Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

Сведения о рассказчиках

Кокары Нгатэси, 1913 г. рожд., из бедной семьи вадеевских нганасан. Осиротев, в 1936-1937 гг. переселился из Вадеевского кочевого совета в Таймырский. В 1938 г. содержал своим трудом малолетних братьев и сестер. Красивый, энергичный и живой молодой человек. Всего от него записано (осенью 1938 г.) 14 текстов. В его репертуаре преобладали фантастические и русские сказки, бытовые рассказы, сказки о животных. Знал также ситаби. Рассказывал охотно, стараясь передать все содержание возможно точнее, хотя относился к рассказываемому иногда скептически. В 1938 г. подал заявление в партию. Впоследствии был председателем Таймырского кочевого совета, а потом и секретарем парторганизации колхоза. Умер около 1950 г.

Кокары Хэлиптэ, 1898 г. рожд. По происхождению вадеевский нганасан, но уже около 1920 г. его отец, Борю, со всей семьей переселился к таймырским нганасанам, где Хэлиптэ чуть ли не в течение восьми лет отрабатывал себе жену, дочь богача Мандолэ Турдагина. Мать Хэлиптэ была известная шаманка, но семья отца была бедной. В 1926 г. Борю вместе с Хэлиптэ имел только 30 оленей. Хэлиптэ был признанным знатоком дюрумэ и хорошим рассказчиком. Всего от него записано (в 1935 и 1938 гг.) 11 текстов. Репертуар его включал много преданий оленекского типа и исторических преданий, но он был также силен и во всех остальных жанрах. Обремененный большой семьей, он до вступления в колхоз постоянно нуждался и считался малопрактичным хозяином, хотя его уважали за трудолюбие, ум и честность. Умер в 40-х годах.

Костеркин Дюфадэ, 1886 г. рожд., зажиточный середняк (в 1926 г. имел 160 оленей), самый "большой" шаман-нганасан в 20- 30-х годах нашего столетия. В 1927 г. это был на вид крепкий и даже красивый человек, но имевший одну странность. Его глаза как будто не могли стоять на месте, зрачки все время бегали, словно дза маятника. От своих трех жен, живших вместе с ним, имел много детей, и вся его семья состояла из 15 человек. Он знал много разных фольклорных произведений, но мне так и не пришлось заняться с ним ни в 1926-1927 гг., ни в 1935 г., когда я его встречал второй раз. Короткие записи от него сделал лишь А. П. Лекаренко в 1927 г. Деятельность Дюфадэ в качестве шамана подробно описана А. А. Поповым в его книге "Тавгийцы" (Л., 1936). Умер в 1936 г. и был пышно похоронен своими многочисленными родственниками и почитателями.

Нгомде Нере, 1893 г. рожд., до коллективизации зажиточный середняк (в 1926 г. имел около 200 оленей) я один из наиболее видных представителей прежней племенной верхушки авамских нганасан. Общепризнанный оратор и "человек, имеющий ум". От него записано всего 18 текстов. В его репертуаре находились почти все жанры фольклора, за исключением ситаби и преданий оленекского типа. Преобладали предания о сверхъестественных существах, сказки о Дяйку, русские сказки и исторические предания. Благодаря хорошему знанию русского языка помогал при записи текстов и от других лиц. Умер в 40-х годах.

Нгомде Семен (его настоящее имя - Того, "малое" имя - Тынка), 1878 г. рожд., шаман, отец нескольких взрослых сыновей. Крепкий, коренастый старик. В 1926 г. имел 40 оленей. Считался хорошим знатоком дюрумэ, но от него пришлось записать лишь три предания оленекского типа в 1938 г. Рассказчик хороший, рассказывая, прибегал к мимике и жестикуляции. В его рассказах очень заметны анахронизмы как следствие, очевидно, включения в текст шаманистических представлений, и при этом самых модернизированных из них, вставленных в очень архаичный первоначальный текст. Умер в 40-х годах.

