Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

Краеведческий бюллетень, 1995, № 2

Из научного наследия В. К. Арсеньева

В. К. Арсеньев

{№ 1}

Странная сказка (Сын Солнца)*

Один кабан жил в тайге с дикой свиньей. У них родился вместо поросенка человек. Когда он стал понимать, он сказал, что не знает отца и жить в тайге, как кабаны, не может. Ему нужен дом. Сказал он и уснул, а когда наутро проснулся, то увидел готовый дом и в нем готовый обед. Немного спустя этот человек пошел искать себе жену. На пути он встретил человека, который спросил его: "Куда ты идешь?" Он ответил: "Жену искать". Тогда тот спросил: "Ты какого рода?" Человек ответил: "Я сын кабана". И тогда в свою очередь спросил: "А ты чей сын?" Тот ответил: "Я сын месяца и тоже ищу жену, свалился с неба". И пошли они вместе. На пути опять встретили еще одного человека, который на задаваемые вопросы ответил, что он сын солнца. Тогда оба первые скрыли от него, что они ищут себе жен. Теперь пошли все вместе трое. В тайге нашли дом и здесь остались ночевать. Дом был пустой. На другой день сын солнца предложил сыну месяца идти вместе на охоту. Тот согласился. Сын кабана остался один. Они заказали ему обед. После ухода вдруг в дом пришла старая старуха и сказала человеку: "Давай бороться". Тот посмеялся и сказал: "Ты очень стара, и я не могу с тобой бороться". Однако они начали бороться. Старуха оказалась сильной, она повалила сына кабана и связала его веревкой, а сама пошла в амбар и все продовольствие съела и затем всюду начала отправлять естественную надобность - все загадила и ушла. Вечером пришли оба охотника, они окликнули сына кабана с улицы - никто не отзывался. Сын месяца хотел войти в дом, но не смог - все кругом было загажено. Они развязали сына кабана и дали ему другую одежду. Убрав все, они сами сварили себе ужин. На другой день пошли на охоту сыны солнца и кабана, а остался сын месяца. Сын кабана рассказал ему все о старухе. Старуха опять явилась и опять потребовала бороться. Опять она связала сына месяца и опять его огадила и ушла назад. Вечером

__________________

* Продолжение. Начало в № 1 за 1995 г.

с. 165.

возвратились охотники. Они развязали сына месяца и дали ему тоже другую одежду. На третий день остался сын солнца - остальные ушли. Снова явилась старуха, снова стала бороться. На этот раз сын солнца взял верх. Когда возвратились оба других охотника, старуха сказала: "Я имею трех дочерей и искала удалых людей. Дочерей своих я дам вам в жены". Они отпустили ее. Она ушла и на другой день привела трех дочерей. Старшую взял сын месяца, вторую - сын кабана, третью - сын солнца. Тогда все трое с женами разошлись по своим домам. Сын солнца предложил сыну кабана поселиться вместе. У каждого из них родилось по сыну.

{№ 2}

Болотная кочка

Человек Сэумо - безобразного лица, с желтыми волосами, большого роста. Его жена была сестрой Егда. Она не знает, как попала замуж за Сэумо. Последний был шаманом и с помощью своего севона сделал женщину сумасшедшей, вследствие чего она и попала к нему в руки. Когда она очнулась, то увидела себя спящей с Сэумо. Ничего ей не оставалось, как остаться его женой. От этого брака родилась одна девочка. Егда потерял свою сестру совсем из виду и думал, что она умерла. Однажды он пошел на охоту, зверей нигде не видел, но попал в юрту. Тут он увидел свою сестру. Она рассказала брату, что с ней случилось. Сэумо дома не было. Сестра сказала, что Сэумо, вероятно, не человек, и предупредила брата, что он скоро вернется домой. Брат спросил сестру, хочет ли она сама оставаться его женой. Сестра сказала, что Сэумо убить нельзя, он не умрет. Он шаман и у него есть сильный севон. Тогда Егда посоветовал сестре узнать, где обитает душа Сэумо и где он держит своего севона. Егда посоветовал также немного надрезать ножом пупок ребенка, чтобы он все время плакал. Так и сделали. Тогда мать спросила: "Где твоя, Сэумо, душа и севон?" Сэумо не ответил. Жена сделала клин деревянный и стала забивать его ему в задницу и требовала, чтобы он скорее говорил, где его душа и севон. Тогда Сэумо сказал: "Сперва по дороге от балагана будет "Хайланку" высотою до неба, за нею - пихт семь штук тоже высотой до неба, потом - семь кучек багульника такой же длины, затем - болото, а за ним -тихая река, в которой вода цветная: у одного берега красная, у другого - черная. На этом берегу земляная лодка. В ней надо переехать через реку. Дальше будет опять болото и в конце его юрта. В ней есть кузнечный мех, и один человек руками держит мех, но не шевелится, другой человек одной рукой поднял

с.166.

молоток, а другой держит клещи и тоже замер в неподвижной позе. Под крышей висит медная коробка - и в ней семь яиц, одно зеленое - это моя душа". Егда сидел за юртой и подслушивал разговор. Он взял с собою топор и пошел, захватив с собою еще и копье. Сперва он поджег траву, пихты срубил топором и сжег их, багульник постигла та же участь. Переехав через реку, за болотом в юрте он нашел людей в застывших позах. Он схватил

с. 167.

коробку, шесть яиц разбил, а зеленое седьмое положил в поясную сумочку и понес с собой. Людей в позах кузнецов убил. После того как он переехал через речку, он сломал лодку. Немного далее встретил Сэумо и вступил с ним в бой. У Егда не было сил. В это время прибежала сестра с доской удэhи. Она спросила, где есть, не называя что. Егда: "С правой стороны в сумке".

Женщина сразу ударила доской по сумке, яйцо разбилось, и Сэумо упал мертвый. Егда отрезал ему голову и спросил сестру: "Куда девать ее?" Она ответила: "Брось ее в болото". С той поры и появились человекообразные кочки. Зубы бросили на берегу реки - образовалась галька-кремень. Он и дает искры Бу (Сэумо бу(у)ни). Глаза Егда швырнул на небо. Две большие красные звезды - Анторес (Весы) - это и есть глаза (Сэумо Хуактани). Вернувшись домой, Егда застал ребенка умирающим. Сестра сказала, что она теперь не может жить с людьми, потому что она была женой черта.

{№ 3}

Хуакта

Был один человек, большой, грязный, имя ему Сэумо - это значит "черный". Сэумо женился на сестре Егда. У них родилась дочь. Егда и его сестра не любили Сэумо. Сестра часто говаривала брату: "Зачем ты меня выдал замуж за Сэумо - он ни человек, ни зверь, ни черт, большой, грубый, грязный, весь в земле, выпачкан в грязи. Он не говорит, а ворчит, как зверь. Надо бы его убить". Брат согласился. Сестра высказала сомнение, что его не убить ни топором, ни стрелой, ни копьем. Сестра научила брата и сказала ему: "Я буду скоблить кожи около амбара, а ты садись около самого дома и слушай хорошенько. Дочь моя будет спать дома, а Сэумо всегда крепко спит в обморочном состоянии на полу около входа в юрту. Когда ребенок проснется, я пойду и скобелем нацарапаю ему живот. Ребенок будет громко кричать. Ты разбудишь Сэумо и заставишь его качать ребенка". Так и сделали. Егда никак не мог добудиться Сэумо. Тогда он взял клин и большой деревянный молот и стал им этот клин загонять в заднепроходное отверстие Сэумо, отчего последний проснулся. Узнав, что жена занята работой, он стал качать ребенка, но девочка не унималась и все время кричала. Тогда жена его и сказала: "Ты все равно ее не успокоишь. Ты расскажи ей о своей жизни, как ты родился и каким образом ты умрешь. Девочка заслушается и уснет". Жена ушла на работу, а Сэумо стал ей рассказывать о своей жизни и, когда дошел до места, где нужно говорить о смерти, он сказал: "Надо идти северной тропой. Найдешь семь высоких елей, потом найдешь хайкта Хаиланку - очень длинную, дальше будет в

с.168.

болоте багульник. Надо идти этим болотом через лиственничный лес до речки с красною водою. Там есть земляная лодка. Переправившись в ней на другую сторону, найдешь юрту и в ней два человека с мехами и молотками, которые замерли во время ковки в неподвижной позе. В стене есть медная коробка, а в ней 7 яиц, из которых 6 белых и одно зеленое. В зеленом заключается моя жизнь. Если его разбить - я умру тотчас". Егда все это слышал. Он точил топор и делал вид, что ничего не слышит.

Тогда Сэумо не успокоил ребенка, лег у порога и снова погрузился в глубокий сон. Егда взял с собой топор и пошел по той дороге, которую указал Сэумо. Когда он нашел семь елок - тут он разжег огонь и отдыхал. В местности, где было много Хайланку, опять отдыхал у огня, также и в болоте. От этих огней пошел лесной пожар, а по болоту пал пошел. Потом он сжег багульник, затем лиственницы поджег и наконец нашел речку с красною водою. Он переехал ее на земляной лодке, изрубил ее и сжег после переправы. Еще за два дня пути он добрался до юрты, где нашел онемевших людей. Он все здесь изрубил, и людей тоже, и все это сжег. Потом он достал медную коробку с семью яйцами. Он разбил шесть белых яиц Сэумо нээни, а седьмое положил к себе в карман и побежал назад. Сэумо сразу почувствовал опасность и бросился в погоню за Егда, и встретил на полпути обратно. Тут Егда вступил с ним в бой. Долго они бились, и Егда почувствовал, что сил его не хватает. В это время прибежала на помощь сестра. Она захватила с собой доску, на которой они вырезают узоры (Удэхэ). Она спросила: "Где? Где?" - "В кармане", - крикнул ей Егда. Она ударила его доской по карману, разбила яйцо зеленое, и Сэумо мертвым упал на землю. Егда велел сестре уходить домой к ребенку, убить его и бросить в тайгу. Когда сестра ушла, Егда вырвал глаза Сэумо и бросил вверх, и тогда образовалось созвездие Худахта (Хуакта, у прибрежных удэhе). Он выбил ему зубы и разбросал их по земле, получил Бу-кварц, получилось созвездие Сэумо иктени.

С тех пор на галешниковых отмелях встречаются большие куски молочно-белого кварца - Сэумо бунгини - созвездие семи яиц. Голову его бросил в болото - образовались кочки Сэмухто дэлинь-Вейник, это были его раньше волосы. Сэумо иктэни - не звезды, а белые камни на земле. На земле остались зубы и голова Сэумо.

{№ 4}

Край земли и неба

Был один Егда. Задумал он один раз дойти до горизонта, там,

с.169.

где небо сходится с землею, и найти края земли и неба. Вот он пошел. Шел долго и никого на пути не встретил. Он не знал сколько времени шел. Тогда он решил позвать рябчика, чтобы рябчик летел к краю земли, а он будет бежать на лыжах рядом с ним. Рябчик прилетел и понесся к горизонту. Человек побежал рядом и обогнал рябчика, оставив его далеко сзади. Это сделал он для того, чтобы узнать, как быстро он продвигается вперед. Тогда человек бросил в рябчика палкой и убил его. Тогда Егда позвал черного рябчика (дикушку), но и он отстал от человека. Черный рябчик был также убит палкой. Вот он позвал гагару - с ней случилось то же самое. Убедившись в быстроте своего хода, он пошел сам и обратился к своим лыжам: "Вы, лыжи, сделаны моим отцом шаманом и потому идете скоро и, если можно, идите еще скорее". Он пошел так быстро, как пуля, только пыль снежная закрутилась сзади. Долго он шел и не знал, сколько еще дней. Вот лес переменился, сопки остались сзади, начались бесконечные болота, стало холодно, ветер сильный дул прямо ему навстречу. Все холоднее, и ветер крепче, день становится короче, а ночь длиннее, день сумрачнее, а ночь чернее, дошло до того, что день уже нельзя было отличить от ночи. Издали стал доноситься какой-то странный шум, похожий на гром, шум этот все усиливался. Первый раз он остановился на отдых. Тут только он заметил, что небо ТО приближается (опускается) к земле, то удаляется (подымается) ОТ ЗЕмли, словно раковина открывается и закрывается, словно громадный зев, гортань которого на горизонте, и от этого дул сильный ветер и происходил сильный шум. Когда небо и земля расходились, становилось светлее и ветер стихал, когда же они сходились, делалось темнее и ветер усиливался. Вдруг, когда зев небесный раскрылся, появился большой красный огонь вроде месяца. Он появился на горизонте в виде полукруга, и тогда Егда услышал голос: "Ты зачем пришел сюда - все равно ты назад не вернешься. Где конец земли и неба, ты узнаешь, но назад дороги не найдешь. Хорошо, что встал биваком далеко, еще немного ближе - и ты погиб бы от холода и жары. Здесь конец земли и неба. Как теперь пойдешь ты назад?" У Егда был только лук и одна стрела. Он взял стрелу и обратился к ней со следующими словами: "Стрела! Стрела, если я назад не вернусь, ты иди мимо этого огня, а если я дойду до дома, то ты попади прямо в него". Тогда он пустил стрелу, и она прямо попала в цель. Огонь мгновенно исчез. Отдохнув немного, он пошел вперед дальше. И увидел он великана каменного. "Када Буй", получеловек-полузверь, похожий на страшного тигра. Этот великан и был огонь, который угрожал ему. В боку его

с.170.

торчала стрела. Он стал выдергивать ее из мертвого великана и не мог выдернуть. "Неужели я должен здесь умереть?" - сказал Егда и с силою дернул стрелу. Она вырвалась из тела великана и ударила его по ноге, и сломала колено. Егда упал. Жаль ему стало, что никто из людей не узнает, где конец земли. Звал он к себе всех зверей, всех птиц, никто не идет. Наконец явился ворон. Поблагодарил его Егда и послал за лекарством домой. Много дней и много ночей летел ворон Вали, пока не устал. Сел он отдохнуть и увидел дом Егда. "Кур-кур! Канда! Канда! Твой сын находится на краю земли и на краю неба. Он убил Када Буй и ранил себя стрелою". Канда стал быстро собирать все лекарства, сделал котомку и привязал ее на спину ворона. Ворон полетел назад к Егда, но котомка была тяжелая и он часто садился. Первый раз он сел на вершину кедра и здесь немного оставил лекарства, и на этом месте появились (выросли) орехи. Дальше он сел на дуб, оставил на его ветке лекарство - появились желуди. Затем он сел на землю - появилась голубица, в другом месте -брусника, потом черемуха, груша, яблоня, земляника, малина, кишмиш и т. д. Все ягоды выросли там, где ворон оставлял лекарство. Немного их осталось, когда он долетел до больного Егда. И спросил Егда, почему так мало лекарства. Ворон сказал, что он по всему пути насадил разных ягод и плодов. "Когда ты поправишься, на дороге у тебя будет растительная пища". Егда лечился и на третий день исцелился. Тогда Егда сказал: "Ты, ворон, мне помог, и вот с тех пор никакой охотник тебя не тронет, н ты всегда около людей найдешь мясо. Чего они ни убьют, ты около них прокормишься". Егда пошел назад сумасшедшим. По пути он охотился и убивал всех зверей, которые ему попадались на глаза. Он сделался еще сильнее и летел, как птица. На сотый день он увидел юрту и, подойдя к ней, крикнул: "Кто там есть -выходи сюда". Вышла женщина, и Егда сразу ее убил. Так он убил женщин в двух юртах, а в третьей юрте нашел молодую красивую и оставил ее себе в жены. Отсюда он послал свою жену в дом отца и велел ей одеть его одежду. Он рассказал ей, как разыскать его дом. Девушка эта дошла до его дома. Отец и мать очень удивились, что она пришла в одежде сына, и решили, что она, наверное, убила Егда. Мать взяла в руки пешню и хотела ударить девушку, отец схватил копье. Она сказала: "Я жена вашего сына, и для доказательства он дал мне свою одежду". Отец и мать не поверили ей. Пока они разговаривали, пришел Егда и спросил: "Зачем вы хотите убить мою жену?" Отец и мать сказали: "Мы думали, что ты погиб и она виновата в смерти твоей". Тогда Егда рассказал все, что с ним случилось. От этого

