начальная personalia портфель архив ресурсы

[ предыщущая часть ] [ содержание ] [ следующая часть ]


Города и имперские войны

Таким образом, к началу 20-х годов XVI в. организационно-политическое ядро Швабского союза образовывали имперские города. Но князья, к числу которых следует отнести и Габсбургов, в разные периоды его истории использовали его для своих целей. Эта политика представляла собой эксплуатацию финансовых возможностей городов.

Создавалось существенное противоречие: важные функции внутри Союза придавали городским властям чувство равенства в отношениях о другими сословиями империи, что создавало базу для активной политики, но неявно действовал другой механизм, лишавший города самостоятельности. По отношению к городам не соблюдались договорные обязательства, партнерство расценивалось другой стороной как неравноправное.

С таким политическим опытом подошли князья и города к 20-м годам XVI в. Этот опыт включал еще и отношения с Габсбургами как с императорами. Вернемся назад, в 90-е годы XV в.

Уже 9 мая 1489 г. Фридрих обратился с призывом о помощи в войне с Францией и Венгрией, 14 мая аналогичный мандат направил Союзу Максимилиан161. 11 июня городской капитан Вильгельм Бессерер сообщил городам из Динкельсбюля, где был заключен договор с Георгом, что в создавшихся условиях долг городов — помочь императору в походе в Нидерланды162. В конце июня 1489 г. Франкфуртский рейхстаг принял решение о разверстке по поставке 6 тыс. воинов, из которых 2 тыс. должны были предоставить швабские города163. Воинские контингенты Союза под командованием капитана, назначенного Бессерером, были направлены в Нидерланды при условии, что они будут там находиться не более двух месяцев.

С декабря 1489 г. начались требования швабских городов вернуть войска, но только в мае 1490 г. Бессерер доложил о компромиссе, достигнутом в переговорах с Максимилианом, — кнехты могли вернуться, но требовалась 1 тыс. человек для войны с Венгрией. Било постановлено выплатить Максимилиану 8 тыс. гульденов, из которых 4,5 тыс. следовало внести князьям и дворянам, а 3,5 тыс. — городам164. В августе 1491 г. города отказались платить деньги на войну с Венгрией, последовав примеру Гейльбронна, не признавшего своих обязательств. Призывы Бессерера к скорейшему сбору средств оставались без ответа165.

Детом 1492 г. возобновились просьбы императорских комиссаров о помощи. Города удовлетворили их частично, направив 100 конных и 300 пеших [50] воинов под командованием Генриха Маршалка, который сообщил Бессереру в сентябре 1492 г., что император едет в Германию для созыва рейхстага, поскольку князья не выполнили своих обязательств166.

В сентябре 1492 г. Кобленцский рейхстаг принял решение о поочажном обложении всего населения империи на войну с Францией — 1 гульден в городе и полгульдена в деревне. В декабре города и дворянство заявили о невозможности осуществления этой меры в Швабии. Последствия побора, с точки зрения прелатов, графов и магистратов городов, составивших особую инструкцию, усилили бы социальную напряженность и привели бы к крестьянскому восстанию167.

Отказ от обычая помощи императору (именно как императору), однако, был невозможен, поскольку магистраты связывали свою власть с императорскими пожалованиями. Об этом свидетельствует переписка послов Ульма и Аугсбурга, направленных осенью 1493 г. к императору. Директивы предписывали получить подтверждение права суда по делам, по которым могла быть назначена смертная казнь, и конфирмацию всех городских привилегий и вольностей. Бургомистру Аугсбурга Гансу Лангенмантелю удалось выполнить задание168. Таким образом, в начале 90-х годов политические устремления магистратов имперских городов не шли дальше укрепления власти в рамках отдельных общин.

Вормсский рейхстаг 1495 г. принял решение о едином имперском налоге, так называемом общем пфенниге. Но после окончания рейхстага Бессерер сообщил городам, что Максимилиан потребовал выплаты срочного взноса в размере 100 тыс. гульденов, причем треть этом суммы должны были внести города. Долю городов, правда, удалось снизить до 24 тыс169. На протяжении всего 1496 г. Максимилиан направлял просьбы о сборе средств швабским городам, но только в мае 1437 г. общесоюзный съезд в Ульме поручил бургомистрам Ульма и Иберлингена собрать сведения о возможностях городов, входящих в Союз, и доложить об этом на II Вормсском рейхстаге170. В сентябре 1498 г. Максимилиан по старому обычаю запросил не денег, а воинские контингенты. Эсслингенский съезд обещал предоставить ему 3 тыс. человек171. Реальную помощь император получил только как член Швабского союза в 1499 г.

Сразу же после завершения швейцарской войны начались просьбы императора о помощи. С 1489 по 1503 г. союзные собрания отвечали одинаково: к участию в финансировании войн следует привлечь также князей и курфюрстов172. На городском съезде в ноябре 1505 г. указывалось, что расходы на войны в Нидерландах, против Венгрии, против Швейцарии, а также баварская война разорительны для городов173. В 1506 г. города отказались признать разверстку, принятую Кельнским рейхстагом174. На планируемый в 1507 г. рейхстаг городской съезд решил послать представителей, которым предписывалось согласиться на помощь только людьми, если князья также примут [51] участие в разверстке. Директива требовала по возможности большего сокращения доли городов175.

