шуховская башня

Говорит
Москва

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс

ПЕРСОНАЛИИ

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

ПРУТ, Иосиф Леонидович (1900-1996), советский драматург, сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1983).

Родился 18 ноября 1900 года в Таганроге. Так как родственники Прута были чрезвычайно богаты, то когда у шестимесячного ребенка был обнаружен туберкулез в острой форме, его отправили на лечение в Швейцарию. После нескольких приездов на родину и недолгого обучения в Ростовской гимназии с 1914 г. он живет там постоянно. Окончив в 1918 г. Эколь Нувэль в Шаи под Лозанной, где также обучались мальчики разных национальностей и различного достатка, он поступает в Политехнический институт в Париже, но поскольку продолжается Первая мировая война, вскоре уходит добровольцем на фронт и служит в Русском Экспедиционном корпусе, награжден Преображенским крестом. Вернувшись в 1919 г. на родину, участвует в боях в составе Первой Конной армии Буденного. Был помощником командира взвода 36-го полка 6-й Кавдивизии, командовал эскадроном, служил в Особой продовольственной комиссии Кавказского фронта, был начальником Транспортного управления. С 1922 г. живет в Москве, сотрудничает в «Крестьянской газете», газетах «Кооперативный путь» и «Вечерняя Москва», работает в пресс-бюро Центросоюза. Во время Великой Отечественной войны служил на передвижном танкоремонтном заводе, был начальником клуба 222-й Смоленской Краснознаменной стрелковой дивизии, при этом регулярно ходил с разведчиками в тыл врага, награжден медалью «За боевые заслуги».

Авантюризм в сочетании с огромным везением характерен не только для биографии, но и для литературной деятельности Прута, который начал печататься как журналист еще в 1919 г. в армейской газете. Смелость, общительность плюс хорошее образование, помноженные на необычный жизненный опыт, помогли этому не блиставшему талантами человеку, который всегда брался за темы, если и не животрепещущие, то без сомнения конъюнктурные, держаться на поверхности в самые трудные исторические периоды.

Подавляющее большинство пьес Прута так или иначе повествует об армии социалистического государства, в зависимости от избранного автором момента, Красной или Советской. Пьеса «Князь Мстислав Удалой» (пост. в 1932 г.) рассказывает о том, как героически погибла команда бронепоезда, окруженная бандами Мамонтова. Затем последовали пьесы «Я вас люблю» (1935), написанный совместно с братьями Тур «Восточный батальон» (1935), «Год девятнадцатый» («Член Реввоенсовета», 1936), посвященная обороне Астрахани, историческая хроника «Дорога на Юг» (пост. в 1938 г.), также о событиях революционного прошлого, «Артиллеристы» (пост. в 1939 г.), «Две ночи» (1940), «Тихий океан» (пост. в 1947 г.), и написанная совместно с Н. Шпановым «Западная граница» (1949), о тематике которых нетрудно догадаться по названиям. Следует лишь добавить, что большинство пьес Прута поставлены в театре Красной Армии, с которым долгие годы был связан драматург. Из других работ можно вспомнить, написанную в соавторстве с В. Кожевниковым, пьесу «Судьба Реджинальда Дэвиса» (1947), разрабатывающую, по формулировке, заимствованной из старой театральной энциклопедии, «тему мира», а также инсценировку романа А. Фадеева «Разгром» (1955), шедшую в Астраханском и Петропавловском-на-Камчатке театрах, и сделанную для Московского театра сатиры инсценировку романа Ги де Мопассана «Милый друг» («Господин Дюруа», 1950).

Начало кинематографической деятельности Прута относится еще ко времени армейской службы, позднее с 1924 по 1928 г. он работал на киностудии «Межрабпом-Русь», а с 1928 по 1932 г. на Ленинградской кинофабрике. Среди фильмов, сделанных по его сценариям, заметное место занимают также ленты военно-патриотической или патриотической тематики. Среди не всегда ловких, а иногда и попросту чудовищных поделок, вроде картины «"Богатырь" идет в Марто», выделяется такой несомненный шедевр, как лента «Тринадцать» режиссера М. Ромма, который был также и соавтором сценария. Высокий правительственный заказ сделать картину по сюжету напоминающую фильм «Потерянный патруль» Д. Форда, оказался не только выполнен, но, в определенном смысле, эта лента одна из первых, сделанных в таком своеобразном жанре, как истерн. Сходную задачу – создать советский вариант фильмов с Диной Дурбин и Марикой Рёкк – решали авторы, делая картину «Моя любовь», триумфально прошедшую по экранам страны и открывшую такую актрису, как Л. Смирнова.

Впрочем, искусство для Прута, острослова, собеседника и приятеля едва ли не всех самых знаменитых писателей и актеров довоенного и послевоенного периода, было не самоцелью, а способом существования. Его устные рассказы и байки, которыми он и прославился в среде ценителей этого непростого искусства, отчасти запечатлены в книге мемуаров, вышедшей через несколько лет после смерти автора.

И.Л. Прут умер 16 июля 1996 в Бресте во время очередной поездки по стране.

 

Евг. Перемышлев

 

Избранная фильмография

 

Необычайные приключения мистера Веста в Стране большевиков (1924), актер

Сто двадцать тысяч в год (1929), сценарист (совм. с Г. Черняком)

Огонь («Костер с далекой реки») (1931), сценарист

Человек из тюрьмы («Человек за решеткой») (1931), сценарист

Запах великой империи (1932), сценарист (совм. с М. Герасимовым)

Для вас найдется работа (1932), сценарист (совм. с И. Траубергом)

Лес (1932), автор темы

Тринадцать (1937), сценарист (совм. с М. Роммом)

Год девятнадцатый (1938), сценарист (совм. с И. Траубергом)

Пограничная застава (1938), сценарист

Эскадрилья № 5 (1939), сценарист

Моя любовь (1940), сценарист

Секретарь райкома (1942), сценарист

Сын бойца (новелла в киноальманахе «Боевой киносборник» № 12) (1942), сценарист

Одна семья, (1943 (фильм на экраны не вышел), сценарист (совм. с Л. Вайсенбергом и М. Джалалом)

Мальчик с окраины (1948), сценарист (совм. с В. Кожевниковым)

В мирные дни (1951), сценарист

«Богатырь» идет в Марто (1954), сценарист

Случай с ефрейтором Кочетковым (1955), сценарист

Девичья весна (1960), сценарист (совм. с М. Долгополовым и Н. Надеждиной)

Здравствуйте, дети! (1962), сценарист (совм. с И. Донской)

Ждите нас на рассвете (1964), сценарист (совм. с Э. Лотяну)

Последняя ночь в раю (1965), сценарист (совм. с Г. Маларчуком)

Сурайя (в прокате под назв. «Жизнь прошла ночью») (1966), сценарист (совм. с У. Назаровым)

Чернушка (1967), сценарист (совм. с Ш. Махмудбековым)

Взрыв после полуночи (1969), сценарист (совм. с Э. Карамяном)

Совесть заела (сюжет в киножурнале «Фитиль» № 90) (1970), сценарист

За час до рассвета, тв (1973), сценарист

 

Избранные сочинения

 

И. Прут, М. Ромм. Тринадцать. – В сб.: «Избранные сценарии советского кино», т. 1. М., 1951.

И. Прут. Секретарь райкома. – В сб.: «Избранные сценарии советского кино», т. 4. М., 1951.

Иосиф Прут. Пьесы. М., 1951.

Иосиф Прут. Пьесы. М., 1963.

Иосиф Прут. [Размышления о немом кино]. – «Искусство кино», 1996, № 4.

Иосиф Прут. Неподдающийся. М., 2000.

 

Литература

 

О. Леонидов. «Год девятнадцатый». [Рец.]. – «Искусство кино», 1938, № 6.

А. Софронов. «Секретарь райкома». [Рец.]. – «Известия», 1942, 3 декабря.

К. Поздняев. «В мирные дни». [Рец.]. – «Искусство кино», 1951, № 3.

О. Обручева. Мы – за мир! – «Комсомольская правда», 1951, 22 апреля.

И. Фролов. «Случай с ефрейтором Кочетковым». [Рец.]. – «Красная звезда», 1955, 27 сентября.

Ю. Ханютин. Когда пушки стреляют... – «Искусство кино», 1965, № 5.

 

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс