Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

Богатырь двух горных хребтов (Эпическая сказка). Перевод с мансийского языка Вахрушевой-Баландиной М.П. // Фольклор народов Севера СССР. Сб. научных трудов. Л., 1980. С.80-84.

Мансийский текст с. 76-79.

Рассказал летом 1959 г. Вахрушев В.Ф. (72 года) из дер. Невлачкино, Янье, Кондинского р-на Ханты-Мансийского округа Тюменской обл.

Запись и перевод М.П. Бaлaндиной-Вахрушевой

Жанр - тэрнэнг мойт («эпическая сказка»)

Богатырь двух горных хребтов

Приезжают Войтавты. С давних пор, со времени создания земли, в деревне Турпалы жили люди. На водных просторах реки Конды, где впервые появился народ. Войтавты убивают мужчин, а женщин увозят с собой. В течение одного года они семь раз приезжали в Турпалы. Когда они приехали в седьмой раз, на реку спустился весенний селезень, сел на воду и громко закрякал. Когда войско прибыло, холм возле деревни Турпалы, на котором находился укрепленный город, поднялся на высоту семи древков копей.

Вот они приехали седьмой раз, мужчин дома не было. Все мужчины ушли на охоту в лес по ту сторону Конды. Приехали Войтавты, а река уже вскрылась и свободно течет. Как они не старались, но переправиться через реку у них не было никакой возможности. Вождь Войтавтов говорит: "Друзья, перескочите на своих конях полосу реки, где поставлены рыболовные ловушки!"

На реке с двух сторон два русла, а между ними находится остров. Воины потребовали, чтобы богатырь сам перепрыгнул через реку против острова. Тогда их богатырь на своем коне прыгнул через реку и упал на середину реки, и его тут же занесло под остров. Там он и утонул. Оставшиеся стали подкапываться под город. Копали, копали. Слышат, наверху, в городе бросают связки жальника на доски пола. И когда связки жальника падают, от этого идет сильный треск.. Но вот послышалось, как стучат рукоятки лопат об доски пола. После этого город осел, опустился. Большая половина его  людей провалилась вниз на площадку, где проводили подкоп. Остальные же с шумом, треском жальниковых связок возвратились обратно! После того как они вернулись назад, пробыли здесь лето и зиму.

В это время сорок человек из деревни Турпалы поехали в деревню Варпавыл сватать невесту. Сватали, сватали и сосватали, договорились. Устроили свадебный пир. На пиру стали пить, есть. Пили, пили, три дня и три ночи пили. Досыта напировавшись, улеглись спать.

Была среди них старуха, старая, не в своем уме. Та старуха поехала за дровами на ту сторону залива, к острову, и вот диво: весь остров завешан пологами. Даже нет свободного прохода, чтобы выйти на берег и погрузить дрова. Без шума, быстро повернула она назад и погребла обратно.  Возвратилась в деревню, никому ничего не сказала. Сама скорее легла спать. Приехали люди, ночевавшие на острове. Застигли пировавших беспробудно спящими, беспомощными, и эти Войтавты стали стрелять в спящих стрелами и убивать их, словно уток во время охоты на дичь. Что могли сделать 80 несчастных мужичков?! Всех перебили. Бедным юношам распороли животы и развесили их на жерди. Младенцев, лежащих в люльках, нанизали на остроконечные прутья, проткнув  их насквозь, и выставили у самого края реки. Всех людей уничтожили,  женщин, которые моложе, посадили с собой в лодки и увезли.

В то время как Воятавты беспощадно убивали народ, двум мужчинам удалось убежать. Они понеслись, чтобы сообщить о случившемся несчастии. Тот, который направился к богатырю в Нахрачи, исчез в пути, словно южный ветер, не добравшись до места. А мужчина, который отправился вверх по реке, поехал дальше. Он прибыл на берег озера Туман. Посреди озера Туман есть остров. Долго ли, коротко ли, переправился он на тот остров. Пришел к богатырю Двух горных хребтов! Воины богатыря спрашивают его: "Брат, какую весть ты пришел нам сообщить?" У мужчины голос перехватило, так он запыхался, так он торопился. Тогда богатырь Двух горных хребтов говорит жене: "Жена, напои его ершиным жиром!"

Как дали ему хлебнуть три глотка жира, после этого только он оказался в состоянии говорить. Богатырь Двух горных хребтов спрашивает его: "Кто это на вас нападает? Кто тревожит вас? Гонец отвечает: "Так и так, сын ненецкого богатыря, пожирающий мясо своих вшей, нашу деревню в порошок стер". Богатырь Двух горных хребтов говорит: "Ну что ж, пусть они едут сюда!".

Эту ночь переночевали, на следующее утро встали. Богатырь Двух горных хребтов, пошел на площадь деревни с площадью. Вверх по реке, вниз по реке, в семь мест разбросал семь глазастых птичек, семь говорливых птичек. Отправил он глазастых птичек, говорливых птичек к богатырям-воинам, к богатырям, обитающим в шести вершинах Конды, к богатырям, живущим в центре шести речек Тап, к богатырям, обитающим в середине шести Юконд. Прилетели глазастые птички, говорливые птички к богатырям. Разговаривают богатыри с глазастыми птичками, с говорливыми птичками: "Какая надобность заставила вас прилететь сюда?" Они отвечают:  "Сейчас ваш богатырь идет сражаться и воевать с Войтавтами". Все  богатыри сказали: "И мы охотно пойдем!".

Собрались и поехали. Съехались вместе. Сели за стол богатый с холодным жиром, мороженым жиром. Ели, пили. Затем  сели в большую осиновую лодку с высокими бортами.

с.81

Вахрушева-2

Восемьдесят богатырей и сто простых воинов. Как они ни гребут, как ни гребут, а лодка с места никак не тронется. В устье реки Евры ржут, бесятся семь жеребцов. Тогда они обратились с призывом к своему отцу Верховному богу Нуми-Торыму, обещая принести жеребцов ему в жертву. После этого только их лодка сдвинулась с места. И стали они спускаться вниз по реке к заливу озера Туман. Тут они заметили, что по середине залива бежит утка Крохаль. Гребли, гребли, преследуя ее. И не успела она выбраться на другой бepeг залива, как схватили утку Крохаль за перья хвоста.

Прибыли в деревню Варпавыл. В котле варят мясо. Богатырь Двух горных хребтов спрашивает старую женщину: "А давно ли уехали твои люди, пожирающие мясо своих вшей?". Старуха отвечает: "Прошло три дня, как они уехали. Мой зять, богатырь Войта°вт так сказал: "Если ты возьмешь из этого котла кусок женской мести, мужской мести, тогда преследуй его, если же не возьмешь, то не преследуй!". "Богатырь Двух горных хребтов за то, что старуха так сказала, схватил весло и ударил ее по голове. Так ударил старуху по голове, что рассек ее вдоль туловища от головы до самых ног.

Сто восемьдесят мужчин-воинов уселись в лодку и начали сильно грести. На плесе возле пристани у юрты Хангэр павыл неожиданно их увидели. Нос лодки богатыря Двух горных хребтов мчится, как прилетающая весной утка Крохаль. Войтавты достигли устья протоки Хангар. Увезенных с собой женщин расспрашивают: "Нет ли здесь у протоки устья, чтобы нам перебраться на другую сторону?" Женщины отвечают: "Нет, нет". Войтавты только успели добраться до половины нижнего течения протоки, как их настиг богатырь Двух горных хребтов. Богатырь Двух горных хребтов на полном ходу проскочил в устье верхнего течения протоки и проехал мимо. А Войтавты поехали вдоль плеса и достигли нижнего течения протоки. Тут они вдруг увидели, что богатырь Двух горных хребтов движется впереди по длинному плесу реки. Сидящий сзади старается вперед грести, а отговаривающий его отговаривает: "Не гребите! Если мы близко подъедем, нас могут убить".

Лодки Войтавтов в груду сблизились. Двух хитрых парней они заставили плясать на середине лодки. Те принялись плясать, плясать.

Воины богатыря Двух горных хребтов оглянулись назад и увидели их. Богатырь Двух горных хребтов тогда говорит сыну: "Сынок, ведь ты мужчина, надевший шапку из шкуры чернобурой лисы. Ты искусный стрелок! Прострели своей остроконечной стрелой, похожей на клюв лесного ворона, двух дьяволов (чудищ*), танцующих на середине лодки!". Семь богатырей подняли на кончиках пальцев костяной лук сына богатыря Двух горных хребтов, сделанный из рогов семи быков-оленей. Затем положил он на колени тетиву со стрелой, похожей на клюв лесного ворона. После натянул тетиву и, когда стрела оказалась натянутой до предела, пустил ее с тетивы. Летит стрела, словно ворон. Чертит своим оперением воду. И вот она поднялась чуть выше человеческой головы: пронзила насквозь, нанизав на свой черень двух дьяволов (чудищ), двух чертей, танцующих на середине лодки. И бултыхнулись они в воду по обе стороны борта лодки. Окружающие их воины между собой переговариваются: "Но! Пропали теперь наши головы! Теперь нам ни одной щепки не отколется!" Решили перехитрить богатыря Двух горных хребтов. Легли все воины Войтавтов на дно лодок, и как их несет течение, так они и плывут (т. е. плывут лодки по течению).

