шуховская башня

Говорит
Москва

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс

Е. Перемышлев

Материалы для «Словаря советской культуры»

 

Милиционер

 

Милиционер, а, м. 1. Должностное лицо милиции (во 2 знач.) по охране общественного порядка (нов.). – Толковый словарь русского языка. Том II. Л-Ояловеть. М., 1938, стб. 212.

 

В бытовом сознании, как правило, понятие «милиционер» составляет нечто нерасчленимое – так, к строкам из стихотворения С. Михалкова «А что у вас»:

Вот у Коли, например,
Мама – милиционер

в качестве иллюстрации дана фигура, по видимости, регулировщицы (Михалков 1960, 13). Между тем, функции постового милиционера, агента уголовного розыска и милиционера, наблюдающего за дорожным движением, абсолютно различны.

Наиболее часто понятие это проецируется на регулировщика дорожного движения. Образ регулировщика был широко растиражирован в кинематографе за счет подчеркнутой зрелищности, которой отличаются его действия: « На одного особенно грациозного регулировщика… специально при ходили полюбоваться. В белых перчатках, маленький, изящный, как балерина, он выделывал настоящие пиру эты среди редких машин на углу проспекта 25-го Октября и улицы Бродского» (Герман 2000, 46). К этому добавляется и важнейшая деталь, с которой связана деятельность регулировщика – будка. Прежде она была двухэтажной и деревянной, со временем она стала стеклянной, а второй этаж вознесся над землей, утеряв первый (теперь роль его выполняла металлическая лестница).

Форма милиционера была также очень заметна: «… высокие каски с синей звездой (летом белые, зимой серовато-синие), ярко-голубые петлички с красными кантами и серебристыми лыч ками. У командиров на петлицах золотые горизонталь ные просветы и серебряные звездочки. В ту пору мили цейский комсостав имел те же… звания, что и в НКВД…» (Герман 2000, 45). Подчинявшаяся до 1931 года местным Советам милиция была передана Наркомату внутренних дел, что отразилось на отношении к ней рядовых граждан. И много позднее действовала инерция, так, в 1955 году приезжий заметил в Москве «властно махавших жезлами, милиционеров, одетых в упраздненную в Ленинграде форму с голубыми околышами, которая здесь, в столице, была знаком принадлежности к московской и особенной милиции, еще недавно милиции МГБ (в новой форме с красным прибором ходили тоже, но, видимо, обычные милиционеры)» (Герман 2000, 249).

Связь с этим ведомством, куратор которого Л. Берия был арестован и расстрелян, подорвала престиж милиции. Серия особых мероприятий, в том числе конкурс на лучшее литературное произведение о милиции, была направлена в пятидесятых годах на повышение этого престижа. Немалую роль тут сыграли поэма С. Михалкова «Дядя Степа – милиционер» (1954), а также фильмы «Дело Румянцева» (1955), «Ночной патруль» (1957), «Дело "пестрых"» (1958) и др.

Не только отношение к милиции, но и облик и поведение милиционера во времени менялись. Если в тридцатых годах милиционеры на улицах отдавали честь редким орденоносцам (Герман 2000, 30, 40), то после войны милиция не особо церемонилась. Как вспоминает мемуарист, возле кинотеатра перед детским сеансом толпились оравы мальчишек: «Всегда присутствовала милиция. Однажды милиционер сорвал с меня шапку и далеко отбросил – так обращались с детьми, которые лезли без очереди, и я помимо страха и позора испытал чувство несправедливости, поскольку и рад бы пролезть, но боялся» (Герман 2000, 116).

Способствовало новому положению и то, что после войны сменилась милицейская форма: «Стали похожими на городовых милиционеры: низкие кубанки, красный револьверный шнур, а у транспортной милиции еще и шашка… и пронзительно малиновые фуражки» (Герман 2000, 120 ).

Постепенно статус милиции снижался, что, в конце концов, привело к появлению анекдотов, где милиционеры представали как полные идиоты и неумехи, а в постмодернистстком искусстве фигура «милицанера» стала одной из наиболее популярных. Отдельные попытки вновь поднять престиж милиции, предпринятые в конце шестидесятых и семидесятых годах, когда появились повесть Б. Васильева «Самый последний день» и телевизионные сериалы «Следствие ведут знатоки» и «Рожденная революцией» (1974-1977), успехом не увенчались, несмотря на популярность у зрителей первого из названных сериалов. Неявно сыграло роль то же разделение по функциям – «Знатоки» работали в уголовном розыске, когда повседневно граждане имели дело с обычной милицией. При этом регулировщиков становилось все меньше, их заменяли светофорами.

 

Литература:

Михаил Герман. Сложное прошедшее. СПб., «Искусство-СПб», 2000.

Сергей Михалков. Стихи и сказки. М., Государственное издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР, 1960.

 

 

Техническая эстетика и промышленный дизайн, № 4, 2006

 

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс