шуховская башня

Говорит
Москва

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс

ПЕРСОНАЛИИ

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

УШАКОВ, Николай Николаевич (1899-1973), советский поэт, переводчик. Родился 6 июня 1899 года в Ростове Ярославской губернии. Отец – артиллерийский офицер, мать умерла, когда ребенок не достиг еще и четырех лет. Детство Ушаков провел в поместье бабушки, расположенном в той же Ярославской губернии. Несомненно, повлияла на него и семейная история, насыщенная и разнообразная: дед – поручик Семеновского полка был приговорен к расстрелу, впоследствии замененному ссылкой, за пропаганду среди рабочих, бабушка состояла в родстве с Трубецкими, прадед – участник Бородинского сражения, еще один прадед также участник Отечественной войны 1812 года, был связан со ссыльными декабристами. В 1908 г. дед отвез мальчика в Киев, где тот поступил в 1-ю Киевскую гимназию, которую впоследствии закончил с золотой медалью, там же в 1924 г. он закончил юридический факультет Института народного хозяйства.

В начале творческого пути Ушаков выступал как еженедельный кинорецензент в одной из киевских газет, пробовал писать сценарии (начатые было съемки по одному из них так и не были доведены до конца, а готовый фильм, снятый по другому сценарию, лег на полку), сочинял стихотворные фельетоны и пьесы для «Синей блузы».

К 1923 г. относится первая публикация Ушакова – стихотворение «Россия» появилось в киевской газете «Пролетарская правда». Несмотря на, казалось бы, малый литературный стаж, уже в 1924 г. поэт читает лекции по поэтике в «Студии художественного слова», а с конца двадцатых годов по начало тридцатых ведет литературное объединение в Киевском Дом печати. Сам Ушаков поначалу входил в группу молодых поэтов «Майна», а впоследствии заявил о своей приверженности конструктивизму. Однако связь с конструктивистами была скорее формальная, чем действительная.

В прославившей его книге 1927 г. «Весна Республики» есть стихотворение «Кладбище паровозов». Такие кладбища, на которых покоились старые машины, – нередкое явление в двадцатых годах – были чрезвычайно живописны (достаточно сказать, что Б.М. Кустодиев призывал молодых художников использовать столь замечательный художественный мотив). О подобном кладбище, протянувшемся от Поста-Волынского почти до Святошина, и написал стихи Ушаков, но строки его окрашены не столько пафосом нового индустриального мира, сколько восторгом перед красотой и силой машин, смешанным с грустью, ведь жизнь их так же приходит к концу, как жизнь человеческая. А потому возвышенная интонация внезапно сменяется элегической, начав с оды: «Неистово ликуя и свища, // окутываясь паром светло-серым, // они летели, // эти «С» // и «Щ», // к незабываемым дебаркадерам», поэт заканчивает эпитафией: «В них золотые бились пламена, // но сердце стало. // Подойди, прохожий! // Такой погост // людских погостов строже, // благослови // стальные имена».

Если говорить о ранних стихах Ушакова и созвучности их с какими-либо исканиями советского искусства, совершенно очевидно, что ему близки работы художников группы ОСТ, причем не эпические полотна А. Дейнеки, а более лиричные работы С. Лучишкина и особенно А. Лабаса, у которого новый созидающий мир – аэропланы, дирижабли, железная дорога – соседствует с чуть потеснившимся миром природы – зеленью деревьев, небесной голубизной, хлопотливостью улиц и площадей.

За сборником «Весна Республики», составленным из стихотворений перед тем увидевших свет в таких московских изданиях, как газета «Комсомольская правда», журналы «Молодая гвардия», «Новый мир» и «Новый ЛЕФ», и получивших высокие оценки в прессе, последовали и другие, о тематике и пафосе которых говорят значимые названия «Горячий цех» и «Календарь» (обе – 1933), «Мир для нас» (1935). Поездки по всей стране, часто по жестокому бездорожью, отразились в очерковых книгах «Путешествия» (1940) и «Новые путешествия» (1948). Из иных прозаических произведений стоит также упомянуть своеобразную историю любимого им Киева «Повесть быстротекущих лет» (1960-1970) и автобиографический роман «Вдоль горячего асфальта» (1965). Поэтические сборники «Северное сияние» (1947), «Веснодворец» (1962), «Теодолит» (1967), «Я рифмы не боюсь глагольной…» (1970) и вышедший вскоре после смерти сборник «Якоря земли» (1974) вновь подтвердили, что Ушакова по заслугам считают замечательным мастером стиха.

Причиной, почему громкая слава обошла поэта, было и то, что жил он не в столичных городах, а в культурном, но все-таки почти периферийном Киеве, а также ровная судьба как бы противоестественная для русской поэзии, где трагедия следует за трагедией, а высокий драматизм судьбы считается для поэта «хорошим тоном». Тем не менее, некоторые строки Ушакова стали крылатыми, в частности, афористическая концовка стихотворения «Вино», посвященного будто бы долготерпению этого напитка, лишь постепенно обретающего крепость и аромат, в то же время рисует и судьбу любого затворника, в частности, стихотворца, живущего несуетно и копящего мудрость: «Чем продолжительней молчанье, // Тем удивительнее речь».

Ушаков усиленно занимался стихотворным переводом, например, переводил он немецких поэтов Г. Гейне и Н. Ленау, осетинского поэта К. Хетагурова, узбекского поэта Мукими, а кроме них поэтов лезгинских, казахских, еврейских, монгольских, армянских и венгерских. Отдельная тема – его вклад в культуру Украины. Ушаков был наставником нескольких своеобразных украинских поэтов, много перевел с украинского языка, причем, переводил не только стихи, но и прозу, а также редактировал чужие переводы, можно вспомнить хотя бы собрания сочинений, однотомники или отдельные книги Т. Шевченко, М. Коцюбинского, И. Франко, П. Тычины. Принадлежат ему и очень интересные, по-своему увлекательные статьи о литературе, искусстве перевода и поэтическом искусстве.

Умер Н.Н. Ушаков в ночь на 17 ноября 1973 года в Киеве.

 

Евг. Перемышлев

 

Сочинения

 

Николай Ушаков. Лирика. М., 1961.

Николай Ушаков. Состязание в поэзии. Разведка спором. Воспоминания. Портреты. Теория поэзии. Искусство перевода. Киев, 1969.

Николай Ушаков. Мой век. М., 1973.

Николай Ушаков. Стихотворения и поэмы. Л., 1980.

Николай Ушаков. Избранное. М., 1990.

 

Литература

 

В. Дынник. Дружба подсолнуха с домнами. – «Литературная газета», 1934, 6 февраля.

М. Рыльский. Взыскательность поэта. – «Литературная газета», 1951, 21 июня.

В. Тельпугов. Николай Ушаков. Критико-биографический очерк. М., 1961.

М. Новикова. Мир, на образ множимый. Литературно-критический очерк. Киев, 1970.

Л. Озеров. Фруктовая вода предместий. – В кн.: Л. Озеров. Мастерство и волшебство. М., 1972.

О Николае Ушакове. Статьи, очерки, воспоминания. Киев, 1977.

Е. Адельгейм. Остаются стихи. Очерк творчества Н. Ушакова. М., 1979.

А. Урбан. Новая гармония: Николай Ушаков. – В кн.: А. Урбан. В настоящем времени. Л., 1984.

 

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс