыт) — зимняя распашная одежда из одной оленьей шкуры мехом наружу. Короткая (выше колен) парка была удобна при выслеживании зверя, когда кеты проходили на лыжах десятки километров. Женская парка по покрою не отличалась от мужской, но была более длинной. С конца XIX — начала XX в. вошли в употребление парки, кроенные из двух и большего количества шкур, а парка из одной шкуры сохранялась в качестве промысловой одежды мужчин еще в 1970-е годы.

Пасть (местн. рус.; кет. ки) — ловушка давящего действия, распространившаяся
у кетов под влиянием охотничьей культуры русских. Употреблялись пасти при охоте на росомах (особенно вблизи лабазов с запасами продуктов), зайцев, глухарей и т.д.

Пимыv (местн. рус.) — меховая обувь.

Подволука (местн. рус.) — меховая обтяжка зимних лыж, сшитая из оленьих
и лосиных камусов (см.). Гладкий ворс обтяжки обеспечивал скольжение,
а при подъемах, наоборот, не давал лыже скатиться вниз.

Подкаменная Тунгуска — крупный правый приток Енисея.

Пурса (местн. рус.) — истолченная в порошок, просушенная и прокопченная рыба. Заготовленную на зиму порсу хранили в непромокаемых мешках из кожи налима, в берестяных коробах. Из порсы готовили густое варево типа каши, заправляли ею бульон, добавляли в муку при выпечке лепешек.

Постйль (местн. рус.; кет. си) — шкура оленя, снятая осенью или зимой, т.е. прочная, с наиболее длинным и густым ворсом. Использовалась в качестве подстилки, а также для шитья парки (см.).

Пумпокулы (рус. адапт.) — енисейскоязычные жители верховьев Кети и бассейна Чулыма, известные по русским историческим документам начала XVII в.

Пэчка (местн. рус.) — борщевник, зонтичное растение с полым стеблем.

Пущбльня (местн. рус.; кет. унянг) — ставная самодельная рыболовная сеть из крапивной пряжи; ее ставили недалеко от берега на вешках. Грузилом служили камни, закрепленные в обруче из тальника, поплавки были из прошитой в несколько слоев или свернутой рулоном бересты. Использовались весь период открытой воды и подледно (в первые зимние месяцы). Пущальни были до 10 м длиной, высотой (шириной) до 1 м; размер ячей зависел от объекта промысла (от двухперстной до шестиперстной). В семьях имелось несколько таких сетей; изготавливали их обычно мужчины, чинить могли и женщины.

Рбтта — поселок в верхнем течении р. Таз (см.), место давних этнокультурных контактов левобережных (реки Елогуй, Сургутиха) кетов с селькупами, восточными хантами.

Рувдуга (местн. рус.; кет. хэлэт) — очищенная от ворса, продымленная и выделанная оленья шкура (замша). Из ровдуги у кетов была летняя одежда (парка, натазники) и обувь, мягкая утварь (кисеты, сумки и т.д.); реже встречались ровдужные покрышки для чума.

Рогбтина (местн. рус.; кет. усь) см. пальмб.

Рожйнь (кет. кых) — заостренная палка из березы. На нее нанизывали куски мяса, рыбу и пекли возле костра с подветренной стороны. Таким же образом доводили до готовности испеченный в золе хлеб (лепешки — нянь). Рожень у костра (очага) — символ благополучия семьи. Образ поваленных рожней и потушенного огня связан с гибелью людей, вымиранием рода.

Сблтись (кет.) — кремень, использовавшийся вместе с железным огнивом (кресалом) для высекания огня.

Самолув (рус.) — самодельная крючковая снасть для ловли «красной» (осетровой) рыбы. Состоял из бечевы (длинника) и прикрепленных на поводках крючков (от 20 до 50 штук). Снасть закрепляли с помощью грузил крючками вниз; приманкой служили вьюны. Самоловы были заимствованы кетами у местных русских.