Нгомде Соуптэ, 1910 г. рожд., пастух-оленевод. В 1926 г. его семья имела 30 оленей. От него записано в 1938 г. только одно, но очень хорошее и полное предание о сыновьях Лакуны. Молодой, жизнерадостный человек, сам предложивший рассказать это предание. Он хотел рассказать и еще, но потом так и не пришлось с ним заняться.

Порбин Камсё, 1898 г. рожд. Маленький ворчливый и слабосильный человечек. В 1926 г. имел 35 оленей. Рассказчик плохой и случайный. Вероятно, слышал рассказанные им тексты от своей жены Кумнем у, 1908 г. рожд., по происхождению вадеевской нганасанки. Она и сама рассказала нам два дюрумэ. Это была энергичная и умная женщина, фактическая хозяйка в семье Камсё. Оба они умерли в начале 50-х годов.

Порбин Като, 1892 г. рожд. В 1926 г. это был самый богатый нганасан, имевший более 4000 оленей. От него А. П. Лекаренко записал один очень оригинальный, но, к сожалению, неоконченный текст о сыновьях Лакуны. Умер в 1927 г., простудившись на охоте за дикими оленями.

Порбин Лотэрю, 1884 г. рожд. В 1926 г. имел 50 оленей. Общепризнанный знаток дюрумэ и хороший рассказчик. От него в 1935 и 1938 гг. записано 12 текстов. Его специальность - фантастические сказки, рассказы о сверхъестественных существах, русские сказки и сказки о Дяйку, но знал и другие жанры, в частности прекрасные тексты оленекского типа. Особенность рассказов Лотэрю - это его некоторая склонность к натуралистическим подробностям, вплоть до скабрезности. Рассказывает охотно и с увлечением. Умер в 1954 г.

Порбин Номоптэ, 1883 г. рожд., середняк, в 1926 г. вместе с отцом имел 140 оленей. Сам Номоптэ и его отец Дяптобу были общепризнанными знатоками фольклора. От Номоптэ записано 10 текстов. Больше всего от него записано сказок о Дяйку, русских сказок и преданий оленекского типа. Рассказывал Номоптэ хорошо, подробно и любил делать из своих рассказов морализирующие выводы. Умер в 1936 г.

Порбин Полемптэ (Фолемптэ), 1919 г. рожд., комсомолец, скромный и застенчивый молодой человек. Сын Порбина Номоптэ (см. выше). От него записано в 1938 г. II текстов. В его репертуаре преобладали  предания оленекского типа, но представлены произведения почти всех остальных жанров. Рассказывал без внешних эффектов, но подробно и точно, хотя иногда затруднялся вспомнить некоторые собственные имена. Умер в 1958 г.

Турдагин Атакай, 1910 г. рожд., сын известного шамана Монсеку, или  Ивана Горнока. В 1926 г. его отец имел 65 оленей. Деятельный, веселый, хитроватый человек, с большим даром природного юмора. От него всего записано четыре дюрумэ. Он не является знатоком и известным исполнителем фольклора и мог в основном пересказывать лишь отрывки мифов и преданий, слышанных от своего отца. Но в этой области он знал много интересного и являлся очень ценным и толковым информатором по разным вопросам этнографии нганасан.

Турдагин (Горнок) Ламбаку, 1914 г. рожд., сын Сусо, или Михаила Горнока, брата Горноков Монсеку (Ивана) и Нгандуо (Монтуку). По происхождению из бедняков. В 1926 г. его отец имел 37 оленей. Энергичный, умный человек, с философским складом ума, один из лучших охотников и оленеводов, часто возглавлявший производственные бригады. Признанный знаток исторических преданий и мифологии. Знает также ситаби. Всего с его слов сделано 20 записей.

Турдагин Надюй, 1890 г. рожд., в 1926 г. имел 45 оленей. Сам Надюй и оба его сына были хорошие охотники. Надюй сам пришел рассказывать, но, рассказав три предания, кажется, почти исчерпал свой репертуар. От него записаны два предания оленекского типа и один бытовой рассказ. Предание о Кабюмэ-фату, рассказанное им, размером около 1,3 авт. листа, является самым большим нганасанским текстом в наших записях. Как рассказчик он был мало известен (окружающие нганасаны даже удивились его намерению рассказывать мне дюрумэ), но рассказывал он чрезвычайно добросовестно и обстоятельно.

