Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

22. В земле мертвецов

Были два старика. Жили в одном чуме. Оба старика - одного человека сыновья. Два старика - оба шаманы. Два бубна-то есть у них, две парки-то есть, шаманские парки.

Большой старик говорит:

- Шибко голодный я стал. Дикого искал - нету, куропатку искал - мало-мало есть. Куропаток искать надо идти.

Ушли два старика куропаток промышлять.

Теперь так ушли и целый день ходили два старика, искали

с.81.

куропаток. Одной-то куропатки не добыли. Прошла середина дня, старший брат говорит:

- Видно, не добудем мы ничего, надо домой ворочаться.

Повернули старики домой. Старший брат все время впереди идет.

Шли они так, шли - ночь настала. Век не могут чума найти. Закружали. Говорят между собой старики: "Как теперь живы будем? Закружали мы".

У обоих стариков дьяволы шаманские есть - вараги. Заревели братья теперь своим вараги:

- Мы закружали!

Услышали они, как прокричали ответ вараги:

- Как закружали? В эту сторону есть чум!

Старший брат воскликнул:

- Так говорят вараги, в этой стороне есть чум. Путь так будет. Пойдем в ту сторону, куда вараги посылают!

Пошли они в эту сторону, но ничего-то не нашли.

- Эй, вараги! - закричали старики. - Посмеялись вы над нами, ничего мы не нашли!

Но потерялись вараги, не смогли дозваться их братья, и закружали они совсем.

Седьмой день настал. Где-то нашли старики высокое место. Тут они остановились.

- Устал я, - сказал младший брат. - Буду я здесь отдыхать и спать.

Старший брат ответил:

- Я очень голоден. Пойду куда-нибудь еды искать. Похожу, может быть, какие-нибудь волчьи объедки или еще что-нибудь найду.

Пошел старик. Дошел до какой-то маленькой реки. На этой реке увидел он большую, утоптанную, как лед, дорогу.

Воротился он к брату. Олени у них совсем замучились - упали.

- Ну пусть, - говорят. - На этом месте оставим. Было у каждого запряжено по два оленя, всего четыре. Старший брат говорит:

- Этих всех оленей надо убить.

На толстом конце хорея есть железное копье. Этим копьем всех оленей закололи. Говорят:

- По этой дороге гонять надо.

Пошли пешком по дороге. С собой два хорея унесли. Целый день шли они по дороге. Вдали перед собой увидели низкое

с.82.

место. Оттуда виднелась вершина маленького чума. Пошли они к нему.

Стоял этот чум на самой дороге. Совсем маленький, шестовой чум. Рядом с чумом с другой стороны аргиш есть. Аргиш короткий, всего из нескольких санок. Все олени запряжены и привязаны. Все пояса и лямки надеты на них, но привязаны и век стоят олени. Между полозьями одной санки стоит воткнутый хорей, так что аргиш, если бы и пошел, не мог бы пошевелиться с места.

Подошли старики к чуму, оставили перед ним свои хореи. Теперь зашли в чум.

В чуме сидела одна только женщина, одна девушка.

- Ну, два шамана-старика, чего искали, в эту землю придя? - говорит девушка.

- Эй, мы кружали, оттого сюда пришли. Не можем чума найти, - сказали старики.

Тут заметили они, что рядом с девкой, не шевелясь, лежит какой-то человек, будто спит.

- Кружали мы да пришли сюда, - говорят старики. - Ушли мы сперва куропаток промышлять. Одной да куропатки не добыли за день. Что дальше будем делать, не знаем.

В это время спавший человек поднялся и сел.

- Ну, девка, - сказал дальше старший брат, - я голоден. Надо мне немного чего-нибудь сердце поправить, поесть.

- Эй! - отвечает девка. -У меня еды-то совсем почти не осталось. Есть в рукавице немного жиру. Его есть будешь?

- Ну давай. Совсем я голоден, - сказал старик.

Достала тут девка из рукавицы немного жиру. Совсем старый, протухший жир. Разделила его на две части и подала каждому старику.

Младший брат взял жир, зажал его в руке и говорит:

- Не знаю, мой старший брат будет ли есть этот жир?

Старший брат уже ест, глотает жир.

Младший брат скатал в руке жир в комок, что-то крикнул и раздавил жир в муку, но не съел его. Так сделав, говорит младший брат лежавшему человеку:

- Кто ты, молодой человек? Почему лежишь на земле?