Санка (кет. суль) — средство для переезда и перевозки груза в оленьей упряжке. Для них характерны три-четыре пары высоких, косо поставленных копыльев (см.) и пазовое соединение всех частей. В зависимости от назначения санки разделялись на ездовые, грузовые, особые женские (со спинкой-задником), санки с ящиком (для перевозки продуктов и посуды). В каждой упряжке было по два (редко по три) оленя. Санный аргиш (см.) перемещавшейся на зимнем промысле семьи состоял из пяти-восьми упряжек. Если оленей не хватало для всей семьи, в санках ехали мужчины — охотники и старики, а подростки
и женщины перебирались с места на место с ручной нартой (см.), используя
в помощь собак. Оленьи санки, как и само транспортное оленеводство, были заимствованы частью кетов у северных самодийцев — ненцев, энцев.

Саранб (кет. кох) — лилейное растение, луковицы которого шли в пищу. Собирали сарану в начале лета; для выкапывания луковиц существовали специальные лопаточки. Сарану ели сырой, пекли на рожнях, варили; зимой сушеной сараной заправляли мясные отвары.

Саргб (местн. рус.) — связочный материал, расщепленный кедровый корень, тальниковая кора и т.д., используемые для скрепления деталей.

Светлые люди — определение «мира людей», противостоящего «не-людям». Часто выступает в значении «кетский народ», «кеты».

Селькэпы (северные) — самодийскоязычные соседи кетов, издавна связанные
с ними территориальными и семейно-брачными отношениями. Для этих народов характерна большая культурная близость: сходство хозяйственно-быто-
вого уклада, дуальная экзогамия. В исторических преданиях селькупы почти всегда выступают как союзники кетов в их борьбе с эвенками и ненцами.

Серкуво — населенный пункт на р. Курейка (см.), основателями которого считаются кеты с русской фамилией Серковы, выходцы с Елогуя.

Сиvвер(местн. рус.) — ветер с низовьев Енисея, северный ветер.

Силекй — имя героя «военных» преданий, содержанием которых является месть сына за отца (см. также Ильгет, Нюням, Сясинкусь).

Сиvны — возможно, мифологический образ бобров (они были истреблены
к XVIII в., но известно, что раньше их было так много, что кеты оклеивали шкурой бобра свои зимние лыжи). О.В.Тыганова охарактеризовала их как «че-
ловекоподобные, сказочные существа, лазающие по березам» (№ 79).

Сокуvй — длинная (до щиколоток), глухая, без разреза спереди мужская одежда из оленьего меха. Отличительная ее особенность — крой спинки вместе с затылочной частью капюшона. Надевали ее поверх парки при переездах на оленьих санках. Этот вид одежды был утрачен кетами вместе с транспортным оленеводством.

Сохбтый (кет. кай) — лось. Так же именуются созвездия Большая Медведица
и Малая Медведица. Семантика названий связана с мифом о небесной охоте, распространенным у ряда охотничьих народов Сибири (селькупов, эвенков, северных алтайцев, бурят). Кетская особенность — родовые истоки мифа: Большая Медведица была созвездием кетов Богдеденг, Малую Медведицу считали «своей» кеты Кэнтаан (см.).

Стан (кет. итанг) — 1) народная мера расстояния между двумя стоянками. Букв. «перетаск за день»; компонент танг имеет самостоятельное значение «лямка» (см. аргиш); 2) стоянка (см. стойбище).

Старик и старуха — обычные персонажи кетских сказок, рассказов и преданий. Как и в бытовой речи, эти лексемы чаще обозначают не возраст, а семейное положение (муж и жена) действующих лиц.

Стуйбище — место, где одна или несколько семей на тот или иной срок (в зависимости от хозяйственной деятельности в данный сезон) ставили свои жилища. Более постоянными и многочисленными были летние стойбища возле рыболовных котцов (см.), насчитывавшие два-семь и более чумов (см.), а также места осеновок во время «малой ходьбы» (см.), где обычно располагались несколько землянок (см.). Временные (на 3–5 дней) стойбища из одного-двух чумов были характерны для периода «большой ходьбы» (см.). Их население составляла объединившаяся на охотничий промысел  группа родственных семей (или одна семья). Стоянки менялись по мере освоения ближайших охотничьих угодий. См. также «стан». В героических преданиях упоминаются особым образом («полукругом», «мысом») организованные «военные» стойбища
с жилищем предводителя в средней части.

Столбовбя — приток Подкаменной Тунгуски (см.), территория расселения подкаменнотунгусской (суломайской) группы кетов.

Суглбн — сходка, сбор «инородцев» (коренных жителей); место сбора.

Сэклам (кет.) — спинка-задник у ручной женской нарты (см.). Она имела особый мифологический и общественный статус: у женщины, достигшей положения хозяйки семьи, наружная сторона суклам была покрыта резьбой или рисунком с традиционным изображением вселенной (см. [37, с. 68–69; 51, с. 84–90, рис. 73–76, 78]). При переездах возле спинки помещались семейные охранители — аллэлы (см.) и другие предметы домашнего культа. Достигнув нетрудоспособного возраста, женщина передавала свою суклам старшей невестке, что было знаком возросшего социального статуса последней.

Суломбй (рус. адапт. кет. Сэлем кай — «Красный яр») — поселок на р. Подкамен-
ная Тунгуска, центр подкаменнотунгусской группы.

Сумаруково — поселок на левом берегу Енисея ниже устья Подкаменной Тунгуски, место жительства отдельных кетских семей, преимущественно выходцев
с Подкаменной Тунгуски.

Сургэтиха — левый приток Енисея и одноименный поселок вблизи ее устья; центр расселения сургутихинской группы кетов.

Сык, сюк (кет.) — овальное блюдо («корытце»), выдолбленное из кости или березового наплыва. В нем замешивали тесто, подавали на стол вареное мясо, рыбу и т.д. На дне с наружной стороны ножом делали зарубки-углубления, изображавшие глаза блюда.

Сым — левый приток Енисея, впадающий в него возле поселка Ярцево Енисейского района Красноярского края. Бассейн реки с XVII в. известен как территория расселения южных (сымско-касских) кетов.

Сымско-касские кеты — кеты, территорией расселения которых были реки Сым и Кас.

Сясенгэсь (Сясинкэсь) — герой «военных» преданий, основной сюжет которых — месть сына за отца (см. также Силеке, Нюням, Ильгет).

Сясинкусь см. Сясенгусь.

Тагбн (рус. местн.) — треножник, устанавливаемый над костром.

Таз — река в Обь-Енисейском междуречье, впадающая в Обскую губу.

Тальниvк — кустарник ивовой породы. Гибкие ветки его использовались для изготовления плетеных ловушек, а особым образом обработанная кора — в каче-
стве скрепляющего (связочного) материала.

Таниньгб — имя дочери Ырохота (см.), которая становится женой духа воды (ульгуся; см.).

Тель (тэль; кет.) — «мамонт»; хтонический образ, символ нижнего мира, персонаж архаических текстов о разорителе гнезда (см. Каськет).

Тесло — орудие обработки дерева: палка-рукоять с железным, прогнутым внутрь наконечником, имеющим на торце режущую кромку.

Тиvльгет(Тыvльгет)(букв. «кусок оленьего сала») — образ, сопутствующий сюжету о Каськете (см.); иногда — ипостась (трансформация) самого Каськета.

Тиvска(кет. коятль) — покрышка из сшитых полос вываренной и выделанной бересты. Широко использовалась в быту — для покрытия чума, жилой части лодок-илимок (см.), лабазов и т.д. Тиски из плотной бересты стелили на землю
в летнем чуме, ими закрывали края снежной ямы при строительстве землянки (см.) и т.д. Выделка прочных и эластичных тисок требовала умения и навыков. Девушка могла быть просватана, если она обладала таким опытом.

Тугет (Тогйта, Тугот, Тугыт, Туигыт) — герой цикла «военных» преданий
о борьбе кетов с иноплеменниками, средний брат легендарного Бальны (см.).

Тогйта см. Тогет.

Тугот см. Тогет.

Тугыт см. Тогет.

Туигыт см. Тогет.

Тойул (кет.) — вид берестяной утвари. Наиболее распространены тойолы в виде круглого плоскодонного короба с крышкой, использовавшиеся для хранения чая, сахара, покупной чайной посуды. Их украшали орнаментом (чаще — характерные вильчатые фигуры), выполненным охрой. Чтобы рисунок не стерся, поверхность покрывали слоем рыбьего клея. Такие разрисованные тойолы (иринг тойол) очень ценились, упоминания о них имеются в сказках. Для хранения рыбьего жира, масла изготовлялись тойолы с прямоугольным дном
и четырьмя трапециевидными стенками. Они покрывались крышкой из нескольких слоев бересты. С нижней стороны к крышке был пришит широкий ободок, который плотно охватывал снаружи верхний край тойола.

Толстыvх — фамилия кетов, уроженцев Подкаменной Тунгуски, принадлежащих
к родовому подразделению Кэнтаан (см.).

Тумам — мифологический персонаж высшего уровня — хозяйка юга, теплой земли на юге (в верховьях Енисея). Мать перелетных птиц, которые ежегодно пережидают у нее зиму. Вместе с птицами к Томам уходил зимовать легендарный шаман Дог (см.); весной он возвращался с первыми лебедями. Провожая осенью птиц, кеты обращались к Томам с просьбой снова на следующий год послать их людям. Исходным началом осмысления образа Томам могло быть непосредственное олицетворение юга и явлений природы, связанных с этой стороной света. Мифологически — альтернатива Хоседам (см.).

Томбр (местн.; кет. суом) — стрела с тупым округлым утолщением на переднем конце, составляющим одно целое с древком, или такой же формы насаженным наконечником из дерева или кости. Применялась при охоте на белку, колонка (тупой наконечник не портил шкурку мелкого зверька). Стрелы с такими наконечниками использовались также при стрельбе по цели во время состязаний,
а также в качестве детских игрушек. Имеются сведения о томарах, в наконечниках которых были просверленные отверстия; при полете такая стрела издавала характерный свист, вспугивающий зверька. В фольклоре томары упоминаются и как боевые стрелы.

Тотбболь — персонаж текстов мифологического характера, где главный герой — Каськет (см.), возможно младший брат последнего. Погибает, не послушавшись советов Каськета, но оживает после того, как тот покачал его в семиушном котле (ритуал оживления).

Тунгэска — 1) женщина-эвенкийка; 2) сокращенное название р. Подкаменная Тунгуска.

Тунгусы — старое название эвенков.

Турухбнск — населенный пункт на месте впадения в Енисей Нижней Тунгуски (бывш. село Монастырское, Ново-Туруханск), центр Туруханского района Красноярского края.

Тэяс (местн. рус.) — короб из бересты; в фольклоре упоминаются туяса, использовавшиеся в качестве ведра.

Тыгылам (букв. «Нижняя Мать») см. Хоседам.

Тыvльгетсм. Тильгет.

Тыvней — герой сказки о сироте, покинувшем обижавших его людей и проживавшем в старом земляном жилище с выходом в озеро. Пользовался берестяной лодкой. Жилище с выходом в озеро, лодка-берестянка — реалии культуры западных соседей кетов — тазовских, кетских селькупов, восточных хантов.

Тэль см. тель.

Угур (местн. рус.) — высокий берег, возвышенность.

У:квол — легендарный шаман кетов из рода Богдэденг (см.). Известны предания о его путешествии вместе с Догом (см.) в образе лебедя на юг, за пределы расселения кетов. Там Уквол, не внявший советам старшего спутника, погиб от рук «утиных людей» — югов.

Ульвйй (кет.) — название души человека, его двойник, невидимый рядовым людям.

У:льгет — младший сын предводителя кетов, по ошибке убитый своими же воинами.

У:льгысь (эльгусь) — водяной дух. Персонаж сказочных сюжетов и бытовых рассказов, где ему отводится роль хозяина речной фауны. Вступая в брак
с женщиной, он обеспечивает ее родственников постоянной промысловой удачей (см. также кайгусь).

