начальная personalia портфель архив ресурсы

[ предыщущая часть ] [ содержание ]


Великая суббота

Апостолы пребывали в покое. Иисус не стал царем иудейским, все надежды рухнули.

Не апостолы, а Иосиф Аримафейский и фарисей Никодим, тайно приходивший беседовать со Христом, похоронили Его. До склепа в саду Иосифа, где это совершилось, их проводили Мария Магдалина и Мария Иосифова, которые в субботу ожидали, когда можно будет возлить ароматы на тело Христа. А апостолы пребывали в покое. [273]

И первым, еще не взойдя к Отцу, Он явился Марии Магдалине. В отличие, наверное, от большинства учеников и последователей Христа, жены–мироносицы не связывали с Ним честолюбивых замыслов. Но все же Магдалина была первой.

Все случившееся тогда истолковывалось несчетное число раз, но тем и отличается священная история от истории просто, Священное Писание от исторического повествования, что заключает в себе бесконечно много смыслов, возникающих в разные эпохи и осознающихся по-разному разными людьми и в разных обстоятельствах. И смыслы эти возникают, когда истолковывается и жизнь одного человека, и история нации.

Великая суббота — это день меж эпохами Ветхого и Нового Завета. Никто еще не осознал, что смерть Сына Человеческого есть начало новой жизни, в которой все, что казалось столь привлекательным прежде, становится если не бессмысленным, то приобретает иной смысл — не обязательно противоположный, но иной. И совсем странно в этой новой жизни ждать того, что у нас Христово Воскресенье «воспразднуется прежде, чем у других народов». Это означает, что нация, претендующая на такое первенство, все еще живет по Ветхому Завету.

Те изменения, которые уже более десять лет переживает Россия, не привели к тому, чего ждали многие. А ждали они земного величия, богатства, власти. Многие из них злонамеренны, но многие растеряны, не готовы принять новую реальность.

Кто первым встретит Его, — не угадать. Не дождаться ведь ни того, что Христос всенепременно явится в России прежде, чем в других странах, ни того, что новая Россия чудесным образом воскреснет без нашего участия. Но чтобы начать действовать, надо обрести покой.

То время, в котором мы живем, это Великая суббота, не принадлежащая ни ветхо-, ни новозаветной эпохе. Это день покоя, который может быть и покоем отчаяния, и покоем веры, и покоем выполненного или выполняемого долга.