Отвечает молодой человек:

- У этой девки отец там, в земле мертвых. Потом и сама девка сильно занемогла и пошла к нему. Я тоже шаман и погнался за ней. Шаманил и пришел сюда. Это край земли мертвых, куда эта девка пришла. Так я шаманил, хореем своим держу

с.83.

аргиш девки, чтобы не ушел дальше. Своих вараги послал, но дошли они лишь до середины дороги. Но мало от меня пособии, не хватит, однако, у меня силы. Помогите мне, старики! Может быть, как завтрашняя ночь придет, упущу я ее совсем в землю мертвых.

Два старика теперь говорят:

- Ну, как будем пособлять тебе? Свои души не могли сохранить. Чужому человеку как пособим?

За чумом прямо в тундру идет дорога утоптанная, гладкая, прямо как доска. Там чумов мертвецов много. Кто дойдет до той земли, душа-то только уж не вернется.

Старики говорят:

- Пусть так. Мы пойдем гостевать в землю мертвых людей. Эта девка со своим чумом пускай здесь остается. Когда мы вернемся из земли мертвых, тогда будем помогать и этому чуму. Ну, молодой шаман. Пойдем все трое дальше, в землю мертвых!

- Пожалуй, худо будет, если я дальше, в землю мертвых, пойду, - говорит молодой шаман. - Силы моих вараги не хватит дотуда.

- Ну, если у твоих вараги силы не хватает, то оставайся здесь. Только не упусти девку дальше в сторону тундры. Мы когда воротимся, одной силой тогда будем пособлять ей.

Теперь оба старика пошли, взяв с собой свои хореи, по большой дороге прямо в тундру. Так теперь ушли. День шли и увидали впереди себя много чумов. Это была земля всех умерших людей. Дыма-то здесь много, как туман стоит. Людей около чумов, как комара. Ну, теперь старики к чумам пришли.

В стороне от чумов, ближе к ним, один чум стоит. От чума сюда аргиш запряженный стоит. Совсем, совсем близко был этот чум от других чумов, чуть-чуть только не парился к ним.

Дойдя до этого чума, старики зашли в него. Свои хореи на улице оставили. Одна только девка сидела в чуме. Увидела она братьев и говорит:

- Что ищете вы, два старика шамана, в этой земле? Давно, когда я совсем маленькой была, обещали вы мне две железки*59 играть подарить. Не их ли вы принесли?

- Эй, девка, ничего-то мы не принесли, никаких у нас железок нет, - сказали старики.

Потом старший брат говорит:

- Ну, девка, я совсем голодный, нет ли у тебя какой-нибудь еды?

- Нет никакой у меня еды, - отвечает девка, - всю

с.84.

кончила, только в рукавице немного давно взятого жиру есть, совсем гнилого.

Разделила она гнилой жир на две части, одну младшему брату подала, другую - старшему.

Взял младший брат жир, держит его в руке и говорит:

- Не знаю, мой старший брат будет ли есть этот жир?

Старший брат опять съел этот гнилой жир. Младший брат измял жир в руке, прокричал что-то и подбросил его вверх. Рассыпался опять жир, словно мука.

Когда крикнул старик и махнул рукой, испугалась девка и опрокинулась на спину. Не скоро потом встала и говорит:

- Как я испугалась, насилу жива осталась.

- Ты зачем в эту землю пришла, девка? - спросил младший брат.

- Как почему я пришла? Умерла да пришла сюда. Впереди, в чумище умерших людей, у меня мать есть и отец. Когда-нибудь, может быть завтра, придет сюда в мой чум за мною мой отец. Тогда я парюсь к нему.

Младший брат-шаман говорит теперь старшему:

- Что же с этой бабой будем делать? Оставим так или что-нибудь сделаем для нее?

Старший брат отвечает:

- Свои бы души нам как-нибудь сохранить, а эту девку в этой земле оставим. Сами мы насилу живы.

- Эй, старший брат! Почему это ты как-то неладно говоришь? Я все-таки как-нибудь попробую сделать, испытаю нашу силу, - ответил младший брат и вышел из чума.

Взял свой хорей. Между байками задней санки аргиша воткнул его и говорит:

- Я воткнул свой хорей, никуда не двинется этот аргиш. Отец девки, если придет сюда и захочет аргишить, не будет теперь аргишить. С этого места, где я воткнул хорей, аргиш не пошевелится. Ну, пусть пока этот аргиш здесь стоит, мы пойдем гостевать в те чумы.

Пришли старики туда, где стоит много чумов. Вошли в один большой чум и сидят в нем.

Теперь людей совсем много в чуме. Но ни один человек не смотрит на них. Так, как будто и не видят, что кто-то пришел, не поднимают глаз.

Один человек, старик, был в этом чуме. Позади него одна девка сидела. Младший брат сел рядом с этой девкой.

Старший брат теперь говорит старику:

с.85.

- Какой ты человек?

Старик ничего не ответил, даже не посмотрел на него. Только сказал этот старик, глядя на огонь:

- Пошто это огонь пыхая горит?

Старший брат теперь много говорил. Но умершие люди ни одного слова не слышат, только на огонь смотрят. Умерли они, перестали быть людьми, стали они дьяволами.

Ну, младший шаман тут говорит:

- Это какие люди? Совсем-то худые. На нас не глядят, нас не видят.

С девкой рядом сидит. Потянул девку за руку, девка закричала:

- Это пошто у меня рука заболела?

За волосы схватил младший шаман эту девку. Немного потяпул за волосы. Теперь заревела эта девка:

- Это пошто у меня голова-то болит?

Теперь сильно занемогла эта девка. Целую ночь немогает.

Умерший старик теперь говорит:

- Это пошто моя девка неможет? Может быть, кто-нибудь придет? Может быть, бог придет? Тут у нас где-то шаман есть.

Пусть моей девке пособляет этот шаман.

Один человек пошел за шаманом. Где-то нашел шамана тот человек. Через некоторое время пришел шаман. Пришел и бубен принес. У этого бубна только деревянный обод остался, кожи совсем нет.

Теперь стал мертвый шаман шаманить. Эй, шаман-то теперь говорит:

- Уже давно в этот чум боги вошли. Между людьми боги-то сидят. Ну, что говорить стану нашим двум гостям? Что возьмете за то, чтобы отпустить нашу девку?

Двум шаманам-старикам говорит:

- В чем будет нужда, то берите, только, пожалуйста, отпустите девку. Ну чего надо будет?

Младший брат тогда говорит:

- У отца немоганой девки есть здесь в чуме два шайтана. Теперь у этих шайтанов крылья-то есть. Этих двух крылатых шайтанов и надо нам унести.

Мертвый шаман передал эти слова другим мертвецам.

Палкой ударил по ободу бубна мертвый старик да говорит:

- Пусть унесет. Ну, шаман, около твоей головы есть два крылатых шайтана. Отдай их, чтобы дочь отпустили, чтобы пособили.

с.86.

Ну, теперь отдали двух шайтанов. Мертвый старик отдал. Мертвый шаман достал их за своей головой и отдал.

- Ну, пойдем, - сказали два старика шамана.

Как только взяли они шайтанов, стала немоганая мертвая девка опять здоровой.

Из чума вышли на улицу два старика. Около чума много, человек пятнадцать, людей ходят. Теперь двум старикам слышно, что говорят эти люди. Некоторые люди так говорят, что есть среди них, умерших людей, еще один шаман, очень большой мертвец-шаман. Завтра этот шаман шаманить будет, говорят. В сторону леса чум одной бабы есть, говорят. Об этой бабе-девке хочет шаманить тот большой шаман. Как перестанет шаманить этот шаман, говорят, сюда парится эта девка.

Ну, теперь младший старик говорит:

- Что делать теперь стану?

Два старика в том чуме ночевали. Утро пришло. Младший брат говорит:

- Надо скорее идти, вернуться к нашим товарищам.

В самой середине чумов мертвецов большой чум есть. Из этого чума слышны удары бубна. Однако, начал шаманить тот, большой шаман.

- Ну, воротимся скорее!

Теперь быстро, бегом пошли по дороге. Теперь стало видно на дороге чум девки. Теперь тут младший брат говорит старшему брату:

- Ну, брат, стой, стой!

Теперь оглянулись в сторону чумов мертвых. Теперь так глядят и видят, что позади них вся земля ломается. Ломается сверху сама земля и в тундру вся уходит. Под землей исподе находящийся голый лед только остается, так уносит землю в тундру. Также яры исподе ломаются, когда уползает с них земля и остается один голый лед.

Младший старик закричал:

- Втыкай, мой брат, хорей в землю! Сильно втыкай! Если в землю так воткнешь хорей, может быть, хоть сломается земля, но останется на месте. Если сильно хорей не воткнем в землю, то впереди нас земля сломается и унесет в тундру той девки чум. Так унесет этой девки чум, и, однако, париться он будет к тем многим чумам мертвецов.

Тут старший брат воткнул хорей в землю. Так воткнул да держит хорей. Но даром держит. Земля совсем ломается. Воткнутый хорей совсем упал.

