Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

59. Гость с собакой

(Вариант 5)

У долгана Оелоко трое детей: два сына и одна дочь. Близко от камня стоят. Мясом диких кормятся.

Младший сын оленей караулит. Собака залаяла. Жена Оелоко смотрит. Видит: человек с камня пришел, очень высокий. Пришел в чум. Видом - шитое лицо. Накормил его Оелоко, спрашивает:

- Какой ты человек?

- Я дикий человек, - отвечает гость.

Поел мяса диких шитое лицо и собрался спать. Оелоко говорит:

- Я оленей караулить буду.

Шитое лицо отвечает:

- Пусть, карауль.

Оелоко сыну говорит:

- Карауль оленей.

Парень отвечает:

- Не хочу.

Тогда сам Оелоко пошел. Большого учага поймал. Поехал по следу шитолицего. Лук нашел. Лук весь изломал. Дальше уехал. Одну туркучанку нашел, стоящую под яром. У туркучанки большая собака. Рядом озеро. Собаку застрелил Оелоко. Туркучанку осмотрел. На ней два больших котла полны жира. Из одного попробовал - очень худой. Две пальмы нашел. Большую пальму в озеро бросил. Маленькую в карман (?) положил. Очень она белая (?). Взяв ее в чум, вернулся. Теперь оленей караулит. Полночи еще нет. Сидит Оелоко у двери. Шитое лицо спит. В полночь шитое лицо вышел, осматривается. Оелоко две стрелы пустил - обе мимо. Убежал шитое лицо, быстро убежал. Оелоко за ним пешком тоже быстро ушел, стрелять не хочет. Шитое лицо свой лук видит: все изломано. Дальше убежал и собаку зовет:

- Дямку! Дямку!

Собака не идет. Пришел к туркучанке. Собака мертва. Пальм нет. Шитое лицо разорвал пополам собаку и половину съел. Другой половиной машет. Оелоко у туркучанки нож вытащил, машет им. Шитое лицо отступил. Оелоко смотрит: опять один человек пришел на учаге. К нему пошел шитое лицо. Оелоко говорит:

c.210.

- Это мой сын. Убьет его шитолицый.

Быстро побежал, кричит сыну:

- Уходи дальше!

Тот поехал, но не прямо, а виляя, зигзагами. Шитое лицо подбежал к парню. Оелоко кричит:

- Бросай учага!

Сын соскочил с учага. Шитое лицо поймал сына. На сыне парка порвалась. Оелоко с ножом быстро подбегает. Шитое лицо ушел от Оелоко, взял за рога учага и, им махая, на Оелоко пошел. Оелоко с ножом стоит.

Ударил учагом шитое лицо, порвалось брюхо у него, и издох учаг. Оелоко говорит сыну:

- Не уходи, будь близ меня.

Шитое лицо на озеро побежал, мимо Оелоко. Оелоко ножом ударил. Ногу сломал шитолицему. Сел шитое лицо и говорит:

- Мудреный ты, Оелоко. Почему мой нож взял ночью? Почему в чуме меня не испытал (т. е. не убил), почему лук сломал? Почему такой мудреный?

Оелоко из лука выстрелил. Щитое лицо тут и умер. Разрезал ему Оелоко грудь. Два сердца: одно мохнатое другою простое. Вернулся в чум с сыном. Говорит:

- Зачем сын пришел? Учага только загубил.

Аргишили в тундру. Все.

60. Дюнто

Живут три брата, тундровые тунгусы. Все трое женатые. У старшего двое детей, у среднего (Дюнто) нет, у младшего один сын. Оленей триста.

Самым летом аргишили в тундру. Стояли на озере. На озере гусей много. Старший брат стрелял из лука - добыл десять гусей. Младший брат стрелял - добыл десять гусей. Средний сел в ветку и добыл сто гусей. Было время, когда гуси линяют. Убил Дюнто гусей и торопит братьев:

- Давай скорее уйдем отсюда.

Братья удивляются:

- Почему торопит?

Быстро собрали гусей, разобрали чум и аргишили вверх. Три дня аргишили. Дошли до озера. На другой стороне озера яр. Дюнто говорит:

с.211.

- Не объезжайте озеро. Переплывайте все через него в ветке.

Перевезли все через озеро в ветке, переправили табун. Дюнто велел поставить чум под самым яром, близ воды. Вечером Дюнто говорит братьям:

- Ну, надо оленей караулить.

Братья не хотят. Тогда говорит Дюнто:

- Ладно. Сам буду караулить.

Вышел с луком к оленям. Обошел озеро и притаился на другой стороне, у того места, где они вышли на озеро.

Ночью по их дороге пришло много людей с шитыми лицами. Подошли к озеру и говорят:

- Это как дорога в озеро ушла? Ну ничего! Перейдем озеро вброд.

Другой говорит:

- Не видали ли они меня на озере, где били гусей, когда я их высматривал?

Дюнто, не зная языка шитолицых, насилу их понимает. Пошли шитые лица вброд через озеро. Когда они все вошли в воду, Дюнто сзади закричал:

- Эй, сюда идите! Сразимся! - И стал в них стрелять. Многих убил в воде. Но часть шитых лиц выбежали на берег. Среди них один в белой песцовой парке и другой в парке из шкуры дикого оленя.

Дюнто стал биться с ними из лука. Всех перебил, остались только эти двое. Стал биться с этими двумя Дюнто и ранил человека в парке из шкуры дикого оленя. Тот упал. Шитое лицо в песцовой парке побежал. Дюнто погнался за ним, но тот быстро исчез в темноте.

Дюнто вернулся, добил человека в парке из шкуры дикого оленя и ушел в чум. Пришел на рассвете и лег спать.

Утром женщины пошли за водой.

- Эй, что это? В озере почему кровь?

Дюнто говорит:

- Берите воду из речки.

Затем вышли из чума братья. Видят: по той стороне что-то чернеет, словно туши диких на поколке. Пошли посмотреть и нашли убитых шитолицых. Когда они вернулись домой, Дюнто стал их стыдить:

- Я бы не пошел оленей караулить, что было бы? Однако, судить надо вас.

Братья говорят:

с.212.

- Теперь тебя слушать будем.

Затем аргишили вверх. Аргишили, аргишили и дошли до своей земли.

Теперь осень стала, Дюнто говорит:

- Пусть старший брат в лес идет, делать пасти, младший - на озеро рыбачить, а я буду сидеть на поколке.

Мелкая вода уже стала замерзать. Так и сделали. Братья ушли, Дюнто остался. На поколке Дюнто добыл много диких. Жена говорит ему:

- Почему ты все время промышляешь в бакарях? От воды и крови они совсем обледенели.

Отвечает Дюнто:

- Мой отец тоже был средний из трех братьев. Он мне говорил: если близко появятся плохие шитые лица, всегда носи бакари с подошвой из лба дикого. В ровдужных олочах у тебя будут скользить ноги, если тебе придется драться.

Через некоторое время говорит Дюнто жене:

- Готовь нарты, а я пойду к братьям за оленями, чтобы вывезти мясо.

Пошел сперва к озеру, где промышлял младший брат. Пошел в сторону леса. Пришел на озеро. Видит: валяются шесты от чума и часть нюков. Быстро побежал. Скоро нашел и брата, убитого стрелой, и убитую же жену брата. Под опрокинутым котлом нашел живым мальчика, сына брата. Сунул мальчика за пазуху и пошел дальше. Табуна, который был у младшего брата, не нашел. Его, видно, угнали.

Пришел к старшему брату - и здесь то же самое увидел. Брат, его жена и два ребенка - все убиты. Вернулся домой. Совсем без оленей остался. Живет здесь на одном месте. Уже выпал снег.

Как-то вечером Дюнто вдруг взял ребенка и бросил его к двери. Затем швырнул его в нижнюю сторону чума, затем - к задней стенке, за костер. Бросал прямо в нюки. Жена говорит:

- Чего это ты?

Дюнто ничего не сказал. Взял лук и выбежал из чума. У чума стоял с луком наготове человек в песцовой парке. Дюнто увернулся от его стрелы, и они стали сражаться. Отогнал Дюнто Песцовую парку к яру над рекой. Тут пришло много шитых лиц. Сразившись с ними, их всех перебил Дюнто. Песцовая парка говорит:

- У меня силы меньше твоей. Отпусти меня.

Дюнто погнался за ним. Песцовая парка прямо в лес побежал,

с.213.

через хребет. Говорят, что в лесу на юг от нашей земли три хребта. Потеряв след Песцовой парки, нашел Дюнто за вторым хребтом большую дорогу. "Это дорога моих оленей", - думает он и погнался по ней.

Между вторым и третьим хребтами большое озеро нашел. У озера много чумов нашел. Оленей много ходит. Посередине большой белый чум стоит, из белого сукна. Из него вышел человек в белой песцовой парке и кричит:

- Эй, народ! Нападите на тунгуса Дюнто, пасти делающего человека.

Множество шитых лиц бросилось на Дюнто. Впереди их Песцовая парка.

Дюнто их всех перебил. Только Песцовая парка хотел убежать. Дюнто забежал вперед него, загородил дорогу и, выстрелив из лука, перебил жилу на ноге.

Убив Песцовую парку, пошел к чумам и говорит женщинам:

- Вас убивать грех. Ловите оленей и аргишите к своим в лес. Вашего народа там много.

Потом обошел чумы и перерезал у всех мальчиков жилы на руках, чтобы они не могли приходить воевать в тундру.

Затем Дюнто свистнул три раза, и все его триста оленей отделились от табуна и пошли в тундру. Себе под санку решил Дюнто взять трех оленей.

У стоящего в стороне от других маленького чума увидел он трех маленьких быков. Пошел к ним, чтобы поймать их. Когда стал бросать маут, из этого чума вышел человек в парке из шкуры дикого оленя. Это был Нюхой.

