Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

(№ 30)

О РОДЕ ЛОДОСЕДА

(1-й вариант)

Монтуку Горнок,

8.IХ 1948 г.

Лодоcеда раньше, давно, бестолковые люди были. Своих же людей одного народа убивали. Наготово дураки были. Это давно было, когда земля еще только родилась. По-нашему, Лодоседа будет Дялогучу. Это значит "без плеч". Они, говорят, костер разожгли и в него, как были в парках, прыгали, кричали и смеялись. Парки обгорели у них, так что плечи голые остались.

Они, Лодоседа, однако, такие родились - без сердца были. Своего же товарища встретят и убьют. Сейчас их фамилия Туглаковы. Это имя, однако, им с остяцкой стороны пришло.

(№ 31)

О РОДЕ ЛОДОСЕДА

(2-й вариант)

Лево С овалов,

чум в 1 км. выше пос. Воронцово,

16.Х 1948 г.

О Лодоседа так рассказывают. Давно какие-то люди Лодоседа были. Один человек из них говорит женщине:

- Топи огонь на улице!

На улице большой огонь растопила она.

- Ну, народ, иди сюда! Новые малицы надевайте!

В огонь ложились, обгорали. Опять говорили:

- Другая сторана не горела!

Опять ложились в огонь. Вот такие вести об этих Лодоседа были. Они ревели:

- Эванокой! Порадай!

И горят. Опять скажет это и на другой бок ляжет. Оттого теперь их зовут Лодоседа: люди большие были; лодо - плечи; покатые у них плечи были. Оттого звали их Лодоседа.

Это отец мой рассказывал.

с.223:

О РОДЕ ЛОДОСЕДА

(3-й вариант)

Холю Каплин,

с. Дудинка,

3.I 1949 г.

Тыдюсэда ["безродные"] это раньше род Лодоседа такие были; они сперва Тыдюcеда назывались:

Потом они сказали, что будет у них название, примерно как фамилия.

Они сделали костер; сказали:

- Сделаем костер. Название себе давать будем.

Один мужчина сказал своему младшему брату:

- Ну, давай, ты сокуй снимай!

Сунули сокуй в огонь вниз головой. До груди так сожгли свой сокуй.

Ну, он сказал:

- Теперь нам фамилию сделали. Будем теперь называться Лодоседа ["без плеч"].

(№ 33)

О РОДЕ ЛОДОСЕДА

(4-й вариант)

Ламбаку Горнок,

Усть-Боганида,

19.VII 1959 г.

Зимой сокуй надевают женатые. Жене кричат:

- Лезь под малицу! Ты шайтан будешь, помирать не будешь.

Жена не хочет. Жену ударяют, она боится. Жену протаскивают через малицу и кричат:

- Охо-хо-хо! Торы, торэй! Ихихи! - смеются.

Оу! Как-то сокуй надевали с сунгуку. Жене кричали:

- Огонь топи на улице!

- На что тебе огонь?

- Топи, топи!

Огонь топят. Новый сокуй обгорит с одной стороны. Они кричат:

- Торы, торэй! Инако! Хирирауой!

Сокуй перевернут, и он другой стороной обгорит. Теперь он весь черный станет, горелый. Он наверху будет черный, а ниже - белый. Отсюда имя Лодоседа.

Глупые люди, говорят, это были.

с.224:

(№ 34)

О НЕИСТОВЫХ ЛОДОСЕДА

Ламбаку Горнок,

Усть-Боганида

19.VII 1959 г.

Два брата Лодоседа, два шамана были. У одного семь сыновей, у другого семь сыновей. У одного дочерей три, у другого дочерей пять.

Теперь, пять девушек и три девушки собрать, будет восемь девушек.

Есть Лодоседа озеро от Кахама на низ, в голове Сухой Дудинки. Тут жили Лодоседа.

Товарищей нет, восемь девушек плавают по озеру. Теперь, четырнадцати парням два шамана шаманят. В бубен ударяют. Парни говорят:

- Оу! Человека крови хотим. Шамань, чтобы война пришла, мы хотим кушать иных людей.

Шаманы говорят:

- Оу! Через семь дней юраки придут или тунгусы.

Тут четырнадцать парней кричат:

- Спасибо, отец, люди придут, кушать будем!

(№ 35)

ЛОДОСЕДА И ЛЕБЕДЬ

Монтуку Горнок,

16.IX 1948 г.

Давно какие-то глупые люди лебедя поймав, ощипали. Только крылья ему оставили. И так ощипав, пустили его. Когда ощипанный лебедь побежал от них, они стали кричать:

- Торы, тороры! Торы, торы, тороры!

Это говорят, сделали так рода Лодоседа девушки. Лебедя, говорят, они так поймали: спрятались в траву и держали лебединое яйцо в вытянутой руке, и, когда лебедь спустился к яйцу, они его схватили. Когда ощипанный лебедь уходил, они слышали, как он плакал:

- Ли! И! Хи!

Тот народ, который так сделал, потом весь пропал. Только вот немного Лодоседа осталось.

(№ 36)

ЛОДОСЕДА ОЗЕРО

Лебо Совалов,

чум в 1 км. выше пос. Воронцово,

16.Х 1948 г.

Про род Лодоседа так рассказывал мне давно мой отец. В тундре, от озера Надо сюда, есть Лодоседа озеро. У этого озера как-то пять лодоседа жило. Семь девок было у них. Совсем жарко было. Комары спать не давали, такой день был. Эти семь девок к озеру ушли. Эти семь девок дошли до озера. Чум от озера не видно. Говорят они:

с.225:

- Никто из людей не видит.

Тут семь девок парки сняли, штаны сняли, полезли в воду, ушли в озеро.

Тут недалеко был авамский человек Топтэ с младшим братом. Этот молодой парень вышел к озеру, идя по речке. Там увидел теперь этих семь девок. Собрал их лопоть и сел на нее. Девки в озере сидят. Женщин нельзя смотреть. Старшая девка говорит:

- Что тебе надо? На моей парке зачем сидишь? Какое тебе украшение с нее надо, бери. Твои глаза-то жалко, поди далее, я одеваться приду.

- Нет, не пойду, - парень говорит.

Так целый день прошел. Старшая дочь опять говорит:

- Какую цену надо? Хочешь - в гости приходи. Я пущу. Другую ночь к другой и потом к другим.

Другие девки так не хотят. Поздно стало, замерзли. Самая старшая говорит:

- Ну, пойдем, что сделаешь.

Тот сидит, на женщин смотрит. Девки только руками прикрылись, но молодым женщинам как не будет стыдно? Что хорошего на них смотреть? Семь женщин подошли. Он сидит себе так. Старшая говорит:

- За голову его схватите и опрокиньте. Крепко держите.

Так и сделали. Над ним, вдоль него прошла старшая девка взад и вперед.

- Ну, хорошо или нет?

Ну, теперь отпустили его. Теперь тот человек в чум пришел. Еще зиму не прожил, совсем исхудал и умер он. Еду ел, но не толстел и так умер. Теперь все.

Лодоседа - это род энцев сомату. По-видимому, он происходит от аборигенов низовьев Енисея. Лодоседа имели также тотемическое название "лебеди". Они принадлежали к той же группе аборигенов, к которой можно отнести предков нганасан рода Нгамтусо - "воронов" и рода Нгомде - "орлов". Все они, может быть, представляют по происхождению палеоазиатов, ассимилированных самодийцами. Но только предки Лодоседа вошли позже в состав энцев, а предки Нгамтусо и Нгомде в состав нганасан. Аналогию с эпизодом об ощипанном живом лебеде представляют широко распространенные рассказы об ободранных живьем диких оленях. Эвенки приписывают это святотатство обычно каким-то аборигенам. На Колыме такой же нечестивый акт приписывается юкагирам и этим объясняется их почти полное исчезновение. Энцы это же рассказывают о предках нганасан (см. выше). Оленекские якуты то же самое рассказывают о предках вадеевских нганасан маятах.

Эпизод с купающимися девушками, помимо того, что он дает представление о некоторых чертах морального облика древних обитателей Севера, построен также нa представлении о том, что если женщина перешагнула, прошлась над мужчиной, то он должен заболеть и даже погибнуть. В целом, предания о роде Лодоседа рисуют представителей этого рода в древности как воинственных, неистовых людей со странными, непонятными обычаями. Может быть, такими странными людьми казались пришедшим с юга предкам оленеводов-самодийцев аборигены Севера - палеоазиаты.