Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

Указатель слов и оборотов речи

Абаасы -  злые духи.

Айыы - божества доброго порядка. У долган, как и у якутов, айыы не успели принять строго антропоморфных образов. Так, иногда айыы оленей рисуются в виде оленя. Вообще же на вопросы о том, какого вида бывают айыы и абаасы, очень часто трудно получить ответ.

Айыысыт - божество, покровительствующее родам, а также в широком значении охраняющее, благоволящее людям. Образ ее у долган, как у якутов, не принял строго определенного вида. Так же называют и шкуру зайца, которую вешают над женщиной при родах.

Баба-яга - заимствовано от русских.

Бабушка - почтительный эпитет. который прибавляют,  говоря о реках и озерах.

Белое божество - высшее доброе божество; весьма вероятно предположить, судя по неясности образа и функций, что заимствовано от якутов, тем более что название вполне совпадает с именем создателя вселенной у якутов.

Бог - русский бог; к русским богам долгане причисляли и Христа, и Николу, и других святых.

Божеская сторона - страна  светлых божеств  и духов - верхний мир; часто называют также и нашу землю, населенную людьми, - второе небо. Божеской стороной иногда называют восток, страну солнечного восхода.

Бубен - шаманский атрибут, служащий, при камлании, главным образом ездовым животным - оленем, птицей. Состоит из деревянного досчатого обода - "обечайки", обтянутого кожей дикого оленя.

Бык - самец-олень.

Важенки - самка оленя.

Верхний мир - верхние небеса, места обитания добрых божеств и духов айыы.

Ветка - челнок, выдолбленный из целою дерева или сколоченный из досок или берестяный.

Город - понятие заимствовано от русских. В иных случаях обозначает большие поселения, в других большие дома.

Демонская  сторона - сторона абаасы, нижний мир. На земле - север.

Дьячок - помощник шамана, он своим пением помогает шаману подниматься вверх или спускаться вниз в страны божеств и духов. Часто на одном камлании принимают участие несколько дьячков.

Ёксёкю-птица - мифическая многоголовая (двух, трех) птица. Играет большую роль в шаманском культе.

Женщина - у долган якутское слово, обозначающее жену - "ойох", почти не встречается, слово женщина употребляется для обозначения жены.

Илимпея - река, левый приток Нижней Тунгуски, населен эвенками (тунгусами).

Камлание - обряд, совершаемый шаманом (камлать -  шаманить).

Князь-князец - выборные  представители царской власти.

Кровяная похлебка - любимое кушанье долган -суп с кровью оленя.

Лабаз - бревенчатые или сделанные из коры амбары для хранения летом зимних вещей; устраиваются на столбах.

Лошадь - попятие о лошади заимствовано у якутов.

Мамут - длинная, сплетенная из четырех-пяти тонких ремней веревка для ловли оленей.

Манщик-олень - важенка (см.) домашнего оленя, обученная для охоты на диких оленей. На шею манщика надевают  веревку с двумя зубчатыми костяными пластинками, которые туго привязываются под нижними челюстями. На длинной (до 300 м) веревке его пускают к стаду диких оленей. Дергая манщика за веревку, охотник заставляет его принимать желательное для него положение. Дикие олени подходят постепенно к манщику, охотник в это время приближается к ним под прикрытием своего верхового оленя и стреляет.

Мать-звери - главные духи-покровители шамана; имеют зооморфный вид, большей частью - оленя.

Маховая сажень (печатная сажень) - расстояние между концами раскинутых в стороны рук.

Менерняченье - психическая болезнь, выражающаяся, между прочим, в вещании от имени вселившихся в больного духов. Аналогичная с долганской формой болезнь "менериер" у якутов описана в работе: С. II. Мицкевич. Менерик и эмирячеиие. Формы истерии в Колымском крае. Материалы комиссии по изучению Якутской АСС Республики. вып. 15. Акад. наук СССР. Л., 1929.

Мясо вяленое, сушеное. Для сохранения мяса в жаркое время года долгане при большой добыче диких оленей нарезают его мелкими кусочками и сушат на огне либо вялят на солнце. Заготовленное таким образом в прок мясо употребляется в сухом виде с жиром.