Он выстрелил из лука в Дюнто и всадил ему стрелу между лопаток. Этот Нюхой был работником у шитых лиц. Дюнто побежал от него. Нюхой несколько раз стрелял, но Дюнто увернулся от всех стрел.

- Все равно не упущу тебя! - закричал Нюхой и погнался за ним.

Дюнто добежал до большого озера с многими мысами и красными полосами на берегах. Выбежал на яр над озером.

- Лучше погибнуть в воде, - сказал Дюнто. Прыгнул в воду и исчез в ней. Нюхой прыгнул за ним.

Из озера вытекала речка. В ее истоке показалась гагара и поплыла вниз по реке. Это был Дюнто. Нюхой же превратился в черного налима с железным носом и погнался за ним.

Нюхой кричит:

с.214.

- Дюнто нырнул в свой бубен!

Это озеро - его бубен, и через дыру в нем он ушел. Многочисленные мысы озера - это выступы бубна. Красные, словно расписанные, берега озера - это раскраска бубна.

Мать бубна была в этом озере. В ее чрево попал Нюхой и пропал. Дюнто превратился опять в человека и с оленями вернулся домой.

Дома говорит жене:

- Принеси мою шаманскую парку и бубен.

Жена принесла, и Дюнто стал шаманить. Шаманил и говорит:

- Ну, человек! Вытащи мне стрелу из спины.

Жена говорит:

- Какой человек? Я, что ли, вытащу стрелу?

Отвечает Дюнто:

- Нет, ты не трогай.

Видит женщина: никого нет, а стрела сама медленно вышла из спины и упала на землю.

После этого Дюнто жил хорошо. Дюнто - отец всех тунгусских шаманов. Бубен Дюнто - мать всех шаманских бубнов. Нюхой как будто был русский лекарь. Он - отец всех русских лекарей. Это очень старая наша сказка.

61. Случай после охоты на гусей

(Вариант эпизода из "Дюнто")

Один тундровый тунгус с двумя сыновьями кочевал в лесу у больших гор, немного в сторону тундры от них. Жаркое время пришло - гуся добывают. Один раз аргиш остановили у озера около леса. Стреляют на озере гусей. Очень жарко. Настреляли гусей. Старший сын в ветку сел и поплыл гусей собирать. На ветке плывя, наклонился воды попить. Но пить не стал. Выпрямился быстро и поплыл к берегу. Сказал брату:

- Не пей воды.

На берегу чаю попили и аргишить собрались. Из озера этого река вытекала. Когда чум ломали и оленей ловили, старший сын сказал:

- Оленей ловите тихо, без крика. Вы все аргишите, а я со своим учагом на некоторое время останусь.

с.215.

Старик удивился:

- Ты, парень, почему так?

- Ничего не говори, отец. Я когда гусей собирал, воду пил и ум потерял. Пусть аргиш вдоль реки, текущей из озера, идет. Идите все вместе. По этой реке на большую реку выйдете - ее перейдите, - сказал старший сын.

- Ты от озера в сторону леса что-то видел, сын? - говорит старик.

Сын будто не слышал, дальше говорит:

- Большую реку перейдя, идите вдоль нее вниз. Хороший лес увидев, в него зайдите и аргишите лесом. Так, идя вдоль реки, большой яр увидите. В одной из ям (расщелин) яра остановитесь и делайте чум так, чтобы его издали не видно было. Чум маленький делайте. Только чтобы человеку сидеть.

Запрягли всех оленей в аргише и поехали. Старший сын остался. У его учага были большие рога. Он их срезал пилой. Посмотрел, как ушел аргиш, и отъехал на учаге в сторону от чумища. Недалеко от чумища заехал в лес. Нашел упавшее дерево, лег за ним и смотрит на чумище.

Через некоторое время видит, что чумище топиться начинает. Дым над ним поднялся. Тогда поднял он учага и поехал к чумищу узнать, что тут есть, почему дым. Когда подъехал, заметил, что за дымом что-то есть, что-то мелькает. Проехал мимо чумища, объехал дым и увидел то, что плохо видно было. Человека увидел. Ноги длинные, глаза на лбу, лицо пестрое. Увидев этого человека, тунгус, не слезая с учага, сильно погнал его прочь от чумища. Поехал по дороге своего аргиша до реки. Найдя реку, вниз вдоль нее поехал. Найдя яр, близ него, за упавшим деревом, спрятался.

Вслед за ним мимо него пробежал пешком большой человек. Увидев вдали хороший лес, этот человек побежал к нему. Перешел реку и потерял дорогу аргиша. Всматриваясь вдаль, ушел в лес.

Тогда тунгус сел на учага и по дороге аргиша пришел в свой чум. День тихий был. Слышен стал вдали страшный крик.

- Эх, теперь я их потерял! Близко они от меня были! Почему  я их ночью не добыл? Почему я свежего мяса не добыл?

Теперь говорит старший брат:

- Отец! Брат! Хоть хотите вы здесь сидеть, но надо аргишить, к нашему народу присоединиться. Когда мы много товарищей найдем, шитое лицо нас совсем потеряет.

с.216.