Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

08 Смерть

Семь братьев жили - семь Сэрулеев. Еще - сестра с ними. Братья играли, прыгали. Даже на большой дороге остановятся и играют.

Когда-то все на возвышенном месте стояли. Братья опять играли. Сестра под горой была, своих оленей держала. Вдруг со стороны показалась Смерть. Скелет приблизился, одной рукой голову держит.

Смерть подошла к сестре, на ремень упряжки ногой наступила.

Кончили братья играть, поехали. Девка не может ремень стащить. Удивляется. Братья поехали, потом вернулись. Все смотрят. Хотят ремень взять - не могут. Старший хозяин сказал:

- У нас есть старичок знающий, он все объяснить может.

Старика позвали. Старик в медный бубен семь раз стукнул, перевернулся семь раз, потом закричал:

с.106.

- Сколько раз вам не шуметь советовал. Сейчас тут Смерть стоит. Если ремень резать будете, хорошо не обойдется: умереть можете.

Долго стояли братья, долго думали. Потом сестру на месте оставили. Ей чум поставили. Сами дальше поехали.

Сестра семь дней так одна жила. На седьмой день девке Смерть на глаза показалась. Девка в чуме на одной стороне лежит, смерть - на другой.

Смерть сказала девке:

- Я пойду, ты никуда не ходи. Пойдешь - съем.

Когда сказала, пропала с глаз.

Еще жили семь Повер - тоже братья. У них тоже сестра была. Семь Повер играют, сестра оленей держит.

Увидела их Смерть, подошла к девке, на ремень наступила. Все поехали, девка не может с места тронуться. Осталась одна.

Смерть ремень поворотила, девку в чум к сестре Сэрулеев увела.

Стали жить две девки в одном чуме. Жили долго. Осень наступила. Снег выпал. Холода начались. Замерзли ручьи, реки, озера. Смерть опять девкам на глаза показалась.

Она сказала:

- Я пойду, вы никуда не ходите. Пойдете - съем.

Долго шла Смерть, увидела людей: много чумов стоит, люди спят.

с.107.

Смерть думает: "Никуда не уйдут, лучше завтра приду".

Достала из зубов огонь, костер сделала. Легла около костра. Из чумов один человек на волю вышел. Назывался этот человек старший Лидяги. Еще он назывался Ильданг.

Посмотрел Лидяги на край леса, там Смерть увидел. Крикнул людям:

- Вставайте! Ехать надо. Смерть недалеко лежит.

Живо чумы сломали.

Перед тем, как поехать, семь оленей убили*. Старший Лидяги две палки накосо воткнул для знака. Одну палку - одной стороной, другую - обратной воткнул.

Смерть заснула...

Все поехали.

Утром Смерть встала. Пошла к тому месту, где чумы стояли. Семь убитых оленей увидела. Потом две палки увидела: одна палка - назад, другая - вперед накосо поставлены. Смерть подумала:

„Наверно Лидяги так поставил".

Задумалась Смерть. Обратно вернулась.

Пришла Смерть в чум. Первая девка - сестра Сэрулеев - женой смерти стала. У девки родился сын. Другому ребенку надо год расти, - девкин сын в один день растет. Скоро вырос. Тут Смерть опять девкам на глаза показалась. Своего сына на руках Смерть держит. Потом сказала сыну:

____________________

* Совершили жертвоприношение.

с.108.

- Теперь и спущусь под землю. Там три года ходить буду. На третий год к вам приду. Тебя съем и мать съем твою. Всех людей есть буду.

Сказала так Смерть и пропахла, как утонула.

Живет сын два месяца после того. Совсем большой стал. Он сказал:

- Я пойду, вернусь через два года.

Долго шел, два года шел, впереди сто чумов увидел. Пришел: семь Сэрулеев сидят, он с ними рядом сел.

Старший Сэрулей спрашивает:

- Что ты за человек? Таких здесь не бывало.

Сын сказал:

- Мой отец - Смерть, мать - ваша сестра. Узнаешь или нет?

Когда так сказал, узнал его старший Сэрулей.

- Чего тебе надо, человек? - спросил Сэрулей.

- Мне железный лук надо, длинный лук в семь сажен, две стрелы надо. Длинный нож семи четвертей, саблю, медный бубен, железные лыжи надо.

Жил тут сын девки два месяца. Сделали ему все, что просил. Он все взял и поехал.

"Теперь буду драться, - решил он, - иначе Смерть придет, добра не жди: всех съест".

Дошел до своего чума, лыжи снял, в чум вошел. Взял бубен, стал бить (шаманить). Слышит: отец идет, зубами камни грызет.

Целых семь дней в бубен колотил. Мать около дверей сидела.

Вдруг потерялась мать, словно утонула.

с.109.

Опять в бубен семь дней колотил. Из земли большой, круглый камень выскочил. Сын Смерти медный бубен бросил, схватил лук и стрелу заправил. Слышит... Смерть идет. Земля трясется, камни летят в разные стороны. Тогда он в камень выстрелил. Стрела пробила камень. На семь саженей глубиной в камне яма сделалась.

Смерть из этой ямы выскочила. Рот и нос ее были песком набиты. Сын тогда бросил лук, схватил саблю железную и Смерти голову отрубил.

Голова Смерти вверх полетела, по чуму покатилась, зубами стучит.

Сын в голову выстрелил, голова в мелкие куски разлетелась.

Потом он ножик взял, стал туловище Смерти на части резать.

Смерть порезал, стал песок копать. В песке мертвую мать нашел. Унес мать в чум, около матери ножик положил и сам сел тут же. Медный бубен взял и семь дней колотил в него.

Через семь дней мать на семь кусков разрезал. Составил куски, как были, в бубен стукнул, мать живая стала.

Потом опять бубен взял, на улицу вышел. В яму спустился, ножик на кости Смерти положил. Сам так сказал:

- Если, отец, в другой раз придешь, - плохо будет, хуже тебе придется. Еще своим товарищам-смертям скажи. Пусть тоже не приходят, я не боюсь их.

с.110.

Взял он тут медный бубен, стал колотить то в одну, то в другую сторону.

А Смерть кричит:

- Пусти меня! Замучил ты меня...

Взял сын ножик, стукнул им, и кости Смерти под землю ушли.

Уходила Смерть и говорила:

- Хотела я всех людей поесть. Теперь буду только по приказу Нума есть. Нум не захочет - оставлю человека. Нум захочет - съем.

с.111.