Максимилиан воспользовался в мае 1507 г. правами члена Швабского союза, запросив денег для укрепления замка Рейхенау на границе с Швейцарией. Города ответили, что у них нет денег на взносы, а укрепление Рейхенау — дело империи, а не земельной организации176.

Указание на то, что Швабский союз не общеимперская, а региональная организация становится главным аргументом в отказах городов императору в 1507–1508 гг. Они соглашались помочь только в случае непосредственной угрозы наследственным землям Габсбургов, подчеркивая оборонительный характер такой помощи177. Сам Максимилиан указывал в просьбах к отдельным городам на добровольный характер их помощи и угрозу Бургундии и Австрии178.

В 1508 г. возникла угроза захвата Тироля войсками венецианцев и короля Франции. На просьбы Максимилиана о помощи Союз дал обычный ответ, сославшись на имперский характер ведущейся войны, но в 1511 г. города согласились предоставить воинские контингенты, оговорив свое решение некоторыми условиями, но ничего не сделали.

Тироль входил в сферу влияния Союза179. В 1513–1516 гг. на переговорах между союзным руководством и императором выявились основные политические требования городов. Важнейшее место занимали просьбы ликвидировать новую винную таможню, введенную герцогом Вюртемберга на границе своих владений и ущемлявшую интересы городов, особенно Эсслингена. Кроме того, опасения вызвали попытки Ульриха создать союз князей, направленный против городов Швабии (контрбунд). В феврале 1516 г. в обмен на устранение через два года Вюртембергской таможни города согласились выплатить 30 тыс. гульденов вместо 60 тыс., запрошенных императором. Но в июне 1516 г. Максимилиан заявил, что устранит таможню только через шесть лет. Союзный съезд ответил ему, что выплатит тирольскую помощь в обмен на грамоту об отмене таможни180. Захват Вюртемберга сделал это требование неактуальным.

В 1510–1511 гг. союзные города отвергли решения Аугсбургского рейхстага как слишком тяжелые для городов и заявили, что помогут при равном со всеми сословиями обложении181. Такую же реакцию вызвала разверстка, принятая в Кельне в 1512 г., на Ульмском городском съезде в выступлениях делегатов прозвучали новые требования, — подчеркивалось, что следует увеличить взносы наиболее богатых городов182.

Можно констатировать отличие позиции городов по отношению к политике Габсбургов в 1500–1512 гг. по сравнению с 1488–1499 гг. В первые годы существования Союза Фридрих и Максимилиан добились поддержки, пусть и не в полном объеме своих требований, при организации нескольких походов. После швейцарской войны власти имперских городов Швабии последовательно [52] отказывали императору, используя аргументы, встречавшиеся в политических решениях уже в 90-е годы XV в., — обеднение и региональный характер организации. Кроме того, в эти годы городские власти начали требовать уравнения положения городов и князей, увеличения доли более богатых общин.

Сближение Максимилиана о городами Швабии особенно усилилось во время Вюртембергской войны, которая показала, что защита от княжеской экспансии возможна, но исходит она не от империи, а от Габсбургов как территориальных князей, обладающих имперской короной. В то же время на примере этого столкновения видно, что применительно к тому времени нельзя употреблять понятия «внутренняя» и «внешняя» политика. Габсбурги вели княжескую войну, но они вряд ли ввязались бы в нее, не начни герцог Ульрих, как ранее швейцарцы, сближения с Францией.

Произошел почти единственный случай временного совпадения интересов императора и городов. Но войны, ведшиеся империей, по своему содержанию и целям оставались им совершенно чужды.


161 Ibid. I. S. 63–64.

162 Ibid. S. 65–66.

163 RTA MR III,1. No. 300 a-c.

164 Ibid. No. 307 a-c, 314 a-q, 342 a-d, 344 a-d, 352 a-d, 354 a-d, 355 a-c, 357 a-i; Klüpfel. II. S. 65–66, 68–73, 74–76, 88.

165 Klüpfel, l. S. 117.

166 Ibid. S. 134–136.

167 Ibid. S. 136, 139, 140.

168 Смирин. Очерки. С. 260–261.

169 Klüpfel, I. S. 171–172.

170 Ibid. S. 187, 202–203. 204–206, 210–216, 229–230.

171 Ibid. S. 264–266, 270.

172 Klüpfel, I. S. 389–390, 399–340, 436–437, 449–450, 461–472, 479, 487–488.

173 Ibid. S. 540–544.

174 Ibid. II. S. 1.

175 Ibid. S. 2–3.

176 Ibidem.

177 Ibid. S. 7–8, 14–16, 19–21, 91.

178 Lünig. IX,3. No. XLII; 13. No. XXXII.

179 Klüpfel. II. S. 21–23, 53–55; Lünig. III. Cont. 1. Fort. 2. No. XLV. Art. 79, 80, 86.

180 Klüpfel. 11. S. 59–63, 67, 69–73, 75, 77, 82, 98–99, 106, 111–117, 121, 129.

181 Ibid. S. 36, 37, 41–43, 47.

182 Ibid. S. 60–63.