Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

Краеведческий бюллетень . Южно-Сахалинск, 1995, № 1.

с.116:

В. К. Арсеньев

МИФЫ, ЛЕГЕНДЫ, ПРЕДАНИЯ И СКАЗКИ НАРОДОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

СКАЗКИ

(№1)

Сэндуля

Давно-давно жили три брата. Первый из них, звали Егда (безымянный), пошел искать жену и пропал. Уходя, он взял пачку древков для стрел, связал их и заткнул за корье в юрте. "Если я живой, они будут в пучке. Как только я умру, они сразу рассыпятся". Спустя много времени стрелки рассыпались. Два брата узнали, что умер старший брат. Тогда решил идти его искать средний брат. Стал его уговаривать младший брат, чтобы он не ходил, но он настоял на своем. Тогда он положил хоопы (надевается на большой палец той руки, которой держат лук) и сказал: "Если я буду жив, то медное кольцо будет светлым, а если я умру, оно сразу потускнеет". Прошло много времени, и кольцо вдруг потускнело. Тогда младший брат пошел на охоту и убил большого сохату. В одну котомку он забрал его и принес домой. Семь берестяных коробок (талуга намаhи) натопил он сала. Сложил он все это в амбар, объем около пуда*, поел, взял копье, лук, стрелы и пошел искать братьев. Нашел он их следы. Они привели его к берегу моря. Вдали он увидел большую лодку, как гора. Побежал он назад и проглотил целую чашку с салом. Опять пошел на берег посмотреть судно, и так семь раз возвращался домой и семь раз ел сало. Все семь коробок проглотил (7 пудов). Лодка вроде оморочки, но величиной с сопку, подошла к берегу. Егда бросился к ней. Он пустил в нее семь стрел. В лодке сидел Сэндуля, большой человек. Все стрелы ударились в камень. Тогда он колол копьем. Оно ударилось в каменную грудь. Тогда Сэндуля сказал: "Ты смотри, я каменный и убить меня нельзя. Садись ко мне в лодку". "Я боюсь тебя, -сказал Егда. - Что у тебя на голове, баран и кабарга?" Сэндуля ответил: "Это мои вши". Нечего делать, сел Егда в лодку Сэндуля, и поплыли. "Вероятно, он съест меня", - подумал Егда. "Есть такой большой мыс Агды доони, Сэндуля! - обратился Егда. - Этот мыс - моя родина. Ты подошел бы поближе, я посмотрел бы на него".

с. 117:

Согласился Сэндуля. Когда лодка приблизилась, Егда обратился в баклана и нырнул в воду. Когда он приплыл к берегу, то превратился в котенка рыси (Табдяhи лукани) и забрался на вершину мыса. Тут он превратился в человека. Егда был сильный шаман.

* Объем около пуда.

(№ 2)

Чиктам-куай

Был человек Сэндуля. Он поехал по морю на север на лодке. На берегу в одном месте жил Егда. Он смотрит и видит: идет большая лодка. У Егды было 7 берестяных коробок с сохатиным салом. Он схватил и сразу все сало выпил. В это время пришел Сэндуля. Егда схватил стрелы и копье и вышел на берег моря навстречу Сэндуля, и видит он, что это каменный человек. Егда стрелял, и первая же стрела сломалась. Тогда он ударил копьем, но и копье сломалось. Сэндуля сказал: "Ты, Егда, меня убить не можешь. Я сделан из камня. Лучше садись со мной в лодку и поедем со мной". - "У тебя в голове я вижу кабаргу и дикого козла". Сэндуля сказал: "Это не звери, а вши. Я их ловлю и ем". Егда согласился, и поехали вместе. Долго они ехали и наконец увидели большой каменный мыс. Егда сказал: "Сэндуля, надо ехать около самого мыса". - "Зачем тебе надо к этому мысу?" - "Я тут родился, смотреть это место". Сэндуля направил лодку к мысу, и тут Егда превратился в баклана и нырнул в воду, и вышел на берег, где опять превратился в человека и пошел в тайгу. В тайге он увидел Огбе (сохатого), быка. Тихонько он подкрался к нему и убил его, взял на плечо и пошел назад к морю. На краю мыса остановился и увидел, что Сэндуля возвратился назад. Сэндуля в это время говорил сам себе: "Удалый и умный этот шаман Егда". И стал звать к себе в лодку. Егда сказал, мол, здесь, иди сюда. Сэндуля вернулся. Егда разрезал сохатого пополам и сказал, обращаясь к задней части: "Если я умру, ходи мимо Сэндуля, если же я останусь жив, иди прямо в рот Сэндуля". Егда попросил Сэндуля открыть рот. Тот так и сделал. Егда бросил заднюю часть сохатого. Сэндуля сразу наелся. Тогда Егда сказал передней части сохатого: "Иди прямо в рот Сэндуля", - и бросил ее ему в рот. Сэндуля едва проглотил и эту половину сохатого. В брюхе обе части соединились. Сохатый ожил и ногами разорвал брюхо Сэндуля.

В 1911 г. была записана это сказка...

(№ 3)

Сюн сясигани (солнечный свет)

Жили очень давно старик и старуха. У них родилась дочь очень красивая. Когда она стала большая, родители ее прятали в ящик, чтобы никто не видел. Один Егда об этом узнал. Он пришел к

с. 118:

старикам сватать их дочь. Старик Канда сказал, что дочь отдаст замуж, но при условии, чтобы ты сходил на небо и достал, свет от солнца. Егда сказал: "Слыхал литы, чтобы кто-нибудь доставал такой свет, но я все равно попробую". И ушел. Он шел долго и нашел след лисы, прошел мимо и тогда опять увидел след лисий, где она постоянно ходила. Тут он сел и стал ждать лису. И вдруг к нему по тропе пришла лисица с двумя хвостами. Лиса сказала: "Я хорошо знаю, кто ты и что ты хочешь идти на небо за солнечным светом". Лиса побежала дальше, а Егда пошел своею дорогой. К вечеру вновь нашел лисий постоянный след. Он скрылся в чащу. Пришла лиса с 11 хвостами. Егда стрелял и сразу сломал ей 10 хвостов, а с одним она убежала. С тех пор все лисицы стали однохвостые. Егда собрал все 10 хвостов и пошел назад, и явился к старикам. Он сказал, что нашел лисицу с 11 хвостами, давай мне дочь. Старик отказал, считая, что это дело не трудное. Мне нужен солнечный свет, а не 10 лисьих хвостов. Егда снова пошел искать счастья, и вот увидел, что дерутся две маленькие птицы, которые дрались из-за гнезда. Егда убедил их не драться и сделал им еще одно гнездо. Тогда обе птицы обещали ему свою помощь. Он пошел дальше и увидел рыбу, которая обмелела и почти задыхалась без воды. Егда взял ее и пустил в воду. Он просил рыбу помочь ему в трудную минуту - рыба обещала. Идя дальше, он нашел родного дядю девицы, за которой сватался и ради которой пошел добывать солнечный свет. Старик спросил: "Куда ты идешь, Егда?" Последний ответил: "Иду за солнечным светом". Старик сказал, что может помочь. Он дал ему мешок с чумизой и сказал, что когда придешь на песок, бросай чумизу во все стороны. Егда так и сделал. Разбросал по песку чумизу и вернулся домой к доброму старику, которому и рассказал, что поступил так, как ему было сказано. Тогда старик сказал: "Ступай назад и собирай всю чумизу снова в мешок. Если ты сумеешь это сделать, то дочь моего брата будет твоею женой". Егда взял мешок, пришел на берег моря и заскучал. Спал он долго. Вдруг его разбудили две птицы. Они собрали всю чумизу и отдали ее Егда в благодарность за спасение. Он воротился и всю чумизу отдал дяде-старику. Старик испугался. Он понял, что Егда не простой смертный. Тогда он сказал, что даст Егда новую задачу, которая заключалась в том, чтобы он бросил в воду мешок с абду. Егда сделал так, а когда старик велел вновь собрать все медяшки, то рыба помогла ему и собрала все абду в мешок. Он возвратился к старику и сказал: "Я все сделал, теперь помогай мне и давай свою племянницу". Дядя пошел к своему брату, но тот сказал: "Пусть принесет мне с неба солнечный свет". Егда заскучал и не слыхал, чтобы человек на небо лазил. Заскучал он и пошел в тайгу. По дороге он встретил старуху. Она спросила его: "Куда ты идешь? Как ты сюда пришел, никто сюда не заходил". Он ответил, что его Канда послал достать с неба

с. 119:

солнечный свет. Старуха сказала: "Я тоже никогда этого не слыхала, но попробую тебе помочь". И дала ему маленькую пилу. "Ты пойдешь и увидишь большого медведя, который лежит и не шевелится. Дальше найдешь кабана, который тоже без движения. Потом сохатый и еще дальше стоит изюбрь с такими большими рогами, которые выросли до неба. Дальше я ничего не знаю и посоветовать не могу. Даю я тебе пилу". Егда не понимал, зачем ему дана пила. На другой день он пошел и все увидел, как сказала

с. 120:

ему старуха. Медведь имел такие большие зубы, что они вросли в землю, как корни деревьев. Егда решил помочь медведю. Он взял пилу и отпилил ему зубы. Медведь встал и сказал: "Егда, спасибо тебе. Вот что я тебе скажу. Когда увидишь изюбря, ты его не шевели, а полезай по рогам на небо, а когда спустишься назад, тогда отпили рога. На самом верху, на небе, будет сопка без леса, покрытая редкой травой. Ты там сиди, придет месяц, ты ему поклонись. Если месяц тебе не поможет, ты солнца не увидишь, и света его не получишь". Пошел Егда дальше и нашел кабана, у которого также клыки вросли в землю. Он отпилил их, cкoлько надо кабану, и пустил на волю. Кабан - дурной, ничего не сказал и ушел. Тогда Егда отправился дальше и увидел изюбря с рогами до самого неба. Он полез по ним, как по лестнице. На небе он попал в тайгу, и среди этой тайги была сопка голая, покрытая травой. Он сел на вершине, ел и сидел долго. Вот пришел один старик и спросил, зачем он сюда пришел. Егда рассказал все, как было. Старик сказал, что достать солнечный свет очень трудно. "Если я тебе не помогу, ты не достанешь его. Я тебе дам сверток, который ты не открывай и не смотри, что там есть. Как бы тебе жарко, холодно или трудно будет, тоже не смотри. Ты ступай скорей домой и, как придешь, сразу дай сверток своему будущему тестю, забирай девицу и скоро уходи из его дома". Егда взял сверток и по рогам оленя спустился на землю. Потом он отмерил изюбрю 79 концов и обрезал пилой рога. Олень убежал и сказал: "Если бы ты мне не помогал, я бы не мог уйти". "Ты мне тоже помогал на небо слазить", - сказал Егда. Егда провел по заду изюбря свертком, и шерсть у него на этом месте стала красноватая. Когда он нес сверток на спине, чувствовал большой жар. Егда пошел к Канда и сказал: "Ну, Канда, я был на небе и принес тебе свет солнца". "Ну, давай", - говорит Канда. Он отдал сверток, взял девушку и ушел. Тогда старик и старуха одели на себя чистые одежды, положили перед собой сверток и развернули его. Много было оберток, а когда развернули последнюю, из нее вылетел большой яркий огонь и спалил юрту и обоих стариков.

Жил себе Егда с молодой женой очень хорошо. Он не забывал, что ему помогали рыба, птица и изюбрь. Егда велел сшить хорошую одежду и взял ее с собой. На дороге он встретил тигра, который не имел красивой одежды. Егда дал ему новую цветную рубашку, и с той поры тигр стал с красивым нарядом. Тогда тигр рассказал ему (учил его) секрет, как ловить какого зверя.

Егда также дал одежду красивой маленькой сороке (Моутула-Кугохи) в благодарность за помошь, оказанную ему животными и птицами при добыче с неба солнечного света.

с.121

Сказка орочей № 1

Раньше было два человека - Эгда и Болигэ. Эгда - мужчина, и Болигэ - женщина. Эгда говорит Болигэ, чтобы она за него вышла замуж, а она не хочет. Эгда оборотился в медведя и однажды увидел Болигэ с сестрой и бросился их догонять. Обе девушки бросились убегать и направились к дому. Эгда бросился за ними скорее. Девушки успели добежать до фанзы и сказали отцу обо всем. Отец схватил копье, выбежал на улицу и увидел Эгда, который снова превратился в человека. Отец Болигэ сказал: "Зачем ты, парень, так балуешь?" Эгда отвечал: "Я шучу, играю". После этого Эгда стал просить старика, чтобы он отдал ему Болигэ. Старик согласился. Эгда женился и увез с собой и сестру ее. У Эгды был старик отец, который часто бил свою невестку. Ей стало невтерпеж. Тогда она взяла свои вещи в котомку, сказала сестре, чтобы она передала Эгда, чтобы он не искал ее следов, и убежала. Эгда возвратился с охоты и не нашел своей жены. Он стал спрашивать ее, где ее сестра. Она отвечала, как ей говорила Болигэ. Тогда Эгда начал ругаться с отцом и чуть не побил его. После этого он собрался, взял лочек и стрелы и пошел на поиски за женой. Он шел целый день и очень устал, а чтобы не отдыхать и скорее догнать беглянку, он превратился в медведя и опять шел всю ночь и весь следующий день, и ночь. Когда он медведем тоже почувствовал, что устал, он снова обернулся человеком и опять скоро шел целый день. К вечеру по дороге он увидел большое сухое дерево, дуплистое. Он остановился у него. и стал бить по нему палкой. Дерево сказало: "Не беспокой и не бей меня, я укажу тебе, куда ушла жена твоя". И указало дорогу. Эгда пошел дальше. Долго он шел, наконец увидел маленькую фанзу, в которой жила старуха. Старуха начала варить для Эгда обед и собрала для этого со всей фанзы всякое брилло и всякий мусор. Когда обед сварился и Эгда начал есть, то увидел, что вместо мусора сварены макароны и мясо лося. Он пообедал и спросил старуху о дороге. Тут он увидел, что старуха сделалась молодой красивой девушкой. Эта девушка тоже указала ему дорогу. Долго шел Эгда, перешел семь перевалов и подошел к морю. Ни лодки нет и море горит, хотя была и зима. Эгда взял лочек, выстрелил, ухватился за стрелу и перелетел на другую сторону моря. Обернулся и вдруг увидел, что море покойно и совсем не горит. Он пошел дальше, скоро он подошел к реке, а на другом берегу была фанза. Из фанзы вышел большой человек, посмотрел на Эгда, но не подал ему лодки и снова ушел в фанзу. Потом он снова вышел из фанзы, вынес почек и часто начал стрелять в Эгда, но не попал. Эгда стрелял и сразу убил великана. Тогда из фанзы