с.87.

- Ну, бежим скорей, - младший брат говорит, - от твоего хорея никакой пособки нет.

Сильно побежали старики по дороге. Оглянулись -  земля совсем ломается и уходит в тундру.

Теперь той девки к чуму насилу дошли два старика. Младший  брат свой оставленный здесь хорей выдернул и воткнул его в землю между байками передней санки. Только воткнул хорей, как перед санкой земля совсем сломалась и стала подвигаться в тундру. Но хорей теперь стоит, нисколько не шевелится. До этого места сломалась вся земля и ушла в тундру, но тут лежит, не шевелится. Девки чум, санки только насилу не унесло.

Теперь младший брат-шаман говорит:

- Как с этим чумом будет? Все санки аргиша поверну так, чтобы смотрели они в сторону леса.

Теперь повернул мало-помалу все санки аргиша передом к лесу. Теперь взял свой хорей. Теперь младший старик зашел в чум к девке и говорит:

- Эй, девка, я от мертвого старика принес два шайтана. Два крылатых шайтана принес. Одного шайтана я положу в первой в сторону солнца санке. Другого оставлю в средней санке аргиша. Теперь оба шайтана в двух санках останутся. Эти санки пусть в сторону солнца смотрят, пусть в тундру, в сторону мертвых людей, не глядят. Этот тундры стороны мертвый народ, может, придет к тебе в гости. Может быть, придут и скажут тебе: "Аргиши к нам". Ты, пожалуйста, речей мертвецов не слушай, моих слов не забывай. Когда-нибудь в будущем я тебя пойду искать и опять на эту землю приду. А теперь надо возвращаться в свой чум.

Теперь стали возвращаться. Пошли старики из земли мертвых пешком по большой дороге. Младший брат скорее идет, торопится. Дошли до чума посередине дороги к земле мертвых, где оставили молодого шамана. Воткнутый в землю между байками сапки хорей его еще стоит. Но когда оставляли хорей, смотрела ловчейка его в сторону солнца, а теперь в тундру она глядит. Однако, сила-то только у молодого шамана. Зашли оба старика шамана в чум.

Когда в чум заходили, девка сидела, а молодой шаман спал в переднем углу за очагом. Два старика в чум зашли, молодой шаман проснулся, сел и говорит:

- Ну, два старика! Теперь пришли?

- Ну, пришли!

с.88.

- Ну, земли мертвых как, дошли или нет?

- Кое-как дошли. Вот так дошли. От многих чумов сюда один маленький чум нашли, - два старика говорят. - В этом чуме одну бабу нашли. Олени, лямки - все было готово далее идти. Сперва-то в тундру у ней санки глядели. Теперь мы их сюда поворотили, в сторону солнца санки таскали да оставили. В самой земле мертвых одного старика нашли. Оттуда двух шайтанов принесли. Эти два шайтана той бабе в санки положили. Молодой шаман теперь сказал:

- Два старика шамана, как же я-то теперь буду? У моих вараги не хватает силы. Силы не хватит-то, как теперь будет? Эту девку я, однако, в тундру упущу. Ну, два старика! Пожалуйста, пособите мне. Если поможете, большой наем, что поделаешь, отдам.

- Эй, - большой старик говорит. - Ну, как мы пособим? Еще в свой чум свои туши принесем ли? Однако, на простой земле наши туши сгниют где-нибудь.

Младший брат говорит:

- Как-нибудь пособлять будем. Теперь видно будет. Может, как-нибудь нашей слабой силой что-то сделаем. Если тут у вараги силы не хватит, то как доспеешь? Пусть будет, как должно быть!

На улицу теперь ушел. Тот молодой шаман тоже на улицу ушел. Теперь тот младший брат говорит:

- Ну, парень, хорей-то свой возьми. У этого хорея силы-то нет. Напрасно стоит.

Теперь младший старик все санки аргиша, одна за другой, повернул в сторону солнца. Потом набрал на земле щепок. Словно забор для неводьбы диких перед чумом и аргишем со стороны тундры сделал из них. Молодому шаману так сказал:

- Ну, я невод метал от санок в сторону тундры. Это невод я метал, и он не пустит в тундру этот чум. Ну а теперь, пожалуй, можно воротиться.

Теперь все три человека вместе пошли обратно по большой дороге. Тут теперь до своих оставленных санок дошли. Теперь, до санок дойдя, сказал старший брат:

- Ну, я устал, очень устал. Ну, ты, молодой человек, иди дальше в сторону леса по большой дороге. Мы с братом станем теперь немного спать на санках.

