начальная personalia портфель архив ресурсы

[ предыщущая часть ] [ содержание ] [ следующая часть ]


Отношения между городами

До сих пор в основе наблюдений, рассуждений и выводов было положение о равенстве и единстве внутри городской курии. Но это было далеко не так. К 20-м годам она была весьма разнородна и близка к разобщению. Главная причина этого была финансовой.

Размеры взносов в кассу Союза определялись в соответствии с доходами магистратов. Руководство городской курии в 1488, 1499, 1500, 1512–1513, 1522 гг. назначало комиссии для оценки городского имущества и доходов. Комиссарам предписывалось определить в гульденах размеры всех денежных и натуральных поступлений в городскую казну, включая доходы от домов призрения. Первоначально предполагалось взимать налоги из расчета полгульдена с каждых ста, но по требованию дворян был принят однопроцентный побор. В 1522 г. города обязывались вносить уже три гульдена со ста, но разверстка за этот год не опубликована189.

Можно выделить три группы внутри швабских городов. Ведущее положение занимали Аугсбург и Ульм. В 1488 г. им полагалось уплатить 32% общегородского сбора, в 1489 — 40%, в 1499 (на швейцарскую войну) — 34%, в 1500 — 40%, в 1512 — 53%, в 1513 г. — 45%. Ко второй группе были отнесены города, способные уплатить не менее 5% общегородского сбора. На их долю приходилось в 1488 г. 35% суммы (Эсслинген, Иберлинген, Нордлинген, Швебиш-Халл, Мемминген, Биберах), в 1489 г. — 32% (Иберлинген, Нордлинген, Мемминген), в 1499 — 35% (Эсслинген. Иберлинген, Нордлинген, Швебиш-Халл, Мемминген, Биберах), в 1500 — 24% (Эсслинген, Нордлинген, Швебиш-Халл, Мемминген). В 1512 г. городом, могущим уплатить 5% сбора, был признан только Иберлинген, но в комиссию не вошел представитель Аугсбурга, и в 1513 г. уже с его участием была проведена переоценка. В общей сложности Иберлинген, Нордлинген и Мемминген должны были уплатить 20% всей суммы. В третью группу входили города, способные уплатить не более 4% сбора190.

Капитанами городской курии были только бургомистры и экс-бургомистры Аугсбурга и Ульма, а советниками при них состояли в разные годы бургомистры и экс-бургомистры Нюрнберга, Эсслингена. Меммингена, Иберлингена, Нёрдлингена, Швебиш-Халла, Швебиш-Гмюнда, Равенсбурга, Бибераха, Кемптена191.

В 1450, 1496, 1498 гг. городские съезды обязали города уплатить Ульму 3604 гульдена долга, возникшего потому, что ульмский магистрат внес за них деньги в общую кассу192. Просьбы об отсрочках платежей, повышении налогов с Ульма, Аугсбурга, дворянства, сокращении союзных расходов, исходившие от разных городов, подавались в 1494, 1498, 1505, 1516, 1517 гг193. Наиболее остро напряженность в отношениях между городами проявилась в начале 20-х годов. В 1520 г. Ройтлинген, Гейльбронн и Швебиш-Халл потребовали [55] сокращения своей доли194. В декабре 1521 г., когда встал вопрос о дальнейшем продлении Союза, магистраты Меммингена, Равенсбурга, Пфуллендорфа, Вангена, Лейткирха и Бухорна подали жалобу императору, в котором заявили, что не хотят оставаться в организации. Их позиция объяснялась ухудшением финансового положения городов в результате войн. Политических причин для продления Союза городские власти не находили, так как у этих городов не было конфликтов ни с князьями, ни с другими городами. Авторы жалобы подчеркивали неравноправное положение более бедных общин в организации195.

Петиция отражала действительное положение дел. В 1520 и в 1522 г. городские съезды напомнили членам Союза, что они задолжали Ульму 4 тыс., а Нюрнбергу и Аугсбургу — 8 тыс. гульденов. Долг образовался в ходе войны за Вюртемберг, когда Ульм, Нюрнберг и Аугсбург оплатили все расходы, став кредиторами своих союзников196.

Представляется возможным констатировать отсутствие фактического равенства между городами, входившими в Швабский союз, влияние в организации крупнейших городов Швабии и Нюрнберга.

Таким образом, к 20-м годам XVI в. внутри Союза сложилось три группы противоречий (не считая отношений с дворянством). Это были княжеско-городские противоречия; противоречия между императором и городами. Наконец, это были противоречия внутри городской курии.

Можно проследить постепенное развитие политических требовании городских властей, в 90-е годы дело не шло дальше конфирмации их привилегий. Впрочем, в 1495–1498 гг. города регулярно участвовали в работе рейхстагов, хотя к участию в выработке решений не допускались197. Затем были предприняты попытки расширить власть Союза и с помощью императора оказать сопротивление экспансии одного из князей. Наконец, почти перед самым началом Реформации было сформулировано требование участия в имперских делах, что тогда означало предоставление равных с князьями прав на рейхстагах: в 1516 г. на союзном съезде в Аугсбурге впервые было высказано мнение, что помощь императору следует оказывать, если он будет советоваться о сословиями в военных делах198.

Таким образом, можно заключить, что к началу Реформации сложилась единая позиция городов, намеревавшихся изменить свой политико-правовой статус. [56]


189 Klüpfel, l. S. 21–25, 31–33, 405; II. S. 59–60, 63, 225, 228.

190 Ibid. l. S. 32, 33, 68–70, 350–357, 363, 405–406; II. S. 60–62, 72–73.

191 Ibid. I. S. 14, 23–25, 78, 112, 164, 177, 218–219, 343, 361–363, 404–405. 432, 460–461, 530; 11. S. 1, 27, 38–39, 47, 59, 69–70, 97, 141, 151, 182, 183. 204.

192 Ibid. l. S. 77.

193 Ibid. l. S. 100, 202, 251–252, 254–256, 534–535; II. S. 135, 136.

194 Ibid. II. S. 183.

195 Ibid. 11. S. 220–221.

196 Ibid. II. S. 187, 228–233.

197 Isenmann. Op. cit.; Schmidt H. Chr. Op. cit. S. 27.

198 Klüpfel. II. S. 130.