Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТАМ

Сказки Ивана Унгуштаева

Сохатый и кабарга. Медведь и бурундук. Как был наказан медведь. Глухарь и щука. Верблюд и пищуха. Изюбрь и сохатый. Иван Сергеевич Унгуштаев, 1908 года рождения, проживающий в селе Алыгджер Нижне-удинского района Иркутской области, рассказал их 16-17 сентября 1972 года на русском языке. Запись Р. А. Шерхунаева.

Сказитель свободно владеет русским языком и текстами произведений, живо комментирует отдельные места и сразу же, ни на минуту не останавливаясь, продолжает повествование. Держит он себя, как хороший и опытный учитель перед своими учениками, рассказывает увлеченно, с настроением, подъемом.

Лисья скала. Записана Р. А. Шерхунаевым 16 сентября 1972 года со слов И. С. Унгуштаева в с. Алыг-джер Иркутской области.

Вариант этой сказки зафиксирован на тофаларском языке В. И. Рассадиным 20 января 1969 года от Н. С. Баканаева в с. Алыгджер Иркутской области, опубликован с переводом на русский язык в кн.:

311

В. И. Рассадин. Фонетика и лексика тофаларского языка. Ин-т общественных наук Бурятского филиала Сибирского отделения Академии наук СССР, Улан-Удэ, 1971, с. 241-243.

Сказки Николая Баканаева

Хун-кызы. Почему обиделись косуля и изюбрь. Кедровка, комар и косуля. Почему у глухарей и рябчиков глаза красные. Муравей и кобылка. Три брата. Спасенный огонь. Мальчик и удав. Муха, черт и бог.

Записаны Р. А. Шеркунаевым 19 сентября 1972 года со слов Н. С. Баканаева, 1911 года рождения, в селе Алыгджер Нижнеудинского района Иркутской области.

Сказочник передавал эти произведения на русском языке. При этом он держался совершенно спокойно, свободно, нигде не затруднялся в передаче текстов сказок, объяснял многие детали, отдельные непонятные слова записывал на бумаге и тут же их показывал мне. Сказочник приятно артистичен.

Как охотник наказал Азу. Запись А. С. Хайбуллина со слов Н. С. Баканаева. Напечатана в газете "Путь  Ильича" (Нижнеудинский район Иркутской области), 1971, 16 января. Дается в редакции автора книги.

Кочующий охотник. Запись Л. П. Матющенко l8 января 1970 года со слов Н. С. Баканаева в Алыгджерской  средней школе. Опубликована в газете "Путь Ильича", 1970, 1, 4 августа. Приводится в моей редакции, -Р. Ш.

312

Сказка отличается необычностью содержания, в ней явно прослеживается сочетание фантастического и новеллистического начал. Как явствует из произведения, в его основу легли действительные жизненные факты, старинное предание.

Вариант этой сказки под заголовком "Орлиная сказка" записан  мной 16 сентября 1972 года со слов И. С. Унгуштаева в с. Алыгджер.  В нем указывается точное место действия героев сказки, говорится о том, что до реке Гутаре есть скала "Эсэрэ-хая" ("Орлиная скала"). В Тофаларии в самом деле существует такая скала (гора). Мотивы отправления героя на эту скалу, а также имена действующих лиц в нашем варианте сказки не называются.

В передаче Унгуштаева отмечается, что герой был состоятельным тофаларом и держал работника, с которым он и забрался на высокую скалу. Ни о какой пещере здесь речи не идет. Богатый человек мог бы спустить в прощелины скалы своего работника, но он этого не сделал, ибо был жаден и эгоистичен - ему непременно самому хотелось достать перья орла. Его вытащили оттуда молодые, но окрепшие птицы. Хозяин убил своего работника. С тех пор, рассказывает Унгуштаев,  скала называется Орлиной, а орлы стали считаться священными птицами, их у нас не убивают.

Сказка Ивана Баканаева

Легенда о Бурхане. Запись Л. П. Матющенко в 1970 году со слов Ивана Сергеевича Баканаева (1900-1971).

313

Опубликована в газете "Путь Ильича", 1970, 30 декабря. Дается в моей редакции. - Р. Ш.

Сказки Зинаиды Адамовой

Горные цепи. Запись Л. П. Матющенко со слов тофаларки  Зинаиды Иннокентьевны Адамовой, 1927 года рождения, из с. Алыгджер, образование среднее. Опубликована в газете "Путь Ильича", 1971, 19 февраля.

Тер-окыш - долина цветов. Записана Л. П. Матющенко  от 3. И. Адамовой в 1970 году. Рукопись. Наряду с другими материалами она представлена в качестве контрольной работы в заочное отделение Иркутского государственного педагогического института, где училась тогда собирательница фольклора. Хранится на кафедре русской и зарубежной литературы этого института. Вх. № 3086.

Л. П. Матющенко сопровождает сказки Адамовой следующей записью: "Только в этом году я впервые услышала тофаларские сказки про любовь. Случилось так, что мне с Адамовой Зиной, молодой тофаларкой, пришлось ехать с лекцией в ближнее маточное оленье стадо (недалеко от Алыгджера. - Р. Ш). Поздним вечером, когда уставшие пастухи и телятницы крепко уснули, мы с Зиной сидели около костра. "Зина, расскажи мне сказку", - прошу я. Зина долго отнекивается, говорит, что не знает. Наконец, она согласилась, и я услышала две прекрасные сказки". Далее следуют записи сказок "Горные цепи" и "Тер-окыш - долина цветов".

314

Сказка Владимира Адамова

Айгуль. Записана А. С. Хайбуллиным со слов пастуха-оленевода Владимира Адамова. Под заголовком "Сказка о птице Гагаре и колдуне Саяне" опубликована в газете "Путь Ильича", 1973, I8 августа. Дается в редакции автора книги.

СКАЗКИ, ЗАПИСАННЫЕ Н. Ф. КАТАНОВЫМ

Три мальчика.

Текст произведения сообщен собирателю 6 марта 1890 года Даниилом Пыттыг-паем.

 Помещен Н. Ф. Катановым в работе "Поездка к карагасам в 1890 году", опубликованной в "Записках императорского Русского Географического общества по отделению этнографии", т. XVII, вып. II, СПб, 1891, с. 191-193 (отд. оттиск - Н. Ф. Катанов. Поездка к карагасам в  1890 году, СПб, 1891, с. 57-59).

Литературная обработка А. Коптелова, - в сб. "Сказки народов Сибири". Составитель А. Коптелов. Новосибирск, 1949, с. 94-98; 1950, с. 86-90; изд. третье, доп., 1956, с. 101-105.

Вечные люди и живая вода.

 Записана со слов М. М. Конгоякова из рода Чогду в 1890 году.

 Опубликована в указанной работе Катанова, с. 223-2S4 (отд. оттиск-Н. Ф. Катанов. Поездка к карагасам в 1890 году, СПб, 1891, с. 89-90).

Литературная обработка А. Коптелова, - в сб. "Сказки народов Сибири". Составитель А. Коптелов. Ново-сибирок, 1949, с. 99-100; 1950, с. 91-92; изд. третье, доп., 1956, с. 106-107.

Вариант этой сказки записан мной со слов И. С. Унгуштаева  17 сентября 1972 года под названием "Мэнгэ-Су"  ("Вечная вода").

Хозяин воды.

 Сказка записана у К. X. Кодуганова (Ходогонова) 21 февраля 1890 года,

 помещена Н. Ф. Катановым  в работе "Поездка ж карагасам в 11890 году" ("Записки императорского Русского Географического общества по отделению этнографии", т. XVII, вып. II, СПб, 1891, с. 162; отд. оттиск-с. 28).

Литературная обработка А. Коптелова.- в сб. "Сказки  народов Сибири". Составитель А. Коптелов. Новосибирск, 1949, с. 101-103; 1950, с. S3-95; изд. третье, доп., 1956, с. 108-109.

Про злого хана Улузуна.

Записана Н. Ф. Катановым со слов Н. П. Шырышпанова 21 февраля 1890 года

и опубликована в "Записках императорского Русского Географического общества по отделению этнографии", т. XVII, вып. II, СПб, 1891, с. 162-163 (отд. оттиск- Н Ф. Катанов. Поездка к карагасам в 1890 году, СПб, 1891, с. 28-29).

Литературная обработка А. Коптелова, - "Сказки народов Сибири". Составитель А. Коптелов. Новосибирск, 1949, с. 104-106; 1950, с. 96-98; изд. третье, доп., 1956 с. 110-112.

ТОФАЛАРСКИЕ ЛЕГЕНДЫ, ПРЕДАНИЯ, УСТНЫЕ РАССКАЗЫ

Чогду. 

Легенда записана Р. А. Шерхунаевым со слов Н. С. Баканаева 19 сентября 1972 года в селе Алыгджер Нижнеудинского района Иркутской области.

Вариант легенды имеется в записи Н. Ф. Катанова со слов К. К. Конгоякова, - см. Н. Ф. Катанов. Поездка к карагасам в 1890 году, "Записки императорского Русского Географического общества по отделению этнографии", т. XVII, вып. II, СПб, 1891, с, 221; отд. оттиск этой работы, с. 87.

Легенда о происхождении домашнего оленя.

 Записана профессором Б. Э. Петри в 1925 году  со слов А. Е. Тулаева, как отмечено ученым, в присутствии других стариков.

Напечатана в качестве приложения в книге Б. Э. Петри "Оленеводство у карагасс", Иркутск, 11927, с. 45.

Почему тофалары живут в Саянах.

Легенда приводится в книге Валентина Распутина "Край возле самого неба", очерки и рассказы, Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1966, с. 4-5.

Потоп. Каменная шаманка. Костырма.

 Записаны летом 1929 гада Борисом Чудиновым

и опубликованы в его книге "Путешествие по Карагассии", М. "Молодая гвардия", 1931, с. 71-72. При этом отмечено: "Удалось мне услышать в юртах и ряд рассказов. Все они рассказывались около костра. Обычно карагасс-рассказчик сосал свою трубку, молчал, о чем-то думая, и не торопясь вел свое повествование (Борис Чудинов, там же, с. 70). Других сведенпй о записи не дается. В текстах легенд и преданий нами внесено исправление: вместо "карагассы", "карагасский", в соответствии с уже общепринятым названием этого народа написано - "тофы", "тофаларский".

Предание "Потоп", несомненно, основано на действительных  случаях наводнения в Тофаларии. Б. Чудинов указывает, что летом 1908 года быстрая вода на целый метр залила алыгджерский луг, разлив реки летом 1929 года подходил вплотную к домам Алыгджера и оставил около них внушительные груды нанесенных сверху деревьев и колодника ("Путешествие по Карагассии", с. 31).

Легенда "Каменная .шаманка", отражающая природу края, ее красоту и творения (в Саянскнх горах действительно имеются каменные фигуры людей), вместе с тем носит явный антишаманокий мотив.

Легенда "Костырма" любопытна и занимательна. Б. Чудинов рассказывает, что он был на описываемом озере в верховьях реки Костырмы, собрал четыре сотни удивительных каменных фигурок, иллюстрирует некоторые из этих образцов (Венера, мальчик, богатырь, тетка, ребенок) на фотоснимках, опубликованных в книге. Девятая глава "Путешествия по Карагассии" так и называется "Поездка за костырмой" (с. 116-129).

Легенда о горе Аладыр.

 Записана со слов охотника Александра Мухаева и заведующего  красным чумом Александра Кишштеева.

 Приводится в путевых заметках Л. Квасниковой, М. Сергеева, В. Смирнова "Тофалария -  край оленьих троп", - газета "Комсомольская правда", 1957, 2 ноября.

Медведь.

Текст записан Р. А. Шерхунаевым со слов И. С. Унгуштаева 16 сентября 1972 года в селе Алыгджер.

Бог и дьявол.

Легенда записана Р. А. Шерхунаевым со слов Н. С. Баканаева 20 сентября 1972 года в селе Алыгджер Иркутской области.

 По его свидетельству, легенда широко бытует среди тофаларов.

Варианты легенды встречаем в записи Н. Ф. Катанова  со слов Т. Ч. Мойнагашева и К. К. Конгоякова, - см.: Н. Ф. Катанов. Поездка к карагасам в 1890 году. "Записки императорского Русского Географического общества по отделению этнографии", т. XVII, вып. II, СПб, 1891, с. 201-202, 223 (отд. оттиск работы- с. 67-68, 89).

Кедровка.

 Устний рассказ записан Р. А. Шерхунаевым со слов Н. С. Баканаева  20 сентября 1972 года  в селе Алыгджер.

Сказки, записанные Н.Ф. Катановым

Три мальчика. Текст произведения сообщен собирателю 6 марта 1890 года Даниилом Пыттыг-паем. Помещен Н. Ф. Катановым в работе "Поездка к карагасам в 1890 году", опубликованной в "Записках императорского Русского Географического общества по отделению этнографии", т XVII, вып. II, СПб, 1891, с. 191-193 (отд. оттиск - Н. Ф. Катанов. Поездка к карагасам в 1890 году, СПб., 1891, с. 57-59).

Литературная обработка А. Коптелова, - в сб. "Сказки народов Сибири", Составитель А. Коптелов. Новосибирск, 1949, с. 94-98; 1950, с. 86-90; изд. третье, доп, 1956, с. 101-105.

Вечные люди и живая вода. Записана со слов М. М. Контоякова из рода Чогду в 1890 году. Опубликована в указанной работе Катанова, с. 223-224 (отд. оттиск - Н. Ф. Катанов. Поездка к  карагасам в 1890 году, СПб., 1891, с 89-90).

Литературная обработка А. Коптелова, -  в сб. "Сказки народов Сибири". Составитель А. Коптелов. Новосибирск, 1949, с 99-100; 1950, с 91-92; изд. третье, доп. 1956, с. 106-107.

315