У:ньгет — герой сказочного сюжета, где женой охотника становится лесная кайгусь (см.), но покидает людей из-за несоблюдения ими правил взаимоотношений с лесным миром. Известна фамилия семьи Уньгета — Бунеевы (см.) — реальные жители Подкаменной Тунгуски.

У:сесь(кет.) — букв. «Теплый Есь (бог)»; мифологическое имя особой ипостаси верховного начала — Еся (ср. альтернативную ипостась Тайесь — «Холодный Есь»). Персонаж архаических текстов.

Хальк — героиня сказки об обиженной людьми старой женщине, лишившейся выращенной ею лисички. В заключительных словах старухи Хальк выражается идея воздаяния за причиненное сироте зло.

Хиvттын(кет. хит — «клей», тын — «котел») — приспособление для разогревания клея. Представляет собой палочку с развилкой на верхнем конце, где закреплялась берестяная воронка с клеем. Палочку втыкали в землю возле костра и разогревали находившийся в воронке клей. В сказках клейнице отводится роль помощницы злокозненных персонажей.

Хулай (хулый, хулий; кет.) — родовое или семейное священное место и имя его духа-хозяйки, символической матери родового шамана. Ежегодные посещения места сородичами были приурочены к дням летнего солнцестояния перед началом рыболовного сезона, однако особая идеологическая значимость обрядовых действий у холай как общеродового и единственного в году сакрального праздника предполагает более широкую их  служебную направленность, нежели только обеспечение успешного рыболовного промысла. Мифологическое осмысление образа Холай противоречиво — родовой покровитель и одновременно опасное для забывших ритуал людей начало. В культе холай у кетов
в наибольшей степени проявляются трансформации и синкретизм, характерные для символической культуры народа конца XIX — начала XX в. Со священными местами связана культовая скульптура — деревянные антропоморфные изображения самой Холай (или ее личина, вырезанная на стволе дерева), ее сыновей — досей (досьн) (см.), зооморфные фигуры из дерева (медведь, птицы на высоких шестах).

Хулий см. хулай.

Хулый см. хулай.

Хонь см. хунь.

Хорйй (местн.) — длинная палка, которой управляют оленями при езде на нартах. В тексте № 114 говорится о хорее юрака (см.) с железным наконечником, названным в оригинале усь — копье, рогатина (см.), пальмб (см.).

Хуседам (Хуседэм, Хусерям) — отрицательное начало кетского пантеона; жена Еся (см.), изгнанная им. Главным в осмыслении этого образа было признание непосредственной причинной зависимости между действиями Хоседам
и смертью людей. Постоянным местом пребывания Хоседам (= страны, куда попадают умершие) считался север, низовья Енисея. С последним связано одно из эвфемистических имен Хоседам — Тыгылам, Тыхырям (тыгэ/тыхэ — «низовье», «север»; ам — «мать»). Негативное восприятие севера и природных явлений, с ним связанных, сказалось на формировании образа Хоседам, однако генезис его, видимо, имеет иные корни, нежели непосредственное их олицетворение; возможно, здесь представлен трансформированный вариант первоначального образа Матери-Земли. В сказках мифологического происхождения вместо Хоседам иногда фигурирует доотэм (см.).

Хуседэм см. Хоседам.

Хусерям см. Хоседам.

Хунь (хонь; кет.) — букв. «дочь», «кукла»; фольклорно-мифологический персонаж широко распространенного цикла о женщине (хунь) и злокозненной кэлбэсам (см.). Известно несколько сюжетов с этими героями: кэлбэсам обманом подменяет сына женщины своей дочерью; убивает женщину и затем преследует ее детей; обманывает мужчину, собиравшегося жениться на Хунь, и сама становится его женой и т.д. В конечном счете добрая хунь выходит победительницей в противостоянии злой кэлбэсам. В шаманской мифологии известна Есьтехунь (Дочь неба, бога), в образе важенки покинувшая своего мужа — Сына земли (см. Бангрэхып).