Нарты - легкие оленьи санки; бывают двух-, трех-, четырех-, пяти-, шести и семпкопыльные, подразделяются на мужские и женские.

Наслег - административная единица царского времени, соответствовавшая волости. Наслеги были только у якутов, упоминание о них у долган говорит о якутском влиянии.

Натазник - короткие штаны, напоминающие трусики.

Норильск или Норильский район -  область больших озер - Пясины, Глубокого, Ламы и Киты, расположенных по правую сторону Енисея, место обитания норильских долган и эвенков (тунгусов).

Нюки - покрышка чумов, сшитых из оленьих шкур, зимние нюки меховые, летние - из ровдуги (замши).

Окно земли шаман (шаманка) - высшая ступень шаманства. Эта категория шаманов будто бы могла воскрешать умерших. Название произошло потому, что эти шаманы как бы через окно видели и знали все происходящее на земле.

Олонго - длинные былины, при рассказывании которых пение чередуется с разговором. В олонго долган больше всего отразилось якутское влияние.

Пальма - большой односторонний нож на длинном  древке.

Пашенный - долганское "паасынай", искаженное русское слово, потерявшее свое первоначальное значение  "обрабатывающего землю". Означает бедняка, неимущего, нищего.

Певцы - малые шаманы, не имеющие бубна и специального облачения.

Пешня - железный специальный лом для выдалбливания льда.

Письмо - понятие письма у долган сохранилось, имеется также и якутское слово для его обозначения, хотя теперь долгане не имеют своей письменности.

Понюхались - при выражении ласки долгане нюхают друг друга.

Ровдуга - замша из оленьей шкуры.

Самоеды - под самоедами в долганском фольклоре следует понимать не ненцев (собственно самоедов), а  тавгийцев (нганасанов).

Средний мир - наша земля.

Столб-коновязь - у долган коновязей нет, название заимствовано у якутов.

Таймень - рыба из семейства лососевых.

Трехъярусное небо - у долган небо, так же как и у многих сибирских народностей, разделяется на много ярусов.

Ураса - конусообразный чум, устроенный из жердей, покрытых шкурами.

Урянхй,  урянхаец - старинное название якутского племени, указывающее на их происхождение из  Урянхайского края (современная Тувинская республика).

Хатанга - большая река, впадающая в Северное  Ледовитое море, протекает между pp. Енисеем и Леной.

Хозяин горы, хозяин реки, хозяин моря - духи-хозяева.

Хозяин вселенной - божество, охраняющее вселенную. Отношение к нему долган двойственно: с одной стороны, его считают источником благополучия, с другой - оно часто внушает ужас и почти отождествляется с абаасы (см.).

Хозяин слова шамана - каждое слово, а тем более шаманское, имеет, по воззрениям долган, духа-хозяина.

Хоркают олени - издают характерные звуки, особенно быки во время порозования (периода случки).

Чааркаан - чиркан-ловушка давящего типа для мелкихких зверей.

Чангыт - разбойник. Так назывались в старину удалые люди, которые шайками или в одиночку уходили далеко и занимались грабежом. Нападали они врасплох, давали о себе знать свистом. Среди долган чангыты бывали редко, больше всею бывали ими илимпейскпе (см.) эвенки, часто наводившие панику свиими набегами на Норильск (см.). А. А. Попову рассказывали, что перед империалистическои  войной появилось в Норильске несколько чангытов-илимпеицев,  которые и были пойманы русскими властями. До сих пор еще норильские долгане и эвенки считают илимпейцев  "очень худыми, злыми людьми" и боятся их.

Чирок - утка.

Шаман - посредник между людьми и божеством.

Шахматы - собственно шахмат долгане не знают, а называют так пешки (шашки), заимствованные у русских.

Юкола - вяленая рыба.

Юраки - ненцы, в основном левобережное население р. Енисея; только незначительная часть летом переходит на правый берег, где встречается с норильскими и заречными долганами.