Теперь оба старика шамана под своими санками легли и спали. Теперь через какое-то время младший брат встал.

- Ну, брат! Пошто долго спал? Пойдем теперь в свои чумы.

с.89.

Теперь их олени все встали нынче живыми, начали снег копать. Ну, пустую землю кругом оглядывают. От своего места они совсем близко, глазами чумы видно. Теперь на санках пошли в свои чумы.

Своих чумов дошли два старика. У каждого жена есть. Еще у двух стариков два сына есть. У одного сын женатый, у другого - парень. Опять по девке тоже у каждого.

Чума когда дошли, парень говорит отцу, младшему шаману:

- Ну, отец, что делал-то? Сколько уж дней прошло.

- Эй, кружал, век кружал, ничего не нашел, в простой земле кружал, век ширкал, ничего не видал! Бубен принеси в чум, я шаманить буду.

Теперь стал шаманить младший старик. Шаманил да перестал. Шаманить перестал и ночь спал. Теперь утро стало, пришло время вставать. Встали, и старший брат говорит:

- У меня голова сильно болит.

Эй, в тот день сильно ревел старший брат. Попросил младшего старика:

- Ну, мой брат, пожалуйста, пособи мне! Пошамань!

Младший брат тут говорит:

- Я даром буду шаманить, да никакой пособки не будет. У вараги силы-то не хватит. Напрасно пошто шаманить? Силы-то не хватит.

Теперь пришел вечер, и старший брат умер. Младший брат тут говорит:

- Мой брат оттого умер, что ел жир у мертвецов. Шаманить тут напрасно, пособки не будет. Шибко уж гнила еда мертвецов.

Теперь ледовку-то сделали да аргишили. На ледовке брата разделился старик с племянником и аргишил. Один аргиш сделал, остановился и ночью спал. У! Один человек пришел ночью к нему и говорит старику:

- Я тебя искал, потому и пришел.

- Ну, что надо?

- У меня девка целый год хворает. Один молодой шаман шаманил, но пособки мало, век по-старому хворает. Здоровой не хочет стать. Немогает, да только.

Унес шамана этот человек в свой чум. Теперь того чума дошли. Один чум. Это тот чум, около которого шаман невод делал из щепок.

Ну, в чум зашел. Бубен, парку в чуме положил около немоганой.  Девка теперь уж век лежит. Мяса на костях совсем нет.

с.99.

Одна только кожа осталась. Молодой шаман тоже тут. Молодой шаман говорит:

- Устал я! Пожалуйста, помоги мне старик.

Ну, теперь-то старик шаманил. С немоганой немочь руками снял, сразу дородной девка стала и осталась живой. Унесли шамана обратно в его чум. Чума дошел старик и говорит:

- Теперь я, однако, три дня буду шаманить в своем чуме.

Три дня шаманил в своем чуме. Три дня шаманил и перестал. Теперь двух быков запряг старик. В простую тундру ушел. В простой тундре один аргиш нашел. Все олени этого аргиша на земле лежат, все запряжены. Человек там есть, сам закрыт, на санку положен.

Этот аргиш той девки, которую видел шаман на краю земли мертвых.

Убитые олени тут в лямках все лежат. Стал толкать их шаман в зад рукой. Так их толкал, и испугались лежащие олени, и стали на все четыре ноги. Теперь все олени живыми стали. Взял передового за вожжу и потянул вперед. Пошел аргиш. Только сам мертвец лежит еще завязанный на своей санке.

Привязал вожжу от передового к своей санке и поехал к себе домой. Теперь чума дошел.

Около своего чума поставил аргиш и стал смотреть в санках мертвеца.

В самой передней санке нашелся крылатый шайтан. В средней санке опять нашелся крылатый шайтан. Всего два шайтана. Теперь шаман-то сказал:

- Близко от нашего чума в тундре я мертвое тело нашел. Когда-то оставил я двух шайтанов в одном аргише в земле мертвых. Этих двух шайтанов я теперь в этом аргише нашел. Тот это аргиш, который близко стоял от мертвого народа. Однако, этот самый.

Ну, теперь старик все покрышки и одежду с мертвеца снял и стал руками его растирать. Тер шаман тушу, и живой она стала. Мертвец живой стал.

Тогда старик сказал:

- Садись вместе с моим парнем.

После этого стал жить старик шаман с женатым сыном.

Теперь-то вести этой конец.

Старик этот был Костеркин, Нгамтусо.

с.91.