с.171.

брака родился сын. С той поры все удэhе знают, что ягоды создал ворон; с той поры, как только охотник убьет зверя, ворон считает своим правом явиться на трапезу. Так завещал Егда. Ворона никто-никто никогда не обижает. Тогда они поселились вместе. Отец сказал сыну: "Вот ты видел конец земли и край неба. Теперь надо нам разделиться". Сын с женой остался, а отец с матерью ушли. Отца звали Канда. Прошло два года. На третьем жена Егды забеременела. Она родила близнецов, а третий ребенок Манги остался у нее в животе. Ребенок находился в матери еще один год. В один день ребенок заговорил. Спросил мать, родилась ли земля. Мать спросила отца, готова ли земля. Отец сказал, что нет. Тогда ребенок сказал: "Я еще подожду родиться", - и пробыл в матери еще два года. Затем он опять повторил свой вопрос и снова получил отрицательный ответ. Отец сказал, что земля родилась, но еще не вполне. Ребенок удивился, что три года он дожидается рождения земли и больше ждать не желает. Тогда он сразу родился. Отец сказал: "Напрасно, ты рано немного родился". Сын удивился, видя, что на земле все в порядке, но отец сказал ему, что в холодной стране еще не готово. Тогда отец решил помочь своему третьему сыну. Они пошли вместе в холодную северную страну. Они шли долго и действительно нашли землю, еще не устроенную. Тогда третий сын позвал холодный ветер, и тогда стала круглый год зима. Третий сын сделал с помощью апили деревянное изображение ребенка в море - тогда в море родились разные рыбы и животные. Затем он вернулся домой. Манги пошел на северную сторону, там и остался.

{№ 5}

Гамбау-Буинь

В давние времена жили два человека - Уза и Егда. Первый был очень здоровый и сильный, но не умный (простодушный) человек, а Егда не такой сильный, но отличавшийся большим умом. Один раз они поехали вверх по реке на лодке. Впереди на носу ее с шестом в руках стоял Уза, а Егда - на корме. Вот увидели они рыбу, Егда хотел ее убить, а Уза не соглашался и стал еще сильнее толкать шестом. То же самое случилось и с уткой. Вот увидели они козулю. Егда хотел сдержать лодку, но Уза, обладавший большой силой, продолжал работать веслом. То же случилось и с изюбром, которого прошли мимо. Вдруг они увидели посреди реки (поперек ее) большого зверя, страшного. Егда испугался и хотел повернуть лодку, но Уза сказал: "Вот это наш зверь". "Какой такой зверь?" - "Это Гамбау-буинь", - отвечал Уза. Они заспорили. Егда сказал, что такого зверя еще никто сроду не убивал. Егда хочет назад идти. Уза хочет вперед идти. Оба они работали шестами до тех пор, пока не сломалась лодка. Тогда Егда причалил лодку к берегу и убежал на высокую сопку. Уза пошел вперед и ударил копьем Гамбау-буинь. Егда видел - он еще два-три раза колол. Зверь упал. Уза сел и стал думать, что делать с таким чудовищем. В это время прилетел поползень ("Чинсипи") и спросил человека: "Что, Уза, думаешь, вскрывай брюхо, там много людей есть". Уза вскрыл живот зверю и увидел много людей, которых пожрал Гамбау-буинь. Они сказали Уза: "Если бы не ты, мы никогда не вернулись бы на свет". Потом они сказали ему: "Когда придешь домой, то в юрте на том месте, где сидит всегда у огня Егда, копай землю, копай глубоко, там под землей другой мир. Сверху ты это закрывай берестой (талу)". Когда Уза пошел назад, он увидел Егду на сопке. Уза стал ему кричать, чтобы он спускался вниз. Егда сошел и стал говорить свое удивление, как он убил такого зверя. Уза на другой день послал Егду в сопки на охоту за мясом. С уходом его Уза стал копать землю и копал до тех пор, пока не увидел другой мир: небо, сопки, лес, реку. Тогда он все прикрыл берестой. Спустя некоторое время вернулся Егда, сел на свое место и провалился. Это был Бунhа, а раньше умирающие люди все шли не в загробный мир, а к Гамбау-буинь. Так был открыт Буниhа. Так была открыта туда для душ человеческих дорога.