Турдагин (Горнок) Нгандуо (он же Монтуку), 1879 г. рожд., имел в 1926 г. 100 оленей. Младший брат известного нганасанского шамана Турдагина Монсеку (Ивана Горнока), В молодости это был высокий, сильный, но, как говорили окружающие энцы, "совсем дикий" человек, но затем туберкулез сломил его здоровье. Сыновья его уехали в Авамский район, и он в 1948 г, жил с дочерью, незамужней женщиной лет 35, на пенсию, выплачиваемую ему колхозом. От Монтуку нами записано 60 текстов. Он не считался известным рассказчиком, но хранил в своей памяти довольно много, правда большей частью небольших по объему, преданий. В его рассказах представлены все жанры, за исключением ситаби и сказок о Дяйку. Больше всего он знал преданий о сверхъестественных существах и шаманах. Вероятно, с одной стороны, на репертуаре Монтуку сказалось влияние его старшего брата, шамана Монсеку, а с другой - имело значение изживание шаманистических представлений, благодаря чему им рассказывались предания, считавшиеся ранее священными и не подлежащие рассказыванию при посторонних. Монтуку большую часть своей жизни провел среди энцев и в общении с ненцами (он был самый западный нганасан) и хорошо говорил по-энецки и по-ненецки. Поэтому в записанных от него текстах много энецких и ненецких по происхождению преданий, и даже типично нганасанские сюжеты испытали влияние энецкого фольклора. Умев в 1950 г.

Турдагия Недя, 1932 г. рожд., сын Турдагина Салоптэ (см.ниже). Энергичный, живой молодой человек, грамотен, но вследствие болезни (туберкулез бедра) не имеет возможности принимать деятельного участия в производственной жизни колхоза. В 1959-1960 гг., больше года, провел на лечении в санатории Татарское на юге Красноярского края. Любитель поиграть в шахматы. Не является знатоком фольклора, но пересказывает кое-что слышанное от отца, а также от матери, приемной дочери Нгомде Нере (см. выше). Всего от Неди сделано восемь записей.

Турдагин Салоптэ, 1904 г. рожд., по происхождению из Авамского кочевого совета. Он племянник, а по нганасанскому счету родства младший брат председателя этого кочевого совета, известного общественного деятеля и первого нганасана-коммуниста Турдагина Кондюэ. С 1934 г. Салоптэ поселился в семье Нгомде Нере (см. выше), своего тестя по второму браку, в Таймырском кочевом совете и здесь вступил в колхоз. В 1926 г. имел 20 оленей. Это был человек высокого роста, красавец, силач, гордившийся своим происхождением от богатыря Сойму, героя распространенного у нганасан предания, и общепризнанный исполнитель ситаби. Всего от него записано шесть текстов. Он не особенно любил рассказывать дюрумэ, считая их второстепенным, низшим по сравнению с ситаби жанром, но все, что он рассказал, было очень хорошо рассказано. Был председателем правления колхоза. Умер в 1948 г.

Турдагин Юре, 1918 г. рожд., сын Турдагина Надюя (см. выше). Хороший охотник, оленевод, но вместе с тем впечатлительный, с эмоциональным характером человек. Не является знатоком фольклора, но рассказал пять дюрумэ, слышанных им в детстве и юношестве.

Турдагина Мария, 1941 г. рожд., хорошо грамотная, культурная девушка. В 1958-1960 гг. училась в школе колхозных кадров в Дудинке.  По происхождению из очень бедной семьи, имевшей в 1926 г. лишь 23 оленя. Всего рассказала три дюрумэ, слышанных от отца и матери. Рассказывала очень добросовестно и старательно.

Чунанчар Китэ, 1890 г. рожд., в 1926 г. имел 40 оленей. Маленький, болезненный, скромный человек. Считался хорошим рассказчиком. От него записаны в 1938 г. два предания о сверхъестественных существах. Рассказывал хорошо, добросовестно и подробно. Умер около 1940 г.