с. 122:

вышел другой великан и тоже начал пускать стрелы так часто, как падает дождь, и ни одна стрела не попала в Эгда. Эгда не хотел его убивать, а захотел только ранить. Он пустил стрелу и ранил его в бок. Тогда большой человек закричал: "Не убивай меня, я подам тебе лодку". Когда Эгда переехал реку и вошел в фанзу, он нашел там свою жену. Забрал ее, забрал сестру большого человека и пошел назад. На обратном пути он легко перешел и преодолел все трудности и дошел, до фанзы, где старуха кормила его обедом. Тут он увидел, что это нестаруха, а молодая красивая женщина. Он и ее тоже забрал к себе, вернулся в свою фанзу и стал жить весело и хорошо.

В ороченских сказках редко герои имеют собственные имена, в большинстве -случаев человека мужчину они называют Эгда, а женщину - Болигз. Девушка у орочей называется одега. 

Сказка орочей № 2     

Эгда пошел на охоту и увидел белку, стрелял и ломал ей заднюю ногу лочеком, человек убежал домой, потому что белка сказала ему, что на другой день придет к нему за ответом. Человек хотел убежать на небо. В фанзе у себя он все дерево намазал маслом, а сестру спрятал под костер в землю, а сам взял лочек и стрелял стрелу за стрелою. Первая воткнулась в небо, вторая - в хвост: первой, третья - в хвост второй и т. д. На другой день раненая белка собрала множество белок и стала спрашивать, куда ушли люди. Все дерево молчало, потому что накормили маслом. В углу лежал старый ул и закричал: "Меня маслом не кормили, я знаю, где, и укажу". И сказал, где спрятана его сестра. Белки кололи копьем землю в костер и увидели, что копья в крови. Эгда над сестрой насыпал сначала земли, потом налил много крови, опять засыпал земли, потом только положил золу и развел костер. Белки, думая, что закололи его сестру, ушли. Сестра вылезла из-под костра и совсем разбила старый ул. После этого девка ушла и нашла дом, хозяяином был Гиленыра.. Девушка стала жить там и до сего времени. Гиленыра занимался ловлей рыбы и клал ее в амбар. Девушка говорит ему: "Иди первый в амбар". А Гиленыра посылает ее вперед. Пошла девушка. Гиленыра смеется над ней, она стала спрашивать: "Чего ты смеешься надо мной, разве у меня штаны разорваны?" А он все продолжал смеяться. Тогда она спросила: "Ты хочешь на мне жениться?" Гиленыра перестал смеяться и сказал: "Да". Он связал семь пачек рыбы. Она сказала, что если хочешь на мне жениться, брось так эту всю рыбу сюда, чтобы она сразу легла так, как бы ее нарочно в порядке по одной сложили.