{№ 6}

Котэ

Раньше был человек, которого звали Котэ. Он ходил на охоту и всегда приходил с пустыми руками. Жена стала укорять его, что он приходит назад с пустыми руками, когда как раньше всегда приносил много дичи. На другой день утром он ушел. Тогда жена тихонько пошла следом за ним. Она шла по его следам до самого вечера, пока не увидела огонь. Жена стала тихонько подходить и видела своего мужа. Он убил одного рябчика и на палке жарил его около огня. Тогда жена села поблизости и стала наблюдать. Котэ снял рябчика и стал говорить: "Раньше я всегда все носил домой, а теперь я хочу сам все кушать". Тогда жена взяла длинную палку и на конец ее привязала камешек. Он стал кушать рябчика. Жена ударила его камнем по глазам и убежала домой. Она пришла ночью домой и легла спать. Наутро вернулся Котэ. Жена спросила его: "Что у тебя с глазами?" Он ответил, что сам не знает, что с ним случилось. Тогда жена плюнула на него и сказала, что больше с ним жить не будет, и выгнала его вон из дому. Тогда Котэ ушел и превратился в птицу с красными глазами.

с.173.

Заяц - Онку буйни

Однажды медведь спал в балагане. Тогда он был еще человеком. Пришел тихонько заяц и зажег огонь, а сам убежал. Когда медведь проснулся, то увидел, что юрта и одежда его тоже загорелись. Он выбежал на улицу и сбросил с себя одежду. Медведь догадался, что это сделал заяц, и пошел его голым искать. Вскоре он увидел сопку и с нее много зайцев катаются на лыжах. Зайцы тоже были людьми. Медведь остановился внизу и стал смеяться. "Как вы катаетесь, дайте-ка и я попробую". Заяц стал снимать лыжи, тут его медведь и поймал. Он спросил: "Зачем ты поджег мой балаган?" - "Нет, это не мы". - "Неправда, я видел по следам, что это ты". Тогда заяц сознался и сказал: "Не надо убивать, мне и так не много жить. Я уйду на большую сопку и буду Онку буйни, а у тебя вместо одежды вырастет длинная шерсть". Медведь взял прут и вытянул им зайца. Тогда тот сделался зверем с белой шерстью и убежал, и медведь тоже сделался зверем и ушел в лес.

{№ 8}

Лось - Сингеда буйни

Давно-давно был один человек большой и назывался Сингеда. Он всегда ходил на охоту. Один раз он увидел большого лося-быка и поймал его живым. Он привел сохатого домой и стал кормить. Потом нашел матку и привел к себе домой. Человек им сказал: "Ваше имя будет Огбе". Человек пустил их на волю. Вот почему в древних сказках сохатый называется сингеда буйни.

с.175.