Чунанчар Комбюмэ, 1883 г. рожд., в 1938 г. председатель Таймырского кочевого совета. В 1926 г, имел 80 оленей. Рассказчик случай-вый. Все, что он мог при всем своем желании рассказать, - это крошечное предание о своем роде Чунанчар. Умер в середине 40-х годов.

Чунанчар Мундуйко, 1914 г. рожд., сын Чунанчара Комбюмэ. Его мать первым браком была замужем за Нгомде Секу, и ее сыном был также Нгомде Нере (см, выше), на которого Мундуйко очень походил. Трудолюбивый, доброжелательный, скромный человек, один из лучших кузнецов у нганасан. Считался знатоком дюрумэ, которых он нам рассказал всего семь, но можно было записать и больше, если бы Мундуйко с утра до вечера не был занят работой. Умер в 1961 г. от рака пищевода.

Чунанчар Сундамптэ, 1877 г. рожд. По социальному положению в прошлом бедняк. В 1926 г. имел 20 оленей. Этот маленький, но крепкий старичок играл довольно значительную роль в общественной жизни своего Авамского кочевого совета. Всего от него записано 15 текстов. Он считался хорошим знатоком дюрумэ, и в записях от него представлены самые разнообразные жанры нганасанского фольклора, главным образом исторического и космогонического характера, а также русские сказки, сказки о Дяйку и сказки о животных. Умер около 1940 г.

Чунанчар Хенделю, 1925 г. рожд. Внук последнего "князя" авамских нганасан Чунанчара Дянтодуси. Отец Хенделю, Томкале, имел около 600 оленей. Хорошо грамотный человек, Хенделю одно время заведовал звероводческой фермой колхоза. Много общался с русскими и жил среди них и поэтому к обычаям и образу жизни своих соплеменников относился несколько свысока. Любитель сыграть в шахматы, посмотреть кинофильм, Хенделю не является знатоком фольклора. То, что он рассказал, - семь дюрумэ - Хенделю слышал главным образом от своего дедушки Дяптодуси.

Яроцкий Дюдумо ("Дедюмо"), 1924 г. рожд. По происхождению из зажиточной семьи. Его дед, Лоптерю, имел вместе со своим младшим братом Танурэ (см. ниже) около 500 оленей. Его отец, Бооптэ, был хорошим рассказчиком, но Дюдумо не унаследовал всех познаний своего отца. От нею записаны всего четыре предания. Знает он, конечно, больше, в частности рассказы о Дяйку, как он мне сообщил. Это деловой, серьезный и вместе с тем общительный и услужливый человек, активный участник общественной жизни своего колхоза, хороший охотник и оленевод. Он был также хорошим информатором по разным вопросам этнографии нганасан.

Яроцкий Танурэ, 1878 г. рожд, в прошлом середняк, имел вместе со своим старшим братом, Лоптерю, около 500 оленей, но потом смерть брата, сына и стихийные бедствия подорвали его хозяйство, и только вступление в колхоз поправило его дела. Он считался знающим как дюрумэ, так и ситаби. Всего от него в 1938 г. записано пять текстов, но это далеко не весь его репертуар. Рассказывал он очень старательно, дополняя слова мимикой и жестикуляцией. Умер около 1940 г.

Примечание. Из перечисленных 26 рассказчиков 18 жили на территории Таймырского сельсовета, семь (Костеркин Дюфадэ, Порбин Като, Турдагин Атакай, Турдагин Ламбаку, Турдагина Мария, Чунанчар Сунамптэ, Чунанчар Хенделю) - на территории Авамского (Турдагин Атакай, Турдагин Ламбаку и Чунанчар Хенделю потом тоже перешли в Таймырский, где и производились от них записи) и один (Турдагин Нгандуо) жил на территории Авамского, а затем переселился к энцам в Долгано-Ненецкий сельсовет Усть-Енисейского района. Таймырский и Авамский сельсоветы находились в Авамском районе, а затем первый из них перешел в Хатангский, а второй - в Дудинский районы того же Таймырского национального округа.