Покончив с рыбой, они пошли домой. Дома она сказала старухе, что ее сын хочет на ней жениться. Старуха сказала сыну, чтобы он надрал семь снопов бересты и сделал бы лопату на семи ногах, чтобы лопата сама пришла домой и еще принесла бы всю бересту. Он сделал. Старуха и девка сделали из этой бересты балаган. Девка села на лопату и покрыла ее берестой. Поставили на лед, толкнули ее, лопата убежала и унесла девку. Долго ехала девка, наконец

с.124:

лопата остановилась. Девка увидела лягушку, которая очень радовалась, что нашла себе подругу. Лягушка стала снимать бересту и сказала девке: "Идем в наш балаган". Девка пошла под кочку - там были ящерица, змея, еще лягушки и т. д. Лягушка сказала им: "Идите в сторону, мы, хозяева, пришли". Все гады тотчас ушли. Девка сказала, .что здесь не чисто, и сделала себе балаган из бересты. Лягушка тоже к ней перешла. Девка себе наносила дров, тростника. Живя вместе, всё сняла с себя (серьги и украшения) и одела на лягушку. Потом она стала чесать себе голову, вдруг в это время собака залаяла. Лягушка сказала: "Поди посмотри, кто-то идет". Но девка сказала, что никого нет, а сама спряталась в принесенный тростник. В это время подошли к балагану два человека. Они спросили, одна ли живет лягушка, лягушка сказала: "Я одна да собака".Но люди поняли, что лягушка обманывает. Один из них взял нож апилэ и начал резать траву - пошла кровь, он зажал рукой. Один постарше женился на лягушке и все имущество увез с собой. На месте осталась одна девка в траве. Младший брат с дороги вернулся назад к траве, сказал старшему брату, что забыл нож. Лягушка не советовала идти, говоря, что у нее есть нож стальной. Придя назад, он стал починять старую лягушачью одежду, потому что девка была голая. Назад шел он потихоньку, а близко сразу подбежал бегом и сказал девке, чтобы она не боялась. Потом он взял ее с собой и догнал старшего брата. Девка сказала лягушке: "Зачем ты унесла мою одежду?" Девка сняла всю свою одежду с лягушки. Наконец оба брата с женами пришли домой к своему отцу. Раньше к старику прилетела птица и сказала ему, что оба сына женились. Старик приготовил хорошие дорогие постели. Лягушка сказала, что такой товар она всегда ногами топтала, а девка шла сзади и все свернула, убрала. Старик сказал лягушке: "Вари чумизу". А она сказала: "Ее всегда было много, пустяки". И принесла песок и положила в котел, заварила. Когда каша скипела, старик взял серебряную ложку и хватил в рот, начал плеваться. Потом старик послал лягушку за дровами, чтобы погреть свою спину. Лягушка принесла трескучки и велела старику подвинуться поближе к огню. Старик так и сделал - обжег себе спину и сжег всю одежду. Еще раз послал к своему брату узнать, здоров ли он, и позвать его. Лягушка притащила ящерицу, змею и еще лягушку и бросила их в фанзе. Старик их выгнал всех. Старик тогда послал молодую девку за чумизой, девка сказала;что не знает, где искать, потому что народу не было кругом. Девка пошла в тайгу, стала плакать и уснула, а когда проснулась, то увидела семь братьев - они дали ей чумизу и не велели говорить, где она взяла. Она таскала чумизу, сварили. Дали каши и лягушке, дали чашку, ложку и сказали, что каша горячая. Старик тогда только понял, что это - хорошая жена, а то - лягушка. Старик снова послал молодую девку за дровами. Девка

с. 125:

сказала, что едва ли сумеет принести дров. Опять она в лесу стала плакать и т. д. Семь братьев снова рубили ей хороших сухих ясневых дров и не велели говорить о случившемся. Она разложила огонь и велела старику все же беречься. Старик похвалил дрова. Наконец старик послал ее, чтобы она показала ему своих братьев. Девка пошла в тайгу и т. д. Семь братьев пошли с ней. Старик увидел их и похвалил. Они, уходя, сказали старику, чтобы больше он не посылал сестру в лес за чумизой и за дровами. Старик и Болигэ стали жить хорошо, а лягушку выгнали обратно в болото.

Два мира - небесный и подземный

Жил человек Егда со своей женой. У них родился мальчик. Сын вырос. Уже 3-х лет он был способный и мог ходить сам на охоту. Никому он не делал зла и старался всем помочь. Четырех лет Егда задумал женить сына. На это мальчик ответил: "Такой жены, которая мне понравилась бы, здесь нигде нет". Отец спросил: "Где же тебе тогда искать жену?" "На небе" - отвечал мальчик. - У кого хорошая душа, - ответил он на возражение отцу, тот найдет туда дорогу". Отец сказал, что он никогда еще не слышал, чтобы кто-нибудь ходил на небо. Вот мальчик стал собираться и на другой день пошел куда глаза глядят. Шел он долго и вдруг увидел двух птиц и гнездо с яйцами. Птицы дрались из-за гнезда. Егда - так звали мальчика - спросил, из-за чего они дерутся. Птицы отвечали, что делать гнезд они не умеют и оспаривают друг у друга это гнездо. Человек сделал второе гнездо. С той поры птицы узнали, как надо вить гнезда. В благодарность они ему сказали, что в том случае, если ему будет где-нибудь трудно, чтобы он вспомнил их. Егда пошел дальше. Вот увидел сухую речку и в ней в одном месте небольшую лужу, переполненную рыбой. Рыбы стали жаловаться на безводье и просили о помощи. Он собрал на веревку всех рыб, отнес их вниз по реке и пустил в воду. Рыбы тоже обещали ему свою помощь, если в пути что-нибудь с ним случится. Пошел Егда дальше и увидел кабана, у которого клыки вросли в землю так, что он не мог пошевельнуться. Егда отмерил кабану такой длины клыки, чтобы он мог ими обороняться от других зверей, и по мерке отрезал клыки. Кабан на радости стал прыгать и также обещал свою помощь. Опять пошел Егда дальше. Вот нашел он медведя и тоже с длинными зубами, вросшими в землю. Он выручил медведя, отрезав ему клыки такой длины, какие нужны ему для самообороны и жизни в тайге. Медведь в благодарность рассказал ему дорогу вперед. "Когда пойдешь дальше, - сказал он, - ты найдешь сохатого, у которого рога вросли в небо, а потом найдешь изюбря в таком же положении. Изюбриные рога - твоя лестница на небо". Стал он рассказывать, что найдет он на небе. "Там ты найдешь юрту и в ней

с.126:

старика и старуху, а в стороне будет другая юрта, в которой живут отец Канда, мать Болиhе и очень красивая девица. На вопросы старика отвечай все откровенно и ничего не утаивай. Если он тебе отдаст девицу, то, что ни попросит взамен, не бойся, и все обещай. Тебе помогут птицы и рыбы, кабан и лось". Поблагодарил Егда и пошел дальше. Вот встретил он изюбря с рогами, вросшими в небо. Егда сказал, что он слазает на небо и, вернувшись назад, освободит изюбря. Долго он поднимался кверху, стало делаться теплее, .дул жаркий ветер. Стал он просить бога, чтобы добраться до неба. Там он увидел другой мир, все было красивое, светлое. Нашел он ровное место и на нем две юрты: большая и малая. В большой юрте он застал старика и старуху. Старик сказал, что до сих пор никто к ним не приходил. "Ты, Егда, молодец. Какое у тебя дело?" - "Не помню я, как шел, я холостой, родители дряхлые. Я пришел сюда искать себе жену". Старик велел старухе угощать мальчика-юношу обедом. На другой день Егда спросил: "Нет ли здесь поблизости какой-нибудь девицы?" Старик ответил, что у него есть девица, которая ничего не знает и никогда не работала. Стал Егда просить эту девушку. Старуха согласилась отдать свою дочь. Старик сказал жене, мол, давай сюда Цзакта (чумиза), и велел ему всю крупу высыпать в море. Егда так и сделал. Тогда старик: "Я тебе дам девку, но ты собери мне всю чумизу назад". Задумался Егда: "Что делать? Как быть?" Сел он на берегу моря и уснул. Вдруг кто-то его разбудил. Посмотрел Егда и увидел рядом с собой мешок, полный чумизы, - это собрали ее рыбы. Вернулся он к старику и отдал ему, чумизу. Подивился старик, стал хвалить Егда: "Теперь ступай к озеру и возьми пять мешочков с раковинами". Он бросил их в воду. Приказал ему старик собирать все раковины обратно. Вот ушел человек, сел на берегу и уснул. Опять его кто-то разбудил. Смотрит, а раковины опять в мешках. Стал опять хвалить его старик и послал его на север, где обитает десятихвостая лисица, и велел он ее поймать. Пошел Егда и взял с собой лук и одну стрелу. Стал он. вспоминать всех тех живых существ, которым помогал раньше. Нашел Егда след лисы. Сел он тут и стал ждать лису. Пришла лиса с десятью хвостами. И стала говорить лиса человеческим голосом. Егда лежал на земле в надежде, что лиса примет его за колодник. "Не надо хитрить, - сказала лиса, - я узнаю в тебе человека. Ты многим помогал. Если ты возьмешь мои хвосты, Канда дочь тебе не отдаст. Он опять тебе даст какое-нибудь опасное или хитрое поручение. Когда он пошлет еще раз, ты увидишь лестницу, ведущую на самое верхнее небо. Там есть месяц (Сун сясигани). Вот он и велит тебе достать месяц. Старуха даст тебе кусок материи. Когда ты завернешь в нее месяц, тебе в руках будет очень горячо, но ты не разворачивай тряпицу. Если ты в одно мгновение не сумеешь взять мои хвосты, никогда их больше не найдешь". Обратился Егда к стреле и сказал:

с. 127:

- Тада! Тала! Одзахи бисей!

Стрела! Стрела! Дух сильней!

Пустил он ее и сразу отбил ей все 10 хвостов. Один хвост у лисы остался. Принес Егда хвосты. Не унимался Канда и стал посылать его за месяцем. Отправился Егда, долго ходил и вдруг увидел небольшую сопку с длинным мысом и на конце маленький балаган. Зашел он в небо и увидел седую-седую старуху. Он кланялся ей в землю. "Зачем ты пришел сюда, Егда?" - спросила она его. "Ой, Мама! Биата Мама! Большое у меня дело". Рассказал ей все Егда. "Сун сясигани держит Бо-Андуляни", - сказала старуха. -Наверное, Канда с ума сошел, если он дал тебе такое поручение". И обещала свою помощь. Вышли они из юрты, и она показала: "Вот по другую сторону сопки юрта. В ней Тагу Мама. Здесь родятся люди (идут на землю родиться), а по этой реке Чиниhе (муж Тагу Мама). По пути там зеленая трава, весна, а там на краю, где Чиниhе, лес хвойный, зима и снег. Вправо место по ключику в горах, место обитания душ сохатых, оленей Буйнь синкани (зверь-душа). Дальше тоже справа место обитания промысловых животных - Hay Буйни (цена-зверь). Еще дальше ключик и на нем местообитание страшных хищных зверей Уйху киун (высшая точка). Прямо вершина Бо-Андулини. Слева еще ключик. Здесь находятся все сево Тыэнкуни шаманов, которые входят в молодых людей, посвящаемых в шаманство. Еще один ключ - место Сансу. В прежние времена он был чрезвычайно сильный шаман".

Старуха дала ему тряпку, в которой что-то завязано, и сказала: "Привяжи ее к поясу на спине и неси, и как бы жарко не было бы, не отвязывай и не открывай. Когда придешь назад, то вместе с девушкой уходи. Канда не должен был просить свет от луны. Тот, кто откроет этот свет - придет конец его жизни". Вот пришел он назад и, отдавая тряпицу Канда, сказал: "Я все тебе принес, все, что ты хотел, теперь отдавай мне девушку". Пришлось уступить. Егда взял свою молодую жену и ушел. Он спустился по рогам изюбря на землю. Канда, когда ушел Егда, велел своей жене одеть лучшее платье и сам оделся в лучшую одежду. Вот он стал развертывать - взвился из тряпки огонь и сразу все спалил. Все сгорело - и погиб Канда с женой. Егда отмерил у изюбря рога на восемь концов и отрезал их. Изюбрь обрадовался и убежал. Жена Егда красную тряпку привязала сзади к изюбрю, вот почему рыжая шерсть на ягодицах у него и осталась с тех пор, с тех пор и рога не вырастают больше восьми отростков. Отец его Канда и мать Болиhе долго ждали, они обносились и сидели голодом. Они плакали о пропавшем сыне. Решили они вместе умирать. Канда обнял дерево и застыл на нем. С той поры и появились деревья с наростами. Болиhе ушла в лес и сделалась зеленым дятлом "Бохоло". Егда пришел домой и стал жить хорошо. Вот он опять стал

с.128:

скучать. Жена, видя, стала спрашивать его: "В чем дело? Скажи мне". "Не хочу говорить", - сказал Егда. Жена стала его допытывать. "Хочу я еще иметь одну жену. Был я на небе - это один край, но не был на другом краю. Хочу я узнать, что там есть. Хочу я идти там, где небо и земля сходятся вместе". Жена стала его уговаривать, но он не слушал. Видит она, что его нельзя уговорить. Вот он в один день приготовил нада момугу, семь стоек дров. На другой день поставил семь амбаров с мясом - "Нада цзали бута". Утром на третий день он поел и пошел, взяв с собой лук со стрелами (буй и тада). Шел он долго и видит, что шагом не дойдешь. Взял он две щепки, одел их на ноги, и превратились они в лыжи. Стал он петь песни и звать рябчика: "Давай наперегонки. Ты летай, я пойду шагом, кто скорей. Кто будет, тот будет убит находящимся впереди". Прилетел рябчик. Понеслись. Егда не устал, а рябчик задохнулся. Егда убил его из лука. Стал звать Егда черного рябчика "айма". Егда обогнал его и тоже убил. Видит Егда, что он скоро идет, и это ему давало уверенность в успехе. Много дней и ночей он шел и увидел перед собой громадное болото. На краю его сильный ветер, буран, снег, мгла, сумрак. Не знает он, в какое место пришел. Надо ночевать. Он не разводил огня, а лег на свои лыжи. Ночью вдруг появился свет, как огонь, и послышался голос:

- 3ачем ты пришел сюда, Егда? Никакой человек еще сюда не заходил, ты здесь погибнешь". Испугался Егда. Потихоньку он встал, взял стрелу и обратился к ней с такими словами: "Стрела! Стрела! Если мне можно жить, ты попадешь в огонь, если нельзя - пролетишь мимо". Пустил он стрелу, натянув лук что есть силы. В это время послышался страшный стон, и огонь потух. Понемногу качало рассветать, день начался, но солнце на небе не появилось. Стал Егда искать то место, куда пустил стрелу. Шел он долго и вдруг увидел какое-то существо черное без шерсти, передняя часть вроде человека, а задняя вроде зверя (нечто вроде кентавра). Стрела попала ему в сердце. Жаль ему стало стрелу, выдернул он ее. В это время прилетел поползень "Чинсипи". "Что ты задумался, Егда, куда ты идешь? Вот уже скоро край земли. Зверь этот, Амба. Он всех съедал людей, которые сюда заходили. Весь мир тебя будет благодарить. Дальше ты увидишь самый край земли". "Я пришел сюда посмотреть этот край", - отвечал Егда. Одел он лыжи и пошел дальше. До слуха его донесся какой-то шум. На краю болота он увидел большую реку и на этой стороне небольшую юрту. Вошел он в нее и увидел совсем седую старуху Он встал на колени и сделал ей земной поклон. "Ах, Егда, - сказала она, - птица сюда никогда не залетала, а ты пришел". "Мама! Мама! - отвечал Егда, я пришел край земли посмотреть!" "Ты хороший человек и в

с. 129:

трудную минуту всем помогал, помогу и я тебе, - сказала старуха. Это место называется Боа тэыни (горизонт)". Похвалила она его и за то, что убил он Амба - самое страшное чудовище. Она угостила его. Старуха вывела его из юрты. Сказала, что речка, где они находятся, называется Докеня боани. Немного ниже балагана речка уходит в землю, как водопад. Там есть лестница и внизу другой мир Докеня на(а)ни. Там еще есть река, и в русле ее лежит

с. 130: большой зеленый камень Негзо кала (када). На нем сидит Мудэля, такое худотелое, что только одни кости. Он есть Докеня адзани. Дальше не ходи. Отсюда ты все увидишь и возвращайся назад". В подземном миру он увидел рыб (Докеня цзаунгани), жаб (Докеня я(а)лани, выдр (Докеня буйни). Человек из одних костей (скелет). Он сказал: "Егда, дальше не ходи. Тут страшные звери - Докеня

с. 131:

сунмуни, Докеня кулигани, Докеня нини, Докеня iелани - красного цвета с плоским хвостом. Звери эти едят людей. Иди теперь назад и расскажи людям". Пошел Егда назад. Рассказал он старухе, что хочет идти домой. Она посоветовала: "Тот страшный полузверь, получеловек, которого ты убил, называется Цауломя. Когда небо ночью вспыхивает разными огнями - это его ханя ушла на небо. Когда по небу летит голо (метеор), это тоже ханя, но не его, а его жены Голо. Если бы ты его не убил, то все люди погибли бы". Старуха дала ему разные свертки с семенами и велела класть их по дороге на цветы и сучья деревьев. Так Егда сделал. Покончив с рассадкой семян, он нашел балаган. С той поры и стали ягоды на земле. "Когда пойдешь назад, - продолжала старуха, - и пройдешь семь болот, увидишь на краю последнего два балагана. Один большой, другой маленький. Мимо большого иди тихонько и входи в другую юрту. Тут ты найдешь красивую девицу. Если вы друг другу понравитесь, то возьмешь ее себе в жены". Она угостила его и отпустила. Пошел Егда на лыжах. Снова он стал звать рябчика, черного рябчика. Они отстали от Егда, убил их стрелой. Нашел он балаган и в ней красивую девицу. И просил у нее разрешения переночевать. Она позволила. Тогда он спросил разрешения лечь с ней спать. Она тоже разрешила, и стала она его женой. Девица сказала, что у нее есть и мать. Егда сказал, что они долго жить не будут, и звал ее с собой Утром они пошли к старику и старухе Ама (Ама(h)о), и поклонилась им в ноги Тесть и теша угостили их и отпустили. Егда пошел домой и лома застал все благополучно - и стали жить втроем.