Хыпь (Хып; кет.) — букв. «сын»; распространенный персонаж сказок мифологического происхождения, восходящий к образу Сына земли (Бангрэхып; см.).

Чбга (кет. кутат) — нарост на березе. В сухом, растолченном виде его заваривали вместо чая. Отвар чаги обязательно входил в рацион питания беременных.

Чувбл (кет. сонгoл) — отопительное устройство в землянке (см.) в виде расположенной перед кострищем загородки из тонких жердочек и трубы (также из жердочек, скрепленных обручами, или выдолбленной колоды). Труба и загородка промазывались смешанной с травой глиной, предохранявшей от обгорания. На чувале могла быть нарисована личина — изображение Матери-Огня.

Чум (кет. кусь) — коническое жилище с остовом из шестов и берестяными покрышками. Основу остова составляли два центральных опорных шеста сухосанг, верхний конец одного из них входил в развилку другого. Два сухосанга, равно как и третий, прислонявшийся к ним шест котэнгданг (котэнг — «переднее», «чистое» место в чуме против входа, за очагом), считались сакральными. В фольклоре образ упавших шестов символизировал гибель семьи, рода. Распределение мест между членами семьи и размещение имущества
в одном чуме и возле него регулировались нормативами, обусловленными общими представлениями о дуализме мифологического пространства.

Чумбн (местн. рус.; кет. ыхт) — распространенная утварь из бересты в виде низких открытых коробов. Изготовляли их, складывая определенным образом (сгибали на углах) прямоугольные листы бересты. Чуманы имели преимущественно прямоугольную форму, удлиненную или квадратную, реже — круглую; размер утвари зависел от назначения. В них чистили и мыли рыбу, из них умывались и кормили собак. Были чуманы длительного пользования (большие, из нескольких слоев бересты, заменявшие корыто) и временные сосуды, которые выбрасывали после использования (например, служившие чашкой для чая на привале).

Ы:дахат (Ы:дохот)см. Эрохот.

Ы:рохот (Ы:рогот)см. Эрохот.

Ы:ськет (И:ськат) — эвфемистическое название вскормленного в семье медведя.

Э:рохот — персонаж архаического космологического сюжета, определяемого важнейшими противопоставлениями: холод / тепло, верх (верхний мир, небо) / низ (нижний мир, земля), и трансформированных сказочных текстов (см. также Усесь, Бангсель, кэлбэсам). В.Н.Топоровым высказано предположение о возможной связи имени Эрохот с центральноазиатским обозначением Будды [83, с. 151–157].

Эт — существо верхнего мира, имеющее отношение к Усесю — Теплому богу
(см. Усесь); возможно, связан с ним родственными отношениями. Персонаж архаического космологического сюжета.

Этль — персонаж бытового сюжета, мать сына, жена которого оказалась лентяйкой, но после ряда испытаний исправилась.

Ю:ги(рус. адапт. кет. югын) — название группы сымско-касских кетов (см.). Язык югов (сымский) считается наравне с кетским самостоятельной ветвью енисейской языковой семьи. Носителей сымского ныне не существует, они окончательно ассимилировались в русской среде во второй половине XX в.

Ю:гынсм. юги.

Ю:кола(местн. рус.; кет. ит) — заготовленная на зиму вяленая рыба. Более всего на юколу шли щука, язь, крупный лещ. Рыбу распарывали, вынимали внутренности и, сделав ножом поперечные надрезы, в распластанном виде подвешивали для просушки. Сухую рыбу отваривали себе и собакам; из нее готовили суп, заправленный мукой. Размоченную юколу разогревали на рожне, ели в сухом виде.

Ю:кса(местн. рус.) — крепление к лыжам из сыромятной кожи.

Юракиv (местн. рус.; кет. дыхыденг) — название самодийскоязычных северных соседей кетов — енисейских ненцев. В кетском фольклоре юраки выступают всегда как враги кетов.

Ю:рта(местн. рус.) — так русские называли традиционное жилище кетов — чум, землянку.

Я:рцево — населенный пункт в Енисейском районе Красноярского края вблизи устья р. Сым; прежний центр сымской группы кетов.