HYPERBOREOS

ВЫПУСК 1 (8 мая 1999)



Последний выпуск К архивам На главную Следующий выпуск

И.А. Бродский

Спиваковский П.Е. Экзистенциальная аксиология в творчестве Иосифа Бродского // Филологический сборник: Памяти А.Т. Парфенова (1930-1996). М., 1998 С.129-139.

ключевые слова:
"Холмы"
"Похороны Бобо"
"Что ты делаешь птичка на черной ветке..."
Аннотация:
Анализ стихотворения Бродского "Холмы" с попыткой рассмотрения противопоставления "жизнь vs смерть" в поэзии Бродского (привлекается еще несколько стихотворений. С точки зрения автора эта оппозиция приобретает в метафорической системе Бродского "топографически вертикальное измерение". Проводятся философские параллели между Бродским и Камю (страх перед неизбежностью бытия).

Йованович М. Пастернак и Бродский: (К постановке проблемы) // Пастернаковские чтения. М., 1998. Вып. 2. С.305-323.
ISBN 5-201-13303-7

ключевые слова:
Пастернак Б.Л.
Аннотация:
"Пастернак был необходим Бродскому, как одна из самых значимых точек отсчета в его поэтическом творчестве". Хотя их позиции во многом противоположны (в работе
Пастернак рассматривается как носитель женского начала, а Бродский - мужского), с точки зрения автора, существует некоторое количество интертекстов, которые подтверждают это положение.

О.Э.Мандельштам

Васильченко И.Б. Поэзия О.Мандельштама: преодоление страха // Дергачевские чтения - 98: Русская литература: Национальное развитие и региональные особенности. Екатеринбург, 1998. С.61-63.
ISBN 5-7525-0653-0

ключевые слова:
страх
Аннотация:
В тезисах рассматривается развитие мотива страха в поэзии Мандельштама от первой книги до стихотворений тридцатых годов. Автор выделяет следующие этапы эволюции: 1) "Камень" - данный мотив возникает здесь как страх встречи с миром; 2) "Tristia" - страх разлуки с миром, его конца; 3) "Воронежские тетради" с точки зрения автора демонстрируют "способность ... со-существовать со страхом, не противостоять ему, а ориентироваться в его координатах времени и пространства" (Васильченко, 1998: 62).

А.А. Ахматова

Гашева Н.Н. А.Чехов и А.Ахматова: (К проблеме изучений творческих взаимодействий в русской литературе) // Дергачевские чтения - 98: Русская литература: Национальное развитие и региональные особенности. Екатеринбург, 1998. С.74-75.
ISBN 5-7525-0653-0

ключевые слова:
Чехов А.П.
Аннотация:
Типологическое сопоставление художественных систем Чехова и Ахматовой. Автор утверждает, что изображение "прозы жизни" диктует выбор героя: у Чехова это "частный человек вместо исключительной личности Достоевского", а у Ахматовой - "не воплощение идеи "Вечной женственности"", а современница поэта. Другим основанием для утверждения сходства является стремление к синтезу, в одном случае, лирики и драмы в прозе, а в другом - эпоса и драмы в поэзии. Все это автор пытается объяснить как "опосредованное влияние через атмосферу культуры в целом".

Трифонова Н.С. Метафорический перифраз и предикативная метафора в ранней лирике Ахматовой ("Белая стая") // Дергачевские чтения - 98: Русская литература: Национальное развитие и региональные особенности. Екатеринбург, 1998. С.273-274.
ISBN 5-7525-0653-0

ключевые слова:
"Белая стая"
"Нет, царевич, я не та..."
метафора
предикативная метафора Аннотация:
Попытка описания функции предикативной метафоры в поэтике Ахматовой как средства остранения и затемнения смысла текста. Автор анализирует метафоры типа "ты - солнце моих песнопений" или "доля матери - светлая пытка". В таких метафорах, как утверждается в работе, соединяется стремление к недосказанности и напряженность переживания. По подсчетам в "Белой стае" число подобных метафор увеличивается - их насчитывается 20 (двух типов), тогда как в "Вечере" и "Четках" соответственно 2 и 3.


Последний выпуск К архивам На главную Следующий выпуск