Богатырь Двух горных хребтов поехал дальше. Ехал, ехал и приехал к двум лесных мысам, расположенным на обоих берегах Конды и выскочил на берег лесного мыса. На дно реки Конды он натыкал острых кольев. Ждали, ждали. Через некоторое время Войтавты подъехали. Первый из подъехавших застрял на середине реки Конды, наскочив на острые колья. Все лодки сбились в кучу. Богатырь Войтавтов вышел на лесной мыс по другую сторону реки Конды. После этого они стали стрелять друг в друга. Богатырь Войтавтов сел на упавшее дерево и говорит: "Вы стрелять-то стреляйте, но когда всех моих людей перебьете, разве отколете от меня хоть одну щепку?!" В это время богатырь Двух горных хребтов услышал его слова и говорит: "Сынок, прострели-ка своей стрелой, похожей на клюв лесного ворона, вон того богатыря-самозванца - бахвала, надевшего на себя шапку из шкуры черного зверя!".

Сын богатыря Двух горных хребтов поднял свой костяной лук, сделанный из рогов семи быков-оленей и пустил в него свою стрелу, похожую на клюв лесного ворона. Стрела своим оперением коснулась водной поверхности и когда достигла той стороны реки, пронзила горло богатыря, надевшего на себя шапку шкуры черного зверя. Стрела вылетела через его затылок. И пошел богатырь Войтавт, сплевывая кровь, словно огнедышащий змей. Так и был убит богатырь Войтавт.

После этого воины богатыря Двух горных хребтов стали стрелять в воинов богатыря Войтавта. Стреляли в них стрелами: вода в реке Конде потекла кровью. Только несколько человек из них отпустили живыми, совершивших клятву небу, клятву земле. Богатырь Двух горных хребтов заставил их произнести такую клятву: "Если мы после этого снова вернемся сюда, пусть наши сыновья, рожденные кондинскими женщинами и девушками, подымутся воевать против нас же самих! Если после этого мы явимся с войной в кондинские воды, пусть погибающие наши сыновья от нас же самих погибнут, пусть погибающие наши дочери от нас же самих и  погибнут". Богатырь Двух горных хребтов произносит дальше клятву: "Если после этого вы снова соберетесь вернуться сюда, пусть подстережет вас, пусть подкараулит вас сын лесного черта, ходящий по лесу, сын таежного черта, бродящий по тайге! Если после этого придете войной в кондинские воды, пусть женщина - богиня огня, с кровавым языком пламени, оставит вас без кожи, пусть оставит вас без волос, пусть оставит вас без ног, пусть оставит вас без рук!" И далее: "Если вы снова соберетесь войной в наши кондинские воды, пока движется небесный туман, земной туман, пусть вас вместе с костями затопит большая вода! Пусть захлебнетесь вы там в большой воде, лишившись женского поколения, мужского поколения! И до окончания мира (света) не приезжайте больше к нам! Отправляйтесь отсюда обратно! Чтобы нашу землю, наши воды не одолевала нечистая сила! Все с собой погрузите в лодку! Все увезите с собой в вашу страну, где вы живете и спите!"

Все припасы, пожитки воины Войтавтов погрузили к себе в лодки и уехали обратно домой. Уехали они назад в свою страну, где они и теперь живут и теперь ночуют.

Примечания (мои)

Войтавты - возможно, «войкарская самоядь» (см. карту расселения самоедов в 17 в.: Головнев, 1995, с. 72), составленную Б.О.Долгих [Общественный строй... 1970, прил.1]. Ср. «лесные ненцы» на карте расселения народов Северо-Западной Сибири на рубеже 19-20 вв. [Головнев, с.81].

Турпалы -

Конда - левый приток Иртыша

Жальник - «жальниковые связки»

Варпавыл -

Нахрачи

Туман - озеро в бассейне р. Конда.

«к богатырям, живущим в центре шести речек Тап, к богатырям, обитающим в середине шести Юконд» -

Река Евра -

Сын лесного черта -в оригинале ворт?

Богиня огня, с кровавым языком пламени - в оригинале арнэнг найнэ?